ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-596/19 от 02.08.2019 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                               Дело № А37-596/2019

09 августа 2019 г.  

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено  09 августа 2019 г.   

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи С.Е. Кудым, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Селивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КБК СоцСтрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 308019, <...>, адрес для направления корреспонденции: 664050, <...>)

к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 685000, <...> Магаданки, д. 15)

о взыскании 7 627 557 рублей 00 копеек,

при участии в судебном заседании до и после перерыва:

от истца: ФИО1, представитель, доверенность от 09.01.2018 б/н;

от ответчика: не явился.

УСТАНОВИЛ:

Истец, общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «КБК СоцСтрой», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчику, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, о взыскании стоимости выполненных дополнительных работ по государственному контракту от 02.05.2017 № 4/2017 в размере 7 627 557 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 740, 743, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия контракта и приложенные к иску документы.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Явившийся в судебное заседание представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом  заявлении, в дополнениях  к  нему  и устном выступлении. В подтверждение своей позиции представил дополнительные документы, в том числе  Заключение о соответствии  построенного, реконструированного объекта  капитального строительства  требованиям проектной документации в том числе  требованиям энергетической  эффективности  и требованиям  оснащенного объекта  капитального  строительства  приборам   учета  используемых  энергетических  ресурсов  от  17.07.2019, Акт приемки законченного строительством   объекта  приемочной  комиссией  от 19.07.2019 (форма №КС-14).        

Представитель ответчика  в судебное заседание  не явился, по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ  ответчик  о дате и месте судебного  заседания  извещен   надлежащим   образом. В ранее   представленном   отзыве  от 16.07.2019   ответчик  выразил несогласие  с исковыми  требованиями. Полагает, что  правовые  основания  для  удовлетворения  требований  истца отсутствуют, при этом факт  выполнения  истцом   дополнительных   работ не оспорил.

Выслушав представителя истца, установив фактические обстоятельства с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел  к  выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в силу  следующего.

            Как следует из  материалов дела, 02 мая 2017 г. между обществом с ограниченной ответственностью «КБК Соцстрой» (застройщик) и Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (государственный заказчик) заключен государственный контракт № 4/2017 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция котельной в пос. Дукат» (пункт 1.1. ).  

           Согласно пункту   1.2.  застройщик обязался  в установленные настоящим  контрактом  сроки выполнить   собственными  и /или  привлеченными силами  и средствами  комплекс  работ  на основании технического задания  (приложение №1)  и графика выполнения  и оплаты строительно- монтажных работ по объекту                           (приложение №2).   Цена контракта составляет  204 205  800,  00 рублей.(пункт 2.2.) .

         Согласно пункту  2.5.  цена контракта  является твердой   на весь период строительства  объекта  и может  быть изменена   исключительно  в случаях установленных  действующим законодательством   Российской Федерации, что оформляется  сторонами   дополнительным   соглашением  к  контракту.

            В соответствии  с пунктом 15.2.2. контракта  по соглашению   сторон  допускается изменение  с  учетом  положений   бюджетного   законодательства  Российской  Федерации  цены контракта  пропорционально  дополнительному объему  работ, исходя  из установленной  в контракте  цены  единицы  работы,  но не более  чем на  десять  процентов   цены   контракта.

          Согласно  пункту 15.6  контракта  все дополнительные  работы застройщик  обязан согласовать  с  государственным   заказчиком, после  чего составить  дефектную ведомость и  утвердить  ее   у  государственного  заказчика.  На основании  согласованной  у государственного  заказчика   дефектной  ведомости   застройщик составляет   смету  и передает  ее  государственному  заказчику для  направления   в   МОГАУ  «Управление  Государственной  экспертизы»   для  проверки  сметной  стоимости.

     Согласно пункту 4.2.4. контракта, государственный заказчик самостоятельно направляет сметную документацию на дополнительную проверку в МОГАУ «Управление государственной экспертизы».

         В ходе  исполнения государственного контракта №4/2017 от 02.05.2017 на объекте капитального строительства застройщиком была  выявлена объективная необходимость выполнения дополнительных работ по технологическому  присоединению  объекта  к  сетям  холодного  водоснабжения  и тепловым сетям. 

       Как  следует  из представленной в  материалы  дела   переписки  сторон     необходимость  выполнения   дополнительных   работ  была   согласована  с   ответчиком, о  чем  свидетельствуют подписанные обеими сторонами  Дефектные ведомости №№ 1-  17 (л.д. 21-40), на основании  дефектных  ведомостей составлен  сметный расчет  на  дополнительные   работы. Стоимость  дополнительных работ согласно сводному  сметному расчету  составила 7 627 557,00 рублей.

      Согласно  письму  исх. №б/н  от  17.12.2018  сметные   расчеты  на  дополнительные  работы  направлены  ответчику  на   согласование.   Сметы  вручены  ответчику  18.12.2018, о чем  свидетельствует  проставленный  на письме штамп входящей корреспонденции  Министерства (л.д. 69).  

  Письмом от 16.01.2019  № 194/025-22 государственный заказчик  сообщил  о рассмотрении представленной застройщиком сметной документации и  подтвердил, что выполненные на объекте дополнительные работы необходимы для проведения пусконаладочных работ и дальнейшей эксплуатации объекта, но принять и оплатить данные дополнительные работы отказался, ссылаясь на действующее законодательство о  контрактной системе. ( л.д. 107).

     На выполненные работы  истцом составлены  Акты выполненных работ  по форме  КС-2   и  Справка  о стоимости выполненных работ  по форме  КС-2, счет  на оплату №5  от 05.02.2019 и счет-фактура  №5 от 05.02.2019. Указанные документы сопроводительным письмом  исх.№14  от 05.02.2019  направлены  ответчику  и  вручены  ему  06.02.2019   (л.д. 71).  

    На письмо  №14 от 05.02.2019   ответчиком дан ответ  от  08.02.2019   №873/025-22, согласно которому   Министерство  подтверждает, что выполненные на объекте    капитального  строительства  дополнительные работы  необходимы  для проведения пусконаладочных  работ  и  дальнейшей эксплуатации  объекта,  но в силу  действующего законодательства  о  контрактной  системе  не может  принять  данные работы. 

     17.01.2019  ответчику  вручена претензия   от 16.01.2019 №03  ( л.д. 73) с требованием  заключить  дополнительное  соглашение об  увеличении  цены контракта в связи с дополнительными работами, утвердить сметную  документацию, подписать  Акт выполненных работ и оплатить дополнительные    работы  в  сумме  7 627 557, 00  рублей.

      В отзыве на  претензию  от 23.01.2019  №417/025-6  (л.д. 74)  Министерство  сообщило об отсутствии  правовых оснований  для удовлетворения  требований, изложенных  в   предъявленной  претензии.

     Указанные обстоятельства  явились  основанием   для  обращения истца в суд  с настоящим  иском.     

Правоотношения, сложившиеся между сторонами,регулируются главой 37 ГК РФ, нормамиФедерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,условиями государственного  контракта.

В силустатей 309и310ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения  не  допускается.

В соответствии спунктом 1 статьи 702ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласнопункту 4 статьи 709ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Пунктом 1 статьи 711ГК РФ установлена обязанность заказчика уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Согласнопункту 1 статьи 740ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно  статье   743  ГК РФ  подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1).

 Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон  и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (пункт 2).

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

 При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ      (пункт 3).

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4).

При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам  (пункт 5). 

В силустатьи 746ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии состатьей 711 Кодекса.

В соответствии спунктом 1 статьи 753ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Как  следует из  представленных  документов  в  ходе  строительства  объекта  возникла необходимость  проведения  дополнительных работ  и, как следствие,   увеличение  сметной  стоимости  строительства.  Необходимость выполнения на объекте  капитального строительства   дополнительных   работ  ответчиком  не  оспорена.  Согласие  на  их проведение ответчиком  выражено  посредством  согласования  и подписания  Дефектных ведомостей  №№1-17.     

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом – если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Возможность изменения государственного контракта  от  02.05.2017  №4/2017, в том числе в части увеличения объемов выполняемых работ  по соглашению сторон  предусмотрена  пунктом  15.2.2. контракта.

В письмах от 16.01.2019 №194/025-22,  от 08.02.2019 №873/025-22  Министерство  подтвердило  необходимость выполнения дополнительных работ  для  проведения  пусконаладочных работ  и дальнейшей  эксплуатации  объекта.    Однако на  обращение  истца  подписать  дополнительное  соглашение   к государственному   контракту  ответило  отказом.

Стоимость дополнительных работ, определенная сметным расчетом в размере  7 627 557,00 рублей, не превышает десяти процентов цены контракта, что согласуется с  подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. 

Факт выполнения истцом дополнительных работ, необходимость их выполнения,  их объем  и  стоимость ответчиком не оспорены.     

На основании  изложенного, суд пришел к выводу, что стоимость дополнительных работ по государственному контракту   от 02.05.2017  № 4/2017   подлежит оплате в размере  7 627 557 рублей 00 копеек. 

С суммы иска в размере  7 627 557 рублей 00 копеек   размер  государственной пошлины составляет 61 138 рублей 00 копеек (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

           При подаче  иска  истцом оплачена госпошлина  в  установленном  порядке  и размере.  Понесенные истцом  расходы по госпошлине  относятся  на ответчика  и подлежат   взысканию  с  последнего   в   пользу истца.       

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «КБК СоцСтрой» долг в размере 7 627 557 рублей 00 копеек, расходы по госпошлине в размере 61 138 рублей 00 копеек, а всего - 7 688 695 рублей 00 копеек.

2.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.

3.Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                            С.Е. Кудым