ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1603/20 от 24.08.2020 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                        Дело № А37-1603/2020

25 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2020

Решение в полном объёме изготовлено 25.08.2020

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Липина В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <...>, дело по заявлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным приказа от 29.05.2020 № 01-12/72

при участии представителей:

от заявителя – не явился;

от ответчика – ФИО1, начальник отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства, доверенность от 13.01.2020 № 01-10/37, удостоверение, копия диплома;

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, администрация Тенькинского городского округа Магаданской области (далее также – Администрация Тенькинского городского округа, Администрация), 03.07.2020 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 25.06.2020 № 2305 о признании недействительными приказа ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее – УФАС по Магаданской области), от 29.05.2020 № 01-12/72 «О проведении внеплановой камеральной проверки» и решения Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 09.06.2020 по делу № 049/06/99-213/2020 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Определением от 31.07.2020 по настоящему делу судом принят отказ заявителя от заявленного требования в части признании недействительным решения УФАС по Магаданской области от 09.06.2020 по делу № 049/06/99-213/2020 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, производство по делу в части указанного требования прекращено.

В соответствии с оспариваемым в настоящем деле приказом антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой камеральной проверки в отношении заказчика Администрация Тенькинского городского округа при проведении электронных аукционов: «Благоустройство общественной территории жилых домов № 10, 13 по ул. Мира в п. Усть-Омчуг, Магаданской области» (реестровый номер извещения - 0347300007620000021); «Благоустройство общественной территории жилого дома № 20 по ул. Тенькинская в п. Усть-Омчуг, Магаданской области» (реестровый номер извещения - 0347300007620000022); «Благоустройство общественной территории сквера Победы по улице Горняцкая в поселке Усть-Омчуг» (реестровый номер извещения  0347300007620000026).

В обоснование требований заявитель сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Правительства РФ № 438), Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

Информация о назначении судебного разбирательства по данному делу в соответствии со статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ, к судебному заседанию представил ходатайство от 17.082020 № 2968 о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.

К судебному заседанию ответчиком представлены дополнительные письменные пояснения от 19.08.2020 б/н.

20.08.2020 заявителем в дело представлено мнение от 19.08.2020 № 3014 на дополнительные письменные пояснения УФАС России по Магаданской области от 19.08.2020 б/н.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения заявленного требования возражал по основаниям, изложенным в отзыве от 16.07.2020 № 01-10/2443, дополнительных письменных пояснениях от 19.08.2020 б/н, дал устные пояснения по существу возражений, в частности пояснил, что в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учётом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется контрольным органом в сфере закупок, путём проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Полномочия по проведению внеплановых проверок также закреплены в пункте 5.3.7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и пункте 7.5 приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы».

Подпунктом «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одним из оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 ФАС России необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.

С указанной целью УФАС России по Магаданской области ведёт постоянный мониторинг единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), в частности, мониторинг закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов.

Оспариваемый приказ издан в связи с выявленными в результате осуществления антимонопольным органом постоянного мониторинга электронных площадок, признаков нарушений требований действующего законодательства в сфере государственных закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов.

Также представитель ответчика отметил, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Федеральный закон № 98-ФЗ) и постановлением Правительства РФ № 438 определены особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности на период до 31.12.2020.

Так, названным постановлением на 2020 год установлен мораторий на проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Мораторий на проверки, введённый постановлением Правительства Российской Федерации, распространяется на все виды проверок, которые проводятся по правилам Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 14 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, в том числе контроля в сфере закупок, осуществляемого на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются.

При таких обстоятельствах ответчик полагает, что основанием для проведения контрольного мероприятия правомерно указан Закон о контрактной системе, а постановление Правительства РФ № 438 к рассматриваемым правоотношениям не применяется.

Приобщил в материалы дела выписку Минэкономразвития России от 26.05.2020 № АД/44432/20.

Установив фактические обстоятельства дела, заслушав доводы и возражения представителя ответчика, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к следующему.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина либо юридического лица (часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия), что предписано положениями пунктом 5 статьи 200 АПК РФ.

Однако, вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него частью 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что 26.03.2019 Заказчиком, Администрацией Тенькинского городского округа, в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Благоустройство общественной территории жилых домов № 10, 13 по ул. Мира в п. Усть-Омчуг, Магаданской области» (реестровый номер извещения № 0347300007620000021). Начальная (максимальная) цена контракта - 11 057 300,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.04.2020 17:30. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.04.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме - 07.04.2020.

В соответствии с протоколом № 11ЭА-20 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.04.2020 на участие в аукционе была подана одна заявка - ООО «КОДРА», признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта - 3 814 340,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.04.2020 17:30. Дата окончания срока рассмотрение первых частей заявок участников - 06.04.2020. Дата проведения аукцион в электронной форме - 07.04.2020.

В соответствии с протоколом № 15ЭА-20 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.04.2020 на участие в аукционе была подана одна заявка - ООО «КОДРА», признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта -5 987 940,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 09.04.2020 17:45. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 10.04.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме -13.04.2020.

В соответствии с протоколом № 19ЭА-20 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.04.2020 на участие в аукционе была подана одна заявка - ООО «КОДРА», признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные закупки проведены в рамках Национального проекта «Жильё и городская среда».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, определена Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).

Согласно пункта 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждённого приказом ФАС РФ от 23.07.2015 № 649/15), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учётом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется контрольным органом в сфере закупок, путём проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе одним из оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека определены приоритетные направления и цели (национальные проекты).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 ФАС России необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.

В связи с чем, ФАС России в своём поручении территориальным органам ФАС России, выраженном в письме от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19 (т. 1 л.д. 58, 59), указало на необходимость усиления контроля и проведения внеплановых проверок закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов.

Из пояснений представителя ответчика следует, что с указанной целью УФАС России по Магаданской области ведётся постоянный мониторинг единой информационной системы в сфере закупок (zaknpki.gov.ru), в частности, мониторинг закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов.

Так, при анализе электронных аукционов «Благоустройство общественной территории жилых домов № 10, 13 по ул. Мира в п. Усть-Омчуг, Магаданской области» (реестровый номер извещения № 0347300007620000021).; «Благоустройство общественной территории жилого дома № 20 по ул. Тенькинская в п. Усть-Омчуг, Магаданской области» (реестровый номер извещения № 0347300007620000022); «Благоустройство общественной территории сквера Победы по ул. Горняцкая в п. Усть-Омчуг» (реестровый номер извещения № 0347300007620000026), проводимых в рамках национального проекта «Жильё и городская среда», начальником отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства УФАС России по Магаданской области ФИО1 были выявлены признаки нарушений законодательства о контрактной системе, о чём доложено руководителю Управления в докладной записке (т. 1 л.д. 61).

В судебном заседании установлено, что приказ УФАС России по Магаданской области от 29.05.2020 № 01-12/72 «О проведении внеплановой камеральной проверки» (т. 1 л.д. 62, 63) издан на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе с целью контроля за соблюдением заказчиком требований законодательства о закупках.

Камеральная проверка проведена УФАС России по Магаданской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907, письма ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19.

При этом суд отмечает, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ) и постановлением Правительства РФ № 438 определены особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности на период до 31.12.2020.

Так, постановлением Правительства РФ № 438 на 2020 год установлен мораторий на проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 стать 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ № 438 положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

Вместе с тем, в силу пункта 14 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах довод Администрации Тенькинского городского округа о том, что приказ УФАС России по Магаданской области от 29.05.2020 № 01-12/72, издан в противоречие постановления Правительства РФ № 438 в связи, с чем является недействительным, оценивается судом критически и признаётся несостоятельным.

На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что оспариваемый приказ УФАС России по Магаданской области «О проведении внеплановой камеральной проверки» является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьёй 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении администрации Тенькинского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Вступившее в законную силу решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение выполнено в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены или вручены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья                                                                                                                       В.В. Липин