ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-3821/12 от 16.01.2013 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-3821 /2012 16.01.2013

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в помещении суда по адресу: <...>, каб. 705,

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Любимый город наш» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Административной комиссии муниципального образования «Город «Магадан»

о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2012 № 301/303 о назначении наказания в виде штрафа,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Любимый город наш» (далее - ООО «Любимый город наш», Общество), 16.11.2012 обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее - суд) с заявлением № 1312 от 16.11.2012 о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2012 № 301/303 по делу об административном правонарушении, вынесенного Административной комиссией муниципального образования «Город Магадан» (далее - Административная комиссия, ответчик) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области» (далее - Закон № 583-ОЗ).

Основанием привлечения к административной ответственности послужил тот факт, что являясь организацией, управляющей и обслуживающей жилищный фонд, Общество не обеспечило содержание в чистоте и порядке придомовой территории многоквартирного жилого дома № 6 по улице Флотской г. Магадана.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Заявитель с вынесенным ответчиком постановлением не согласился, ссылаясь на статьи 25.1, 25.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьи 36, 162, 422 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).Считает его незаконным и необоснованным, принятым с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, нарушением прав и законных интересов юридического лица. В связи, с чем просит удовлетворить требования заявителя (л.д.4-6).

Ответчик, в отзыве на заявление от 13.12.2012, не согласился с заявленным требованием, по основаниям изложенным в нем, ссылаясь на статьи 2.1, 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, пункт 3.2.1 «Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 №123-Д. Считает, что все обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела в силу статьи 26.1 КоАП РФ учтены. Совершение ООО «Любимый город наш» вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. В связи с чем, Общество привлечено к административной ответственности, по мнению ответчика, правомерно и просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Стороны о рассматриваемом в порядке упрощенного производства деле извещены надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заявлений и ходатайств не поступило.

Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).

В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 г. № 123-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» (далее – Правила). Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» разработаны с целью создания и сохранения благоприятных условий проживания населения и устанавливают единый порядок благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории муниципального образования «Город Магадан».

Согласно пункту 2.1.3. названных Правил ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - владельцы данных объектов благоустройства, в том числе:

- на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях - организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд; на земельных участках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прилегающих к ним территориях - соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- на участках домовладений, принадлежащих физическим лицам на правах собственности, и прилегающих к ним тротуарах, газонах - владельцы домовладений.

Пунктом 3.2.1 Правил предусматривается, что организации, обслуживающие жилищный фонд, и домовладельцы обязаны содержать придомовую территорию в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

Содержание придомовой территории - содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

По материалам дела, ООО «Любимый город наш» является управляющей организацией и обслуживающей жилищный фонд многоквартирного жилого дома № 6 по ул. Флотской г. Магадана, что подтверждается представленной в материалы дела информацией по обслуживанию многоквартирных домов города Магадана на 01.04.2012 и не оспаривается ООО «Любимый город наш».

Статьей 6.4 Закона № 583-ОЗ установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), установленных органами местного самоуправления, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей.

По материалам дела общество с ограниченной ответственностью «Любимый город наш» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 15.10.2010, ОГРН <***>, ИНН <***>, согласно сведений о юридическом лице, внесенных в ЕГРЮЛ по состоянию на 31.10.2012 № 52164, местонахождение по адресу: <...> (фактическое местонахождение: <...>).

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что в предписании от 25.09.2012 исх. № 4616 Муниципальное казенное учреждение «Административно-техническая инспекция города Магадана» (далее - МКУ г. Магадана «Административно-техническая инспекция города Магадана») предложило произвести уборку придомовой территории многоквартирного жилого дома № 6 по ул. Флотская г. Магадана и обеспечить явку представителя ООО «Любимый город наш» на осмотр придомовой территории здания указанного дома 01.10.2012 в 11 часов 30 минут. Данное предписание получено Обществом 26.09.2012, что подтверждается соответствующей записью и подписью секретаря Богомоловой, вх. № 135 от 26.09.2012.

01.10.2012 специалистом МКУ г. Магадана «Административно-техническая инспекция города Магадана» без участия представителя управляющей компании ООО «Любимый город наш» (представитель явился без документа, подтверждающего его полномочия) и присутствии двух не заинтересованных лиц был проведен осмотр придомовой территории здания многоквартирного жилого дома № 6 по ул. Флотская г. Магадана.

В ходе данного осмотра придомовых территорий установлено, что территория, прилегающая к жилому дому № 6 по ул. Флотской г. Магадана, находится в ненадлежащем санитарном состоянии, а именно, на придомовой территории имеется скопление досок, куски линолеума, фрагменты дверей, тумбочка деревянная. Жилой дом по указанному адресу находится под управлением ООО «Любимый город наш».

Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра придомовых территорий от 01.10.2012 с приложением фотоснимков территории, прилегающей к указанному дому. Данный акт подписан всеми лицами, участвующими в осмотре. 

Данные действия ООО «Любимый город наш» являются нарушением пункта 3.2.1 «Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденных решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 № 123-Д.

В материалы дела представлено уведомление от 03.10.2012 № 1388, в котором предлагается явиться (направить законного представителя) 04.10.2012 в 15 часов 00 минут в Управление административно-технического контроля мэрии города Магадана для объяснения выявленных нарушений, а также составления протокола об административном правонарушении. Данное уведомление получено Обществом 03.10.2012, что подтверждается соответствующей записью и подписью его секретаря Богомоловой, вх.№ 160 от 03.10.2012.

04.10.2012 по фактам, выявленным в ходе осмотра придомовой территории 01.10.2012, начальником отдела исполнения административного законодательства Управления административно-технического контроля мэрии г.Магадана, в отсутствии законного представителя надлежащим образом извещенного ООО «Любимый город наш», был составлен протокол об административном правонарушении № 303. Копия протокола получена ООО «Любимый город наш», что подтверждается соответствующей записью и подписью секретаря Общества Богомоловой.

Также составлен акт от 04.10.2012 о неявке законного представителя ООО «Любимый город наш» для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении.

Полномочия должностного лица, составившего протокол, установлены «Положением об Управлении административно-технического контроля мэрии города Магадана», утвержденного постановлением мэра города Магадана № 4932 от 27.12.2011 «О создании управления административно-технического контроля мэрии города Магадана».

При составлении протокола об административном правонарушении требования статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ административным органом соблюдены.

Как правомерно отметил в отзыве на заявление от 13.12.2012 ответчик, КоАП РФ не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не предусматривает вручение уведомления лично законному представителю юридического лица.

Таким образом, доводы ответчика о том, что извещение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола путем вручения уведомления секретарю Общества не нарушает требований закона, суд считает обоснованными.

В соответствии со статьей 11.3 Закона № 583-ОЗ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4, рассматривают административные комиссии.

Административная комиссия муниципального образования «Город Магадан» создана и действует в порядке, установленном Законом Магаданской области от 22.12.2006 № 783-ОЗ «Об административных комиссиях в Магаданской области», Законом Магаданской области № 1392-ОЗ от 09.06.2011 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по созданию и организации деятельности административных комиссий», Положения об административной комиссии муниципального образования «Город Магадан», утверждённого постановлением мэрии города Магадана № 88 от 16.01.2012. Персональный состав административной комиссии утверждён постановлением мэрии города Магадана № 139 от 23.01.2012.

09.10.2012Административной комиссией муниципального образования «Город Магадан» были получены (входящий № 5467), направленные Управлением административно-технического контроля мэрии г. Магадана, с сопроводительным письмом № 1429 от 09.10.2012 материалы административного дела, в том числе протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Любимый город наш» для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

Определение от 11.10.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.10.2012 в 15 часов 00 минут было получено ООО «Любимый город наш» 15.10.2012, что подтверждается соответствующей записью и подписью секретаря Общества вх.№ 202.

Административная комиссия муниципального образования «Город Магадан» создана и действует в порядке, установленном Законом Магаданской области от 22.12.2006 № 783-ОЗ «Об административных комиссиях в Магаданской области», Законом Магаданской области № 1392-ОЗ от 09.06.2011 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по созданию и организации деятельности административных комиссий», Положения об административной комиссии муниципального образования «Город Магадан», утверждённого постановлением мэрии города Магадана № 88 от 16.01.2012. Персональный состав административной комиссии утверждён постановлением мэрии города Магадана № 139 от 23.01.2012.

В соответствии со статьей 11.3 Закона № 583-ОЗ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4, рассматривают административные комиссии.

17.10.2012 Административной комиссией муниципального образования «Город Магадан» в отсутствие законного представителя надлежащим образом извещенного Общества были рассмотрены материалы административного дела и вынесено оспариваемое постановление № 301/303 о назначении наказания в виде штрафа по делу об административном правонарушении. Указанным постановлением ООО «Любимый город наш», признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона № 583-ОЗ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановление № 301/303 от 17.10.2012 о назначении наказания по делу об административном правонарушении направлено по юридическому адресу ООО «Любимый город наш» и получено Обществом 09.11.2012, что подтверждается штампом входящего № 1341 .

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя о том, что Общество не было  уведомлено о времени и месте составления акта осмотра и протокола об административном правонарушении и не реализовало свои права предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, суд считает необоснованными, поскольку не подтверждаются материалами дела.

Заявление об оспаривании данного постановления подано в суд 16.11.2012, то есть с соблюдением установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО «Любимый город наш» норм и правил (в том числе Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан» № 123-Д), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятию всех зависящих от Общества мер по их соблюдению.

Согласно пункта 3.2.4 Правил № 123-Д юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также граждане, в собственности (в долевой собственности), владении и пользовании которых находятся земельные участки, здания и сооружения или встроенные помещения в жилищном фонде, обязаны производить регулярную уборку прилегающей территории, своевременно производить ремонт дорожных покрытий и тротуаров.

Постановлением мэрии города Магадана от 31.12.2009 № 3708 «О закреплении земельных участков общего пользования для санитарного содержания на территории муниципального образования «Город Магадан» определены границы земельных участков, закрепленных за субъектами благоустройства в целях их санитарного содержания.

Согласно пункту 10 указанного постановления мэрии для жилых и общественных зданий граница санитарного содержания определена 5 метров по периметру. Из фотоснимков, прилагаемых к акту осмотра придомовой территории от 01.10.2012 следует, что при осмотре на указанной территории, непосредственно прилегающей к жилому дому № 6 по ул. Флотской г. Магадана, обнаружено скопление досок, кусков линолеума, фрагментов дверей, тумбочки деревянной, которые находятся в пределах границ для санитарного содержания, предусмотренных в постановлении мэрии города Магадана от 31.12.2009.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, а также придомовых территорий, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 3.7.5), утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее –Правила № 170), которые являются обязательным для управляющих компаний.

Согласно пунктам 3.5.8, 3.6.1, 3.6.8 Правил № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; производят уборку площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий.

Из приведенных норм следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны производить уборку прилегающих к домам территорий. При этом в силу Правил благоустройства № 123-Д и Правил № 170 содержание придомовых территорий управляющими компаниями не ставиться в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирных домах.

Учитывая изложенное, доводы о том, что на стадии административного производства административным органом не представлено доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что скопление твердых бытовых отходов находится в границах земельного участка входящего в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, суд расценивает критически и не принимает, как не обоснованные и не подтвержденные материалами дела.

Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что наличие в действиях ООО «Любимый город наш» составаадминистративногоправонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона № 583-ОЗ, подтверждается доказательствами по настоящему делу.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно части третьей этой статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу, учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция статьи 6.4 Закона № 583-ОЗ предусматривает два альтернативных вида наказания – предупреждение и административный штраф.

Административным органом применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей с учётом наличия отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения правонарушения (постановление № 57/52 от 02.05.2012).

Смягчающих ответственность ООО «Любимый город наш» обстоятельств по делу ответчиком не установлено.

При назначении наказания размер штрафа правомерно определён административной комиссией по низшему пределу финансовой санкции, установленной статьей 6.4 Закона Магаданской области «Об административных правонарушениях в Магаданской области» от 15.03.2005 №583-ОЗ, в виде административного штрафа для юридического лица в размере 10000 рублей.

При исследовании материалов дела об административном правонарушении, а также иных документов, представленных в материалы дела, нарушений норм КоАП РФ и Закона Магаданской области «Об административных правонарушениях в Магаданской области» от 15.03.2005 № 583-ОЗ, допущенных административной комиссией, судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ по материалам административного дела не усматривается.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.

Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с представленными в деле доказательствами в конкретной правовой ситуации, суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ  :

1. В удовлетворении требований заявителю, обществу с ограниченной ответственностью «Любимый город наш» (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в десятидневный срок со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.А. Минеева