АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-1678/2007-5/9/15/9
28.12. 2007г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.12.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 28.12.2007 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей – Кушниренко А.В., Липина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в помещении суда по адресу: г. Магадан, ул. К. Маркса, д. 62, 3 этаж, зал № 1,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СОЛВЕР-ТРАСТ»
о признании недействующими п.1-3 Постановления мэра г. Магадана от 29.12.2006 г. № 2555 «Об утверждении порядка определения арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан», п.15, п.29 соответственно приложений № 1, № 2 к данному постановлению
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Захарова Н.В., адвокат доверенность от 07.08.2007 г. б/н;
от ответчика –Сердюкова И.В., начальник организационно-правового отдела КУМИ г. Магадана, доверенность от 10.09.2007 г. № 784,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «СОЛВЕР-ТРАСТ» (далее- ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ», Общество), обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением о признании недействующими: частично пункты 1-3 постановления мэра г. Магадана от 29.12.2006 г. № 2555 «Об утверждении порядка определения арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан»; п.15 Перечня видов использования земельного участка и величины коэффициента, учитывающие вид использования земельного участка, Приложения №1 в части установления величины коэффициента К2-10,0, п.29 Приложения № 2 к оспариваемому постановлению.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (т.1 л.д. 1-8), уточнении к заявлению (т.1 л.д. 57-59), письменных пояснениях (т.2 л.д. 15-16, 77-78), сослалась на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. №182-О, а также на судебную практику. Считает, что пункт 1 постановления мэра г. Магадана № 2555 от 29.12.2006 г., которым утвержден Порядок определения арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан» согласно приложению № 1, в части утверждения:
- пункта 1.2. Приложения № 1 к указанному постановлению мэра в части включения в формулу расчета базового размера для исчисления годовой арендной платы коэффициента градостроительной ценности (К1), пункта 15 Перечня видов использования земельного участка и величины коэффициента, учитывающие вид использования земельного участка, Приложения № 1 в части установления величины коэффициента К2 - 10,0;
- пункт 2 названного постановления мэра г. Магадана, которым утверждено описание границ, коэффициентов градостроительной ценности (К1), действующих на территории муниципального образования «Город Магадан» согласно приложению № 2, в части утверждения пункта 29 Приложения № 2;
- пункт 3 указанного постановления мэра г. Магадана в части установления размера базовой ставки 10,50 руб./кв.м;
не соответствуют пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 ст. 65 Земельного Кодекса РФ, статье 4, пункту 2 статьи 9 ФЗ РФ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1 л.д.148-150), письменных пояснениях от 15.10.2007 г. (т.2 л.д. 19-22), дополнительных возражениях от 15.11.2007 г. (т.2 л.д. 79), письменных пояснениях от 19.11.2007 г. (т.2 л.д. 130-131), и в обоснование возражений пояснила, что в соответствии с пунктами 2.1. и 9.5. Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 г. № 125-Д, предоставление земельных участков осуществляется на основании постановлений мэра города Магадана; порядок расчета арендной платы за пользование арендуемыми земельными участками утверждается постановлением мэра города Магадана; базовая ставка для исчисления годовой платы за единицу арендуемой площади земельного участка (1 кв.м) устанавливается постановлением мэра города Магадана.Постановлением мэра г. Магадана от 29 декабря 2006 г. № 2555 утвержден порядок определения арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан».
Оспариваемым заявителем пунктом 3 постановления мэра г. Магадана от 29.12.2006 г. №2555 установлена с 01.01.2007г. расчетная величина для исчисления годовой арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан» для всех категорий арендаторов в размере базовой ставки 10,50 руб./ кв.м.Ответчик считает, что данный показатель является экономически обоснованным, так как определен с учетом коэффициента инфляции - дефлятора, рекомендованного Минэкономразвития России в размере 112 % к уровню 2007 г. (9,42x112%).Решением Магаданской городской Думы от 16.06.2005 г. № 80 Д «Об утверждении коэффициентов градостроительной ценности для расчета земельного налога на 2005 год» на территории Муниципального образования «Город Магадан» утверждены коэффициенты градостроительной ценности (К1). Пунктом 29 указанного решения К1 установлен - 7,67. Кроме того, пунктом 4 данного решения предложено мэру города Магадана привести в соответствие с принятым решением Магаданской городской Думы изданные им нормативные правовые акты. С учетом принятого решения Магаданской городской Думы от 16.06.2005г. № 80-Д при подготовке оспариваемого постановления были учтены утвержденные коэффициенты.Ссылку заявителя на решение Магаданской городской Думы от 16.06.2005 г. № 85-Д «Овведении земельного налога на территории муниципального образования «Город Магадан»,которое определяет налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплатыземельного налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ (пункт 2 решения № 85-Д) и постановление Губернатора Магаданской области от 24.12.2002 г. № 273 «О кадастровой стоимости земель поселений», которым была утверждена кадастровая стоимость земель поселений Магаданской области, для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, ответчик считает несостоятельной, поскольку в силу п.2 ст. 388 Налогового кодекса РФ организации в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога. Указания заявителя на отсутствие обоснования увеличения коэффициента К 2 с 1,00 на 10,0, ответчик также считает несостоятельными, поскольку К2 в размере 10,00 был установлен постановлением мэра города Магадана от 08.01.2004 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра города Магадана от 11.02.2002 г. № 304». То есть К2 с января 2004 года не изменялся. Ответчик полагает, что права и интересы заявителя оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушаются, его материальное положение не ухудшается. Таким образом, ответчик полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт соответствует действующему законодательству. Кроме того, в связи с внесенными в оспариваемое постановление мэра г.Магадана изменениями, представитель ответчика считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, и в связи с отсутствием предмета спора, просила прекратить производство по делу.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оспариваемый акт может быть признан недействительным в случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами.
Согласно п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений, а при оспаривании нормативных актов – обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший решение (ст.189 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что Общество с ограниченной ответственностью «СОЛВЕР-ТРАСТ», зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 20 по Восточному административному округу г.Москвы 19.07.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027720000351, свидетельство серии 77 № 002800035, является собственником объекта недвижимости - нежилого здания по адресу: г. Магадан, ул. Коммуны, дом 14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 29 октября 2002 г. серия 49-АА № 024238, выданным Учреждением юстиции «Магаданский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, имеющем кадастровый номер 49:09:03 01 26:0004, площадью 1434 кв.м. Вид использования земельного участка - под центр культурного досуга.
01 октября 2002 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Магадана (далее -КУМИ) и ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» был заключен договор АН-49-09-03-06047 аренды земель для несельскохозяйственных нужд, в соответствии с которым заявитель является арендатором, а КУМИ арендодателем земельного участка, имеющего кадастровый номер 49:09:03 01 26:0004, площадью 1434 кв.м, расположенного по адресу г. Магадан, ул. Коммуны, д. 14, под центр культурного досуга, на срок с 06 сентября 2002 г. до 06 сентября 2007 г.
Договор аренды на указанный объект недвижимости (земельный участок) был зарегистрирован в Учреждении юстиции «Магаданский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 29 октября 2002г., регистрационный № 49-09-6/2002-1111.
В соответствии с п. 2.1. договора аренды заявитель обязуется вносить ежемесячно арендную плату за пользование земельным участком в размере 1/12 от годовой арендной платы за землю согласно прилагаемому к Договору расчету арендной платы (приложение № 3).
Согласно расчета арендной платы (в редакции дополнительного соглашения № 1-06047 от 26.03.2004г.) с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года (приложение 3/2 к договору аренды):
Р - расчетная величина для исчисления годовой арендной платы за 1 кв. м - 9,42 руб./кв.м;
К1 - коэффициент градостроительной ценности - 7,67;
К2 - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка - 1,00;
S - площадь земельного участка - 1434 кв.м
Базовый размер для исчисления годовой арендной платы за 1 кв.м (Б) составляет: 9,42 (Р) х 7,67 (Kl) x 1,00 (К2)=72,25 руб./кв.м
Размер платы за арендованную площадь в годовом исчислении (А) составляет: 72,25 (Б) х 1434 (S)=103 608,51 руб., ежемесячная плата за арендованную площадь -8 634,04руб.
С 1 января 2002 г. вступил в действие Земельный кодекс РФ, введенный Федеральным законом № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
В силу пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительством РФ не установлены.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения, в том числе для установления обоснованной платы за землю.
Согласно статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (в редакции от 18.10.2007 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Указанный земельный участок, арендуемый ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Данный факт в судебном заседании сторонами не оспаривался.
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Решением Магаданской городской Думы № 25-Д от 20.05.2002 г. определено, что управление и распоряжение земельным фондом осуществляет мэр города Магадана. Кроме того, в соответствии с пунктами 2.1. и 9.5. Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 г. № 125-Д, предоставлениеземельных участков осуществляется на основании постановлений мэра города Магадана; порядок расчета арендной платы за пользование арендуемыми земельными участками утверждается постановлением мэра города Магадана; базовая ставка для исчисления годовой платы за единицу арендуемой площади земельного участка (1 кв.м.) устанавливается постановлением мэра города Магадана.
В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Магадан», принятого решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 г. № 96-Д, к компетенции Магаданской городской Думы относится:
1. Установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
2. Определение порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Магадана.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что орган местного самоуправления вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Между тем следует отметить, что с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 г. N 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциация базовых ставок арендной платы не должна осуществляться произвольноорганами местного самоуправления, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Таким образом, орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, которым устанавливаются ставки арендной платы и повышающие коэффициенты К1, К2, должен произвести экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также экономически обоснованные расчеты каждой составляющей единицы формулы, используемой в расчете базового размера для исчисления годовой арендной платы, как влияющих на величину базового размера и годовой арендной платы.
Учитывая изложенное, суд находит правомерными доводы заявителя о том, что право определять размер арендной платы, предоставленное органам местного самоуправления пунктом 3 ст. 65 ЗК РФ, в отсутствие общих начал её определения, не означает, что размер арендной платы может устанавливаться этими органами фактически произвольно без экономического обоснования дифференциации ставок арендной платы на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением мэра г. Магадана от 29 декабря 2006 г. № 2555 (опубликованным в газете «Вечерний Магадан» № 4 (915) 25 января 2007 г.) утвержден порядок определения арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан» согласно приложению № 1, в соответствии с которым размер годовой арендной платы (А) определяется по формуле: А=Б х S, где
Б - базовый размер для исчисления годовой арендной платы за 1 кв.м.;
S - площадь земельного участка, сдаваемого в аренду (кв.м.).
Базовый размер для исчисления годовой арендной платы (Б) определяется по формуле:
Б = Р х К1 х К2, где
Р - расчетная величина для исчисления годовой арендной платы за 1 кв.м. - устанавливается в размере базовой ставки;
К1 - коэффициент градостроительной ценности;
К2 - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка.
Из содержания указанного постановления мэра г. Магадана от 29.12.2006 г. № 2555 и Приложений к нему №№ 1, 2 следует, что с 01.01.2007 г. расчетная величина для исчисления годовой арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки для несельскохозяйственных нужд на территории муниципального образования «Город Магадан» для всех категорий арендаторов установлена в размере базовой ставки -10,50 руб./кв.м., повышающие коэффициенты К1- 7,67, К2 -10,0.
При этом ответчиком суду не предоставлено экономическое обоснование установленных повышающих коэффициентов К1, К2 и базовой ставки.
Доводы представителя ответчика о том, что установленная базовая ставка в размере 10,50 руб./кв.м. является экономически обоснованной, так как определена с учетом коэффициента инфляции - дефлятора, рекомендованного Минэкономразвития России в размере 112 % к уровню 2006 г. (9,42x112%), суд находит несостоятельными, в силу не представления ответчиком экономически обоснованного расчета ранее установленной базовой ставки в размере 9,42.
Ссылки ответчика в качестве доказательства экономической обоснованности установленных повышающих коэффициентов К1, К2 на тот факт, что при расчете К1 и К2 учитывались показатели, указанные соответственно в разделах 3.2.2, 4.3 приобщенного в материалы дела «Отчета по государственной кадастровой оценке земель поселений на территории Магаданской области» (далее – Отчет), утвержденного ФГУП «ДальНИИгипрозем» от 06.12.2002 г., суд расценивает критически и не принимает, так как данные расчеты в подтверждение экономической обоснованности К1, К2,ответчиком суду не предоставлены. Факт применения показателей названного Отчета для экономического обоснования увеличения повышающих коэффициентов ответчиком не доказан.
Доводы ответчика о необоснованности ссылок заявителя на отсутствие доказательств правомерности увеличения коэффициента К 2 с 1,00 до 10,0, поскольку К2 в размере 10,00 был ранее установлен постановлением мэра города Магадана от 08.01.2004 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра города Магадана от 11.02.2002 года № 304», и с января 2004 года не изменялся, суд находит несостоятельными.
Указанный факт не подтверждает экономическую обоснованность увеличения коэффициента К2 до 10,0 и не свидетельствует о законности его установления.
Следует отметить, что после вступления в силу постановления мэра г. Магадана от 08 января 2004 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление мэра города Магадана от 11.02.2002 г. № 304», между арендодателем - КУМИ и арендатором - ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» 26 марта 2004 г. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земель с приложениями. Согласно Приложению 3/2 (расчет арендной платы с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года) коэффициент К2 был установлен в прежнем размере - 1,00.
Оспариваемое постановление мэра г. Магадана было принято после заключения вышеназванного дополнительного соглашения и повлекло изменение размера годовой арендной платы для ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ».
Кроме того, следует отметить, что ответчику предлагалось представить суду экономически обоснованные расчеты коэффициентов К1, К2, базовой ставки с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель по Магаданской области от 24.12.2002 г. (постановление Губернатора Магаданской области от 24.12.2002 г. № 273 «Окадастровой стоимости земель поселений», которым была утверждена кадастровая стоимость земель поселений Магаданской области, для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, ст. 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
Однако, указанные доказательства ответчиком суду также не были представлены, в связи с их отсутствием.
Из совокупности доказательств по делу следует, что изменение оспариваемым Постановлением мэра г.Магадана и приложениями к нему коэффициента К2 с 1,0 до 10,0, влечет увеличение размера годовой арендной платы для ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» в 10 раз, увеличение базовой ставки с 9,42 руб./кв.м. до 10,50 руб./кв.м. – в 1,114 раз.
Как установлено судом, размер платы за арендуемую ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» площадь земельного участка в годовом исчислении по Договору аренды № АН-49-09-03-06047 от 01.10.2002 г. (в редакции дополнительного соглашения № 1-06047 от 26.03.2004 г., Приложение № 3/2) составляет 103 608,51 руб.
В материалы дела представлено письмо б/н от 15.10.2007 г., которым КУМИ уведомляет ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» о числящейся задолженности по арендной плате за аренду земли по состоянию на 01.11.2007 г. в сумме 884 687,00 руб.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что указанная сумма арендной платы исчислена к уплате Обществу за 2007 г. с применением в расчете повышающих коэффициентов К1- 7,67, К2- 10,0, базовой ставки – 10,50 руб./кв.м.
Представитель ответчика данный факт в судебном заседании подтвердила. Спор по произведенному расчету суммы арендной платы в размере 884 687,00 руб. между сторонами отсутствует.
Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что права и интересы заявителя оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушаются, материальное положение заявителя не ухудшается, суд расценивает критически и не принимает, поскольку нарушается имущественное право заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность увеличения коэффициента К2 до 10,0, базовой ставки- до 10,50 руб./кв.м., экономически обоснованных расчетов указанного повышающего коэффициента и базовой ставки с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель по Магаданской области от 24.12.2002 г., изменение которых повлекло для ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» необоснованное увеличение размера годовой арендной платы, что, с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 г. N 209-О, противоречит пункту 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в части положения об установлении обоснованной арендной платы за землю, суд находит, что требования заявителя о признании оспариваемого постановления мэра г.Магадана недействующим в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Устава муниципального образования «Город Магадан», принятого решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 г. № 96-Д (далее – Устав), Магаданская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Магаданской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города Магадана государственными, муниципальными органами и их должностными лицами, и соблюдения общественными организациями, предприятиями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также гражданами.
Согласно частей 1, 7 статьи 33 названного Устава, глава городского округа- мэр г.Магадана- является высшим должностным лицом городского округа, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет мэрию города. При этом, глава города Магадана в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению городского округа и Магаданской городской Думы.
Из материалов дела следует, что решением Магаданской городской Думы от 16.06.2005 г. № 80 Д «Об утверждении коэффициентов градостроительной ценности для расчета земельного налога на 2005 год» на территории муниципального образования «Город Магадан» были утверждены коэффициенты градостроительной ценности (К1). Пунктом 29 Приложения к указанному решению повышающий коэффициент К1 установлен в размере 7,67.
При этом, пунктом 4 данного решения мэру города Магадана предложено привести в соответствие с принятым решением Магаданской городской Думой изданные им нормативные правовые акты.
С учетом принятого решения Магаданской городской Думы от 16.06.2005 г. № 80Д в оспариваемом постановлении ответчиком был утвержден коэффициент К1 в размере 7,67.
Указанное решение Магаданской городской Думы от 16.06.2005 г. № 80Д в судебном порядке заявителем не оспаривалось и является действующим.
Таким образом, с учетом изложенного и положений части 6 статьи 24 и частей 1, 7 статьи 33 Устава, судом не установлено оснований для удовлетворения требований заявителя о признании Постановления мэра г.Магадана от 29.12.2006 г. № 2555 недействующим в части установления коэффициента К1 в размере 7,67.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании в обоснование своей позиции сослался на то обстоятельство, что Постановлением администрации Магаданской области от 09.11.2007 г. № 384-па (опубликованным в газете «Магаданская правда» 13.11.2007 г. № 127) утвержден порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, постановлением мэра города Магадана № 2853 от 14.11.2007г. были внесены дополнения в оспариваемое заявителем постановление мэра г. Магадана № 2555 от 29.12.2006 г., согласно которым утвержденный мэром г. Магадана порядок с 13.11.2007 г. распространяется только на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности на территории муниципального образования «Город Магадан». В связи с чем представитель ответчика считает, что отсутствует предмет спора и имеются основания для отказа в удовлетворении требований заявителя и прекращения производства по делу.
Указанные доводы ответчика суд находит ошибочными и не принимает по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 г. № 182-О разъяснил, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем определении на основе правовых позиций, ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Из материалов дела следует, что постановление мэра города Магадана № 2853 от 14.11.2007 г., которым были внесены дополнения в оспариваемое заявителем постановление мэра города Магадана № 2555 от 29.12.2006 г., принято после подачи ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» заявления в суд.
Как установлено судом, в силу не представления ответчиком доказательств экономической обоснованности увеличения установленного в оспариваемом Постановлении мэра г.Магадана повышающего коэффициента К2 и базовой ставки, с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 г. N 209-О , пункт 1 оспариваемого Постановления мэра г.Магадана № 2555 от 29.12.2006 г. в части утверждения подпункта 15 пункта 1.2 Приложения № 1 к указанному Постановлению в части установления величины коэффициента К2-10,0 для деятельности по организации отдыха и развлечений, за исключением деятельности театров, кинотеатров, клубов (клубных учреждений), домов (дворцов) культуры; деятельности по организации азартных игр; а также пункт 3 названного Постановления в части установления размера базовой ставки-10,50 руб./кв.м., влекут необоснованное увеличение размера годовой арендной платы за землю, в связи с чем не соответствуют пункту 3 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в части требования об установлении обоснованной арендной платы за землю.
При этом, как уже отмечалось, судом установлено, что необоснованное изменение оспариваемым Постановлением мэра г.Магадана и приложениями к нему коэффициента К2 с 1,0 до 10,0, а также установление базовой ставки - 10,50 руб./кв.м., повлекшее необоснованное увеличение размера годовой арендной платы для ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ», нарушает имущественные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 12.07.2006 г. № 182-О, суд находит, что прекращение производства по настоящему делу или отказ в удовлетворении требований заявителя при установлении факта нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, будет препятствовать защите имущественного права заявителя способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом установлены правовые основания для частичного удовлетворения заявленных требований ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ».
Госпошлина по настоящему делу составляет 2000 руб. При обращении с заявлением в суд ООО «СОЛВЕР-ТРАСТ» платежным поручением № 19 от 09.08.2007 г. была уплачена госпошлина за рассмотрение дела в Арбитражном суде в сумме 2000 руб.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2, пунктом 10 части 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 7 Закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01 января 2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из соответствующего бюджета.
Вследствие этого, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем госпошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
Согласно положениям части 1 статьи 110 АПК РФ, в случае частичного удовлетворения требований заявителя, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Учитывая то обстоятельство, что государственная пошлина, уплаченная заявителем за рассмотрение дела об оспаривании нормативного акта в суде первой инстанции является фиксированной и не зависит от размера заявленных требований, а уплачивается исходя из его сущности, то точную пропорцию удовлетворенных требований составить не представляется возможным. Вследствие чего, суд считает возможным распределить расходы по государственной пошлине на стороны в равном объеме, то есть на заявителя - в сумме 1000 руб., на ответчика - в размере 1000 руб., которая подлежит взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.7,11,64-68,71,75,81,110,167-170,176,177,180,191-196 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Признать недействующим Постановление мэра города Магадана № 2555 от 29.12.2006 года, как несоответствующее пункту 3 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона РФ от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», в части:
- пункт 1 в части утверждения подпункта 15 пункта 1.2 Приложения № 1 к Постановлению в части установления величины коэффициента К2-10,0 для деятельности по организации отдыха и развлечений, за исключением деятельности театров, кинотеатров, клубов (клубных учреждений), домов (дворцов) культуры; деятельности по организации азартных игр;
- пункт 3 в части установления размера базовой ставки 10,50 руб./кв.м.
2. В удовлетворении остальной части требований заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «СОЛВЕР-ТРАСТ», отказать.
3. Взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы по госпошлине в сумме 1000 руб., о чем выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
4.Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в г. Хабаровск через арбитражный суд Магаданской области в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья А.А.Минеева
Судьи А.В.Кушниренко
В.В.Липин