АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-1959/2013
24 декабря 2013 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко,
рассмотрев в порядке упрощённого производства материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Омчак» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании 1 400 рублей 00 копеек
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области, 24.10.2013 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 07.1-12/51 от 18.10.2013 о взыскании с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Омчак» (далее – МБДОУ «Детский сад п. Омчак»), налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за непредставление в налоговый орган по месту учёта годовой бухгалтерской отчётности за 2012 год, в размере 1 400 рублей 0 копеек.
В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на статью 23, статьи 69, 70, 46, 48, пункт 1 статьи 126 НК РФ, статьи 165, 239, 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункт 2 статьи 14, пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 13, пункт 2 статьи 15, пункт 2 статьи 18 Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон о бухгалтерском учёте); акт № 383 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) от 29.04.2013; решение № 861 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 06.06.2013; требование № 2072 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.07.2013; выписку из данных налогового обязательства ответчика по состоянию на 17.10.2013.
Заявитель и ответчик извещены о рассматриваемом в порядке упрощенного производства деле в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом.
В установленный определением суда от 25.10.2013 срок заявитель представил выписку из данных налогового обязательства ответчика по состоянию на 19.11.2013, в соответствии с которой взыскиваемая сумма штрафа ответчиком не уплачена.
Ответчик требования определения суда не исполнил, отзыв на заявление не представил.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По материалам дела МБДОУ «Детский сад п. Омчак» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Тенькинского района Магаданской области 23.11.2000 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: 686070 <...> (Выписка из ЕГРЮЛ № 261 от 16.09.2013 (л.д. 37-57)).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчётного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом о бухгалтерском учёте не обязана вести бухгалтерский учёт.
МБДОУ «Детский сад п. Омчак» на основании пункта 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учёте обязана вести бухгалтерский учёт.
МБДОУ «Детский сад п. Омчак» на основании пункта 2 статьи 13 Закона о бухгалтерском учёте обязана составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона о бухгалтерском учёте состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 165 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает полномочиями по установлению единой методологии бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности.
Порядок составления и предоставления отчетности организаций государственного сектора регулируется Приказом Минфина Российской Федерации № 191н от 28.12.2010 «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
На основании пункта 11 Приказа Минфина Российской Федерации № 191н от 28.12.2010 в состав бюджетной отчётности включаются следующие формы отчётов для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета:
- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года
(ф. 0503110);
- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
- Отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- Отчёт о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- Отчёт о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учёте отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона о бухгалтерском учёте обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности представляется не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода.
Согласно пункту 7 статьи 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок представления годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год не позднее 01 апреля 2013 года.
В нарушение указанных требований ответчиком годовая бухгалтерская отчётность за 2012 год не представлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении МБДОУ «Детский сад п. Омчак» предусмотренного НК РФ налогового правонарушения, 29.04.2013 составлен акт № 383 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ), в котором было установлено непредставление годовой бухгалтерской отчётности за 2012 год, предложено привлечь ответчика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 400 рублей. Расчёт суммы штрафа: 7 (кол-во документов) * 200 рублей = 1 400 рублей 00 копеек.
Налоговый орган направил в адрес ответчика письмо от 16.04.2013 № 367 с приглашением о явке представителя 29.04.2013 в 14 часов 20 минут в налоговый орган для подписания и вручения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ).
Для получения акта налогоплательщик в инспекцию не явился, в связи с чем, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) был направлен ответчику почтой с сопроводительным письмом № 383 от 29.04.2013. Ответчиком письменные возражения по акту не представлены.
Письмом № 697 от 11.05.2013 налогоплательщик приглашался на рассмотрение материалов проверки на 06.06.2013 в 11 часов 00 минут, письмом № 726 от 23.05.2013 во изменение предыдущего приглашения – на 04.06.2013 11 часов 00 минут.
Решением № 861 от 06.06.2013 в связи с ненадлежащим уведомлением налогоплательщика о сроках рассмотрения материалов налоговой проверки, срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлён до 04.07.2013.
Письмом № 758 от 06.06.2013 налогоплательщик приглашался на рассмотрение материалов проверки на 04.07.2013 в 11 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области в отсутствие законного представителя налогоплательщика было принято решение № 385 от 04.07.2013 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 400 рублей за совершение налогового правонарушения – непредставление в налоговый орган в установленный срок годовой бухгалтерской отчётности за 2012 год.
Решение было направлено в адрес ответчика почтой с сопроводительным письмом № 385 от 04.07.2013, получено 11.07.2013. В установленном законом порядке не обжаловано.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога.
В связи с неисполнением ответчиком вышеуказанного решения в добровольном порядке, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование № 2072 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.07.2013 с установленным сроком для добровольного исполнения до 26.07.2013.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование считается полученным по истечении 6 дней, с даты направления заказного письма. Ответчиком требование оставлено без исполнения.
Учитывая статус ответчика, в соответствии с которым он является муниципальным бюджетным учреждением, меры принудительного взыскание недоимки и пени, установленные статьями 46, 47 НК РФ, налоговым органом не применялись. В силу статьи 289 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится только на основании судебных актов согласно положениям главы 24.1 настоящего Кодекса, в связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45, абзацем 3 пункта 6 статьи 75 НК РФ взыскание налога и пени с организаций, которым открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Суд установил, что на дату рассмотрения дела ответчик сумму налоговой санкции не оплатил, что подтверждается представленной налоговым органом выпиской из данных налогового обязательства МБДОУ «Детский сад п. Омчак» по состоянию расчётов на 19.11.2013.
Заявление о взыскании налоговой санкции подано налоговым органом в суд в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46, пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
Факт совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами.
Квалификация налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ налоговым органом произведена правильно, требования положений статей 69; 70; 101.4; 113 НК РФ не нарушены.
Вместе с тем, суд пришёл к выводу о возможности применения при взыскании налоговой санкции смягчающих ответственность обстоятельств.
Так, в пункте 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Данная норма является императивной, и должна быть соблюдена во всех случаях привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Однако, из материалов дела усматривается, что при вынесении решения № 385 от 04.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при определении налоговой санкции налоговым органом не в полной мере был соблюдён порядок привлечения к налоговой ответственности. Так, заявитель, Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области, в решении лишь констатировал факт отсутствия обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренных пунктом 1 статьи 114 НК РФ, никаких определённых действий, направленных на их действительное установление налоговым органом осуществлено не было, что подтверждается самим решением и материалами дела.
Суд также считает, что при привлечении МБДОУ «Детский сад п. Омчак» к налоговой ответственности необходимо учитывать принцип соразмерности, который предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999; Определение № 6-О от 18.01.2001).
Кроме того, суд также признает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, такое обстоятельство, что ответчик является муниципальным учреждением в социальной сфере – дошкольном образовании, финансируемым за счёт средств муниципального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что суд, по результатам оценки соответствующих обстоятельств, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Таким образом, с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию налоговой санкции до 350 рублей (7 (кол-во документов) * 50 рублей = 350 рублей 00 копеек).
На основании изложенного заявленные требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 62 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощённого производства» исполнительный лист на основании судебного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, выдаётся по заявлению взыскателя. В случае, если до выдачи исполнительного документа в суд поступят доказательства, подтверждающие исполнение решения в полном объеме, суд отказывает в выдаче исполнительного документа.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, частью 3 статьи 110, частью 2 статьи 111, частью 4 статьи 131 АПК РФ относится на ответчика. Однако, арбитражные суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ, исходя из финансового положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Суд, приняв во внимание статус дошкольного образовательного учреждения, финансируемого из муниципального бюджета, пришёл к выводу об уменьшении размера взыскиваемой госпошлины до 50 рублей. Государственная пошлина должна быть уплачена ответчиком в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 102; 110; 167-171; 180-182; 215; 216; 227 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области частично удовлетворить.
2. Взыскать с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Омчак», зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Тенькинского района Магаданской области 23.11.2000 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: 686070 <...>, налоговую санкцию, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в налоговый орган по месту учета в установленный срок годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год, в размере 350 рублей.
3. Взыскать с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Омчак», зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Тенькинского района Магаданской области 23.11.2000 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: 686070 <...>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 рублей 00 копеек.
4. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья А.В. Кушниренко