ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-278/07 от 10.05.2007 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон».Тел./факс(4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

от 10.05.2007г. №А37-278/07-7

Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2007 г.

Полный текст решения изготовлен 10.05.2007 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе – судьи В.В. Головченко

при ведении протокола судебного заседания судьей В.В. Головченко,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области

к Администрации муниципального образования «Поселок Карамкен»

об обязании ответчика совершить действие в пользу истца, восстанавливающие его право

третье лицо - Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области.

при участии представителей:

от истца – Данько С.Н., доверенность от 10.01.2007г. б/н; Мищенко А.Ю., первый зам главы администрации Хасынского района, доверенность от 07.05.2007г. б/н; Степаненкова Т.В., вед.специалист фин.отдела администрации Хасынского района, доверенность от 10.05.2007г.

от ответчика – Виняр А.Н., Глава муниципального образования; решение от 23.05.2005г. №29;

от третьего лица – Варфоломеева И.В., зам.начальника по регулированию тарифов, доверенность от 07.05.2007г. №470

УСТАНОВИЛ:

Истец, Муниципальное унитарное предприятие «Комэнерго» Хасынского района Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области  с иском к ответчику, Администрации муниципального образования «Поселок Карамкен» о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенное право истца путем представления истцу гарантии возмещения убыточной разницы между экономически обоснованными тарифами на техническое обслуживание и коммунальные услуги, оказываемые населению поселка Карамкен, и соответствующими тарифами, установленными представительным органом муниципального образования с указанием источника возмещения.

В обоснование заявленных требований с учетом последующих уточнений и пояснений представителей в судебном заседании истец сослался на ст.ст.1,2,174 АПК РФ, ст.113 ГК РФ, а также указал на те обстоятельства, что установление решением собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1 «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» в 2007г.» тарифов ниже экономически обоснованных приведет к убыткам предприятия в 2007г. в размере 1489490руб. и в этой связи просит суд возложить на Муниципальное образование «Поселок Карамкен» в лице Администрации обязанность дополнить решение собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1 пунктом – Разница в тарифах, определенных коммунальным предприятием и утвержденных Департаментом по регулированию, энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области, на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, холодное водообеспечение, водоотведение и тарифах по указанным видам услуг, установленных собранием представителей муниципального образования «Поселок Карамкен» - возмещается коммунальному предприятию в полном объеме из бюджета муниципального образования.

В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в заявлении с учетом уточнений, требования определений суда от 19.03.2007г. и 10.04.2007г. в полном объеме не выполнили.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему.

Представитель третьего лица указал на обоснованность заявлений истца в части причинения ему убытков по мотивам, изложенным в отзыве на иск, а также заявил об уточнении наименования, в связи с реорганизацией Департамента по регулированию энергетики, транспорта и связи Администрации Магаданской области в Департамент цен и тарифов Администрации Магаданской области.

Ходатайство третьего лица об уточнении наименования, в порядке ст.ст.48,159 и ч.5 ст.184 АПК РФ подлежит удовлетворению.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в деле письменные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии со ст.154-156 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005г. №184 - ФЗ), Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306, Постановлением администрации Магаданской области от 04.09.2006г. № 311-па «Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги и индексов предельно возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Магаданской области на 2007 год» Собранием представителей поселка Карамкен в соответствии с порядком проведения слушаний принято решение «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» в 2007г.», которым решено:

- Установить в 2007 году в муниципальном образовании «поселок Карамкен»

нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения согласно

приложению № 1.

- Установить в 2007 году размер платы для населения муниципального образования

«поселок Карамкен» за пользование жилым помещением (платы за наем), размер

платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых

помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений

государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы ча

содержание и ремонт жилого помещения для собственником жилых помещений.

которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом

согласно приложению № 2.

- Установить в 2007 году размер платы для населения муниципального образования

«поселок Карамкен» за коммунальные услуги согласно приложению № 3.

- Установить в 2007 году стандарт максимально допустимой доли собственных

расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном

доходе семьи в размере 22 %.

Приказом Федеральной службы по тарифам Российской федерации от 11.08.2006 года № 168-э/З «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменений размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год», изданным в целях реализации норм Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», для Магаданской области установлены: предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение в размере 115%, предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в размере 123%.

Постановлением администрации Магаданской области от 04.09.2006г. № 311-па «Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги и индексов предельно возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Магаданской области на 2007 год» для муниципального образования«Поселок Карамкен» установлены: предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение в размере 115%, предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в размере 123%.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 26.12.2005г. №184-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской федерации» размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг. При этом не допускается установление только предельных минимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных минимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Необходимо отметить, что Законом Магаданской области от 09.02.2006г. №678-ОЗ «О субсидиях бюджетам муниципальных образований Магаданской области для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями» предусмотрено получение субсидий бюджетам муниципальных образований только при условии установления муниципальным образованием платы граждан за услуги теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) не ниже предельной оплаты за услуги теплоснабжения.

Для муниципального образования«Поселок Карамкен» постановлением администрации Магаданской области от 21.12.2006г. №462-па «Об утверждении предельных размеров оплаты за услуги теплоснабжения, применяемых для межбюджетных отношений по определению размера субсидий, выделяемых из областного бюджета на снижение стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения Магаданской области в 2007г.» предельный размер оплаты за услуги теплоснабжения определен в размере 40,09руб. за кв.м площади жилого помещения, а решением Собрания представителей «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» в 2007г.» установлен тариф 35,63 руб. за кв. метр площади жилого помещения.

При проведении прокуратурой проверки законности указанного выше решения Собрания представителей поселка Карамкен установлено, что нормы, определяющие порядок и срок вступления в силу правового акта, не соответствует требованиям закона, а именно противоречит ч.2 ст. 47 Федерального закона от 16.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На незаконные положения решения Собрания представителей поселка Карамкен 18.01.2007г. № 1 «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещений, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» на 2007 году» прокурором района принесен протест, который представительным органом 23.04.07г. рассмотрен и удовлетворен путем внесения соответствующих изменений решением от 23.04.2007г. №5.

Вместе с тем, при проведении проверки установлено, что решение органа местного самоуправления об утверждении платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год, изменение размера которой в сторону увеличения не превышает установленный в соответствии с законом предельный (максимальный) индекс, нельзя признать незаконным по тем основаниям, что установленные для муниципальных образований Магаданской области, в том числе для МО «Поселок Карамкен», предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются предельными максимальными индексами.

Кроме того, как усматривается из содержания уточнений истца, отзыва третьего лица, являющимся органом на который возложены полномочия по утверждению экономически обоснованных тарифов, экономически обоснованные истцом тарифы, утвержденные соответствующим органом превышают тарифы, установленные решением Собрания представителей поселка Карамкен «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» в 2007г.»

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В силу ст.11 ГК РФ нарушенные или оспоренные гражданские права могут быть защищены в судебном порядке способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными предусмотренными законом способами.

Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из пояснений представителей истца в судебном заседании истец фактически заявляет требования, связанные незаконностью действий ответчика по воспрепятствованию истцу в осуществлении права на получение прибыли от коммерческой деятельности.

По мнению истца, Муниципальное образование в лице ответчика обязано внести в решение Собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1 «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и размера платы за пользование жилым помещением, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за коммунальные услуги населения муниципального образования «Поселок Карамкен» в 2007г.» раздел согласно которому, разница в тарифах, определенных коммунальным предприятием и утвержденных Департаментом по регулированию, энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области, на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, холодное водообеспечение, водоотведение и тарифах по указанным видам услуг, установленных собранием представителей муниципального образования «Поселок Карамкен» - возмещается коммунальному предприятию в полном объеме из бюджета муниципального образования.

Указание истцом в качестве оснований своих требований на не соответствие решения собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1 с приложениями, подтвержденное отзывом третьего лица, может свидетельствовать о несоответствии тарифов, установленных в приложениях к решению Собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1 и утвержденных Департаментом по регулированию, энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области, в связи с чем суд на основании ст.13 АПК РФ вправе не руководствоваться указанным документом.

На предложение суда уточнить основания исковых требований и надлежащего ответчика, представители истца настаивали на удовлетворении требований с учетом уточнений Муниципальным образованием «Поселок Карамкен» в лице Администрации.

На разъяснения суда представителям истца о том, что в соответствии с положениями Устава муниципального образования «Поселок Карамкен», Администрация муниципального образования «Поселок Карамкен» является исполнительно-распорядительным органом, Собрание представителей обладает правами юридического лица, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности в качестве учреждения, может быть истцом и ответчиком в судах, представители истца указали, что настаивают на удовлетворении требований именно Администрацией муниципального образования «Поселок Карамкен», являющейся распорядителем средств.

По мнению представителей истца, выполнение заявленных требований входит в полномочия Администрации муниципального образования «Поселок Карамкен».

Согласно п.9 ст.57 Устава муниципального образования «Поселок Карамкен», Собрание представителей поселка Карамкен является лицом, на которого возложены соответствующие функции по реализации полномочий, связанных с определением порядка установления тарифов на услуги и их регулированием, во исполнение которых Собранием представителей поселка Карамкен от 26.02.2006г. принято решение №5 « Об утверждении положения «О порядке проведения публичных слушаний…»

При этом, как следует из содержания требований истца с учетом пояснений представителей, истец не оспаривает порядок принятия и законность решения Собрания представителей поселка Карамкен от 18.01.2007г. №1.

Таким образом, удовлетворение требований истца приведет к нарушению порядка установленного законом для принятия решений по вопросам регулирования и установления нормативов и тарифов, в отношении коммунальных услуг оказываемых истцом.

Такой способ защиты, как признание за лицом обязательственных прав или обязанностей, принадлежащих ему в силу условий обязательства либо прямого указания закона, не предусмотрен ст. 12 ГК РФ и иными нормами гражданского законодательства, регулирующими такие правоотношения.

Однако, истец не лишен возможности защитить свои права иными предусмотренными законом способами.

Так, в соответствии со ст.192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.5 ст.195 АПК РФ, нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

В случае наличия обстоятельств по наличию убытков, в соответствии со ст.ст.12,15, 393 ГК РФ и разъяснений ВАС РФ, изложенных им в том числе, в письме №С-13/0п-276 от 10.09.93г., в соответствии с п.6 которого для взыскания понесенных убытков, истец в соответствии АПК РФ должен представить доказательства, подтверждающие:

а) факт причинения убытков ответчиком;

б) причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

в) размер убытков (реальных и упущенной выгоды), возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.

По искам о возмещении убытков на основании п.3 ст.125, 1071 ГК РФ и ст.158 БК РФ выступает от имени казны главный распорядитель средств бюджета по ведомственной принадлежности.

Совокупность установленных судом обстоятельств и анализ представленных в деле доказательств свидетельствуют о том, что законом предусмотрены иные способы защиты нарушенных прав отличных от заявленного, не предусмотренного законом.

Таким образом, исследовав представленные доказательства по делу, суд не считает возможным удовлетворить заявленные требования.

Истец при подаче заявления платежным поручением от 22.02.2007г. №62 оплатил госпошлину в размере 2000руб., которая в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на истца.

На основании ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 10.05.2007 г.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ,

РЕШИЛ:

1. Отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

2. Решение может быть обжалова­но в порядке и в сроки, установленные АПК РФ.

Судья Головченко В.В.