ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2102/2011 от 08.02.2012 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-2102/2011

15.02.2012

Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2012

Решение в полном объёме изготовлено 15.02.2012

Арбитражный суд Магаданской области в составе : председательствующего судьи Степановой Е.С., судей : Кушниренко А.В., Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ефимовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, каб. 210, дело по заявлению Прокурора Магаданской области (685000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту цен и тарифов администрации Магаданской области (685000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействующими п. 2.1.3, п. 2.1.4, п. 2.1.5 Приложения № 1 к Приказу от 06.07.2011 № 19-2/э

при участии в заседании:

от заявителя – заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства ФИО1 (доверенность №б/н от 25.04.2011, удостоверение № 100081 от 24.12.2010);

от ответчика – начальник Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области ФИО2 (доверенность № 249-рк от 07.06.2011); заместитель начальника департамента – начальник отдела регулирования тарифов в энергетике ФИО3 (доверенность № 2385 от 12.12.2011),

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Прокурор Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействующим, несоответствующим Федеральному закону № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», постановлению Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 Приказа Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 19-2/э от 06.07.2011 «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Магаданской области (1) в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала «Колымские электрические сети» ОАО «Колымаэнерго»в части : п. 2.1.3 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 6001 до 6500 часов на высоком напряжении, п. 2.1.4 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 5501 до 6000 часов на высоком и среднем первом напряжении, п. 2.1.5 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии менее 5500 часов на высоком, среднем первом, среднем втором, низком напряжении.

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст. 52, 192, 195 АПК РФ, ч. 3 ст. 22, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре РФ», ст.ст. 20, 23, 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»,п. 6 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 и п. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010и указал, что Приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 19-2/э от 06.07.2011 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2011 год, признан утратившим силу Приказ от 16.12.2010 № 26-1/э, которым ранее установлены тарифы на 2011 год, а также действие Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Согласно Приложению № 1 к Приказу № 19-2/э от 06.07.2011 тарифы на электрическую энергию для отдельных групп потребителей увеличились по сравнению с тарифами, установленными Приказом № 26-1/э от 16.12.2010, - для потребителей электроэнергиис часами использования мощности от 6001 до 6500 часов, от 5501 до 6000 часов, от 5000 до 5500 часов и менее 5000 часов.

При этом, предусмотренные в Приказе № 26-1/эот 16.12.2010 категории потребителей электроэнергии от 5 000 до 5 501 часов и менее 5 000 часов, в Приказе № 19-2/эот 06.07.2011 объединены в одну категорию - менее 5 500 часов.

Заявитель считает, что Приказ Департамента от 06.07.2011 № 19-2/э в части повышения тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей является незаконным, поскольку противоречит положениям ч. 5 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике»и п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ№ 109от 26.02.2004, которыми предусмотрен срок действия утвержденных цен (тарифов) - не менее, чем двенадцать месяцев, а также установлен закрытый перечень случаев изменения тарифов на электрическую энергию в течение года с момента принятия.

При этом, ч. 6 ст. 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что изменение тарифов органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов возможно только в случае принятия решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решением об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством РФв соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, заявитель считает, что п. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010, предписывающий органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов с 01.05.2011 пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии, исходя из увеличения среднего по субъекту РФ одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии не более чем на 15 процентов, а также предусматривающий право органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по согласованию с ФСТ распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, направлен на снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), и не предусматривает возможности повышения тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей.

Приказом Федеральной службы по тарифам № 160-э/2от 24.06.2011согласованы решения Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области об установлении тарифов на электрическую энергию в среднем по Магаданской области на уровне, при котором среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, составил 333, 33 коп/кВтч, что ниже утвержденного приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 246-э/4 предельного минимального уровня тарифа -341, 85 коп/кВтч.

Указанный среднеотпускной тариф в размере 333, 33 коп/кВтч на 15% выше тарифа, утвержденного на 2010 год - 289, 85 коп/кВтч, что соответствует п. 9 постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010.

П. 2 Приказа № 160-э/2 от 24.06.2011 согласовано распространение решения Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области о снижении указанных в п. 1 Приказа № 160-э/2 тарифов на электрическую энергию, на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Однако, по мнению заявителя, фактически снижение среднеотпускного тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, до 333,33 коп/кВтч достигнуто путем снижения одноставочного тарифа только для потребителей электроэнергии двух групп по часам использования мощности - от 7 001 и выше, от 6 501 до 7 000, и увеличения его для иных групп потребителей -для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 6001 до 6500 часов, от 5501 до 6000 часов, от 5000 до 5500 часов и менее 5000 часов.

При этом, заявитель считает неправомерным обоснование ответчиком увеличения тарифов для отдельных групп потребителей приведением установленных в Приказе № 26-1/э от 16.12.2010 диапазонов по часам использования электрической мощности в соответствие с диапазонами, предусмотренными формой, утвержденной Приказом №ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э (от 7 001 часов и выше, от 6 001 до 6 500, от 5 501 до 6 000, менее 5 500 часов), поскольку согласно примечанию к Приложению № la к Приказу ФСТ России № 130-э, решение об установлении нижней границы дифференциации тарифов в диапазоне менее 5 500 часов (с шагом 500) принимает орган исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В этом случае добавляются соответствующие строки.

В судебном заседании представитель Прокурора Магаданской области предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменном мнении № 7-31/11 от 12.01.2012, устно обосновал правовую позицию заявителя в связи с допущенным Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области нарушениемдействующего законодательства при изменении тарифов на электроэнергию на 2011 год.

Кроме того, заявитель представил в материалы дела письменные пояснения № 7-31/11 от 08.02.2012, из которых следует, что процент повышения тарифов на электрическую энергию в 2011 году по группе потребителей с числом использования мощности в диапазоне ниже 5500 часов в соответствии с Приказом № 19-2/э от 06.07.2011 по отношению к 2010 году составляет:

- на высоком напряжении - 18,41% (2010 - 292, 2011 – 3457,61 коп/кВтч);

- на среднем первом напряжении - 18,45% (2010 - 292, 2011 – 3458,88 коп/кВтч);

- на среднем втором напряжении - 18,49% (2010 - 292, 2011 – 3459,88 коп/кВтч);

- на низком напряжении - 18,59% (2010 - 292, 2011 – 3462,89 коп/кВтч).

Таким образом, повышение тарифов на электрическую энергию в 2011 году по группе потребителей с числом использования мощности в диапазоне ниже 5500 часов по отношению к 2010 году составляет более 18%, что противоречитп. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010.

Ответчик, Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление № 2314 от 02.12.2011 и дополнительном отзыве № 52 от 13.01.2012, и указал, что п. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010, предписывающий органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов с 01.05.2011 пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии, исходя из увеличения среднего по субъекту РФ одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии не более чем на 15 %, распространяется не на отдельные группы потребителей, а в целомпо субъекту РФ, т.е. средний рост среднеотпускного тарифа на электрическую энергию по отношению к 2010 году должен составлять не более 115%.

Кроме того, ответчик указал, что тарифы на электрическую энергию рассчитываются в соответствии с Приказом ФСТ России № 20-э/2от 06.08.2004.

Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной ФСТ России форме в соответствии с Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005.

Установленные Приказом № 26-1/э от 16.12.2010 тарифы на электрическую энергию (мощность) были приняты по форме, утвержденной приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005, в которой содержались категории потребителей с числом часов заявленной электрической мощности от 5 000до 5501 часов и менее 5000 часов.

При перерасчете тарифов во исполнение постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 и на основании Приказа ФСТ России № 160-э/2 от 24.06.2011 в сторону снижения тарифы были приняты по форме, установленной Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005 в редакции от 24.11.2010, которой не предусмотрена обязательная дифференциация тарифов для потребителей с числом часов использования электрической мощности в диапазоне менее 5 000 часов и установлена категория потребителей с числом часов использования заявленной мощности менее 5 500 часов.

Кроме того, ответчик указал, что при утверждении тарифов на электрическую энергию на 2011 год Департаментвпервые производил расчеты по числу часов использования электроэнергии в различных диапазонах мощности.

Ввиду отсутствия у энергоснабжающих предприятий динамики за ряд лет по отпуску электрической энергии, дифференцированной по числу часов использования Департамент не имел возможности объективно оценить необходимость установления нижней границы дифференциации тарифов в диапазоне менее 5 000 часов, поэтому не было принято решение об установлении нижней границы дифференциации тарифов в диапазоне менее 5 500 часов (с шагом 500).

Поскольку в результате приведения объемов электроэнергии по числу часов использования электрической мощности к диапазонам по форме, утвержденной Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005, рост среднеотпускного тарифа на электрическую энергию (мощность) в Магаданской области не превысил 115%, ответчик считает, что утвержденные Приказом № 19-2/э от 06.07.2011тарифы на электрическую энергию на территории Магаданской области на 2011 год, приняты в рамках действующего законодательства с учетом установленного ФСТ России среднеотпускного тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области.

В обоснование указанной правовой позиции Департамент указал, что предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются ФСТ России без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2011 год, в среднем по субъекту РФ.

Кроме того, ответчик указал, что в соответствии с п. 59 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004, п. 29.6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России № 20-э/2 от 06.08.2004 во всех случаях тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, установленные регулирующим органом по группам потребителей, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования указанными организациями необходимой валовой выручки.

Межу тем, при удовлетворении заявленных Прокуратурой Магаданской области требований неизбежно образуется дисбаланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, у энергоснабжающей организации области возникнут убытки, что противоречит основным принципам регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию, установленным ст. 6 ФЗ «Об электроэнергетике».

В судебном заседании представители Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области заявленные требования не признали и представили в материалы дела дополнительный отзыв № 258 от 07.02.2012, из которого следует, что в 2010 году были установлены единые одноставочные тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей, дифференцированные лишь по группам потребителей - население и прочие потребители. Разделение тарифов в соответствии с приказом ФСТ России № 20-э/2 от 06.08.2004, на составляющие - генерацию, передачу, сбыти дифференциация по уровням напряжения не производилась.

При указанных обстоятельствах ответчик считает, что среднеотпускной тариф по региону не сопоставим с тарифами, дифференцированными по числу часов использования мощности, поэтому определить процент роста тарифов на электрическую энергию в 2011 году по группе потребителей с числом часов используемой мощности в диапазоне менее 5500 по отношению к 2010 году не представляется возможным.

Выяснив фактические обстоятельства спора, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 26-1/э от 19.12.2010 «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую покупателям на территории Магаданской области в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала «Колымские электрические сети» ОАО «Колымаэнерго» установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2011 год согласно Приложению.

В связи с принятием Правительством РФ Постановления № 1172от 27.12.2010 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» иПриказом ФСТ России № 160-э/2 от 24.06.2011 «О согласовании решений Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области об установлении тарифов на электрическую энергию в среднем по Магаданской области ниже минимального уровня, утвержденного ФСТ России на 2011 год» согласованы решения Департамента об установлении тарифов на электрическую энергию в среднем по Магаданской области на уровне, при котором среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, составил 333, 33 коп/кВтч, что ниже утвержденного приказом ФСТ России № 246-э/4от 07.10.2010 предельного минимального уровня тарифа 341, 85 коп/кВтч.

Установленный среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, на уровне 333, 33 коп/кВтч выше принятого на 2010 год тарифа - 289,85 коп/кВтч - на 15 %.

П. 2 Приказа ФСТ России № 160-э/2от 24.06.2011 согласовано распространение действия решения Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области о снижении указанных в п. 1 Приказа № 160-э/2от 24.06.2011 тарифов на электрическую энергию на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 19-2/э от 06.07.2011 «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Магаданской области (1) в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала «Колымские электрические сети» ОАО «Колымаэнерго» установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2011 год согласно Приложению №1.

П.2Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 признан утратившим силу Приказ № 26-1/эот 16.12.2010, п. 3 Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Согласно Приложению № 1 к приказу Департамента № 19-2/э от 06.07.2011 тарифы на электрическую энергию для отдельных групп потребителей увеличились по сравнению с установленными Приказом № 26-1/э от 16.12.2010 :

- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 6001 до 6500 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3355,80 до 3378,18 руб./МВтч (п. 2.1.3 Приложения № 1 к Приказу № 19-2/э);

- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 5501 до 6000 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3360,56 до 3414,44 руб./МВтч и среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3392,16 до 3415, 71 руб./МВтч(п. 2.1.4 Приложения № 1 к Приказу № 19-2/э);

- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 5000 до 5500 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3360,56 до 3457, 61 руб./МВтч, среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3392,16 до 3458, 88 руб./МВтч, среднем втором напряжении – тарифы увеличены с 3428,85 до 3459, 88 руб./МВтч, низком напряжении – тарифы увеличены с 3458,61 до 3462,89 руб./МВтч(п. 2.1.5 Приложения № 1 к Приказу № 19-2/э);

- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности менее 5000 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3365,62 до 3457,61 руб./МВтч, среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3396,42 до 3 458, 88 руб./МВтч, среднем втором напряжении – тарифы увеличены с 3 434, 22 до 3 459, 88 руб./МВтч (п. 2.1.5 Приложения № 1 к Приказу № 19-2/э).

В связи с изменением тарифов на электрическую энергиюна основании Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 потребителям направлены счета-фатуры на оплату электроэнергии за август и корректировочные счета-фактуры за период январь – июль 2011 года.

Указанные обстоятельства привели к поступлению в Прокуратуру Магаданской области заявлений ОАО «Сусманзолото», ОАО «ГДК «Берелех», ОАО «Колымский аффинажный завод», ООО «Хлебокомбинат Магаданский», ОАО «ГМЗ «Магаданский» о нарушениях законодательства, допущенных Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области при установлении тарифов на электроэнергию в Приказе № 19-2/э от 06.07.2011.

В целях приведения Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 в соответствие с действующим законодательством Прокуратурой Магаданской области 12.10.2011 принесен протест № 7-1/2011 на отдельные нормы Приказа. Письмом Департамента № 1954 от 19.10.2011 протест отклонен.

Для проверки обстоятельств нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики на основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» Прокуратурой Магаданской области направлен запрос № 7-29/11 от 26.10.2011 о предоставлении документов и информации, в т.ч. копий протоколов заседаний Правления Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 26-Пот 16.12.2010 и № 19-П от 06.07.2011 и подробных расчетов тарифов.

По результатам проверки поступивших 02.11.2011 в Прокуратуру Магаданской области документов установлено, что предусмотренные в Приказе № 26-1/э от 16.12.2010 категории потребителей электроэнергиис часами использования мощности от5000 до 5501 часов и менее 5000 часовв Приказе № 19-2/э от 06.07.2011 объединены в одну категорию - с часами использования мощности менее 5500 часов.

Тарифы на электрическую энергию рассчитываются в соответствии с Приказом ФСТ России № 20-э/2от 06.08.2004«Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной ФСТ России форме в соответствии с Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005«Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».

При этом, установлено, что предусмотренные Приказом № 26-1/э от 16.12.2010 тарифы на электрическую энергию (мощность) были приняты по форме, утвержденной Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005, в которой содержались категории потребителей с числом часов заявленной электрической мощности от 5 000до 5501 часов и менее 5000 часов.

В Приказе № 19-2/эот 06.07.2011 тарифы на электрическую энергию (мощность) были приняты по форме, установленной Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э в редакции от 24.11.2010, которой не предусмотрена обязательная дифференциация тарифов для потребителей с числом часов использования электрической мощности в диапазоне менее 5000 часов и установлена категория потребителей с числом часов использования заявленной мощности менее 5500 часов.

В результате приведения объемов электроэнергии по числу часов использования электрической мощности к диапазонам по форме, утвержденной Приказом ФСТ России № 130-эот 08.04.2005, рост среднеотпускного тарифа на электрическую энергию (мощность) в Магаданской области не превысил 115%.

В то же время, Приказом № 19-2/э от 06.07.2011 тарифы на электрическую энергию для групп потребителейэлектроэнергиис часами использования мощности от 6001 до 6500 часов, от 5501 до 6000 часов, от 5000 до 5500 часов и менее 5000 часов увеличились по сравнению с тарифами, установленными Приказом № 26-1/э от 16.12.2010.

Таким образом, по результатам проведенной проверки Прокуратурой Магаданской области проверки установлено нарушение ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлений Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 и от 27.12.2010 № 1172, выразившееся в увеличении тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей ираспространение указанного решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, что послужило основанием для обращенияПрокурора Магаданской области в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии установлены Федеральным законом «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003.

Основные принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике установлены в ст. 20 ФЗ «Об электроэнергетике» и состоят в т.ч. в достижении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечении доступности электрической энергии для потребителей и защите их прав;обеспечении защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;сохранении государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.

Согласно п. 3 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии.

П. 5 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства РФ.

В силу п. 6 ст. 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определенный Правительством РФ.

Указанные предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) могут быть установлены на срок более чем один год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей.

Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области согласно постановлению администрации Магаданской области от 25.01.2007 № 12-па «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области» является уполномоченным органом по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок на продукцию, товары (работы, услуги) и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области.

Согласно п. 6 ст. 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством РФ, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 109от 26.02.2004 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.

Установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта РФ выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций).

Таким образом, Федеральным законом «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» установлен закрытый перечень случаев изменения тарифов на электрическую энергию в течение года с момента принятия - в т.ч. приведение ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ ив соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством РФ.

Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что увеличение тарифов для отдельных групп потребителей произошло вследствие приведения установленных в Приказе № 26-1/э от 16.12.2010 диапазонов по часам использования электрической мощности в соответствие с диапазонами по форме, утвержденной Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005 в редакции от 24.11.2010, которой не предусмотрена обязательная дифференциация тарифов для потребителей с числом часов использования электрической мощности в диапазоне менее 5000 часов и установлена категория потребителей с числом часов использования заявленной мощности менее 5500 часов.

Однако, в Примечании к Приложению 1а к Приказу ФСТ России № 130-э от 08.04.2005предусмотрено, что решение об установлении нижней границы дифференциации тарифов в диапазоне менее 5500 часов (с шагом 500) принимает орган исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В этом случае добавляются соответствующие строки. Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области указанной возможностью не воспользовался.

При указанных обстоятельствах установленные в Приказе № 26-1/э от 16.12.2010 диапазоны по часам использования электрической мощности от 5001 до 5500 и менее 5000 часов соответствовали действующему законодательству.

Доказательства, свидетельствующие о несоответствиидействующему законодательству дифференциации тарифовпо указанным диапазонам в Приказе № 26-1/э от 16.12.2010 и соответственно, о необходимости приведения их в соответствие с законодательством РФ, а также доказательства необходимости применения иных диапазоновпо часам использования электрической мощности, Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области не представлены.

П. 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов с 01.05.2011 предписано пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, исходя из увеличения среднего по субъекту РФ одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 %.

Таким образом, постановлением Правительства РФ № 1172от 27.12.2010 ограничена возможность пересмотра установленных на 2011 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), - с учетом увеличения не более чем на 15 % среднего по субъекту РФ одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Указанные положенияпостановления Правительства РФ № 1172от 27.12.2010 направлены на снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), распространяются на тарифы для всех групп потребителей и не предусматривают возможностиснижения тарифов на электрическую энергию для одних групп потребителей и повышения тарифа для иных групп потребителей, либо повышения тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей с целью снижения тарифа для иных групп потребителей.

Однако, по материалам дела установлено, что снижение среднеотпускного тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, до 333,33 коп/кВтч фактически привело к снижению одноставочного тарифа только для потребителей электроэнергии двух групп по часам использования мощности -от 7001 и выше, от 6 501 до 7 000, и увеличению его для потребителей электроэнергии иных групппотребителей по часам использования мощности - от 6001 до 6500 часов, от 5501 до 6000 часов, от 5000 до 5500 часов и менее 5000 часов.

При этом, признается несостоятельным довод Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области о том, что действие п. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010не распространяется на отдельные группы потребителей, а средний рост среднеотпускного тарифа на электрическую энергиюне более 115% по сравнению с 2010 годомпредусмотрен в целом по субъекту РФ.

Необоснованно указание Департамента в подтверждение данной позиции на установление ФСТ России предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) в среднем по субъекту РФбез учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам)суток и календарной разбивки на 2011 год, поскольку Приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 246-э/4 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2011 год»органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов рекомендовано при установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных в п. 1 Приказа предельных уровней тарифовпредусматривать, при необходимости, их календарную разбивку и производить дифференциацию тарифов по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток, в соответствии с действующим законодательством (п. 2 Приказа).

Кроме того, п. 9 Постановления Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов по согласованию с Федеральной службой по тарифам предоставлено право распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Приказом Федеральной службы по тарифам № 160-э/2 от 24.06.2011 Департаменту цен и тарифов администрации Магаданской области предоставлено право принять решение о снижении тарифов на электрическую энергию и распространить действие указанного решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

Таким образом, указанными положениямипостановления Правительства РФ № 1172от 27.12.2010 и Приказа Федеральной службы по тарифам №160-э/2 от 24.06.2011 предусмотрена возможность распространения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, только действия решений о снижении тарифов на электрическую энергию и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Следовательно,распространение действия Приказа № 19-2/э от 06.07.2011на правоотношения, возникшие с 01.01.2011,в части повышения тарифа на электрическую энергию для отдельных групп потребителей - неправомерно.

Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлено, что повышение тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей на основании Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 и распространение действияуказанного Приказа на правоотношения, возникшие с 01.01.2011,противоречит положениям ч. 5 ст. 23, ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 109, п. 9 постановления Правительства РФ от 27.12.2010№ 1172,нарушает права потребителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на них бремя дополнительных расходов, тем самымнарушает основной принцип государственного регулирования в электроэнергетике, установленный ст. 20 ФЗ «Об электроэнергетике» - обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен за электрическую энергию.

Согласно п. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Доказательства, представленные сторонами, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, предусматривающей, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влияния на законность оспариваемого акта.

В данном случае Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области не представлены необходимые и достаточныедоказательства наличия предусмотренных законодательством оснований для повышения тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей на основании Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 и распространения действияПриказана правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые Прокуратура Магаданской области ссылается в обоснование заявленных требований. Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено несоответствие Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 в части пунктов 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 Приложения № 1нормам ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановлений Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 и № 1172 от 27.12.2010.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения, поскольку по материалам дела установлено несоответствие оспариваемых положений Приказа № 19-2/э от 06.07.2011 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 15.02.2012.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 180 - 182,194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя, Прокурора Магаданской области, удовлетворить.

2. Признать недействующим,несоответствующимч. 5 ст. 23, ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», п. 6 постановления Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004, п. 9 постановления Правительства Российской Федерации № 1172 от 27.12.2010 Приказ Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области № 19-2/э от 06.07.2011 «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Магаданской области (1) в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала«Колымские электрические сети» ОАО «Колымаэнерго» в части : п. 2.1.3Приложения № 1- в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 6001 до 6500 часов на высоком напряжении, п. 2.1.4Приложения № 1-в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 5501 до 6000 часов на высоком и среднем первом напряжении, п. 2.1.5Приложения № 1-в части установления тарифа для потребителей электроэнергии менее 5500 часов на высоком, среднем первом, среднем втором, низком напряжении.

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, но может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области, в порядке, установленном АПК РФ.

Председательствующий Степанова Е.С.

СудьиКушниренко А.В.

Скороходова В.В.