ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-613/2022 от 01.06.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-613/2022

07.06.2022

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2022

Решение в полном объеме изготовлено 07.06.2022

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Дьячковой Э.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области (Прокуратура Магаданской области – ОГРН 1024900969136, ИНН 4909000950, адрес: 685000, г. Магадан, просп. К. Маркса, д. 17)

в защиту прав и законных интересов публично-правового образования – муниципального образования «Омсукчанский городской округ» и неопределенного круга лиц в лице администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1024900676008, ИНН 4902003230, адрес: 686410, Магаданская обл., Омсукчанский р-н, пгт. Омсукчан, ул. Ленина, д. 19)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (ОГРН 1124911000610, ИНН 4902000599, адрес: 686410, Магаданская обл., Омсукчанский р-н, пгт. Омсукчан, ул. Ленина, д. 19), к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (ОГРН 1214900001018, ИНН 4900010168, адрес: 686410, Магаданская обл., пгт. Омсукчан, ул. Ленина, д. 15)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

о признании договора недействительным,

при участии в заседании представителей (до перерыва – 25.05.2022):

от лиц, участвующих в деле: не явились

(после перерыва – 01.06.2022):

от истца: Носиков Н.Н., доверенность от 08.11.2021, удостоверение

от иных лиц, участвующих в деле: не явились

В заседании 25.05.2022 был объявлен перерыв до 01.06.2022 до 10 часов 00 минут.

УСТАНОВИЛ:

Истец, первый заместитель прокурора Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов публично-правового образования – муниципального образования «Омсукчанский городской округ» и неопределенного круга лиц в лице администрации Омсукчанского городского округа с исковым заявлением к ответчикам, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение», о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 27.10.2021 № 20, заключенного между КУМИ администрации Омсукчанского городского округа и ООО «Водоснабжение».

В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 167, 168, 209, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», представленные доказательства.

Представитель истца в заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Администрация Омсукчанского городского округа явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в письменном мнении по существу спора от 28.04.2022 № 1665 (л.д. 107-109) указала, что при передаче в пользование ООО «Водоснабжение» муниципального имущества необходимо было учитывать в первую очередь права и интересы населения Омсукчанского городского округа, поскольку согласно Конституции РФ право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод, подлежащих государственной защите. Изъятие муниципального имущества у ООО «Водоснабжение», осуществляющего в настоящее время оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Омсукчанского городского округа, может привести к перебоям в функционировании объектов коммунальной инфраструктуры, систем холодного водоснабжения и водоотведения и причинить вред жизни и здоровью граждан. В настоящее время Комитетом ведется работа по организации проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения на территории Омсукчанского городского округа.

Ответчики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

ООО «Водоснабжение» требования определений суда по настоящему делу не выполнило.

КУМИ Омсукчанского городского округа представил в суд отзыв от 25.04.2022 № 223, в котором указал, что с 2018 г. деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Омсукчанского городского округа осуществляло МУП «Экокомплекс», которое решением Арбитражного суда Магаданской области от 26.02.2021 № А37-1904/2020 признано несостоятельным (банкротом) с введением процедуры конкурсного производства. Согласно акту приема-передачи от 01.06.2021 муниципальное имущество, в том числе объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения были переданы конкурсным управляющим МУП «Экокомплекс» Комитету. В целях недопущения перебоев в функционировании объектов коммунальной инфраструктуры, систем водоснабжения и водоотведения Комитет передал муниципальное имущество в пользование ООО «Водоснабжение» и заключил договор аренды от 30.07.2021 № 16. Согласно постановлению администрации Омсукчанского городского округа от 05.08.2021 № 410 ООО «Водоснабжение» было наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Омсукчан и Дукат Омсукчанского городского округа. На основании муниципального контракта от 10.04.2020 № 08473000010200000050003 (приобретение насосов для модернизации объекта основных средств водоснабжения и теплоснабжения в рамках капитального ремонта в Омсукчанском городском округе) Управлением ЖКХ и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа было приобретено следующее имущество: насос ЭЦВ 8-65-110, балансовой и остаточной стоимостью 155 000,99 рублей, для осуществления деятельности ООО «Водоснабжение»; насос введен в эксплуатацию 01.11.2021. По постановлению администрации Омсукчанского городского округа от 27.10.2021 № 522 насос ЭЦВ 8-65-110 был передан Управлением ЖКХ в казну МО и далее Комитетом был передан по договору от 27.10.2021 № 20 в безвозмездное пользование ООО «Водоснабжение» для проведения работ по ремонту дренажной насосной установки. Названное муниципальное имущество совместно с другим ранее переданным ООО «Водоснабжение» имуществом составляют единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, устройств и оборудования системы холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, поскольку системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Омсукчанского городского округа в настоящее время находятся в пользовании ООО «Водоснабжение», а насос ЭЦВ 8-65-110 имеет строго определенное (специфическое) назначение и его приобретение носило целевой характер – для модернизации системы холодного водоснабжения и водоотведения в рамках капитального ремонта, следовательно, данное имущество не могло быть передано иному хозяйствующему субъекту, не наделенному статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, посредством проведения торгов.

Представитель УФАС (третье лицо) в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство от 24.05.2022 № 01-10/1242 о проведении судебного заседания в свое отсутствие, предупреждение от 16.05.2022 № 01-10/1173, адресованное Администрации и Комитету, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Согласно имеющемуся в материалах дела письменному мнению от 27.04.2022 № 01-10/1036 (л.д. 80-82) Магаданское УФАС считает, что поскольку специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения (части 1, 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), в сфере концессионных соглашений и подлежащими исполнению органами власти, органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования которыми (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию, то в данном случае (год ввода в эксплуатацию верхнего водозабора, канализационных сетей – 1983), исходя из единства объектов, входящих в состав централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям. При этом согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения части 1 названной статьи о порядке заключения любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не распространяется на имущество, указанное в данной части статьи. Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей Администрации, УФАС, КУМИ, ООО «Водоснабжение».

Выслушав представителя истца, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 05.08.2021 № 410 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ» (л.д. 9), ООО «Водоснабжение» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Дукат и Омсукчан Омсукчанского городского округа.

На основании постановления администрации Омсукчанского городского округа от 27.10.2021 № 522 в казну муниципального образования «Омсукчанский городской округ» от Управления ЖКХ и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа принято следующее имущество: насос ЭЦВ 8-65-100 балансовой стоимостью 155 000,00 рублей, с предоставлением ООО «Водоснабжение» в безвозмездное пользование для проведения работ по ремонту дренажной насосной установки на КНС очистных сооружений п. Омсукчан на срок по 01.08.2022.

27.10.2021 между КУМИ администрации Омсукчанского городского округа (ссудодатель) и ООО «Водоснабжение» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 20 (муниципальная собственность Омсукчанского городского округа) (далее – договор № 20, л.д. 11-12), предметом которого является передача Обществу на срок по 01.08.2022 муниципального имущества (насос ЭЦВ 8-65-100 в количестве 1 шт., балансовой стоимостью 155 000,00 рублей).Указанное имущество передано Обществу по акту приема-передачи от 27.10.2021 (л.д. 12, оборотная сторона).

Согласно выписке из РЕЕСТРА от 10.03.2022 № 129 в отношении движимого имущества, насос ЭЦВ 8-65-110 числится в Реестре муниципального имущества муниципального образования «Омсукчанский городской округ» в разделе «Казна» (л.д. 13).

Как следует из письма Магаданского УФАС от 15.03.2022 № 01-10/619 (л.д. 19), органы местного самоуправления Омсукчанского городского округа с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи муниципального имущества по договору от 27.10.2021 № 20 в антимонопольный орган не обращались.

Согласно письму администрации Омсукчанского городского округа от 21.03.2022 № 1021, пояснительной Управления ЖКХ и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа (л.д. 21-22, 66) насос ЭЦВ 8-65-110 (введен в эксплуатацию 01.11.2021, скважина № 2 на водозаборе № 2 «Верхний» п. Омсукчан) приобретен по муниципальному контракту от 10.04.2020 № 08473000010200000050003 в соответствии с Законом Магаданской области от 28.12.2019 № 2454-ОЗ «О программе развития Особой экономической зоны в Магаданской области на 2020 год», распоряжением губернатора Магаданской области от 14.02.2020 № 36-р «О выделении средств» на реализацию мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2020-2021 г. для водозабора ООО «Водоснабжение».

Ранее, 30.07.2021 между КУМИ Омсукчанского городского округа (арендодатель) и ООО «Водоснабжение» (арендатор) был заключен договор аренды муниципального имущества № 16 (далее – договор № 16, л.д. 59-63), согласно которому арендодатель передает арендатору во временное возмездное пользование муниципальное имущество для осуществления деятельности по вывозу, сбору и размещению ТКО и не ТКО на полигоне п. Омсукчан, а также водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ». В составе переданного имущества числятся в том числе канализационные сети п. Омсукчан, верхний водозабор 1979 и 1983 годов ввода в эксплуатацию соответственно. Указанное имущество передано Обществу по акту приема-передачи от 01.08.2021.

Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение – это подготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

Централизованная система водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Таким образом, насос ЭЦВ 8-65-110, установленный на скважине № 2 водозабора № 2 «Верхний» п. Омсукчан, совместно с другим ранее переданным ООО «Водоснабжение» муниципальным имуществом составляет единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, устройств и оборудования системы холодного водоснабжения и водоотведения.

По мнению прокурора, сделка по передаче ООО «Водоснабжение» в безвозмездное пользование муниципального имущества по договору от 27.10.2021 № 20 является недействительной, поскольку совершена при наличии прямо установлен­ного законом запрета, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Согласно части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами, в том числе местного самоуправления, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами, в том числе местного самоуправления.

Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируется статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

В силу части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением случаев, указанных в данной статье.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

В соответствии со статьей 41.1 Закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных данным Законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона № 416-ФЗ.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая, что канализационные сети п. Омсукчан (1979 г. ввода в эксплуатацию), верхний водозабор (год ввода в эксплуатацию – 1983), а также насос ЭЦВ 8-65-110, переданные ООО «Водоснабжение», относятся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и составляют единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, устройств и оборудования системы холодного водоснабжения и водоотведения, то в силу положений части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ Комитет обязан был провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении спорного объекта холодного водоснабжения и (или) водоотведения – насоса ЭЦВ 8-65-110.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения, среди прочего, относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Таким образом, передача прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения урегулирована специальными нормами законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежит исполнению органами власти и органами местного самоуправления.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

Следовательно, передача в безвозмездное пользование муниципального имущества на основании спорного договора осуществлена с нарушением положений статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ, заключенный договор противоречит действующему законодательству о концессионных соглашениях, что свидетельствует о недействительности договора в силу ничтожности (статья 168 ГК РФ), как нарушающего публичные интересы.

При таких обстоятельствах, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 27.10.2021 № 20 является ничтожным.

При этом утверждения Администрации, КУМИ об изъятии у ООО «Водоснабжение» муниципального имущества судом отклоняются по следующим основаниям.

В пункте 4 статьи 167 ГК РФ суд вправе не применять последствия недействительности сделки, если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности.

Вопрос о применении последствий недействительности сделки разрешается судом на основании данной нормы закона применительно к конкретным обстоятельствам дела (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2019 № 5-КГ19-137).

В статье 3 Закона № № 416-ФЗ закреплено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

При этом одним из принципов данной государственной политики является обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей.

С учетом обстоятельств настоящего спора, изъятие муниципального имущества, находящегося в пользовании ООО «Водоснабжение» для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению населения, объектов жизнеобеспечения и социального назначения на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ», может привести к риску возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, защита общественных интересов, соблюдение принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, входящих в состав основ правопорядка, исключают в данном случае применение последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.

Вместе с этим, прокурором также требование о применении последствий недействительности сделки не заявлено по отсутствию усмотрения на то оснований именно в целях недопущения наступления негативных последствий в виде перебоев в функционировании объектов систем водоснабжения Омсукчанского городского округа и причинения вреда жизни и здоровью граждан.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче искового заявления прокурор государственную пошлину не уплачивал в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

По спорам о признании сделки недействительной размер государственной пошлины составляет 6 000,00 руб. (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

Поскольку иск удовлетворен, по правилам частей 1 и 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчиков в равных долях, то есть по 3 000,00 руб., при этом государственная пошлина с КУМИ взысканию не подлежит ввиду освобождения органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины (статья 105 АПК РФ, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Таким образом, с ООО «Водоснабжение» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000,00 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать недействительным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (муниципальная собственность Омсукчанского городского округа) от 27.10.2021 № 20, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью «Водоснабжение».

2.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (ОГРН 1214900001018, ИНН 4900010168) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3 000 рублей 00 копеек. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3.Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Дьячкова Э.Л.