ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-272/11 от 04.05.2011 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

04 мая 2011 года Дело №А37-272/2011

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Комаровой Любови Петровны

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Детиненко Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 03.12.2010г.

при участии представителей:

от заявителя - не явился.

от ответчика - Жменя М.Н. главный специалист-эксперт правового обеспечения, контроля и надзора в сфере СРО по доверенности от 28.12.2010. № 01-37/78

резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2011 года

решение в полном объеме изготовлено 04 мая 2011 года

Установил: Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество № 49-49-01/037/2010-546 от 03.12.2010г. и письма № 06-05/246 от 26.01.2011г., вынесенных Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

В материально-правовое обоснование заявленных требований заявитель сослался на ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указав, что отказ в государственной регистрации неправомерен.

Определение о времени и месте судебного заседания, в том числе и предварительного, направлено заявителю в порядке и сроки, установленные ст.122,184-188 АПК РФ.

Информация о принятии заявления к производству и назначении судебных заседаний по данному делу размещена в сети Интернет 22.03.2011г. на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Заявитель не явился, явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. ст. 121, 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением №22698 с датой вручения 24.03.2011г., №21386 (л.д.47). Дополнительных документов не представил, с заявлениями и ходатайствами не обращался.

При изложенных обстоятельствах, заявитель считается извещенным надлежащим образом, что соответствует требованиям разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011г № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции ФЗ от 27.07.2010г № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ».

Следовательно, согласно ст.156 АПК РФ, дело подлежит рассмотрению в отсутствие заявителя, по представленным в дело письменным доказательствам Срок рассмотрения дела данной категории истек. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Ответчик в представленных письменных пояснениях от 28.03.2011г №02-23/958, от 19.04.2011г. № 05-12/1260 отметил, что оспариваемый отказ в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРП полностью соответствует действующему гражданскому законодательству и ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д.48). При этом указав следующее.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ установлен порядок и по­следовательность действий должностных лиц органа, осуществляющего государст­венную регистрацию прав, в число которых входит правовая экспертиза докумен­тов и проверка законности сделки, которые проводятся в соответствии с требова­ниями Приказа Минюста Российской Федерации № 184 от 01.07.2002.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления право­обладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В ходе проведенной правовой экспертизы представленных на регистрацию изменений документов уста­новлено, что представленная на государственную регистрацию доверенность, выданная ФИО1 на имя ФИО2 на представление ее интересов по форме не соответствует требованиями статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ, поскольку не удостоверена нотариально. Кроме того, в ходе правовой экспертизы установлено, что перепланировка помещения под магазин осуществлялась в соответствии с постановлением администрации муници­пального образования «поселок Стекольный» от 21.06.2010 № 52, согласно п. 6 ко­торого приемка законченного перепланировкой помещения под магазин произво­дится в виде акта приемки. Между тем, для государственной регистрации изменений акт приемочной комиссии, яв­ляющийся документом, подтверждающим изменение площади, заявителем не пред­ставлен. По результатам проведенной правовой экспертизы 03.11.2010  государственная регистрация права по заявлению ФИО2 приостановлена на основании п.1 ст. 19 Федерального закона № 122-ФЗ, о чем уведомлением № 01/037/2010-546 из­вещены заявитель и ее представитель, одновременно заявителю разъяснена необхо­димость предоставления в срок до 03.12.2010  года в Управление нота­риально удостоверенную доверенность и акт приемочной комиссии. Также заявителю разъяс­нено о возможности представления указанных документов через специалиста Управления, находящегося в п. Палатке. Поскольку в установленный срок (до 03.12.2010г) заявителем не представлены дополнительные документы, а совокупность представленных на регистрацию документов не позво­ляла осуществить регистрацию внесения изменений в запись ЕГРП уведомлением № 49-49-01/037/2010-546 от 03.12.2010  года Управление сообщило об отказе в госу­дарственной регистрации на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Феде­ральным законом для государственной регистрации прав).

Определением суда от 04 мая 2011г. производство в части оспаривания письма от 26.01.2011г. № 06-05/246 прекращено по основаниям пункта 1 статьи 150 АПК РФ.

Суд установил:

ФИО1 зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, о чем в ЕГРИП внесена запись за № <***>. Состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области.

02 ноября 2010 года в Управление с заявлением о государственной регистрации изменений в запись ЕГРП и повторной выдаче свидетельства о государственной ре­гистрации права в связи с внесением изменений в ЕГРП на объект недвижимости— квартира, расположенный по адресу: ул.Стадионная в п.Стекольный Хасынского района дом 8 квартира 32 обратился ФИО2, действующий по доверенности от имени ФИО1 Одновременно с заявлением представителем заявителя представлен пакет документов, включающий: кадастровый паспорт помещения, выданный 05.10.2010 г.Хасынским представи­тельством ГУ «МОУТИ»; постановление администрации муниципального образования «поселок Стеколь­ный» от 21.06.2010 № 52, согласно п.4,6 которого разрешено ФИО1 произвести перепланировку помещения под магазин, доверенность от 03.06.2010, выданная ФИО1 ФИО2 на представление её интересов, заверенная печатью предпринимателя ФИО1 Согласно пункту 6 постановления, приемка законченного переплани­ровкой помещения под магазин производится после выполнения всех мероприятий предусмотренных пунктами настоящего постановления в виде акта приемки (л.д.57). При этом заявитель просила внести изменения в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества- квартиры, расположенной по адресу: <...>.

По результатам проведенной правовой экспертизы 03.11.2010 государственная регистрация права по заявлению ФИО2 приостановлена, о чем уведомлением № 01/037/2010-546 из­вещены заявитель и ее представитель с одновременным разъяснением заявителю необхо­димости предоставления дополнительных документов (нотариально удостоверенной доверенности на ФИО2, акта приёмки) к установленному сроку- 03 декабря 2010 года (л.д.52-58). Однако к указанному сроку заявителем дополнительные документы не представлены. Совокупность представленных на регистрацию документов не позво­ляла осуществить регистрацию внесения изменений в запись ЕГРП, поэтому уведомлением № 49-49-01/037/2010-546 от 03.12.2010 года Управление сообщило об отказе в госу­дарственной регистрации на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Феде­ральным законом для государственной регистрации прав). Позднее, после отказа в государственной регистрации изменений 12 января 2011 года в Управление в допол­нение к ранее представленному заявлению (от 3.11.2010г) поступило заявление ФИО1 о внесении изменений в запись ЕГРП на указанный выше объект недвижимости, од­новременно с которым ФИО1 представлен акт приемочной комиссии о приемке в эксплуа­тацию нежилого помещения от 29.12.2010 г.

Письмом от 26.01.2011 за № 06-05/246 ответчиком направлен ответ на заявление с разъ­яснением порядка представления заявления для государственной регистрации, а также дополнительно сообщено, что 03.12.2010 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации прав. Акт приёмочной комиссии от 29.12.2010 возвращен заявителю.

Как следует из оспариваемого отказа от 03.12.2010 г., основанием к отказу в регистрации явилось не соблюдение заявителем требований статьи 16 и п. 1 ст. 18 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которым к заявле­нию о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее про­ведения. При этом они должны соответствовать требованиям, установленным зако­нодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Поскольку заявителем не был представлен полный пакет документов, а именно нотариально удостоверенная доверенность на представителя ФИО1- ФИО2 акт приемочной комиссии, то заявителю было отказано в регистрации прав на объект недвижимости.

Установив фактические обстоятельства спора с учетом характера спорных отношений, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив совокупность представленных в дело доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Из материалов дела следует, что спорные отношения возникли по причине нарушения заявителем требований федерального законодательства, что и явилось основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8 от 1.07.1996г « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом не действительными. Оспариваемый акт может быть признан недействительным в случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два критерия: не соответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Давая оценку оспариваемому отказу в государственной регистрации, изложенному в письме от 03.12.2010г № 49-49-01/037/2010-546, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и нормативно-правовых актов Правительства РФ, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в строгом соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон № 122-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федера­ции, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления право­обладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено феде­ральным законом.

Перечень документов, необходимых для про­ведения государственной регистрации определен статьями 16 (п.2),18 (п.1)ФЗ № 122-ФЗ. При этом документы должны соответствовать требованиям, установленным зако­нодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

В соответствии с правовой нормой, закрепленной статьёй 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для госу­дарственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограни­чения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ закреплен порядок и по­следовательность действий должностных лиц органа, осуществляющего государст­венную регистрацию прав, в перечень которых входит правовая экспертиза докумен­тов на предмет проверки законности сделки, что закреплено Приказом Минюста Российской Федерации № 184 от 01.07.2002. Данным приказом в соответствии с положениями ст.10 ФЗ 122-ФЗ утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как правильно указал ответчик согласно п. 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проводится правовая экспертиза документов в соответствующей последовательности: - проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; - проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоуста­навливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; -проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации
 требованиям.

Как установлено пунктами 13,18 Методических рекомендаций от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может действовать коммерческий представи­тель на основании договора, содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - доверенности (статья 184 Гражданского Кодекса). Доверенность на представление интересов правообладателя, сторон сделки при государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена, если иное не установлено федеральным законом. Данное требование о нотариальном удостоверении сделки носит императивный характер и ее соблюдение является обязательным условием при представлении документов для государственной регистрации.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом в ходе проведенной правовой экспертизы представленных заявителем документов, представленная на государственную регистрацию доверенность, выданная ФИО1 на имя ФИО2, по форме не соответствует требованиями статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ, поскольку не удостоверена нотариально. Доверенность от 03.06.2010 года удостоверена подписью ФИО1 и заверена своей печатью (л.д.58). Данные обстоятельства нашли подтверждение в ходе исследования представленных в материалы дела доказательств – доверенности.

Далее, внесение изменений в Единый государственный реестр прав, не влекущих пре­кращения или перехода прав закреплено пунктами 75,76 Методических рекомендаций, в соответствии с которыми Порядок внесения в Единый государственный реестр прав изменений, не влекущих прекращения или перехода прав, установлен в разделе VII Правил ведения ЕГРП.

При этом согласно пункту 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219) подлежит заполнению Лист записи об изменениях (Приложение № 9), который используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, поскольку не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на не­го. К этим сведениям относятся, в том числе изменение объекта недвижимого имущества, в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменения назначения объекта и т.п. При этом в графу "Содержание изменений" вносятся сведения о произведенных измене­ниях, а в графе "Документы-основания" указываются реквизиты документов, послу­живших основанием для внесения изменений, что закреплено пунктом 68.

Статьёй 28 Жилищного кодекса Российской Федерации предписано, что за­вершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтвержда­ется актом приемочной комиссии. Ответчиком установлено, что также нашло подтверждение при рассмотрении дела, что перепланировка помещения под магазин осуществлялась в соответствии с постановлением администрации муници­пального образования «поселок Стекольный» от 21.06.2010 № 52, согласно п. 6 ко­торого приемка законченного перепланировкой помещения под магазин произво­дится в виде акта приемки (л.д.57).

Однако при представлении документов для государственной регистрации акт приемочной комиссии, яв­ляющийся документом, подтверждающим изменение площади, заявителем пред­ставлен не был.

В связи с чем, ответчиком государственная регистрация была приостановлена на основании п.1 ст. 19 Федерального закона № 122-ФЗ. Уведомлением № 01/037/2010-546 из­вещены заявитель и ее представитель, которым было предложено устранить нарушения и представить к обусловленному сроку нотариально удостоверенную доверенность и акт приёмочной комиссии. Однако к указанному сроку требования заявителем не выполнены, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации.

Следует отметить, что заявителю также разъяс­нено о возможности представления указанных документов через специалиста Управления, находящегося в п. Палатке (л.д.59). Судом установлено, и заявителем не оспорено, что после приостановления государственной регистрации, к установленному сроку- 03.12.2010г. в регистрационную палату не были представлены вышепоименованные документы.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен статьёй 20 ФЗ № 122-ФЗ, который по своему составу является закрытым и носит исчерпывающий характер.

Поскольку в установленный срок заявителем не представлены нотариально удостоверенная доверенность на ФИО2 и акт приёмочной комиссии, ответчик правомерно отказал в осуществлении регистрации внесения изменений в запись ЕГРП в уведомлении № 49-49-01/037/2010-546 от 03.12.2010 года по основаниям пункта 1 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Феде­ральным законом для государственной регистрации прав.

Вместе с тем из материалов дела следует, что акт приёмочной комиссии от 29.12.2010г. был представлен заявителем только 12 января 2011 года (л.д.66), то есть после получения отказа в государственной регистрации. Более того, исходя из даты акта приёмочной комиссии о приемке в эксплуа­тацию нежилого помещения явно следует, что на момент обращения с заявлением от 03.11.2010г., на срок приостановления государственной регистрации-до 03.12.2010г., акт приёмочной комиссии фактически отсутствовал и был оформлен только 29 декабря 2010г.

Как правильно указал ответчик, несоблюдение им при осуществлении государственной регистрации требований Федерального закона № 122-ФЗ и проведение государственной регист­рации без необходимых документов, повлекло бы незаконность государственной регистрации.

Следовательно, ответчик правомерно и в соответствии с требованиями статьи 20 ФЗ № 122-Фз отказал заявителю в государственной регистрации изменений в ЕГРП, оформив его письмом 03.12.2010г № 49-49-01/037/2010-546.

Одним из обязательных критериев для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, является нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося за защитой.

Судом не установлено, что оспариваемым отказом нарушены права и охраняемые законом интересы индивидуального предпринимателя ФИО1

Суд с учетом положений ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на соответствие действий ответчика требованиям ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом судом не установлено иных нарушений со стороны ответчика, которые могли бы повлечь признание оспариваемого отказа недействительным.

С учетом совокупности фактически установленных обстоятельств, анализа, и оценки представленных в дело доказательств, правовых оснований для удовлетворения заявления, нет. Следовательно, учитывая изложенное, в удовлетворении требований следует отказать.

Расходы по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.7,11,64-68,71,75,81,104,110,167-170,176,177,180,197-201 АПК РФ арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене отказа в государственной регистрации от 03.12.2010г., отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию ФАС ДВО г. Хабаровска при условии, что оно было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подается через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Л.П. Комарова.