АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-631/2011
09 июня 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2011 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Е.А. Астаховой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Антоненко,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания «СИНЕГОРЬЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 74 090 рублей 04 копеек
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент финансов администрации Магаданской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление Федерального казначейства по Магаданской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное учреждение «Управление образованием» МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии представителей в судебном заседании:
от истца: не явился
от ответчика: ФИО1 – специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 19.01.2010 № 02-23/175
от третьих лиц:
Департамент финансов администрации Магаданской области: ФИО2 – заместитель начальника - юрист отдела кадрового, правового и информационного обеспечения, доверенность от 24.12.2010 № 06/56
УФК по Магаданской области: ФИО1 – специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 17.01.2011 № 02-23/67
МУ «Управление образованием» МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области»: не явился
МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области»: не явился
УСТАНОВИЛ:
Истец, общество с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания «СИНЕГОРЬЕ», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчику, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области в размере 74 090 руб. 04 коп. (с учетом приятого судом уменьшения суммы иска по ходатайству истца от 06.05.2011 № 631 – л.д. 100 т. 2, 52-59 т. 3).
В обоснование заявленных требований истец сослался на абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», пункты 1-3 статьи 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», решения мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района Магаданской области.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление от 17.05.2011 № 21517. До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство от 24.05.2011 № 644 о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель ответчика и третьего лица – УФК по Магаданской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 30.05.2011 № 02-08/1810, в том числе указал, что нормативно-правового акта, регламентирующего порядок возмещения расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги педагогическим работникам в Магаданской области, в спорный период принято не было; отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение истца в органы власти Магаданской области о возмещении расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам и доказательства об обращении субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Министерство финансов Российской Федерации; что финансирование указанных льгот в соответствии с требованиями Закона Магаданской области от 24.11.2008 № 1060-ОЗ осуществляется за счет средств областного бюджета; по мнению ответчика, Российская Федерация выполнила свои обязательства по выделению денежных средств для возмещения расходов на предоставление льгот; приобщил к материалам дела дополнительные документы.
Представитель третьего лица – Департамента финансов администрации Магаданской области в судебном заседании и согласно отзыву от 11.04.2011 № 06/939 (л.д. 131-134 т. 2) указал, что с 2005 года средства по данному виду расходных обязательств в федеральном бюджете не предусматриваются; федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги; право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; поскольку Российская Федерация не обеспечила субъект Федерации – Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами – субвенциями, последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальные образования Магаданской области; считает правомерным взыскание задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель третьего лица – МУ «Управление образованием» МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 17.05.2011 № 21515. Согласно имеющемуся в материалах дела письменному пояснению от 11.05.2011 № 460 (л.д. 98-99 т. 2), денежные средства на оплату льгот педагогическим работникам в 2009 году не выделялись и не распределялись, в связи с чем, третье лицо поддержало исковые требования истца и заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 17.05.2011 № 21516.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 по существу в отсутствие представителей истца и третьих лиц - МУ «Управление образованием» МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», МУ «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» по имеющимся в материалах дела доказательствам.
При определении подсудности настоящего спора Арбитражному суду Магаданской области суд руководствовался правовыми актами, принятыми Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством Российской Федерации, регулирующими вопросы рассмотрения споров по делам, связанным с взысканием денежных средств за счет казны Российской Федерации, по предоставлению льгот определенной категории лиц, в отношении которых приняты соответствующие законы.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 114н и Федерального казначейства № 9н от 25.08.2006 «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» на управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представление в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Поручение, данное Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством территориальным управлениям Федерального казначейства, указывает на то, что эти учреждения участвуют в судах по делам о взыскании денежных средств за счет средств казны Российской Федерации в качестве постоянных представителей Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации с обязательным участием управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации, на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации.
Учитывая особенность участия территориальных органов Федерального казначейства по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, суд считает возможным предъявление иска о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам на территории Магаданской области, по месту нахождения Управления Федерального казначейства по Магаданской области, а именно в Арбитражный суд Магаданской области.
Кроме того, подсудность настоящего спора Арбитражному суду Магаданской области определяется необходимостью исследования факта поступления денежных средств субъекту (Магаданской области) из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки определенным категориям граждан и их целевого использования.
Как следует из материалов дела, Управление Федерального казначейства по Магаданской области является участником настоящего спора.
Управление Федерального казначейства по Магаданской области в настоящем деле является представителем Министерства финансов Российской Федерации.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей ответчика, третьих лиц - Департамента финансов администрации Магаданской области, УФК по Магаданской области, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района Магаданской области с истца в пользу педагогических работников образовательных учреждений поселка Синегорье Ягоднинского района Магаданской области взысканы денежные средства, уплаченные педагогическими работниками за жилье и коммунальные услуги в период с августа по декабрь 2009 года, в размере 70 128 руб. 36 коп., а также госпошлина в сумме 3 961 руб. 68 коп.
Взысканные по решениям мирового судьи денежные суммы, в том числе госпошлина, в полном объеме перечислены истцом по платежным поручениям на счет службы судебных приставов для их перечисления взыскателям и в федеральный бюджет, а также выплачены взыскателям наличными денежными средствами по расходным кассовым ордерам (л.д. 10-13, 15-17, 29-42, 49-57, 59-63, 65-69, 71-74 т. 1).
Таким образом, в результате произведенных по решениям мирового судьи выплат, истец понес фактические расходы в сумме 74 090 руб. 04 коп. (70 128,36 + 3 961,68).
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ основанием освобождения от доказывания является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу и оно обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из содержания статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.
Наличие права на льготу у каждого педагогического работника, а также размер такой льготы в соответствующий период времени установлены вступившими в законную силу решениями мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района Магаданской области.
Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции не требуют дополнительного доказывания и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Доказательствами исполнения ООО «Жилищная управляющая компания «СИНЕГОРЬЕ» судебных актов являются имеющиеся в материалах дела платежные поручения и расходные кассовые ордера, следовательно, истцу были причинены убытки на общую сумму 74 090 руб. 04 коп.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 № 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» (в редакции, действовавшей до признания Законом Магаданской области от 03.08.2009 № 1183-ОЗ данного пункта утратившим силу) было предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Законом Магаданской области от 03.08.2009 № 1183-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Магаданской области», вступившим в силу с 06.08.2009, пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 № 1060-ОЗ признан утратившим силу.
В соответствии со статьей 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» (в редакции, действовавшей в спорный период) правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
1) педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
В статье 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ (в редакции Закона Магаданской области от 29.12.2008 № 1104-ОЗ) было установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере:
- 100 процентов платы за жилое помещение;
- 100 процентов платы за освещение;
- 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).
Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (статья 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ (в редакции Закона Магаданской области от 29.12.2008 № 1104-ОЗ)).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащими финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных предприятиями, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
Из представленной в материалы дела переписки губернатора Магаданской области с Минфином России (л.д. 135-137 т. 2) следует, что с 2005 года в федеральном бюджете средства на компенсацию расходов субъектов Российской Федерации, в том числе расходов бюджета Магаданской области, по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, не предусматриваются.
При рассмотрении спора суд установил, что Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ было предусмотрено распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие, кроме педагогических работников, проживающих в сельской местности) на 2009 год в размере 91 045,1 тыс. руб.
Согласно приложению № 1 Закона Магаданской области от 26.07.2010 № 1312-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2009 год» поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году в размере 91 045,1 тыс. руб. полностью освоены.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) субвенций в 2009 году Министерством финансов Российской Федерации не представлено.
Также Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств того, что денежные средства в виде субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона Российской Федерации «Об образовании», были конкретно предусмотрены и выделены в 2009 году из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (Магаданской области).
В 2009 году Магаданская область в лице Департамента финансов администрации Магаданской области за счет средств областного бюджета не осуществляла возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в связи с не поступлением средств из федерального бюджета на указанные цели.
Поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).
Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств обеспечения субъекта Федерации – Магаданской области финансовыми средствами для обеспечения льгот педагогическим работникам в 2009 году.
Поскольку Магаданской области в 2009 году не были выделены средства из федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону РФ «Об образовании», суд приходит к выводу, что убытки, понесенные истцом в результате предоставления льгот педагогическим работникам образовательных учреждений по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 70 128 руб. 36 коп. следует взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Довод представителя ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Ссылка Министерства финансов на то, что финансирование указанных льгот должно осуществляться за счет средств областного бюджета, не может быть принята во внимание, поскольку решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Ссылка Министерства финансов на то, что суммы субвенций и порядок предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки должен определяться на основании представленных Департаментом финансов администрации Магаданской области отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели, в связи с чем, их отсутствие является виной субъекта, а также на отсутствие в деле доказательств неправомерных действий федеральных органов власти, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов не было выделено, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере областные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации по направлению отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу.
Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», и причинение в связи с этим истцу убытков непосредственно связано с вышеназванным бездействием Российской Федерации, то с учетом положений постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», арбитражный суд на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что невозмещенные истцу расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в сумме 70 128 руб. 36 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В части взыскания убытков в виде расходов по уплате госпошлины в сумме 3 961 руб. 68 коп., взысканной с ООО «Жилищная управляющая компания «СИНЕГОРЬЕ» по решениям мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района Магаданской области, суд пришел к выводу, что они также подлежат взысканию с ответчика - Министерства финансов по следующим основаниям.
По материалам дела усматривается, что до принятия Закона Магаданской области от 11.06.2008 № 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» педагогическим работникам предоставлялась льгота посредством компенсации расходов на отопление и освещение по месту работы.
После принятия указанного закона педагогические работники продолжали вносить истцу плату в полном объеме, а последний принимал указанные платежи, не располагая сведениями, что данные потребители являются педагогическими работниками образовательных учреждений и имеют право на льготу по оплате за отопление и освещение.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, отсутствовал.
Средства на компенсацию льгот педагогическим работникам ни из федерального бюджета, ни из областного бюджета в период 2009 г. не поступали.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2002 № 22-О, исключение судебных расходов из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке статей 15, 16 и 1069 ГК РФ в системной связи с его статьей 1082, свидетельствует о том, что толкование указанных норм, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, в том числе путем возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти (статья 53 Конституции Российской Федерации), при рассмотрении конкретного дела было осуществлено вопреки их конституционно - правовому смыслу, чего суды не вправе были делать.
Таким образом, суд пришел к выводу, что законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат, в том числе судебных расходов, понесенных лицом, чье право было нарушено, иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод.
Доводы представителя ответчика – Министерства финансов о том, что истец способствовал увеличению размера вреда, принимая от педагогических работников оплату в полном объеме без учета льгот, судом отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что истец знал или должен был знать, что граждане, в защиту которых выступил прокурор Ягоднинского района, являются педагогическими работниками.
Таким образом, суд пришел к выводу, что убытки, возникшие у истца в связи с взысканием с него госпошлины в сумме 3 961 руб. 68 коп. по решениям мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского района Магаданской области должны компенсироваться за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ, поскольку указанные убытки возникли в результате бездействия Российской Федерации по исполнению возложенной на нее обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
При сумме иска 74 090 руб. 04 коп. госпошлина составляет 2 963 руб. 60 коп.
При подаче искового заявления в суд истец платежным поручением от 06.04.2011 № 55 уплатил госпошлину в размере 2 963 руб. 60 коп. (л.д. 77 т. 2).
В связи с удовлетворением исковых требований расходы по госпошлине в размере 2 963 руб. 60 коп. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца.
При этом, суд взыскивает с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца судебные расходы, к составу которых по правилам статьи 101 АПК РФ отнесена и государственная пошлина, поскольку освобождение Министерства финансов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 09.06.2011.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания «СИНЕГОРЬЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) убытки в размере 74 090 рублей 04 копеек, расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 2 963 рублей 60 копеек, а всего 77 053 рубля 64 копейки. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Магаданской области.
3. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области при условии, что оно было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.А. Астахова