ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-3825/12 от 16.01.2013 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-3825/2012

16 января 2013 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к административной комиссии муниципального образования "Город Магадан"

о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2012 № 303/302,

УСТАНОВИЛ:

заявитель, ООО "Любимый город наш" (далее – общество) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ответчика, административной комиссией муниципального образования "Город Магадан" (далее – административный орган), от 17.10.2012 № 303/302, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона Магаданской области от 15.03.2005 № 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области" (далее – Закон № 583-ОЗ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Определением от 20.11.2012 по настоящему делу заявление ООО "Любимый город наш" было принято к производству суда в порядке упрощенного производства. О возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

В срок, установленный в определении суда от 20.11.2012, от сторон поступили дополнительные документы.

В заявлении от 16.11.2012 № 1314 общество ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, указывает, что общество не было уведомлено о времени и месте составления акта осмотра и протокола об административном правонарушении, законный представитель не приглашался в установленном порядке на заседание административной комиссии. Полагает, что административный орган не представил доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что скопление твердых бытовых отходов находится в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников многоквартирного дома № 38 по улице Портовой в городе Магадане.

Ответчик с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 07.12.2012; из которого следует, что заявитель является организацией, обслуживающей жилищный фонд, что подтверждается выпиской из адресного списка жилых домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций. Многоквартирный жилой дом № 38 по ул. Портовой находиться в управлении управляющей компании ООО "Любимый город наш". Общество является лицом, ответственным за исполнение Правил благоустройства на территории, прилегающей к жилому дому № 38 по улице Портовой в городе Магадане. Совершение заявителем административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащего исполнения своей обязанности по ненадлежащему содержанию придомовой территории многоквартирного жилого дома № 38 по ул. Портовой в городе Магадане.

Установив фактические обстоятельства дела, оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Из материалов дела следует, что 28.09.2012 при осмотре придомовой территории многоквартирного жилого дома № 38 по ул. Портовой установлено, что на указанной территории имеется скопление мелкого бытового мусора. По результатам осмотра сотрудниками МКУ "Административно-техническая инспекция города Магадана" в присутствии двух незаинтересованных лиц был составлен соответствующий акт от 28.09.2012.

Статьей 6.4 Закона Магаданской области "Об административных правонарушениях в Магаданской области" от 15.03.2005 № 583-ОЗ установлена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства.

На территории муниципального образования "Город Магадан" действуют Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утвержденные решением Магаданской городской Думы № 123-Д от 22.12.2006 (далее – Правила благоустройства). Данные правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий, прилегающих к границам зданий для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил благоустройства организации, обслуживающие жилищный фонд обязаны содержать придомовую территорию в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

Постановлением мэрии города Магадана от 31.12.2009 № 3708 "О закреплении земельных участков общего пользования для санитарного содержания на территории муниципального образования "Город Магадан" определены границы земельных участков, закрепленных за субъектами благоустройства в целях их санитарного содержания.

Согласно пункту 10 указанного постановления мэрии для жилых и общественных зданий граница санитарного содержания определена 5 м по периметру. На фотоснимках от 28.09.2012 бытовой мусор находится на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому № 38 по ул. Портовой (прямо у фундамента дома), следовательно, находится в пределах границ для санитарного содержания, предусмотренных в постановлении мэрии города Магадана от 31.12.2009 № 3708.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, а также придомовых территорий, определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), которые являются обязательным для управляющих компаний.

Согласно пунктам 3.5.8, 3.6.1, 3.6.8 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; производят уборку площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий.

Из приведенных норм следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны производить уборку прилегающих к домам территорий. При этом в силу Правил благоустройства и Правил № 170 содержание придомовых территорий управляющими компаниями не ставится в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирных домах.

Из заявления общества следует, что оно не оспаривает свою обязанность по уборке земельного участка, входящего в состав общего имущества (пункт 3 приложения № 2 к договору управления многоквартирным домом от 01.06.2011, данные обязанности, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома (что подтверждает и перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, л.д. 18).

Таким образом, общество является лицом, ответственным за исполнение Правил благоустройства на территории, прилегающей к жилому дому № 38 по ул. Портовой в городе Магадане.

Совершение ООО "Любимый город наш" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые в соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ были установлены протоколом об административном правонарушении, а также иными документами.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Общество с ограниченной ответственностью "Любимый город наш" является действующим юридическим лицом, о чём свидетельствует содержащаяся в материалах дела выписка из ЕГРЮЛ (л.д. 38-20). Является управляющей компанией и оказывает услуги, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома.

Из материалов административного дела следует, что основанием привлечения управляющей организации к административной ответственности явился протокол об административном правонарушении от 04.10.2012 № 302, составленный начальником отдела исполнения административного законодательства управления административно- технического контроля мэрии г. Магадана ФИО1, к компетенции и полномочиям которого отнесён контроль за соблюдением Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", утверждённых решением Магаданской городской Думы № 123-Д от 22.12.2006.

Поводом к составлению протокола об административном правонарушении явился акт осмотра придомовых территорий многоквартирного жилого дома 38 по улице Портовой в городе Магадане. Данный жилой дом на основании договора от 01.06.2011 находится в управлении ООО "Любимый город наш". В ходе осмотра с применением фотосъёмки установлено: "придомовая территория многоквартирного жилого дома № 38 по улице Портовой не находится в чистоте и порядке, а именно скопление бытового мусора (полиэтиленовые пакеты, бутылки, обрывки бумаги, пластиковый контейнер, окурки от сигарет и пр.).

По результатам проверки соблюдения Правил благоустройства, в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещённых представителей общества (о чём составлена докладная о неявке) был составлен акт осмотра от 28.09.2012 с использованием фотосъёмки.

Согласно постановлению мэра г. Магадана № 3708 от 31.12.2009 (пункт 10 Приложения) определены границы земельных участков, закрепленных за субъектами благоустройства в целях их санитарного содержания. Для жилых и общественных зданий граница санитарного содержания определена 5 метров по периметру. С учётом данного постановления административным органом был сделан вывод о нарушении заявителем Правил благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования "Город Магадан".

Поскольку согласно пункту 3.2.1 Правил благоустройства ответственность и контроль за содержанием придомовой территории в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами возложена по многоквартирным домам на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, то по результатам проверки и иных собранных по делу доказательств, административным органом (в отсутствие представителя общества) 04.10.2012 был составлен протокол об административном правонарушении № 302, ответственность за которое установлена статьёй 6.4 Закона № 583-ОЗ.

Постановлением административного органа от 17.10.2012 № 303/302 общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Закона № 583-ОЗ, предусматривающей административную ответственность за нарушение пунктов 3.2.1 Правил благоустройства в виде штрафа в размере 10 000 руб.

В соответствии со статьёй 6.4 Закона № 583-ОЗ нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа) влечёт административную ответственность в виде штрафа для юридических лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей ( редакции от 04.03.2011).

Судом установлено, что решением Магаданской городской Думы от 22.12.2006 № 123-Д утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Магадан", согласно которым места и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе придомовая территория являются объектами благоустройства.

Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства.

По договору управления, заключенному заявителем с собственниками многоквартирного жилого дома 38 по улице Портовой в городе Магадане, и с учётом перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д.15-18), заявитель обязан производить уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, 1 раз в сутки.

Наличие в пятиметровой зоне от фундамента указанного здания множественных фрагментов мелкого бытового мусора свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения.

Составной частью состава административного деяния является установление административным органом вины лица, в отношении которого ведётся административное производство, что прямо установлено статьёй 26.1 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 6.4 Закона № 583-ОЗ, является сфера благоустройства территории населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда.

Судом установлено и материалами дела подтверждено нарушение заявителем Правил благоустройства и санитарного состояния в отношении земельного участка (придомовой территории) многоквартирного жилого дома 38 по улице Портовой в городе Магадане.

Общество не заявило каких-либо обстоятельств, послуживших причиной невозможности выполнения им требований действующего законодательства.

Следовательно, административным органом установлен и документально подтверждён состав вменяемого обществу административного правонарушения.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, без учёта указанного в постановлении повторного совершения административного правонарушения, являющегося обстоятельством, отягчающим ответственность.

Довод заявителя о неуведомлении общества о времени и месте составления акта осмотра и протокола об административном правонарушении материалами дела не подтвержден. Административный орган представил в материалы дела доказательства получения обществом уведомления о дате и времени составления протокола (уведомление от 03.10.2012, получено секретарем Богомоловой 03.10.2012, входящий № 158). Также заявитель был своевременно проинформирован об обследовании 28.09.2012 в 12-00 придомовой территории многоквартирного жилого дома № 38 по улице Портовой в городе Магадане (предписание от 25.09.2012 № 4615 получено секретарем Богомоловой 26.09.2012, входящий № 133) и приглашён для участия в нём.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.10.2012 рассмотрение в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 6.4 Закона № 583-ОЗ было назначено на 17.10.2012 в 15-00 час. Данное определение было получено секретарём общества Богомоловой 15.10.2012, входящий номер общества 198.

Общество проигнорировало указанные извещения, не направило своего представителя ни на осмотр территории, ни для составления протокола об административном правонарушении, ни на рассмотрение материалов административного дела, тем самым не воспользовалось своим правом на дачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и другими правами, предоставленными лицу, привлекаемому к административной ответственности, нормами КоАП РФ.

Таким образом, суд пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, что влечёт отказ в удовлетворении требований заявителя.

Рассмотрение дел, связанных с оспариванием привлечения к административной ответственности, государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ  :

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Н.Ю. Нестерова