ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1284/10 от 06.09.2010 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«13» сентября 2010 г. Дело № А38-1284/2010 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   06 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен   13 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи  Толмачева А.А., 

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Фаракшиной К.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   главы КФХ «Мрия» Кушнирика Василия Васильевича

к ответчику  ГУ УПФ РФ в Куженерском районе Республики Марий Эл

о   признании недействительным постановления от 01.03.2010 г. № 17 недействительным

третье лицо  МИФНС России № 3 по РМЭ

с участием представителей:

от заявителя   – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

от ответчика   – Новокшонова М.В., по доверенности,

от третьего лица   – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, глава Крестьянского фермерского хозяйства «Мрия» Кушнирик Василий Васильевич (далее – Глава КФХ), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным постановления от 01.03.2010 года № 17, о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя, принятого Государственным учреждением-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл (далее – Управление пенсионного фонда).

В заявлении изложены доводы о том, что Кушнирик В.В. с апреля 2005 года предпринимательскую деятельность не осуществляет, поскольку в установленном законом порядке прекратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и как глава КФХ отказался от права пользования земельным участком. Следовательно, полагает заявитель, у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в фонд обязательного пенсионного страхования, в связи с чем произведенные пенсионным фондом доначисления следует признать необоснованными, а соответствующее решение недействительным (л.д. 12-14,38-40).

Заявленные требования обоснованы ссылками на статью 5 Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статью 19 НК РФ.

Кушнирик В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. На основании частей 1 и 3 статьи 156 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел дело в его отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Ответчик, Управление пенсионного фонда, в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании сослался на законность и обоснованность принятого им постановления и указал, что при проведении сверки страхователей в сентябре 2009 года, установлено, что КФХ «Мрия», являясь действующим юридическим лицом, не было зарегистрировано в Управлении пенсионного фонда в качестве страхователя и не уплачивало страховые взносы с мая 2005 года. Зарегистрировав главу КФХ «Мрия» в качестве страхователя Управление пенсионного фонда доначислило ему страховые взносы в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии за период с 06.05.2005 г. по 29.12.2009 г. а также пени всего в сумме 7339,45 руб. Оспариваемое постановление вынесено в целях взыскания недоимки и пеней по страховым взносам за счет имущества главы КФХ «Мрия» Кушнирик В.В. в соответствии со статьей 22 закона от 24 июня 2009 г. № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориального фонды обязательного медицинского страхования».

На основании изложенного, ответчик просил оставить заявление без удовлетворения (л.д. 6, 111-112, протокол судебного заседания от 06.09.2010 г.).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Марий Эл (далее-налоговый орган).

Третье лицо в письменном отзыве пояснило, что КФХ «Мрия» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2002 года, главой крестьянского хозяйства является Кушнирик В.В. как индивидуальный предприниматель Кушнирик В.В. был зарегистрирован 05.12.1995 г. На основании заявления Кушнирика В.В. от 05.09.2004 г сведения о нем как об индивидуальном предпринимателе были внесены в ЕГРИП. Государственная регистрация Кушнирика В.В. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 06.05.2005 г. на основании заявления последнего (л.д. 63, 111-112).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства по зарегистрированному в едином государственном реестре адресу, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц крестьянское (фермерское) хозяйство "Мрия" (далее - КХФ "Мрия ") зарегистрировано администрацией Куженерского района Республики Марий Эл 15.12.1992; главой КФХ "Мрия" является Кушнирик В.В. (1964 года рождения).

29 сентября 2009 года Управлением пенсионного фонда совместно с налоговым органом проведена сверка данных о страхователях, зарегистрированных в органах ПФР. В результате сверки установлено, что КФХ «Мрия» не было зарегистрировано в Управлении пенсионного фонда в качестве страхователя а глава КФХ не уплатил страховые взносы в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии за период с 06.05.2005 г. по 29.12.2009 г., всего 5771 рублей 87 копеек.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 18.07.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) на неуплаченную задолженность начислены пени в размере 1567 рублей 58 копеек.

В целях взыскания с главы КФХ "Мрия» недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, Управление направило страхователю требование от 29.12.2009 г. N 122. в связи с отсутствием информации о банковских счетах КФХ «Мрия», Управление приняло постановление № 17 от 01.03.2010 года о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя. Согласно данному постановлению с КФХ «Мрия» подлежит взысканию 7339,45 руб. (в том числе 5771 рублей 87 копеек недоимки на страховую часть трудовой пенсии на накопительную часть трудовой пенсии и 1567 рублей 58 копеек пеней).

Не согласившись с постановлением Управления пенсионного фонда от 01.03.2010 г. № 17 глава КФХ «Мрия» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Разногласия участников спора сводятся к вопросу о наличии у Кушнирик В.В., обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного пенсионного страхования в виде фиксированных платежей в период с мая 2005 года.

Кушнирик В.В. считает, что он не являлся главой КФХ «Мрия», поскольку с мая 2005 года прекратил предпринимательскую деятельность, следовательно, у него отсутствует обязанность по уплате фиксированных платежей в пенсионный фонд.

Управление пенсионного фонда ссылается на то, что КФХ «Мрия» - действующее хозяйство, главой которого является Кушнирик В.В., спорная сумма страховых взносов доначислена за период с мая 2005 года, однако ранее не взыскивалась, так как выявлена 29.12.2209 г., до указанной даты КФХ «Мрия» не было зарегистрировано в Управлении пенсионного фонда в качестве страхователя.

Арбитражный суд считает правовую позицию заявителя ошибочной и бездоказательной ввиду следующего.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава (члены) крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, в пункте 2 раздела II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.08.2006 N 197п, определено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств регистрируются как индивидуальные предприниматели и уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя и за членов хозяйства.

Арбитражным судом установлено, что Кушнирик В.В. с 11.12.2002 г. являлся главой КФХ «Мрия». Регистрация КФХ в установленном порядке ни на день проведения сверки, ни на день судебного разбирательства прекращена не была.

Таким образом, Управление пенсионного фонда обоснованно и правомерно признало главу КФХ «Мрия» плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей.

Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Расчет спорной задолженности произведен Управлением пенсионного фонда исходя из утвержденной правительством стоимости страхового года за период 2005-2009 год и с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, согласно которому индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

На основании статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки.

Расчет оспариваемой суммы задолженности по страховым взносам и пеням проверен арбитражным судом и признан правильным.

Учитывая изложенное, решение Управления пенсионного фонда от 01.03.2010 N 17 в части взыскания с главы КФХ «Мрия» Кушнирика В.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 5771 рублей 87 копеек и 1567 рублей 58 копеек пеней является законным.

Арбитражным судом последовательно оценены доводы заявителя относительно незаконности оспариваемого постановления.

Признается бездоказательной и юридически необоснованной позиция заявителя о том, что прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в мае 2005 года не осуществление хозяйственной деятельности, является обстоятельством, освобождающим Кушнирика В.В., от обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного пенсионного страхования.

Как установлено арбитражным судом Кушнирик В.В. создал и возглавил КФХ «Мрия», уже, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (05.12.1995 года). Поэтому прекращение регистрации Кушнирика В.В. в качестве индивидуального предпринимателя не повлияло на правоспособность КФХ «Мрия», которое, на момент рассмотрения спора, является действующим хозяйством и не освободило Кушнирика В.В. как главу КФХ от обязанности по уплате страховых взносов в пенсионный фонд.

В соответствии с пунктом 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.

Таким образом, прекращение Кушнирик В.В. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также факт неосуществления КФХ «Мрия» хозяйственной деятельности в период с 2005 г. не освобождает главы КФХ от обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного пенсионного страхования.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 211-О, процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Между тем, заявитель не представил суду доказательства намерения прекратить регистрацию КФХ, также не доказано наличие обстоятельств, исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили Кушнирик В.В. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения им деятельности как главы КФХ «Мрия».

Отрицание Кушнириком В.В. своей причастности к деятельности КФХ «Мрия» является бездоказательным, основанным на ошибочных умозаключениях заявителя и опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Более того, по смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания ненормативного акта государственного органа недействительным являются в совокупности как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав гражданина в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такие условия недействительности в отношении оспариваемого ненормативного акта арбитражным судом не установлены.

Исследованные арбитражным судом по правилам статьи 71 и 162, 201 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что оспариваемое постановление Управления пенсионного фонда не противоречит законодательству и не нарушает существенным образом права заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому требование главы КФХ «Мрия» о признании недействительным ненормативного правового акта постановления от 01.03.2010 года № 17 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, вынесенного Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл, удовлетворению не подлежит.

При распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, арбитражный суд применяет специальные правила статьи 110 АПК РФ, согласно которым судебные расходы относятся на заявителя, не в пользу которого принят судебный акт.

В связи с отказом в заявленном требовании государственная пошлина относится на заявителя и компенсации в его пользу не подлежит.

Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2006 года, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления главы крестьянского хозяйства «Мрия» Кушнирика Василия Васильевича «Мрия» о признании недействительным постановления Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий от 01.03.2010 года № 17 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, вынесенного Эл, от 01.03.2010 г. № 17.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья А.А. Толмачев