ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1882/07 от 19.07.2007 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«20» июля 2007 г. Дело № А38-1882/2007 г. Йошкар-Ола

17-190

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2007 г.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Лабжания Л.Д.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   Волжской межрайонной прокуратуры РМЭ

к ответчику   обществу с ограниченной ответственностью «XXI век»

третье лицо –   УГПН ГУ МЧС России по РМЭ

о   привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

с участием представителей:

от заявителя –   ФИО1, старший  помощник прокурора РМЭ;

от ответчика   – не явился извещен по правилам статьи 123 АПК РФ;

от третьего лица   – ФИО2, представитель по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Волжская межрайонная прокуратура РМЭ обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «XXI век» о привлечении его к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 МРОТ за правонарушение, состав которого предусмотрен частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что правонарушение выразилось в осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией пожароопасного производственного объекта, без необходимой для этого лицензии.

Ответчик был надлежащим образом извещен по правилам статьей 122, 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал на признание вины в совершении административного правонарушения.

Третье лицо в отзыве на заявление и в судебном заседании поддержало требования прокурора в полном объеме. Указало, что используемые ответчиком материалы ЛДСП и МДФ являются горючими материалом, а эксплуатируемое им производственное здание со складскими помещениями является пожароопасным производственным объектом (л.д. 84-87).

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности административным органом следующих фактических обстоятельств.

Общество с ограниченной ответственностью «XXI век» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021202252356, о чем 14.12.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 20).

15.06.2007 помощником Вожского межрайонного прокурора совместно со старшим инспектором ОГПН г. Волжска ГУ МЧС России по РМЭ была осуществлена проверка соблюдения ООО «XXI век» законодательства о лицензировании и пожарной безопасности в принадлежащем ему на праве аренды производственном здании, которое расположено по адресу: <...> (л.д. 11-12).

В ходе проверки было установлено, что по указанному адресу находится производственное здание, включающее в себя складские помещения, участок раскроя, участок сверловки и оклейки, участок упаковки. На момент осмотра в складских помещениях хранилась готовая продукция – плиты ЛДСП, МДФ, ДВП, ЛДВП, бумага оберточная в рулонах, гофрокортон объемом 10 куб.м., на участке раскроя находились детали и заготовки из ЛДСП и МДФ объемом 1,5 куб.м., на участке сверловки и оклейки – 0,5 куб.м., на участке упаковки – 3 куб.м., на 2 этаже – около 2 куб.м. заготовок из МДФ, в фойе - готовая продукция общим объемом 5 куб.м.

При этом должностным лицом пожарного органа был выявлен ряд нарушений пожарной безопасности, в том числе отсутствие у ООО «XXI век» лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Результаты проверки отражены в акте от 15.06.2007 о проведении мероприятия по контролю (л.д. 12) и в протоколе осмотра от 15.06.2007 (л.д. 11).

На основании проведенной проверки и.о. Волжского межрайонного прокурора 18.06.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «XXI век» по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и направлении дела для рассмотрения в Арбитражный суд РМЭ (л.д. 15-16), взяты объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 14).

В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ и.о. Волжского межрайонного прокурора обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «XXI век» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 5-8).

Проверив в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства, обоснованность и правомерность изложенного в заявлении требования, арбитражный суд считает необходимым его удовлетворить по следующим правовым основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Исходя из содержания указанных норм КоАП РФ основанием привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии с нормой части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является совершение им запрещенного данной нормой виновного, противоправного деяния в форме осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (подп. 29 пункта 1 статьи 17, статья 5) эксплуатация пожароопасных производственных объектов относится к подлежащей лицензированию деятельности, порядок осуществления которой устанавливается Правительством РФ. Данный порядок определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Определение пожарной опасности веществ, материалов и технологических процессов допускается на основе данных справочника «Пожаро- взрывоопасность веществ и материалов и средства ихтушения» (под редакцией ФИО3, А.Л. Корольченко, М., Химия, 1990 г.).

В силу ГОСТа 12.1.044-84(89) «Пожаро- взрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», ГОСТа Р 12.3.047-98 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля», Норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» НПБ 105-03, утвержденными приказом МЧС России № 314 от 18.06.2003 г. (письмом Минюста России от 26.06.2003 г. № 07/6503-ЮД признаны не нуждающимися в государственной регистрации), при определении пожарной опасности веществ и материалов допускается применение справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных. Справочник «Пожаро- взрывоопасность веществ и материалов и средства ихтушения» согласован с Государственной службой стандартных справочных данных и соответствует требованиям названных государственных стандартов, что свидетельствует о правомерности и обоснованности применения содержащихся в нем сведений при определении пожарной опасности веществ и материалов.

Названный справочник считается технической документацией, а не нормативно-правовым актом, поэтому не подлежит обязательному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти».

Согласно справочнику «Пожаро- взрывоопасность веществ и материалов и средства ихтушения» картон гофрированный, бумага оберточная являются твердыми горючими материалами, способным к тепловому самовозгоранию (л.д. 91-92).

Административным органом установлено, что в производственном здании осуществляется технологический процесс по изготовлению корпусной мебели из плит ЛДСП и МДФ. В помещениях производственной базы на момент проверки находились: плиты ЛДСП, МДФ, ДВП, ЛДВП, бумага оберточная в рулонах, гофрокортон. Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 15.06.2007 (л.д. 11).

Таким образом, принадлежащая ООО «XXI век» производственная база является пожароопасным производственным объектом.

В соответствии с НПБ 105-03, устанавливающими методику определения категорий помещений и зданий производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств, помещения и здания производственного назначения, в которых находятся твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), при условии, что они не относятся к категориям А или Б, относятся к категориям В1-В4 – пожароопасные. Приведенные положения НПБ также подтверждают правильность позиции заявителя и третьего лица об отнесении цехов предпринимателя, относящихся к категории помещений В1-В4, к пожароопасным производственным объектам.

Производственная база эксплуатировались ответчиком в целях осуществления предпринимательской деятельности в виде изготовления корпусной мебели для последующей продажи.

Понятие предпринимательской деятельности определено в абзаце 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Доказательствами систематической продажи предпринимателем продуктов производства и получения от этого прибыли являются объяснения ответчика, выписка из ЕГРЮЛ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 13, 15-23). 

При таких обстоятельствах осуществляемая ответчиком деятельность по изготовлению корпусной мебели является предпринимательской, поэтому в силу пункта 3 статьи 23 и пункта 3 статьи 49 ГК РФ право индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Административным органом доказано и ответчиком в объяснениях, данных при проведении проверки, подтверждено, что лицензия на право эксплуатации пожароопасного производственного объекта у ООО «XXI век» отсутствует. Следовательно, ответчик не имел права осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией пожароопасного производственного объекта ввиду отсутствия соответствующей лицензии.

Исходя из положений пункта 7 статьи 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в виде эксплуатации пожароопасных производственных объектов лицензированию подлежала и на момент проверки, и на момент вынесения судом данного решения, так как технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, не приняты и, соответственно, не вступили в силу.

С учетом изложенного арбитражный суд признает доказанным наличие в действиях ООО «XXI век» объективной стороны административного правонарушения, выраженной в форме осуществления предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией производственной базы, без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

Объективных обстоятельств, препятствующих предпринимателю в соблюдении установленных законодательством требований по получению лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, не установлено.

Таким образом, наличие в действиях ООО «XXI век» состава административного правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.16 КоАП РФ, доказано.

Постановление вынесено на основании статей 22, 25, 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», статьи 28.4 КоАП РФ в соответствии с компетенцией прокурора на возбуждение производства по делам об административных правонарушениях. Постановление вынесено при участии законного представителя ООО «XXI век», его права и интересы при этом не нарушены. Форма и содержание постановления не противоречат правилам статьи 28.2 и 28.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание совершение ответчиком правонарушения впервые, арбитражный суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, - 400 МРОТ, что составляет 40 000 рублей.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «XXI век» (основной государственный регистрационный номер 1021202252356, место нахождения: Республика Марий Эл, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 40000 руб.

Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Прокуратура Республики Марий Эл), счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г.Йошкар-Ола, ИНН получателя – 1215037348, КПП получателя – 121501001, БИК банка – 048860001, ОКАТО – 88405000000, код дохода – 41511705010010000180.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.Д. Лабжания