АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62
Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37- 4528/05-14
20 февраля 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20.02.2006г.
В соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ датой принятия решения является дата его
изготовления в полном объеме. Полный текст решения изготовлен 20.02.2006 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ягоднинская автобаза плюс»
к Межрайонной Инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения № НТ-08-10/7431 от 24.11.2005г.
с участием третьего лица – Администрации Особой экономической зоны
при участии в заседании:
от заявителя, ответчика и третьего лица - не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Ягоднинская автобаза плюс», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области № НТ-08-10/7431 от 24.11.2005г. в соответствии с которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость за июнь 2005 года в сумме 224546 руб. 00 коп. и предложено уплатить в федеральный бюджет недоимку по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года в сумме 224546 руб. 00 коп., так же пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 12372 руб. 49 коп. Кроме того, указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за июнь 2005 года в результате неправомерного бездействия в виде штрафа в сумме 44909 руб. 20 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что не согласен с вынесенным решением на том основании, что с 13.07.2000г. ООО «Ягоднинская автобаза плюс» является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, в связи с чем, согласно Федеральному закону «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.99 г. № 104-ФЗ и Закону Магаданской области «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 29.06.99 г. № 75-ОЗ он освобожден от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Таким образом, оспариваемое решение налогового органа противоречит Федеральному закону от 31.05.1999г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», Закону Магаданской области от 29.06.1999г. № 75-ОЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и иным нормативным актам, регулирующим деятельность участников ОЭЗ.
По мнению заявителя, ссылка налогового органа в оспариваемом решении на то, что главой 21 НК РФ не предусмотрено представление участникам Особой экономической зоны (далее ОЭЗ) в Магаданской области льготы по уплате налога на добавленную стоимость в доле федерального бюджета, является несостоятельной, поскольку этот довод противоречит ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» № 118-ФЗ от 05.08.2000 г., т.к. в перечне законодательных актов, утративших силу в связи с введением
части второй НК РФ, ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» отсутствует.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, в частности, что применительно к данному спору, имеет место правовая коллизия федеральных законов одного иерархического уровня в системе правовых актов РФ. Федеральный закон № 104-ФЗ не относится к федеральным законам о налогах и сборах. По вопросам предоставления налоговых льгот должны применяться федеральные законы о налогах и сборах, а именно, соответствующие главы части 2 НК РФ по отдельным видам налогов как специальные и более поздние по дате их введения в действие.
В соответствии с оспариваемым решением, ответчик ссылается на нормы главы 21 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001 года, в которой не предусмотрены льготы в части налога на добавленную стоимость участникам особой экономической зоны в Магаданской области, а также на п.15 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001г., в соответствии с которым нормы законов, в целом не связанных с вопросами налогообложения, касающиеся налоговых льгот, подлежат применению до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового Кодекса РФ. По мнению ответчика, с введением в действие главы 21 Налогового Кодекса РФ /налог на добавленную стоимость/ в соответствии с п.15 упомянутого выше Постановления Пленума ВАС РФ, льгота по уплате указанного налога, предусмотренная ст.5 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», не подлежит применению. Кроме того, ответчик сослался на исключение с 01.01.2005г. из ст.18 НК РФ, регулирующей специальные налоговые режимы, режима особых экономических зон.
Администрация Особой экономической зоны, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в письменном отзыве требования заявителя поддержала, признала их обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а также заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заявитель, ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.123 АПК РФ, в судебном заседании участия не принимали.
Спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ и п.11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 г. № 13 (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.1997 г. № 12) в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Из материалов дела следует, что заявитель является участником Особой экономической зоны, что подтверждается соответствующим свидетельством № 002766 (регистрационный номер 000323 от 13.07.2000г.).
Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Магаданской области в ноябре 2005 года была проведена камеральная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за июнь 2005 года, представленной ООО «Ягоднинская автобаза плюс» в налоговый орган 25.08.2005г.
В результате проверки налоговым органом установлена неуплата заявителем налога на добавленную стоимость в доле федерального бюджета за июнь 2005 года в сумме 224546 руб. 00 коп.
Считая, что заявитель должен был руководствоваться только главой 21 НК РФ, в которой не содержатся нормы, предоставляющие льготы по налогу на добавленную стоимость участникам Особой экономической зоны в Магаданской области, а также п.1 ст.56 и п.1 ст.1 НК РФ, Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Магаданской области вынесла 25.11.2005 г. решение № НТ-08-10/7431 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость за июнь 2005 года в сумме 224546 руб. 00 коп. и предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в доле федерального бюджета за июнь 2005 года в сумме 224546 руб., а также пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 12372 руб. 49 коп. Кроме того, указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате неправомерного бездействия в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы – в сумме 44909 руб. 20 коп., а так же указанным решением заявителю предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет в соответствии с п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Установив фактические обстоятельства спора, исследовав представленные в деле письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области несоответствующим действующему законодательству.
Согласно пп.3 п.1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.05.2003г. № 9-П, в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона РФ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» № 104-ФЗ от 31.05.99 г. /с последующими дополнениями/, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны до 31 декабря 2005 года освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет /за исключением отчислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации/.
Таким образом, действия заявителя, основанные на положениях ст.5 Федерального Закона РФ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» № 104-ФЗ от 31.05.99 г. /с последующими дополнениями/, в части неуплаты налога на добавленную стоимость за июнь 2005 года в доле федерального бюджета в сумме 224546 руб. в силу вышеизложенного являются правомерными.
Суд полагает ошибочным выводы, изложенные в оспариваемом решении ответчика о том, что, льгота, предусмотренная ст.5 указанного выше закона, прекратила свое действие в отношении налога на добавленную стоимость с введением в действие главы 21 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Налогового Кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.13 НК РФ, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Как следует из п.1 ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поскольку как Закон № 107-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», так и Налоговый Кодекс относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 г. № 182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, как указал Конституционный Суд, относится к ведению арбитражных судов.
Как следует из анализа статьи ст.17 НК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 5 июля 2001 г. по запросу Хорошевского районного суда г. Москвы о проверке конституционности положений ст.ст.224 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации), льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.
Введение в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 г. главы 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно право их участников на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, определенное статьей 5 вышеупомянутого Федерального закона № 104-ФЗ. Кроме того, со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями) в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ не поименован.
Об отсутствии намерения законодателя отменить предусмотренные ФЗ «Об особой экономической зоне» льготы по налогообложению участников ОЭЗ также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральных законах «О бюджете Российской Федерации на 2001-2005 годы. В указанных Федеральных законах содержится норма о приостановлении действия ст.5 Федерального закона № 104-ФЗ от 31.05.99 г. лишь в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
Федеральный Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» не относится в целом к законодательству о налогах и сборах. Вместе с тем, с учетом изложенной выше правовой ситуации, суд пришел к выводу, что основания полагать, что льготы по налогообложению, установленные ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, прекратили свое действие, отсутствуют.
Кроме того, Федеральным законом от 19.12.2005г. №162-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области» срок, в течение которого действует указанная выше льгота, продлен до 31.12.2006г. Следовательно, законодатель подтвердил право участников ОЭЗ в Магаданской области в части льготного налогообложения.
Таким образом, доначисление налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки заявителю налога на добавленную стоимость за июнь 2005 года, пени за его неуплату, а также привлечение к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ оспариваемый акт может быть признан недействительным, когда он одновременно не соответствует закону, иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением выразилось в том, что фактически оно возлагает дополнительное налоговой бремя на заявителя, как участника ОЭЗ, освобожденного от уплаты НДС, а также уплачивающего установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 г. № 75-ОЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» регистрационный сбор, и, тем самым создает препятствия заявителю в реализации права пользования своим имуществом в том смысле, какой придается данному праву ст.1 Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г.
В соответствии со ст.ст.102, 110 АПК РФ, пп.4 п.1 ст. 333.21 НК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, который в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.
В связи с тем, что при принятии заявления в соответствии с п. 2 ст. 333.22 и ст. 333.41 НК РФ заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения спора по существу, госпошлина в сумме 2 000 руб. по заявлению о признании недействительным решения налогового органа возврату не подлежит.
Госпошлина в сумме 1 000 руб. по заявлению о принятии обеспечительных мер подлежит взысканию с заявителя на основании п. 9 ч.1 ст. 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействительным, не соответствующим ст.76 Конституции РФ, ст.1, ст.21 Налогового Кодекса РФ, ст.5 Федерального Закона от 31.05.99г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области от 25.11.2005г. № НТ-08-10/7431 о привлечении ООО «Ягоднинская автобаза плюс» к налоговой ответственности. Взыскать с заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Ягоднинская автобаза плюс», в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1 000 руб. по заявлению о принятии обеспечительных мер. Исполнительный лист выдать Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области по истечении срока на обжалование. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья Е.С.Степанова
Арбитражный суд Магаданской области 2006г.