ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-3108/2022 от 31.08.2023 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-3108/2022

07 сентября 2023 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Л.А. Литвиновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.В. Кобеляцкой, рассмотрев в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...> зал № 204 в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 686410, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Снежная Долина» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)

о взыскании 97 940 руб. 37 коп., о продолжении начисления пеней,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии в судебном заседании:

от истца - ФИО1, доверенность от 01.01.2023, паспорт, диплом;

от ответчика, третьего лица: не явились

УСТАНОВИЛ:

Истец, общество с ограниченной ответственностью «Компания Энергия», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью «Снежная Долина», о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в незаселённые в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда, находящиеся в п. Омсукчан Магаданской области, в период с 01.08.2022 по 31.08.2022 в сумме 77 678 руб. 38 коп., неустойки (пени), начисленной за период с 10.09.2022 по 03.08.2023 в сумме 20 261 руб. 99 коп., а всего – 97 940 руб. 37 коп. (с учетом принятых уточнений от 31.07.2023)

Кроме того, истец просит суд производить дальнейшее взыскание с ответчика суммы пени, начиная с 04.08.2023 по день фактической уплаты ответчиком суммы основного долга в размере 77 678 руб. 38 коп., из расчёта одной стотридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

В обоснование заявленных требовании? истец сослался на статьи 309, 310, пункт 3 статьи 438, статьи 539 – 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 2 статьи 44, часть 14 статьи 155, статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, данные в пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 № 14, в пункте 3 информационного письма от 17.02.1998 № 30, представленные документы.

Определением от 01.06.2023 судебное разбирательство отложено на 03.08.2023, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа.

Определением от 03.08.2023 судебное разбирательство отложено на 31.08.2023, явка представителя истца признана обязательной.

Текст определения от 03.08.2023 размещён на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.magadan.arbitr.ru).

Ответчик и третье лицо не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ.

Ответчик требования определений суда по настоящему делу не выполнил в полном объеме, в том числе не представил отзыв на иск.

От третьего лица в материалах дела имеются письменные пояснения от 02.05.2023 № 205, от 22.05.2023 № 230 и копии затребованных судом документов.

Требования определения суда о проведении трехсторонней сверки задолженности и представлении в суд акта сверки лицами, участвующими в деле не выполнены.

От истца к судебному заседанию поступили дополнительные документы, в том числе ходатайство от 29.08.2023 об увеличении суммы исковых требований до 101 172 руб. 33 коп. (из которых сумма основного долга за период с 01.08.2022 по 31.08.2022 в сумме 77 678 руб. 38 коп., неустойки (пени), начисленной за период с 10.09.2022 по 31.08.2023 в сумме 23 493 руб. 95 коп.). Также истец просит о продолжении начисления пени, начиная с 01.09.2023 по день фактической уплаты ответчиком суммы долга в размере 77 678 руб. 38 коп., из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической уплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Кроме того истцом во исполнение определения суда представлен справочный расчет задолженности и пени с применением льготных тарифов для населения за спорный период, в соответствии с которым задолженность составила 59 486 руб. 50 коп., из которых 43 445 руб. 28 коп. – основной долг, 16 041 руб. 22 коп. – пени.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования с учетом их уточнения поддержал.

Рассмотрев ходатайство истца об уточнении исковых требований, суд, руководствуясь статьями 49, 159 АПК РФ, принимает заявленное уточнение.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд пришел к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

Истец, являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет поставку и сбыт тепловой энергии абонентам (потребителям), расположенным на территории Омсукчанского района, в том числе осуществляет теплоснабжение муниципального жилищного фонда, расположенного в посёлке Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области.

Статус единой теплоснабжающей (теплосбытовой) организации присвоен ООО «Компания Энергия» постановлением администрации Омсукчанского муниципального округа 09.10.2019 № 568.

ООО «Снежная Долина» на основании лицензии от 12.07.2018 № 63 с 01.02.2021 осуществляет управление многоквартирными жилыми домами поселка Омсукчан по следующим адресам:

- улица Ленина, дома №№ 18, 20, 22, 25, 31,34, 38, 40, 43;

- улица Мира, дома №№ 28, 30, 30а, 32;

- улица Транспортная, дома №№ 1а, 2, 4, 6;

- улица Октябрьская, дома №№ 4, 6, 6а;

- улица Павлова, дом № 1;

- улица Театральная, дома №№ 4, 6, 18;

- улица Школьная, дома №№ 14, 19;

- улица Майская, дома №№ 5а, 5б, 12, 12а;

- переулок Комсомольский, дом № 1;

- переулок Геологический, дом № 6.

Между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая компания) договор на отпуск тепловой энергии в спорные жилые помещения в заявленный период отсутствовал.

Однако, несмотря на отсутствие договора, истец в период с 01.08.2022 по 31.08.2022 поставил в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в том числе в пустующие (временно незаселенные) жилые помещения тепловую энергию. Стоимость объема поставленной тепловой энергии в пустующие жилые помещения составила 77 678 руб. 38 коп.

Поставлено отопления и ГВС на общую сумму 77 678 руб. 38 коп. подтверждается счетами-фактурами, актами, универсальными передаточными документами, реестрами пустующего муниципального жилого фонда.

Согласно указанным доказательствам объектами управления, на которые истец поставляет тепловую энергию, являются жилые помещения муниципального жилищного фонда, расположенные в посёлке Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области в многоквартирных домах, поименованные в прилагаемых списках.

Указанные жилые помещения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ» и по утверждению истца в указанный период являлись пустующими, что не отрицается ответчиком и подтверждено третьим лицом.

Ответчик счета-фактуры своевременно получил, возражений по объему и стоимости потребленной тепловой энергии не заявил, оплату не произвел.

Претензия истца от 13.09.2022 с предложением истца заключить договор и произвести оплату задолженности, оставлены ООО «Снежная Долина» без ответа и удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

От третьего лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа, 11.05.2023 и 22.05.2023 в материалы дела представлены запрошенные судом документы, в том числе, выписки из финансово-лицевых счетов по спорным помещениям; копии счетов-фактур, выставленных истцом на оплату тепловой энергии и ГВС; реестры пустующего муниципального жилого фонда в п. Омсукчан; платежные поручения на оплату выставленных истцом третьему лицу счетов-фактур, в том числе за период август 2022 года.

Суд отмечает, что в счетах-фактурах на оплату тепловой энергии и ГВС, поставляемых в пустующие жилые помещения, выставляемых истцом Управлению жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского муниципального округа расчет производился исходя из экономически обоснованного тарифа.

Правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды) от сети ООО «Компания Энергия» до точки поставки по объектам жилого фонда в п. Омсукчан регулируются нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ, Законом о теплоснабжении, Правилами № 354, постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ № 857).

Согласно статьям 15, 15.1 Закона о теплоснабжении, статьям 539, 544, 548 ГК РФ правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организации обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила № 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

По смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.

Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать теплоэнергию, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по теплоснабжению.

Ответчик как исполнитель коммунальных услуг в силу закона наделен полномочиями по управлению жилыми домами и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать в полном объеме поставленную в многоквартирные дома тепловую энергию.

Обязанность управляющих компаний как исполнителей коммунальных услуг оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленную жилым домом тепловую энергию является законодательно установленной (определение Верховного Суда РФ от 11.03.2016 № 301-ЭС16-805).

В данном случае управляющая организация фактически приступила к управлению многоквартирными домами, расположенными в поселке Омсукчан Магаданской области, следовательно, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ должны квалифицироваться как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

Исходя из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 35 постановления от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма ВАС РФ № 14).

Поэтому, несмотря на отсутствие между сторонами договора ресурсоснабжения, правоотношения по потреблению коммунального ресурса должны рассматриваться как договорные.

Согласно положениям статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные в статьях 539-547 ГК РФ, применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть тепловой энергией.

Исходя из норм статей 539-548 ГК РФ, на абонента (потребителя) возложена обязанность оплачивать принятую через присоединительную сеть энергию от энергоснабжающей организации.

В силу статей 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

В том случае, если такой договор между ресурсоснабжающей организацией с одной стороны и собственником помещения с другой стороны не заключался, обязанность оплачивать ресурсоснабжающей организации стоимость коммунальных ресурсов возникает у управляющей организации в силу закона с момента избрания управляющей организации в качестве управляющей компании в соответствующе и многоквартирном жилом доме.

Собственники помещений в жилых домах, управление которыми осуществляется ООО «Снежная Долина» на основании пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ в силу закона передали обязанности по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации (ответчику). Поскольку многоквартирные жилые дома, в которых расположены временно пустующие жилые помещения, управляются ООО «Снежная Долина», у ответчика в силу закона возникает обязанность оплатить истцу стоимость коммунального ресурса с момента избрания ООО «Снежная Долина» в качестве управляющей компании в соответствующем многоквартирном жилом доме.

При таких обстоятельствах, именно ответчик – ООО «Снежная Долина», обладающей статусом исполнителя коммунальных услуг, является абонентом по отношению к истцу и лицом, обязанным производить оплату всего объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, находящиеся в его управлении.

Согласно представленному в дело расчету, сумма задолженности за поставленную тепловую энергию по объектам пустующего муниципального жилья в поселке Омсукчан образовалась за период с 01.08.2022 по 31.08.2022 и составляет 77 678 руб. 38 коп.

В нарушение указанных норм ответчик свои обязательства в части оплаты полученной тепловой энергии не выполнил, на дату вынесения решения ответчиком не представлено ни доказательств исполнения своих обязательств, ни доказательств, опровергающих доводы и расчёт истца.

Расчеты за тепловую энергию производились истцом по тарифам, установленным в соответствии с приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от 16.12.2020 № 2 жкх/57, от 30.12.2020 № 2-ЖКХ/106, с учетом установленного норматива потребления (л.д.109-120 т. 1).

При этом с 01.08.2022 по 04.08.2022 основной долг рассчитан истцом исходя из экономически обоснованного тарифа, с 05.08.2022 – исходя из льготного тарифа для населения. В обоснование своей правовой позиции ответчик указал, что Закон Магаданской области от 04.08.2022 № 2739-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» вступил в законную силу 05.08.2022.

Разрешая вопрос о тарифах, применимых к отношениям сторон по настоящему делу, суд считает позицию истца ошибочной и руководствуется следующим.

В силу частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, при этом подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ наряду с льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно части 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

Часть 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» определяет, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области, оказываемых ресурсоснабжающими организациями (за исключением государственных предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета).

Статьей 2 Закона № 1474-ОЗ предусмотрено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в части первой статьи 1 Закона, является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным указом Губернатора Магаданской области для соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, подпункту "б" пункта 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Конституции РФ).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из материалов дела, спорные жилые помещения принадлежат муниципальному образованию «Омсукчанский район» на праве собственности, предназначены, в том числе, для предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а поставляемая ответчиком тепловая энергия используется с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд проживающих в них граждан.

Доказательств использования спорных жилых помещений для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности в дело не представлено.

Таким образом, в отношении спорных квартир подлежит применению подпункта "6" пункта 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

Расчет стоимости тепловой энергии и ГВС произведен истцом на основании норматива по отоплению, исходя из площади каждой пустующей квартиры с применением экономически обоснованных тарифов, установленных приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 16.12.2020 № 2ЖКХ/57:

- для п. Омсукчана на период с 01.08.2022 по 31.08.2022 за ГВС в размере 6 361,25 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), за тепловую энергию в размере 7 633,50 руб./Гкал (без учета НДС).

Между тем, суд пришел к выводу, что расчет за тепловую энергию и ГВС, отпущенные в пустующие жилые помещения, должен производиться исходя из льготных тарифов на тепловую энергию и ГВС, реализуемые населению, утвержденных приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30.12.2021 № 67-9/э, от 30.12.2021 № 2-ЖКХ/77:

- для п. Омсукчана льготный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО «Компания Энергия» населению на период с 01.08.2022 по 31.08.2022 установлен в размере 2 637 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС), за тепловую энергию в размере 2 637,00 руб./Гкал (с учетом НДС).

Учитывая, что в данном случае коммунальный ресурс поставлялся в жилые помещения, предназначенные для проживания граждан, а не использовался для коммерческих или иных нужд, стоимость тепловой энергии должна определяться по льготному тарифу для населения, а не с применением экономически обоснованных тарифов.

Указанные выводы подтверждаются судебными актами по делу № А37-684/2021.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования в части основной задолженности подлежат удовлетворению в сумме 43 445 руб. 28 коп. (справочный расчет истца судом проверен, признан верным).

Объём поставленной тепловой энергии за спорный период ответчиком не оспаривается.

Далее, истец заявил требование о взыскании с ответчика пеней за периоды с 10.09.2022 по 31.08.2023 в размере 23 493 руб. 95 коп.

Справочный расчет неустойки на задолженность по оплате тепловой энергии, начисленную исходя из льготного тарифа для населения, представлен в размере 16 041 руб. 22 коп.

Как установлено статьёй 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенёй) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

На основании пунктов 1, 2 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).

В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Представленный истцом расчёт пеней соответствует части 14 статьи 155 ЖК РФ, судом проверен и признаётся арифметически верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено ни доказательств своевременного исполнения своих обязательств, ни доказательств, опровергающих доводы и расчёт истца, ни доказательств уплаты пени в заявленном истцом размере.

Факт просрочки оплаты задолженности подтверждается материалами дела, требование истца о взыскании пеней за периоды с 10.09.2022 по 31.08.2023 в размере 23 493 руб. 95 коп. подлежит удовлетворению в части, с учетом частичного удовлетворения требований о взыскании основной задолженности, а именно в размере 16 041 руб. 22 коп.

Также истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика суммы неустойки (пени) по день фактической уплаты ответчиком суммы основного долга.

Согласно разъяснению, изложенному в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Таким образом, требование истца о продолжении начисления пени по день фактической оплаты основного долга, начиная с 01.09.2023, подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

С первоначальной суммы иска, равной 579 238 руб. 52 коп., размер подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины, составляет 14 585 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Данная сумма уплачена истцом при обращении в суд платежным поручением от 21.12.2022 № 3272 (л.д. 8 т.1).

В связи с уменьшением суммы иска до 101 172 руб. 33 коп., размер госпошлины составляет 4 035 руб. 00 коп.

В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Сумма государственной пошлины в размере 10 550 руб. 00 коп. является излишне уплаченной и подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Исковые требования удовлетворены частично в размере 59 486 руб. 50 коп. (43 445,28+16 041,22).

По правилам статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям на сумму 2 373 руб. 00 коп. должны быть возмещены ему за счёт ответчика.

Остальная сумма уплаченной истцом государственной пошлины (1 663 руб. 00 коп.) относится на истца.

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить частично.

2.Взыскать с ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Снежная Долина» (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу истца, общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>), долг в размере 43 445 руб. 28 коп., пени в размере 16 041 руб. 22 коп., расходы по уплате госпошлины в сумме 2 373 руб. 00 коп., а всего – 61 859 руб. 50 коп.

Дальнейшее взыскание неустойки (пеней) производить с ответчика в пользу истца, начиная с 01.09.2023 исходя из суммы долга 43 445 руб. 28 коп. из расчета 1/130 действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации до момента фактического исполнения денежного обязательства.

Исполнительный лист выдать взыскателю по его заявлению.

3.В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

4.Возвратить истцу, обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>), из федерального бюджета госпошлину в размере 10 550 руб. 00 коп., о чём выдать справку истцу после вступления решения в законную силу.

5.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Л.А. Литвинова