Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-1709/2022
07.10.2022 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2022
Полный текст решения изготовлен 07.10.2022
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.И. Геллерт, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62, каб. 310 дело по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148) к Управлению Роспотребнадзора по Магаданской области о признании незаконными действий,
при участии в заседании:
от заявителя и ответчика – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 20.01.2022 № МЭ/20-18-34239 об признании незаконными действий главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Магаданской области Матвеевой Дианы Григорьевны по вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.10.2021 и определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 18.10.2021.
В обоснование заявленных требований указано, что главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Рспотребнадзора по Магаданской области Матвеевой Д.Г. 18.10.2021 было принято решение о вынесении определения о возбуждении в отношении ПАО «Магаданэнерго» дела об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ, а также 18.10.2021 было вынесено определение об истребовании сведений в ПАО «Магаданэнерго».
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 18.11.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения по статье 6.5. КоАП РФ.
Заявителем оспариваются действия главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, поскольку по мнению заявителя данные определения вынесены незаконно и необоснованно.
В частности, заявитель указал, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что дело было возбужденно на основании п.п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которой поводом к возбуждению дела является сообщения и заявления физических и юридических лиц, при этом в определении не содержится указаний на такие обращения, также в нарушении требований ст. 28.7 КоАП РФ не указан конкретный повод для возбуждения дела, отсутствуют данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, поскольку сам по себе факт отклонения нормативных показателей качества горячей воды в квартире потребителя не является фактом нарушения качества горячей воды в границах ответственности ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, законному представителю юридического лица не были разъяснены его права и обязанности, факт направления в адрес юридического лица копии определения не означает ознакомления его законного представителя со своими правами. Таким образом, должностное лицо не выполнило обязанности по разъяснению лицу его прав и обязанностей.
Согласно оспариваемого определения, дело было возбужденно по ст. 6.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. Объектом административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ выступают публично-правовые, а именно административные правоотношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Заявитель считает, что вина ПАО «Магаданэнерго» в нарушении качества горячей воды установлена не была, фактов несоответствия у кого-либо из потребителей горячей воды по своим показателям установленным требованиям в материалах дела не имеется.
При этом, ПАО «Магаданэнерго» располагает соответствующими актами лабораторных исследований о том, что качество горячей воды, поставляемой ПАО «Магаданэнерго» на границу эксплуатационной ответственности соответствует. нормативным показателям.
В определении об истребовании сведений должностное лицо не истребовало данные документы и вообще какие-либо документы, могущие подтвердить или опровергнуть данный факт. Были истребованы лишь копии договоров на горячее водоснабжение с потребителями физическими лицами, которые у ПАО «Магаданэнерго» отсутствуют.
Таким образом, заявитель считает, что поскольку вина ПАО «Магаданэнерго» в нарушении качества горячей воды установлена не была, то, соответственно, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и определение об истребовании сведений являются незаконными.
Представитель заявителя в судебном заседании участия не принимал, требования определений суда не выполнил, дополнительные документы, затребованные определением суда, не представил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122, 123 АПК РФ.
Ответчик, Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 22.08.2022, из которого следует, что в связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обращением депутата Магаданской городской думы Басанский А.А. с письменной информацией № 49-5088-2021 от 15.07.2021 о жалобах собственников жилых помещений многоквартирных домов, проживающих по улицам Пролетарской и Набережной реки Магаданки, на ненадлежащее качество горячей воды.
Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области даны поручения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» на проведение лабораторных исследований воды холодной и горячей водопроводной на соответствие требованиям
СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
На основании представленных экспертных заключений установлено, что вода горячая и холодная централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранная в квартирах заявителей, по санитарно-гигиеническим показателям не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Поскольку ресурсоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов является ПАО «Магаданэнерго», Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области 18.10.2021 принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Магаданэнерго», о чем вынесено соответствующее определение в порядке ст. 28.7. КоАП РФ.
Кроме того, 18.I0.2021 в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ в отношении ПАО «Магаданэнерго» вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Истребуемые документы в адрес Управления ПАО «Магаданэнерго» не представило, что привело к невозможности проведения административного расследования, возбуждённого 18.10.2021, т.к. согласно п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами 18.11.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ответчика участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122, 123 АПК РФ.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ размещена в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области www.magadan.arbitr.ru.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 123, 136 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выяснив фактические обстоятельства дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
По материалам дела установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обратился депутат Магаданской городской думы Басанский А.А. с информацией № 49-5088-2021 от 15.07.2021 об обращении к нему собственников жилых помещений многоквартирных домов, проживающих по улицам Пролетарской и Набережной реки Магаданки, в связи с ненадлежащим качеством горячей воды.
В связи с поступлением указанной информации Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области даны поручения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» на проведение лабораторных исследований воды холодной и горячей водопроводной на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
На основании представленных экспертных заключений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» установлено, что вода горячая и холодная централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранная в квартирах заявителей, по санитарно-гигиеническим показателям не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ ресурсоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов является ПАО «Магаданэнерго».
В связи с указанными обстоятельствами Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области 18.10.2021 принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Магаданэнерго», о чем вынесено соответствующее определение в порядке ст. 28.7. КоАП РФ.
Кроме того, 18.I0.2021 в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ в отношении ПАО «Магаданэнерго» вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Истребуемые документы в адрес Управления Роспотребнадзора по Магаданской области ПАО «Магаданэнерго» не представило.
Непредставление ПАО «Магаданэнерго» необходимых документов привело к невозможности проведения административного расследования, возбуждённого 18.10.2021, т.к. п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ установлено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами 18.11.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ.
Кроме того, в связи с непредставлением ПАО «Магаданэнерго» истребуемых документов в адрес Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, решением Магаданского городского суда от 21.12.2021 по делу № 5-1075/2021 ПАО «Магаданэнерго» привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с действиями Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению 18.10.2021 определений о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений, заявитель, ПАО «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
П. 4 ст. 200 АПК РФ также установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанных норм следует, что признание незаконными действий возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в ч. 1 ст. 202 АПК РФ лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ предусматривает, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в числе прочих, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В данном случае по материалам дела установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» послужило обращение в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области депутата Магаданской городской думы Басанского А.А. № 49-5088-2021 от 15.07.2021 с информацией о жалобах собственников жилых помещений многоквартирных домов, т.е. материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, - что соответствует положениям ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса; вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В данном случае по материалам дела установлено, что дело об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» возбуждено с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса, и вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, - что соответствует положениям ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах действия Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению 18.10.2021 определений о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений, соответствуют требованиям административного законодательства.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное и т.п.
Согласно ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
В данном случае по материалам дела установлено, что 18.11.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» прекращено ввиду отсутствия события административного правонарушения, - что соответствует положениям ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах действия Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению 18.11.2021 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Магаданэнерго» соответствуют требованиям административного законодательства.
Таким образом, прекращение производства по делу об административном правонарушении свидетельствует об освобождении ПАО «Магаданэнерго» от административного преследования и устранение возможности привлечения к административной ответственности на основании определений от 18.10.2021 о возбуждении дела и об истребовании сведений.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов ПАО «Магаданэнерго» оспариваемыми действиями Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению 18.10.2021 определений о возбуждении дела и об истребовании сведений.
Определения от 18.10.2021 вынесены в соответствии с положениями ч. 1 и ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ и соответствуют нормам административного законодательства, а вынесение 18.11.2021 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении исключает возможность исполнения указанных определений и возможность нарушения тем самым прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, по результатам исследования оспариваемых действий Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению 18.10.2021 определений о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений установлено отсутствие в указанных действиях двух критериев, необходимых для признания действий незаконными в силу положений ст. 198 АПК РФ – одновременное несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах оспариваемые действия Управления Роспотребнадзора по Магаданской области не подлежат признанию незаконными в силу отсутствия необходимых для этого условий.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит заявленные требования ПАО «Магаданэнерго» не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать оспариваемые действия одновременно несоответствующими закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В данном случае по материалам дела установлено, что заявителем оспариваются действия Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению определений от 18.10.2021, т.е. совершенные в 2021 году, при этом, заявителю было известно об указанных действиях в 2021 году, что подтверждается перепиской заявителя с Управлениемя Роспотребнадзора по Магаданской области в 2021 году.
В арбитражный суд заявитель обратился с соответствующим заявлением 12.07.2022.
Таки образом, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд и отсутствует ходатайство о его восстановлении.
В силу ч. 1 ст. 115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
При этом, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 18.11.2004 № 367-О, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
При этом, пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании действий Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению определений 18.10.2021, поскольку судом установлено отсутствие оснований для признания указанных действий незаконными.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании пункта 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области,
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», о признании незаконными действий Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по вынесению определения от 18.10.2021 о возбуждении дела от административном правонарушении и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, - отказать.
2. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Магаданской области в установленном АПК РФ порядке.
Судья Степанова Е.С.