ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1393/2021 от 17.05.2021 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«24» мая 2021 года Дело № А38-1393/2021 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая2021 года.

Полный текст решения изготовлен 24 мая2021 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Фроловой Л.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

помощником судьи Булыгиной М.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования «Оршанский муниципальный район» в лице администрации

к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл

о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета

с участием представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности,

от ответчика – не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Оршанский муниципальный район» в лице администрации (далее – муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление), об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:06:0000000:1420, общей площадью 225 265 +/- 166 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район (далее – спорный земельный участок), в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В исковом заявлении изложены доводы о том, что Управление отказало в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета объекта недвижимости ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для совершения такого действия в рамках процедуры государственного кадастрового учета.

В то же время истец считает, что до снятия с кадастрового учета спорного земельного участка формирование и постановка на кадастровый учет нового земельного участка в целях размещения линейного объекта «Газопровод межпоселковый к д. Клюкино, д. Воробьи, д. Видякино, д. Блиново, д. Старая Пижанка, с. Табашино Оршанского муниципального района Республики Марий Эл» не представляется возможным. Тем самым уполномоченный орган местного самоуправления фактически оказался лишенным права распоряжаться земельными участками, находящимися в ведении Оршанского муниципального района Республики Марий Эл.

Требование истца обосновано ссылками на статью 304 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 и статью 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 № Д23-1342, согласно которому земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным законом, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта (л.д. 3-5).

В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные исковые требования (протокол и аудиозапись судебного заседания от 17.05.2021).

Ответчик в отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 не представляется возможным, так как он не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости (л.д. 35-40).

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, письменно уведомил арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя (л.д. 74). На основании частей 2 и 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения истца, арбитражный суд считает возможным удовлетворить требование истца по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 09.09.2020 гражданин ФИО3 в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса РФ обратился в администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (далее – администрация) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для целей сельскохозяйственного использования (эксплуатация ферм) в кадастровом квартале 12:06:0301003 на территории Оршанского района Республики Марий Эл (л.д. 69).

Письмом от 28.09.2020 № 011-837 администрация сообщила, что в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса РФ после образования земельного участка, уточнения его границ с выполнением кадастровых работ, проведения оценочных работ будет проведена процедура аукциона (л.д. 68).

Постановлением главы администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл от 28.09.2020 № 399 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 12:06:0301003, площадью 225 265 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: СХ «Зона сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – пашни, сенокосы, пастбища (л.д. 24-34).

05.10.2020 проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (л.д. 67, файл «Межевой план земельного участка»).

12.10.2020 образованный земельный участок, общей площадью 225 265 +/- 166 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, на основании заявления администрации от 06.10.2020 поставлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 12:06:0000000:1420 (л.д. 44-48, 55-56). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища (л.д. 55-56).

Администрация пояснила, что на дату судебного заседания какие-либо обременения спорного земельного участка отсутствуют (аудиозапись предварительного судебного заседания от 21.04.2021).

В то же время постановлением администрации от 07.11.2019 № 406 на основании программы развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации, письма ООО «Газпром инвестгазификация» от 28.02.2019 № В3-07-06/2186 «О реализации программы газификации» заинтересованному лицу, обществу с ограниченной ответственностью «ЭкспертГаз» (далее – ООО «ЭкспертГаз», общество), рекомендовано подготовить проект планировки межевания территории линейного объекта «Газопровод межпоселковый к д. Клюкино, д. Воробьи, д. Видякино, д. Блиново, д. Старая Пижанка, с. Табашино Оршанского муниципального района Республики Марий Эл» (далее – линейный объект) (л.д. 73).

ООО «ЭкспертГаз» во исполнение указанного постановления осуществило разработку проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта (л.д. 67, файл «ПП и ПМ для эл подписи»). Проект утвержден постановлением исполняющего обязанности главы администрации Оршанского муниципального района от 29.09.2020 № 400 (л.д. 9).

При проведении обществом «ЭкспертГаз» работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения линейного объекта обществом установлено, что под полосой отвода линейного объекта выявлено наложение с границами земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 (л.д. 70-71).

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 оказался в границах зоны размещения проектируемого газопровода, 07.12.2020 муниципальное образование обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета (л.д. 50-52).

Письмом от 15.12.2020 № КУВД-001/2020-27675811/1 Управление уведомило заявителя о приостановлении снятия спорного земельного участка с кадастрового учета до 15.03.2021, указав, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 не носят временный характер, дата постановки указанного земельного участка на кадастровый учет – 12.10.2020, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости (л.д. 11-12).

Жалоба заявителя на указанное решение отклонена Апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 05.02.2021 № 1 (л.д. 13-17).

Решением от 15.03.2021, изложенным в уведомлении № КУВД-001/2020-27675811/2, Управление отказало в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка по причине того, что он не является преобразуемым и сведения о нем не носят временный характер (л.д. 18-19).

Поскольку до снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 невозможно формирование и постановка на учет нового земельного участка в целях размещения линейного объекта, истец обратился в суд с иском о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Регулирование отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществляется Законом о регистрации недвижимости.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 и положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные подразделения.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

По смыслу пункта 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Исходя из положений Закона о регистрации недвижимости снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

На основании пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с указанным Федеральным законом. В силу статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 Закона о регистрации недвижимости.

Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 не носят временный характер, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости.

Тем самым предусмотренные Законом о регистрации недвижимости основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета отсутствуют. В связи с этим Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл было правомерно отказано истцу в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

Между тем арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что до снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 не представляется возможным формирование и постановка на учет земельного участка в целях размещения линейного объекта «Газопровод межпоселковый к д. Клюкино, д. Воробьи, д. Видякино, д. Блиново, д. Старая Пижанка, с. Табашино Оршанского муниципального района Республики Марий Эл», поскольку проектируемый газопровод проходит по краям спорного земельного участка.

Системный анализ положений Закона о регистрации недвижимости позволяет сделать вывод о том, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета спорного земельного участка по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора, ввиду чего муниципальное образование лишено права снять спорный земельный участок с кадастрового учета иначе как в судебном порядке.

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Данная позиция нашла отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу № 305-КГ17-14600.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Истец сообщил, что у муниципального образования отсутствует возможность устранить наложение границ земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 на зону размещения проектируемого газопровода иным способом – путем преобразования земельного участка, перераспределения или исправления кадастровой ошибки. В связи с этим нахождение на государственном кадастровом учете спорного земельного участка нарушает правомочие муниципального органа по распоряжению земельным участком в целях строительства социально значимого объекта.

Тем самым заявленные муниципальным образованием исковые требования фактически являются восстанавливающими его нарушенные права и законные интересы, спор о праве при этом отсутствует.

Судом установлен факт отсутствия нарушения прав иных лиц снятием спорного земельного участка с кадастрового учета. Истец пояснил, что в случае снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 муниципальным образованием будет образован новый земельный участок, исключающий наложение границ на зону размещения газопровода, с целью предоставления заинтересованным лицам (аудиозапись предварительного судебного заседания от 21.04.2021).

Учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:06:0000000:1420 отсутствует спор о праве, и нахождение этого объекта в государственном кадастре нарушает права и законные интересы муниципального образования, препятствует формированию земельного участка для строительства социально значимого линейного объекта – газопровода в населенные пункты Оршанского района Республики Марий Эл, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом изложенного арбитражный суд принимает решение об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:06:0000000:1420, общей площадью 225 265 +/- 166 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район.

При этом каких-либо незаконных действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл арбитражным судом не установлено.

Возложение на ответчика обязанности по снятию спорного земельного участка связано не с признанием незаконными решений и действий органа, осуществляющего публичные полномочия, а с тем, что Управление является органом, уполномоченным, осуществлять государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.

По смыслу пункта 7 части 1 статьи 16 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Таким образом, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл следует снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:06:0000000:1420, общей площадью 225 265 +/- 166 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда по делу № А38-1393/2021.

Государственная пошлина по спору взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:06:0000000:1420, общей площадью 225 265 +/- 166 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья Л.А. Фролова