АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-701/2009
29.05.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2009 г.
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2009 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоненко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> этаж,
дело по заявлению открытого акционерного общества «Магаданский морской торговый порт»
о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 31.03.2009 г. № 20-09-056/ап о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, начальник кадрово-правового отдела, доверенность от 11.01.2009г. № АЗ-01/1; ФИО2, ст.юрисконсульт, доверенность от 11.01.2009 г. № АЗ-01;
от административного органа – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, открытое акционерное общество «Магаданский морской торговый порт» (далее- ММТП»), обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – административный орган) от 31.03.2009 г. № 20-09-056/ап о назначении административного наказания.
Данным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-6). Считает, что в действиях ОАО «ММТП» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ. В обоснование заявленных требований представитель сослалась на ст. 194 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и пояснила, что с учетом положений указанной нормы заявитель направил ежеквартальный отчет за 4 квартал 2008 г. заказным письмом в адрес ответчика 16.02.2009, то есть своевременно. При этом, просила суд, в случае, если суд придет к выводу о правомерности оспариваемого постановления, применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Административный орган не обеспечил явку в судебное заседание своего представителя, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом согласно ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В письме от 06.05.2009 (исх. № 20-09-ИВ-03/1327) просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, ввиду отсутствия средств на командировочные расходы.
Дело подлежит рассмотрению в соответствии с положениями ч.3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа, на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Административный орган в отзыве на жалобу (исх. № 20-09-МА-03/1296 от 30.04.2009) просил отказать в удовлетворении требований заявителя по мотивам, изложенным в нем. Считает, что материалами административного дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что ежеквартальный отчет за 4 квартал 2008 г. и список аффилированных лиц общества за 4 квартал 2008г. был направлен в адрес регистрирующего органа 16.02.2009 и поступил в регистрирующий орган 24.02.2009. Тогда как, по мнению административного органа, с учетом пункта 1 статьи 194 ГК РФ и пункта 1.18 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положения), указанные документы должны быть представлены в регистрирующий орган в срок не позднее 17 часов 30 минут 16.02.2009. Административный орган считает, что в действиях ОАО «ММТП» имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ. Кроме того, возражает против применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что по юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В этой связи, по мнению административного органа, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ОАО «ММТП» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере раскрытия информации о своей деятельности. Считает оспариваемое заявителем постановление от 31.03.2009 о назначении административного наказания законным и обоснованным.
Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей заявителя, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 АПК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
На основании требований части 4 статьи 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом.
В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) не раскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от 700 000 руб. до 1 000 000 рублей.
Заявитель согласно ст.30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» обязан осуществить раскрытие информации по установленным основаниям в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных бумаг (ежеквартальный отчет), сообщить о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В соответствии с п.5.1 Положения установлена обязанность поименованных лиц, осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, установленном данным Положением.
Согласно пункту 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положения), акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. Согласно пункту 8.5.3 Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного периода.
При этом в соответствии с п. 5.6. ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней, с даты окончания отчетного квартала.
Из материалов настоящего дела следует, что в силу Устава ОАО «Магаданский морской торговый порт», заявитель подпадает под действие указанных норм ФЗ и Положения, что свидетельствует о наличии соответствующей обязанности.
С учетом установленных сроков, указанная информация, а именно, ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и список аффилированных лиц общества за 4 квартал 2008, подлежала представлению заявителем не позднее 16 февраля 2009г.
По материалам дела, актом от 20 февраля 2009г. административный орган зафиксировал не представление (отсутствие поступления) в период с 11.01.2009г. по 20.02.2009 г. от заявителя информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2008г и списка аффилированных лиц общества за 4 квартал 2008г. Данные обстоятельства явились основанием для составления протокола от 16.03.2009 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.15.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, 31.03.2009 руководителем РО ФСФР России в ДФО было вынесено постановление о назначении административного наказания, которым ОАО «ММТП» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Вместе с тем, из материалов административного дела и пояснений заявителя следует, что указанная информация направлена административному органу 16 февраля 2009г., что подтверждается доказательствами по делу (письмо от 16.02.2009 № А3-207, список внутренних почтовых отправлений от 16.02.2009, квитанция от 16.02.2009, заказное почтовое уведомление, л.д. 36-38). Кроме того, в материалы дела в судебном заседании представителем заявителя представлена справка от 14.05.2009 г., согласно которой тексты ежеквартального отчета и списка аффилированных лиц эмитента ценных бумаг ОАО «ММТП» за 4-ый квартал 2008 г. были размещены на странице сайта ЗАО «Альпари-Консалтинг» в сети Интернет 13.02.2009г.
Таким образом, с учетом положений ч.2 ст. 194 ГК РФ, предусмотренная законом обязанность о предоставлении названной информации заявителем выполнена в срок - 16.02.2009 г. и по установленной форме.
Учитывая изложенное, нарушение заявителем, являющегося эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена вышепоименованным законодательством, не подтверждается доказательствами по делу.
Из материалов административного дела следует, что, делая вывод о нарушении срока представления и привлекая заявителя к административной ответственности, административный орган исходил из того, что указанная информация должна была быть представлена непосредственно к 16 февраля 2009г., то есть на указанную дату информация должны была быть получена административным органом. Поскольку на указанную дату информация в административном органе отсутствовала, то данное обстоятельство расценено административным органом как нарушение ст.30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.5.6,8.5.1,8.5.3 Положения.
Суд находит данные выводы ошибочными в силу следующего.
Глава 11 ГК РФ в целях единообразного применения и исчисления сроков предусматривает специальные правила исчисления. Для правильного исчисления срока важное не только юридическое, но и практическое значение имеет точное определение его начала и окончания.
По правилам, закрепленным ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты.
Сроки исчисляются годами, месяцами, неделями, днями.
Течение срока, определенного отрезком времени, начинается со следующей единицы времени в зависимости от того, какой именно единицей времени обозначено начало исчисления срока.
Вместе с тем, ст. 192 ГК РФ устанавливает правила окончания течения срока, которые различаются в зависимости от выбранной единицы времени: годами, полугодиями, кварталами, месяцами, неделями, днями. ГК РФ разрешен вопрос не только о начале течения срока, но и об окончании течения срока. При исчислении срока днями, его течение начинается на следующий день и оканчивается в последний день срока.
В том случае, если действие должно быть совершено в организации (ст.194 ГК РФ), то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции по обслуживанию клиентов.
Однако следует отметить, что ни из ФЗ «О рынке ценных бумаг», ни из Положения не следует, что заявитель обязан представить информацию по раскрытию сведений непосредственно на установленную дату в организацию, в данном случае в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе. Ссылки на п.1.18 Положения, суд находит несостоятельными.
Так, согласно положениям ч. 2 ст. 194 ГК РФ своевременным признается совершение действия (письменные заявления и извещения, предъявление претензий, исковое заявление, заявление о принятии или об отказе от наследства и др.), сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются выполненными в установленный срок, даже если они адресованы организации с ограниченным режимом работы.
Как следует из материалов дела, заявителем избран способ представления информации посредством услуг органов почтовой связи, то есть путем совершения действий по сдаче корреспонденции органам связи.
Поскольку заявителем были совершены действия по направлению письменной информации путем сдачи корреспонденции органам связи 16 февраля 2009г, при сроке представления 16 февраля 2009г. (то есть не позднее 45 дней после окончания 4 квартала 2008г.), то нельзя признать выводы административного органа о пропуске срока правомерными. Поэтому обязанность по представлению информации заявителем следует признать выполненной в установленный срок. Следовательно, вывод административного органа о тождественности понятия «представление» информации «получению» информации, ошибочен.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ отсутствует и опровергается материалами дела.
Следует отметить, что административным органом при назначении наказания, размер штрафа определен применительно к субъекту ответственности – должностному лицу. Тогда как в отношении юридических лиц установлен иной размер ответственности по части 2 ст.15.19 КоАП РФ – от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление РО ФСФР в ДФО по привлечению заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, признанию незаконным и отмене.
В соответствии с п.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180, 207- 211 АПК РФ, ч.1 ст. 24.5, ч.3 ст. 30.1, ст. 30.3, ч.3 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (РО ФСФР России в ДФО) по делу об административном правонарушении от 31.03.2009 № 20-09-056/ап, вынесенное в отношении ОАО «Магаданский морской торговый порт».
2. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в г.Хабаровске, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в г.Хабаровске в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья А.А.Минеева