ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1210/07 от 04.07.2007 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«11» июля 2007 г. Дело № А38-1210/2007 г. Йошкар-Ола

17-124

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2007 г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Лабжания Л.Д.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем  Кукушкиной Е.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Александръ»

к ответчику   административной комиссии администрации Звениговского муниципального района

об   оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности

третье лицо   – Красногорский ОМ Звениговского ОВД

с участием представителей:

от заявителя –   ФИО1, директор ООО «Александръ»;

от ответчика   – ФИО2, представитель по доверенности;

от третьего лица   – не явился, извещен в соответствии со ст. 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Александръ» обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением к административной комиссии администрации Звениговского муниципального района об отмене постановления от 06.04.2007 о назначении административного наказания.

Оспариваемым постановлением ООО «Александръ» было признано виновным в совершении деяния, предусмотренного статьей 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 МРОТ – 20000 рублей.

В судебном заседании заявитель требования, изложенные в заявлении и в дополнении к нему поддержал полностью, указав, что состав административного правонарушения в его действиях отсутствует и что при осуществлении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении административная комиссия допустила нарушения Закона РФ «О милиции», а также процессуальных требований КоАП РФ (л.д.9-11, 22-23).

Ответчик в судебном заседании заявленное требование не признал, указал, что материалами дела доказано наличие в деянии ООО «Александръ» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило. В соответствии с нормой, содержащейся в части 5 статьи 156 АПК РФ, заявление прокурора в данном случае подлежит рассмотрению без участия третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Александръ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1051202609281 (л.д. 14).

18.03.2007 в 22 час. 30 мин. инспектором ПДН Красногорского ОМ была проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Александръ» Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» в принадлежащем ему на праве собственности баре «Рустам-2», который расположен по адресу: РМЭ, <...> (л.д. 19).

В ходе проверки должностным лицом органа милиции было выявлено и отражено в протоколе об административном правонарушении от 19.03.2007 №254/214 событие административного правонарушения. Данное событие, как следует из положений протокола, заключается в том, что в баре «Рустам-2» после 22 час. 00 мин. без законных представителей находились два несовершеннолетних лица, не достигших шестнадцатилетнего возраста (л.д. 47).

Постановлением административной комиссии администрации Звениговского муниципального района от 06.04.2007 общество с ограниченной ответственностью «Александръ» привлечено к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 МРОТ, что составляет 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа ООО «Александръ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Свое требование заявитель мотивировал тем, что дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией в отсутствие директора организации. Кроме того, обществу не вручалась копия протокола об административном правонарушении, а при осуществлении проверки инспектор ПДН Красногорского ОМ не представил постановление, на основании которого должна была проводиться проверка.

Правомерность заявленных требований и возражений проверены арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» нарушение запрета на нахождение несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, в помещениях, предназначенных для развлечений (досуга), в том числе в игорном заведении, ресторане, кафе, баре, клубе, кинотеатре, дискотеке, с 22 до 6 часов без сопровождения своих законных представителей влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо, которому принадлежит данное помещение, в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Факт нахождения в баре «Рустам-2» после 22 часов ФИО3 и ФИО4, которым на момент проведения проверки не было шестнадцати лет, доказан материалами дела и не оспаривается заявителем (л.д. 47-52, протокол судебного заседания от 04.07.2007).

Довод директора ООО «Александръ» о том, что совершеннолетний брат ФИО3, находившийся в баре с названными подростками, является их законным представителем, не соответствует норме части 2 статьи 25.3 КоАП РФ, которая ограничивает круг законных представителей физического лица его родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.

Исходя из положений статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП РФ общество было обоснованно признано виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.

На основании изложенного, арбитражным судом признается доказанным наличие в действиях ООО «Александръ» предусмотренного статьей 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» состава административного правонарушения, которое выражается в виде нарушения юридическим лицом запрета на нахождение несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в принадлежащем ему помещении, предназначенном для развлечений, а именно, в баре, после 22 часов без сопровождения своих законных представителей.

Между тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административной ответственности предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Одним из таких условий является извещение указанного лица о гарантированной отдельными нормами КоАП РФ возможности участвовать в процессе рассмотрения возбужденного в отношении его административного дела.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Специальной по отношению к данной норме является норма части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, в которой установлено правило о том, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании установлено, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «Александръ» рассмотрено административной комиссией администрации Звениговского муниципального района в отсутствие законного представителя общества. При этом ответчик не представил доказательства надлежащего извещения лица, привлеченного к административной ответственности, о дате и месте рассмотрения дела.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Вынесение административным органом оспариваемого постановления в отсутствие законного представителя (уполномоченного защитника) ООО «Александръ», не извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является существенным нарушением норм КоАП РФ, так как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было лишено установленных в статье 25.1 КоАП РФ прав: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, в том числе о назначении наказания в минимальном размере санкции статьи 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также возможности реализовать в соответствии с КоАП РФ иные процессуальные права.

Лишение ООО «Александръ» названных прав свидетельствует о том, что дело в отношении общества было рассмотрено с нарушением принципов всесторонности, полноты и объективности.

Кроме того, в судебном заседании были установлены иные нарушения прав юридического лица. В частности, не было соблюдено положение части 6 статьи 28.2 КоАП РФ, так как законному представителю общества, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не вручалась копия протокола об административном правонарушении.

Также была нарушена процедура осуществления проверки.

Согласно пункт 25 статьи 11 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 при наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении орган милиции может производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений юридического лица. При этом осмотр может быть осуществлен только на основании принятого начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем мотивированного постановления, копия которого должна вручаться указанному юридическому лицу.

Между тем в материалы дела не представлены ни постановление, на основании которого инспектор ПДН Красногорского ОМ осуществлял осмотр бара «Рустам-2», ни доказательства вручения его копии обществу с ограниченной ответственностью «Александръ».

Таким образом, при осуществлении в отношении ООО «Александръ» производства по делу об административном правонарушении, административная комиссия допустила нарушения требований КоАП РФ, в том числе имеющие существенный характер.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167,170, 211 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью принятое административной комиссией администрации Звениговского муниципального района постановление о назначении административного наказания от 06.04.2007, которым общество с ограниченной ответственностью «Александръ» было привлечено к административной ответственности по статье 13 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» с наложением штрафа в размере 20000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.Д. Лабжания