ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-3256/18 от 19.06.2019 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                             Дело № А37-3256/2018

26.06.2019

          Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2019 

 Решение в полном объёме изготовлено 26.06.2019

         Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, зал 310 дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (<***>, ИНН <***>)

к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о  признании незаконными действий по проведению проверки и отмене Распоряжения              № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки»

          при участии в заседании:

от заявителя, ответчика – не явились,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 21.12.2018 к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области о  признании незаконными действий по проведению проверки и отмене Распоряжения № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки».

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на Федеральный Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 197-199 АПК РФ и указал на незаконность проведения  ответчиком плановой и внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 2017 год и 8 месяцев 2018 года.

По мнению заявителя, в силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением  муниципального  контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ, который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами,   индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Заявитель считает, что поскольку к правоотношениям между Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа и МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» в связи с проведением проверки финансово - хозяйственной деятельности применяются положения Закона № 294-ФЗ, постольку законность проведения указанной проверки определяется соблюдением требований, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.

При этом, заявитель указал, что в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии с частями 6, 6.1, 6.2 указанной статьи в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для рассмотрения их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 данной статьи, а также рассматривают предложения органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Согласно части 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Однако, информация о размещении сведений о проведении рассматриваемой проверки  на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, отсутствует.

В отношении внеплановой проверки часть 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для ее проведения. Поэтому заявитель считает, что законные основания для проведения Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа внеплановой проверки в МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» отсутствуют.

Кроме того, по мнению заявителя в силу положений части 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, предусматривающей основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, у Контрольно-счетной палаты отсутствовали основания для включения проверки в отношении МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» в ежегодный план проведения проверок, поскольку с момента государственной регистрации указанного учреждения в качестве юридического лица прошло менее трех лет.

Кроме того, в нарушение положений части 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, предусматривающей, что срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней, и пункта 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, запрещающей  превышать установленные сроки проведения проверки, из Распоряжения от 05.09.2018 № 12 и  от 15.11.2018 № 13 следует, что проверка проводилась в период с 12.09.2018 по 24.12.2018, что превышает установленный Законом № 294-ФЗ предельный срок.

При этом, по мнению заявителя, в нарушение пунктов 7 и 9 статьи 2 Закона № 294-ФЗ распоряжением № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки» к осуществлению проверки привлечены не аттестованные в установленном порядке граждане ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4

Согласно части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ указанные нарушения относятся к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок.

Таким образом, с учетом перечисленных положений Закона № 294-ФЗ,
Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа в отношении
МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» допущены нарушения требований действующего законодательства об организации и проведении плановых проверок.

Кроме того, по мнению заявителя, в силу положений статьи 6 БК РФ, определяющей перечень получателей бюджетных средств, и статьи 152 БК РФ, определяющей закрытый перечень участников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.

После списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. (Письмо Минфина России от 23.05.2014 № 02-03-11/24579).

Таким образом, заявитель считает, что поскольку бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, постольку на них не распространяются требования бюджетного законодательства.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Ответчик, Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях, из которых следует, что ответчик считает неправомерным довод заявителя о нарушении  Закона № 294-ФЗ при проведении проверки.

По мнению ответчика, заявитель не учел, что в силу специфики объекта контроля, которым является законность и эффективность расходования средств местного бюджета, внешний финансовый муниципальный контроль осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который по отношению к Закону № 294-ФЗ является специальной нормой, следовательно, имеет приоритет перед общей. В данном случае общей нормой по отношению к Бюджетному кодексу также будет являться и ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ответчик считает, что в соответствии с частью 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ), при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011             № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Таким образом, указанная норма бюджетного кодекса, как специальная и отсылочная норма, по порядку осуществления внешнего финансового муниципального контроля отсылает к положениям Федеральных законов № 41-ФЗ и № 6-ФЗ, а не к Федерального Закона № 294-ФЗ.

При этом, указанные положения части 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ имеют императивный характер, то есть не подлежат расширительному толкованию.

Следовательно, внешний муниципальный финансовый контроль не подпадает под сферу действия Закона № 294-ФЗ и статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в обоснование своей правовой позиции Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа указала, что неправомерность заявленных МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» требований подтверждается положениями Федерального закона от 27.11.2017 № 332-ФЗ (вступившего в силу 27.11.2017), которым внесены изменения в редакцию части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ - в перечень исключений из правового регулирования Закона № 294-ФЗ включен муниципальный контроль в финансово-бюджетной сфере, тем самым устранены противоречия данного закона с бюджетным законодательством.

Также ответчик считает, что финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения, осуществляемая за счет средств бюджета с использованием муниципального имущества, охватывается понятием финансово-бюджетной сферы, являясь ее неотъемлемой частью. Так, контроль в финансово-бюджетной сфере подразумевает прежде всего осуществление финансового контроля в соответствии со статьями 265 и 266.1 и другими положениями главы 26 БК РФ.

МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» как муниципальное учреждение, является объектом внешнего финансового контроля (абзац 4 пункта 1 статьи 266.1 БК РФ).

При этом, согласно «Методологическим рекомендациям по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций» (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) анализ финансово-хозяйственной деятельности включает в себя:

- анализ имущества организаций и источников его формирования;

- анализ платежеспособности и финансовой устойчивости;

- анализ финансовых результатов организаций, эффективности использования активов и источников их формирования;

- оценка финансового состояния организаций.

Собственником имущества, используемого заявителем, является муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ», а в соответствии с положением пункта 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.04.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» к полномочиям контрольно-счетных органов муниципальных образований отнесен контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.

Ответчик указал также, что оспариваемое Распоряжение от 05.09.2018 № 12 «О проведении проверки» является решением о проведении внеплановой проверки, издано уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных полномочий, на основании запроса (обращения) главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» от 03.09.2018 № 2171, что соответствует положениям части 4 статьи 12 Положения о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа.

Кроме того, ответчик заявил ходатайство от 20.05.2019  № 110 об отказе в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения в суд.

В подтверждение ответчик указал, что заявитель извещен о предстоящей проверке уведомлением от 05.09.2018 № 9, которое вручено 06.09.2018, что подтверждается входящим штампом № 543 на экземпляре уведомления Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа. Поскольку заявление в Арбитражный суд Магаданской области направлено 21.12.2018, постольку заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок и не представлено соответствующее ходатайство о восстановлении указанного срока.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями  статьи 123 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и ответчика на  основании представленных в материалах дела доказательств.

Выяснив фактические обстоятельства спора, исследовав материалы дела, суд установил  следующее.

Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа  образовано на основании постановления администрации Северо-Эвенского городского округа от 21.12.2015 № 281-па, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 13.01.2016,  ОГРН <***>, ИНН <***>.

Учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ». Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности.

Основными целями создания Учреждения являются - создание условий для предоставления транспортных услуг населению, учреждениям бюджетной сферы и органам местного самоуправления в границах муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ»; организация транспортного обслуживания населения, учреждений бюджетной сферы; оказание хозяйственно-эксплуатационных услуг органам местного самоуправления и т.д.

Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет жилищно - коммунального хозяйства Северо-Эвенского городского округа. Полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа.

 По материалам дела установлено, что Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 28.12.2017 № 25 утвержден План мероприятий Контрольно-счетной платы на 2018 год. В соответствии с пунктом 3.7. Плана в октябре - ноябре 2018 года запланирована  проверка финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Северо-Эвенский  обслуживающий центр» за 2017 год.

Кроме того, Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» обратился в  Контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа с письмом от 03.09.2018 № 2171 «О проведении внеплановой проверки МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 9 месяцев 2018 года».

Распоряжением от 05.09.2018 № 12 установлен срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа с 12.09.2018 по 23.11.2018.

Распоряжением № 13 от 15.11.2018 срок проверки продлен до 24.12.2018.

Таким образом, в соответствии с Планом работы на 2018 год Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа и обращением Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» на основании Распоряжения от 05.09.2018 № 12 в период с 12.09.2018 по 24.12.2018 проведена проверка «Финансово-хозяйственная деятельность муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 2017 год и 8 месяцев 2018 года».

Цель  проверки - обоснованность, законность, правомерность, целевое или не целевое расходование бюджетных средств на финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно - правовыми актами, действующими па территории Северо-Эвенского городского округа.

Предмет проверки - нормативное правовое обеспечение деятельности учреждения, бюджетные средства, направленные на обеспечение деятельности в 2017 году и 8 месяцев 2018 года и выполнение муниципального задания за 2017 год и 8 месяцев 2018 года, муниципальное имущество.

По результатам проверки составлен Акт проверки от 14.01.2018, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.

В результате контрольного мероприятия установлены нарушения действующего бюджетного законодательства, нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств, нарушения трудового законодательства, Федерального закона от 06.12.2011                № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Акт проверки подписан 14.01.2019 директором МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» ФИО5, что подтверждается соответствующей отметкой.

В целях устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства, зафиксированных в Акте проверки от 14.01.2019, выдано Представление от 14.02.2019 № 10 об устранении нарушений требований законодательства, в котором указаны мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.

Не согласившись с проведением проверки, Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным действий по проведению проверки и отмене Распоряжения № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки».

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей сторон,  оценив совокупность представленных в материалы дела письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования  не подлежащими удовлетворению.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется наряду с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ также Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).

Законом  № 6-ФЗ установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 38 Закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования создается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно статьи 3 Закона № 6-ФЗ наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования утверждаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля, входит в структуру органов местного самоуправления Северо-Эвенского городского округа и формируется Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа.

Статус, состав, полномочия и порядок осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского округа определены Решениями Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170 «Об утверждении положения «О Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского  городского округа»,  25.02.2016 №   63   «О   структуре и  штатной  численности Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа».

Учредителем (собственником) имущества МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» выступает муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ», а источником формирования его финансовых ресурсов являются субсидии из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», учреждение является объектом внешнего муниципального контроля, т.е. Контрольно-счетная палата в рамках реализации предоставленных ей законом бюджетных полномочий вправе проводить проверочные мероприятия по законности и результативности (эффективности и экономности) использования учреждением бюджетных средств.

Частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе, следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В силу положений пункта 1 части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены бюджетные полномочия органов муниципального финансового контроля, в том числе, контрольно-счетных органов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляются с соблюдением Закона № 6-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля - контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации  предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 265 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль как за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, так и за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

При этом, согласно пункту 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 332-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля как контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, положениями вступившего в силу 27.11.2017 Федерального закона от 27.11.2017 № 332-ФЗ внесены изменения в редакцию части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ - в перечень исключений из правового регулирования Закона № 294-ФЗ включен муниципальный контроль в финансово-бюджетной сфере.

Соответственно, к правоотношениям между Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа и МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» в связи с проведением проверочных мероприятий по вопросу законности осуществления финансово-хозяйственной деятельности за  2017 год и 9 месяцев 2018 года не  применяются положения Закона № 294-ФЗ, и законность результатов указанной проверки определяется без учета требований, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 1  Положения о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170, Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа Магаданской области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области, образуется Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа и ему подотчетна.

Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной
независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления
муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области,
обладает правами юридического лица, действует в организационно-правовой форме
муниципального казенного учреждения, имеет гербовую печать и бланки со своим
наименованием.

Задачами Контрольно-счетной палаты являются выявление нарушений законности и обеспечение их устранения - при использовании средств бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ»;  в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по расходованию средств местного бюджета, использованию и распоряжению муниципальной собственностью; в деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений по исполнению действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, посредством осуществления финансового контроля.

В соответствии со ст. 8  Положения Контрольно-счетная палата осуществляет в числе прочих следующие полномочия -    контроль за исполнением бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области;  экспертиза проектов местного бюджета и представление экспертного заключения на проект местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области; подготовка информации о ходе исполнения бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Собрание представителей и главе муниципального образования.

Внешний финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой - в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области; в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 10  Положения внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии со ст. 11  Положения при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетная палата руководствуется стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

Разработка стандартов внешнего муниципального финансового контроля осуществляется и утверждается Контрольно-счетной палатой - в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) Контрольно-счетной палатой Магаданской области; в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями. установленными федеральным законом.

В соответствии со ст. 12  Положения Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

План работы Контрольно-счетной палаты утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.

Обязательному включению в планы работы Контрольно-счетной палаты подлежат поручения Собрания представителей, предложения и запросы главы муниципального образования, направленные в Контрольно-счетную палату до 20 декабря года, предшествующего планируемому.

Внеплановые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся Контрольно-счетной палатой на основании решений, принятых на заседаниях Собрания представителей и запросов главы муниципального образования.

Утвержденный План работы Контрольно-счетной палаты представляется в
Собрание представителей в течение 15 дней со дня его утверждения.

В соответствии со ст. 13  Положения Содержание направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней  деятельности Контрольно-счетной палаты определяются Регламентом и Стандартами  внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты.

Регламент    и    Стандарты    внешнего    муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты утверждается председателем Контрольно-счетной палаты.

Регламент  Контрольно-счетной   палаты   Северо-Эвенского  городского округа разработан в соответствии Положением «О Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа», утвержденным решением Собрания  представителей  Северо-Эвенского  городского  округа  от 22.03.2017 № 170 и в соответствии с указанным Положением определяет - содержание направленной деятельности Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа; внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе компетенцию и порядок работы; распределение обязанностей между председателем и аппаратом палаты; порядок подготовки и проведения мероприятий всех форм контрольной и иной деятельности;  порядок ведения делопроизводства; иные вопросы, связанные с деятельностью Контрольно-счетной палаты (п. 1.1 Регламента).

Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществляется на основе разрабатываемых стандартов внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палаты Российской Федерации и (или) Контрольно-счетной палаты Магаданской области и установленных федеральным законодательством, а также при учете международных стандартов в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности (п. 1.7 Регламента).

В соответствии с Положением Контрольно-счетная палата осуществляет свою   деятельность   на   основе   годовых   планов,   которые   разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно с учетом всех видов и направлений деятельности.

Годовой план работы Контрольно-счетной палаты включают следующие разделы - контрольные мероприятия; экспертно-аналитические мероприятия; информационное и кадровое обеспечение (п. 3.3 Регламента).

Формирование годового плана осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в целях обеспечения всестороннего и систематического внешнего муниципального финансового контроля, а так же на основании поручений Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа, предложений и запросов главы муниципального образования Северо-Эвенского городского округа.

В случае не включения в план поручения (предложения, запроса) направляется мотивированный отказ (п. 3.3.3 Регламента).

План работы Контрольно-счетной палаты содержит данные о сроках проведения указанных в нем мероприятий, об ответственных за их исполнение должностных лицах Контрольно-счетной палаты (п. 3.3.4 Регламента).

Контроль за выполнением планов работы Контрольно-счетной палаты,
осуществляется председателем Контрольно-счетной палаты  (п. 3.3.6 Регламента).

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляются в соответствии со стандартом финансового контроля, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты (п. 4.2.13 Регламента).

Стандарт финансового контроля контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа «Общие правила проведения контрольного мероприятия» разработан на основе стандарта финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Счетной палаты РФ, стандарта финансового контроля СФК 130 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Ассоциации контрольно-счетных органов РФ и в соответствии с Р.11 Положения «О Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа» утвержденного Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170 (п. 1.1 Стандарта).

Целью Стандарта является установление общих правил и требований при осуществлении Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа контрольных мероприятий (п. 1.2 Стандарта).

Задачами Стандарта являются -  определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия; определение общих правил и требований при проведении этапов контрольного мероприятия (п. 1.3 Стандарта).

Контрольное мероприятие является организационной формой внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого КСП (п. 2.1 Стандарта).

Предметом контрольного мероприятия являются - формирование и использование средств бюджета; формирование и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе интеллектуальной собственности; использование средств бюджетов иных уровней, поступивших в бюджеты муниципальных образований (п. 2.2 Стандарта).

Объектами контрольного мероприятия являются - органы местного самоуправления; муниципальные учреждения и унитарные предприятия; организации различных организационно-правовых форм, на которые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования распространяются контрольные полномочия КСП (п. 2.3. Стандарта).

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся Контрольно-счетной палатой на основании утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты годового плана работы Контрольно-счетной палаты.

В плане указываются сроки его исполнения и ответственные должностные лица. Решение о включении контрольного мероприятия в план принимается в порядке, установленным Регламентом Контрольно-счетной палаты.

На период подготовки и проведения мероприятия все работники, включённые в состав группы, поступают в непосредственное подчинение руководителя (п. 3.1 Стандарта).

Контрольные мероприятия подразделяются на следующие виды - сплошные или выборочные  - в  зависимости  от  объема  проверки  документов; комплексные или тематические - в зависимости от целенаправленности и круга проверяемых вопросов; встречные проверки.

При сплошном контрольном мероприятии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов проверяемого объекта по операциям со средствами местного бюджета и с муниципальной собственностью за проверяемый период.

При выборочном контрольном мероприятии проверяется лишь часть указанных документов на выбор в зависимости от поставленных вопросов за определенный промежуток времени.

При проведении комплексного контрольного мероприятия проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и все его операции со средствами бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» и с муниципальной собственностью.

Тематические контрольные мероприятия проводятся по конкретным вопросам деятельности одного или нескольких объектов, использования ими бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, а также взаимных расчётов и платежей с местным бюджетом (п. 3.2 Стандарта).

В дополнение к указанным видам контрольных мероприятий может проводиться встречная проверка, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчёты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного объекта, либо в подтверждении (документальном или фактическом) осуществления определенных действий проверяемым объектом. По результатам встречной проверки составляется отдельный акт.

Дата начала контрольного мероприятия определяется распорядительным актом - распоряжением председателя КСП.

Сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета о его результатах, принимаемом в порядке, установленном в КСП (п. 3.3 Стандарта).

Перечисленные нормы свидетельствуют о соответствии действий Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа требованиям законодательства, регламентирующего порядок и основания проведения проверок.

По материалам дела установлено, что в соответствии с требованиями статьи 12 Положения о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа проверка проведена на основании пункта 3.7. Плана мероприятий Контрольно-счетной платы на 2018 год, утвержденного  Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 28.12.2017 № 25 – за период 2017 год, и на основании обращения Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» в  Контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа с письмом от 03.09.2018 № 2171 «О проведении внеплановой проверки МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» - за период  9 месяцев 2018 года.

Распоряжение от 05.09.2018 № 12 «О проведении проверки» является решением о проведении проверки, изданным уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных полномочий, на основании Плана мероприятий Контрольно-счетной платы на 2018 год и обращения Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» от 03.09.2018 № 2171.

Заявитель, МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», уведомлен о предстоящей проверке уведомлением от 05.09.2018 № 9, которое получено руководителем 06.09.2018, что подтверждается входящим штампом № 543 на экземпляре уведомления Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела с учетом положений  нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения и регламентирующих деятельность Контрольно-счетной палаты, судом установлено наличие у Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа достаточных  правовых оснований для вынесения оспариваемого Распоряжения от 05.09.2018 № 12 «О проведении проверки» и проведения проверки  в соответствии с указанным распоряжением.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, признание незаконными ненормативных актов и действий возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

По результатам исследования оспариваемого Распоряжения от 05.09.2018 № 12 и действий Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа по проведению проверки не установлено наличие указанных признаков.

Содержание оспариваемого ненормативного акта и действий Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа по проведению проверки соответствует нормам федерального законодательства.

Нарушение прав и законных интересов МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления экономической деятельности по результатам судебного разбирательства не установлено.

При указанных обстоятельствах признается соответствующим фактическим обстоятельствам дела и подтвержденным с достаточной степенью достоверности довод Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа о правомерности действий по проведению проверки в отношении МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» на основании Распоряжения от 05.09.2018 № 12. Достаточные достоверные доказательства обратного заявителем не представлены.

С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые ответчик ссылается как на основание своих возражений. Указанные доказательства признаются достаточными для отказа в  удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании Распоряжения Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа от 05.09.2018 № 12 «О проведении проверки» и действий по проведению проверки, т.к. судом установлена их законность.

Заявленное Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа  ходатайство о пропуске МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд признается необоснованным.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

При этом, пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

По материалам дела установлено, что срок на оспаривание действий Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа по проведению проверки заявителем не пропущен, поскольку проверка проводилась с 12.09.2018 по 24.12.2019.

В части соблюдения заявителем срока на оспаривание Распоряжения № 12 от 05.09.2018 установлено, что в тексте уведомления от 05.09.2018 № 9 отсутствует указание на данное Распоряжение, а также отсутствуют доказательства направления Распоряжения в адрес МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» с уведомлением.

Таким образом, уведомление от 05.09.2018 № 9 не подтверждает направление заявителю оспариваемого Распоряжения, по представленным в дело доказательствам невозможно установить дату получения заявителем Распоряжения и, соответственно, невозможно сделать однозначный вывод о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объеме.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 159, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

          Судья                                                                                                Е.С. Степанова