ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-2451/20 от 24.11.2020 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                Дело № А37-2451/2020

26 ноября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2020

Решение в полном объёме изготовлено 26.11.2020

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малец О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Магадана к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях

с участием представителей:

от заявителя – ФИО2, помощник прокурора, удостоверение от 20.07.2020 № 298724;

ответчик – не явился

УСТАНОВИЛ:

заявитель, прокурор города Магадана (далее – прокурор), 27.10.2020 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 16.10.2020 № 08-01-2020 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на части 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; пункт 46 части 1 статьи 12, часть 2 статьи 2, пункт 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Правила хранения лекарственных средств, утверждённые приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н; Положение о лицензировании  фармацевтической деятельности, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.

Предпринимателю вменяется административное правонарушение в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицо, привлекаемое к ответственности, индивидуальный предприниматель ФИО1, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, требования определения суда не выполнила, письменный отзыв и иные документы по существу заявленных требований не представила. К судебному заседанию в материалы дела представлена телефонограмма о рассмотрении дела в её отсутствии.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие предпринимателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ, предусматривающим возможность завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции (при отсутствии возражений сторон), суд перешёл к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что была проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований законодательства регулирующего оборот лекарственных препаратов, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Представленной в материалы дела телефонограммой от 16.11.2020 № 232 т/ф индивидуальный предприниматель ФИО1 заявленные требования признала в полном объёме.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу об обоснованности требований заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2016 Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

Основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

ИП ФИО1 осуществляет деятельность по розничной торговле и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, на основании лицензии № ЛО-49-02-000167 от 16.06.2020, выданной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Магадана по поручению прокуратуры Магаданской области от 06.04.2020 № 7-38-2020/591 проведена проверка соблюдения предпринимателем требований законодательства регулирующего оборот лекарственных препаратов.

В ходе проведённой проверки в указанном аптечном пункте были выявлены нарушения санитарного режима и правил хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от воздействия повышенной и пониженной температуры, зафиксированы нарушения требований к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения.

Требованием о явке от 17.10.2020 № 1-727в-2020 предпринимателю было предложено явиться в прокуратуру города Магадана 15.10.2020 в 16 часов 00 минут для составления и вручения постановления о возбуждении административного производства по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Требование получено предпринимателем лично (л.д. 18).

Постановление получено представителем 15.10.2020, нарушений требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ судом не установлено.

В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закона о прокуратуре), предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

На основании пункта 1.1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно статье 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее –Положение № 1081).

В соответствии с пунктом 6 Положения № 1081 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 5 Положения № 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: подпункта «з» - соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее – Правила хранения), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

Пунктом 7 Правил хранения установлено, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).

Пунктом 32 Правил хранения установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

Пунктом 3.5 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утверждённой приказом Минздрава Российской Федерации от 21.10.1997 № 309 (далее - Инструкция), установлено, что поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезсредств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.

Как следует из пункта 3.9 Инструкции, установка оборудования должна производиться на достаточном расстоянии от стен, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции и ремонта (как правило, путём замены составных частей). Оборудование не должно загораживать естественный источник света или загромождать проходы. Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и др., не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения.

Согласно пункту 5.1 Инструкции перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств. запрещается сухая уборка помещений.

Пунктом 5.2 Инструкции генеральная уборка производственных помещений должна проводиться не реже одного раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.

В соответствии с пунктом 5.8. Инструкции санитарный день в аптеках проводят один раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт).

В ходе проверки, проведённой прокуратурой города 05.10.2020 в аптечном пункте «Фарм», расположенном по адресу: <...>, установлено следующее:

- холодильное оборудование аптечного пункта примыкает к стене, что не позволяет осуществлять его очистку, дезинфекцию и ремонт;

- между холодильным оборудованием и стеной имеется мусор;

-  на полках шкафов для хранения лекарственных препаратов имеется пыль;

- торговом зале на полу имеется ковровое покрытие;

- в торговом зале на стенах имеются информационные плакаты, не допускающие влажную уборку и дезинфекцию;

- в холодильном оборудовании «Pozis» на полке с термометром, показывающим температуру 11,5°С, хранился медицинский препарат «Ретинола ацетат, 3,44% р-р» 10 мл в количестве 6 штук, 50 мл в количестве 1 штуки, температура хранения которого не выше 10°С;

- в холодильном оборудовании «Pozis» на полке с термометром, показывающим температуру 11,5°С, хранился медицинский препарат «Рыбий жир очищенный», 50 мл в количестве 7 штук, температура хранения которого не выше 10°С.

- отсутствуют документы, подтверждающие проведение ежемесячного санитарного дня и еженедельных генеральных уборок;

- в помещении для хранения лекарственных средств имеются нарушения целостности линолеума на полу, а также стен.

Поскольку предпринимателем были допущены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных подпункт «з» пункта 5 Положения № 1081, судом установлено наличие события административного правонарушения.

Статьёй 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается наличие вины предпринимателя, которая в соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ выражается в форме неосторожности, когда лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ, судом не выявлено.

В ходе судебного разбирательства установлено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Соразмерность наказания совершённому деянию является одним из требований, составляющих принцип справедливости юридической ответственности.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена в виде административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Заявителем в материалы дела не представлена информация о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности ранее.

Представитель заявителя в судебном заседании указал на отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. При этом смягчающими обстоятельствами является признание предпринимателем вины, утилизация ненадлежащей продукции.

Доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера административный орган в материалах дела отсутствуют.

При этом, под угрозой причинения вреда следует понимать наличие реальной угрозы такого причинения, а не основанной лишь на формальном предположении вероятности о возможности её возникновения.

На основании изложенного, учитывая совокупность установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие установленных статьёй 4.3 КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учётом мнения представителя заявителя, считает возможным и целесообразным назначение административного наказания в виде предупреждения, поскольку по результатам судебного разбирательства установлено, что достижение цели административного наказания может быть обеспечено применением указанного вида наказания.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2016, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 685000 <...>), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Магаданской области.

3. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья                                                                                                Н.Ю. Нестерова