ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-93/14 от 16.04.2014 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-93/2014

23 апреля 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2014 г.

Решение в полном объёме изготовлено 23 апреля 2014 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Л.В. Кобеляцкой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании налоговой санкции за совершение налогового правонарушения в размере 1 000 рублей 00 копеек,

при участии:

от заявителя – ФИО1, ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность № 05/2154 от 16.04.2014;

от ответчика – не явились,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, 22.01.2014 обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее - суд) с заявлением № 05-11/00579 от 21.01.2014 о взыскании с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4», налоговой санкции в виде штрафа в размере 1000 рублей по статье 119 НК РФ за совершение налогового правонарушения – непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 677 от 23.05.2013, требование № 3207 по состоянию на 02.07.2013, статьи 45-48, 69, 70, 80, 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 239, 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 29, 167, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением суда от 29.01.2014 заявление было принято к производству и подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что рассмотрение данного дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия. В связи с чем, судом вынесено определение от 24.03.2014 о рассмотрении дела по общим правилам судопроизводства.

Информация о принятии заявления к производству и назначении судебных заседаний по данному делу размещена 30.01.2014 и 30.03.2014 на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о мремени и месте проведения предварительного судебного заседания считается извещённым надлежащим образом, согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ: копии определений суда от 29.01.2014 и 24.03.2014, направленная ответчику по адресу, указанному в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – Выписка из ЕГРЮЛ) № 2 от 15.01.2014, возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения». Суд учитывает положения части 4 статьи 121 АПК РФ, в которой указано, что судебные извещения, адресованные юридическому лицу, направляются по месту нахождения юридического лица. При этом место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Следовательно, ответчик считается извещенным надлежащим образом. От ответчика ходатайств и заявлений в суд не поступало.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно представила в материалы дела данные налогового обязательства в отношении ответчика по состоянию на 16.04.2014. Также пояснила, что ответчик привлечен к ответственности впервые, является добросовестным налогоплательщиком и данные обстоятельства являются смягчающими ответственность.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в дело письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему.

Из материалов дела следует, что ответчик, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4», зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 11.01.2011, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 685000, <...> Магаданки, дом 51, корпус 1.

Согласно материалам дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4», по факту несвоевременного представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года (регистрационный номер налоговой декларации - 13035999). В ходе проверки установлено, что ответчиком налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года представлена в налоговую инспекцию с нарушением установленного срока, а именно – 26.10.2012, что отражено в акте камеральной налоговой проверки № 92 от 11.02.2013.

Данный акт направлен в адрес ответчика по почте. Возражений по акту в налоговый орган ответчиком не представлено.

По итогам проверки Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области на основании статьи 119 НК РФ принято решение № 677 от 23.05.2013 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Сумма подлежащая уплате по данной налоговой декларации составила 0 рублей 00 копеек. Сумма штрафа, подлежащего уплате, составляет 1000 рублей.

Указанное решение направлено в адрес ответчика по почте.

В соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ, ответчику 19.07.2013 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 3207 по состоянию на 02.07.2013 со сроком исполнения до 22.07.2013.

Требование направлялось ответчику по почте, в установленный срок сумма штрафа не уплачена.

Учитывая статус ответчика, в соответствии с которым он является бюджетным учреждением, меры принудительного взыскания, установленные статьями 46, 47, 48 НК РФ, налоговым органом не применялись. В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится только на основании судебных актов согласно положениям главы 24.1 БК РФ.

Поскольку ответчик ни в установленный в требовании срок, ни на дату предъявления иска штрафные санкции не уплатил, заявитель обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в сумме 1000 рублей.

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.

Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 143 НК РФ ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года не позднее 22.10.2013.

В нарушение указанного требования ответчик представил налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года с нарушением установленного срока, а именно – 26.10.2013, что подтверждается отметкой налогового органа.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность по статье 119 НК РФ, как непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, что влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

На дату рассмотрения спора, доказательства уплаты суммы штрафа в материалах дела, отсутствуют.

В установленном порядке и сроки решение о привлечении к налоговой ответственности не обжаловано, заявленные требования не оспорены, доказательства уплаты суммы штрафа в указанный в требовании срок и на дату рассмотрения спора не представлены.

Порядок и сроки привлечения налогоплательщика к ответственности заявителем соблюдены.

Вместе с тем, суд пришёл к выводу о возможности применения при взыскании налоговой санкции смягчающих ответственность обстоятельств.

Так, в пункте 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Данная норма является императивной, и должна быть соблюдена во всех случаях привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Однако, из материалов дела усматривается, что при вынесении решения № 677 от 23.05.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при определении налоговой санкции налоговым органом не в полной мере был соблюдён порядок привлечения к налоговой ответственности. Так, заявитель, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области, в решении лишь констатировал факт отсутствия обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренных пунктом 1 статьи 114 НК РФ, никаких определённых действий, направленных на их действительное установление налоговым органом осуществлено не было, что подтверждается самим решением и материалами дела.

Суд признаёт в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, то, что ответчик является муниципальным учреждением в социальной сфере – предоставлении социальных услуг, финансируемым за счёт средств муниципального бюджета. Также, в судебном заседании представитель заявителя пояснила, что ответчик является добропорядочным налогоплательщиком, правонарушение им совершено впервые.

Кроме того, несвоевременно предоставленная декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года содержит нулевые показатели, что свидетельствует об отсутствии негативных последствий несвоевременного предоставления данной декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что суд, по результатам оценки соответствующих обстоятельств, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Таким образом, с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию налоговой санкции до 100 рублей.

На основании изложенного заявленные требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Однако, учитывая статус ответчика как муниципального бюджетного учреждения, ограниченное бюджетное финансирование ответчика, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 100 рублей.

Государственная пошлина должна быть уплачена ответчиком в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объёме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьей 102, частью 3 статьи 110, частью 6 статьи 121, частью 4 статьи 137, статьями 167-170, частью 1 статьи 171, статьей 176, частью 1 статьи 180, статьями 181, 212, 213, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области,

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, удовлетворить частично.

2. Взыскать с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4», зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 11.01.2011, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 685000, <...> Магаданки, дом 51, корпус 1, налоговую санкцию в размере 100 рублей 00 копеек.

3. Исполнительный лист на взыскание суммы, указанной в пункте первом резолютивной части решения, выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области после вступления решения в законную силу.

4. Взыскать с ответчика, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Магадана «Детский сад присмотра и оздоровления № 4», зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 11.01.2011, ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 685000, <...> Магаданки, дом 51, корпус 1, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей 00 копеек.

5. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу.

6. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в течение месяца со дня его принятия, затем в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в г. Хабаровске в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.А. Минеева