ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2048/17 от 11.12.2017 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-2048/2017

11 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко,

рассмотрев в порядке упрощённого производства в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, дело по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению – Управлению  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании частично недействительным решения № 059S19170002130  от 27.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области, Министерство), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением  от 05.10.2017 о признании недействительным вынесенного государственным учреждением – Управлением  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) решения № 059S19170002130 от 27.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части назначения суммы штрафа в размере 26 000 рублей. Просит уменьшить его размер.

В обоснование заявленных требований указал, что в связи с несвоевременным представлением сведений о каждом работающем у страхователя застрахованном лице по форме СЗВ-М (срок сдачи отчёта был пропущен на 17 дней) Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области было привлечено к ответственности в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (всего 52 человек) в сумме 26 000 рублей. Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области не оспаривается совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», однако, просит учесть ряд смягчающих вину обстоятельств и, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001, снизить размер штрафа.

Определением суда от 13.10.2017 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьями 226 -228 АПК РФ, о чём лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), что подтверждается почтовым уведомлением            № 68500016611626 (в отношении заявителя) и копией выписки из реестра исходящей корреспонденции от 16.10.2017 (в отношении ответчика) с отметками о вручении. 

Этим же определением суда в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ сторонам был установлен срок для представления доказательств.

К установленному сроку от ответчика поступил отзыв № 02-0901/18193 от 29.11.2017, в котором указывает, что оснований для признания решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования недействительным не имеется.

Так пенсионный орган указал, что в нарушение Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) ответчик представилформу СЗВ-М за март 2017 года в отношении 52 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи 04.05.2017, то есть с нарушением установленного законом срока (должна была быть представлена не позднее 17.04.2017).

По результатам изучения материалов проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде штрафа в размере 26 000 рублей (52 х 500 рублей).

Пенсионный орган обращает внимание суда на то, что статья 17 Закона № 27-ФЗ, которая определяет порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе
обязательного пенсионного страхования, не предусматривает полномочия
пенсионного органа по снижению размера начисленного штрафа с учётом
смягчающих или отягчающих вину обстоятельств. Таким образом, УПФР в г. Магадане лишено возможности учесть смягчающие обстоятельства и самостоятельно снизить размер штрафа. Такими полномочиями обладает только суд.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в дело письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему.

В соответствии со статьёй 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской   Федерации;   родовые,   семейные   общины   малочисленных   народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона №
27-ФЗ обязано представлять сведения о застрахованных лицах. Страхователь
представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации
сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также
заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются
страховые взносы. Указанные сведения могут быть представлены в форме
электронных документов   с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)фамилию, имя и отчество;

3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

УПФР в г. Магадане проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений персонифицированного учёта в отношении Министерства.

В ходе проведения проверки установлено, что страхователем форма СЗВ-М (исходная) за март 2017 года в отношении 52 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 04.05.2017, что подтверждается извещением о доставке, то есть с нарушением установленного законом срока (форма СЗВ-М на март 2017 года должна была быть представлена не позднее 17.04.2017).

В связи с выявлением нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в адрес страхователябылонаправлено по почте письмо      № 02-1005/11655/31 от 02.08.2017, которым страхователь приглашался для подписания акта.

10.08.2017 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18170001855. Указанным актом страхователю предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней письменные возражения и документы, их подтверждающие.

31.08.2017 Министерство в установленный срок представило в пенсионный орган письменное мнение № 4468/025-32, в котором, не отрицая факт несвоевременного представления указанных сведений, просит не применять финансовые санкции либо снизить их размер, учитывая смягчающие обстоятельства.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 27.09.2017 при участии лица, в отношении которого проводилась проверка. При рассмотрении материалов проверки установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении 52 застрахованных лиц представлены страхователем 17.04.2017 по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ форма СЗВ-М за март 2017 года должна быть представлена страхователем не позднее 17.04.2017. Пропуск срока представления сведений составил 17 дней.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Порядок взыскания финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте предусмотрен частью 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

По результатам изучения материалов проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде штрафа в размере 26 000 рублей (52 х 500 рублей).

Решение № 059S19170002130 от 27.09.2017 получено лично представителем страхователя по доверенности 03.10.2017.

В установленном порядке и сроки решение ответчиком обжаловано не было.

В соответствии со статьёй 17 Закона № 27-ФЗ в адрес ответчика было направлено требование  №  059S01170255573  от 31.10.2017, в котором ответчику  было предложено в срок до 28.11.2017 произвести уплату финансовых санкций в сумме 26 000 рублей. Требование было направлено в адрес Министерства 02.11.2017.

Не согласившись с решением № 059S19170002130 от 27.09.2017, Министерство обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения управления в части снижения размера штрафа.

Суд пришёл к выводу, что представленные сторонами в материалы дела доказательства подтверждают факт совершения ответчиком правонарушения и его состав, ответственность за которое предусмотрена статьёй 17 Закона № 27-ФЗ. Факт совершения правонарушения заявителем также не оспаривается.

Порядок и сроки привлечения к ответственности заявителем соблюдены.

Суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу возможности применения при взыскании финансовой санкции смягчающих ответственность обстоятельств.

Суд, принимая во внимание обстоятельства, указанные  в заявлении, в частности,  нарушение сроков предоставление отчётов в УПФР в г. Магадане заявителем допущено впервые; незначительный срок просрочки (менее одного месяца); Министерство самостоятельно выявило и устранило допущенное нарушение; нарушение не повлекло за собой отрицательных  последствий, в том числе  негативных последствий для бюджета; явную несоразмерность штрафа совершённому правонарушению, а также статус ответчика, который является органом исполнительной власти, финансируемым исключительно из бюджетных средств, пришёл к выводу о признании вышеуказанных обстоятельств смягчающими ответственность обстоятельствами.

Таким образом,  суд с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999), считает возможным  уменьшить размер подлежащей взысканию финансовой санкции до 1 000 рублей.

На основании изложенного заявленное требование подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170; 180-182; 200; 201; 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Удовлетворить требование Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.

2. Снизить размер штрафа, назначенного решением № 059S19170002130 от 27.09.2017 Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, до 1 000 рублей.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

               Судья                                                                                             А.В. Кушниренко