ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-2290/2023 от 16.02.2024 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«16» февраля 2024 г.          Дело № А38-2290/2023                       г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гринфельд Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению  микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл

о признании недействительным представления органа казначейства

третье лицо Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.10.2019,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.03.2023,

от третьего лица – не явилось, надлежаще извещено по правилам статьи 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» (далее – компания) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 21.04.2023 № 8 (т.1, л.д. 8-12).

В заявлении, дополнении к заявлению изложены доводы о необоснованности выводов ответчика об излишнем расходовании субсидии федерального бюджета в сумме 154 000 руб., необоснованном невозвращении в доход федерального бюджета средств данной субсидии 704 000 руб. Приведенные выводы не соответствуют обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2023 по делу № А38-804/2022. В связи с наличием на момент проверки судебного спора между компанией и АНО «Агентство развития бизнес-компетенций», по разрешению которого не было вынесено судебное решение, у заявителя отсутствовала возможность определить размер средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет. После вступления в силу судебного решения по делу № А38-804/2022 компанией возвращены в бюджет средства,  указанные в данном решении. Заявитель не относится к микрофинансовым компаниям, обязанным в срок, определенный Указанием Банка России, представлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (т.1, л.д. 8-12, т.3, л.д. 13),

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – УФК по РМЭ, орган казначейства) в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления от 21.04.2023 № 8. Во исполнение данного представления компания обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» неосновательного обогащения в сумме 154 000 руб. На основании судебного решения по делу № А38-804/2022, принятого по данному иску, осуществила возврат субсидии на сумму 419 922 руб. 16 коп., тем самым исполнив спорное представление. Согласно пункту 2.2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрокредитная компания – это вид микрофинансовой организации, в связи с чем, к ней должны применяться установленные для последней правила и сроки представления аудиторского заключения к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представление органа казначейства соответствует положениям статьи 270.2 БК РФ и содержит требования об устранении допущенных нарушений, принятии мер по устранению их причин и условий (т.2, л.д. 1-9).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Министерство) (т.1, л.д. 1,2).

Третье лицо, Министерство в отзыве, дополнении к отзыву на заявление полностью поддержало доводы заявителя о незаконности оспариваемого представления органа казначейства, просило заявленные требования удовлетворить (т.2, л.д. 128-130, т.3, л.д. 1-4).

Третье лицо Министерство, извещено о дате, времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, в судебное заседание не явилось; представило ходатайство от 06.02.2024 о рассмотрении дела без участия своего представителя. Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ третье лицо считается извещенным надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия Министерства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании пункта 2 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл на 2023, утвержденного 27.12.2022, приказа УФК по РМЭ от 11.01.2023 № 4, специалистами органа казначейства проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в субъектах Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.12.2022 (т.2, л.д. 117-123).

Проверкой установлены следующие нарушения требований бюджетного законодательства и нефинансовые нарушения:

1) в нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, пункта 3.1.3 соглашения от 30.03.2021 № 40-2021-00571 компанией в 2021 году излишне израсходовано субсидии, предоставленной из федерального бюджета на оказание комплекса услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в центре «Мой бизнес» в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» по КБК 139 0412 1521555270 523, в сумме 154 000 руб., а именно оплачено по договору от 30.07.2021 № 5-21/3, заключенному с исполнителем АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» за оказание услуг 72 субъектам малого и среднего предпринимательства вместо 200 субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) в нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, пункта 3.1.3 соглашения от 30.03.2021 № 40-2021-00571 компанией в 2021 году не возвращен остаток субсидии, полученной из федерального бюджета на оказание комплекса услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в центре «Мой бизнес» в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», по КБК 139 0412 1521555270 523, в сумме 550 000 руб. при отсутствии потребности в связи с неисполнением договора от 30.07.2021 № 5-21/3, заключенного с АНО «Агентство развития бизнес-компетенций»;

3) в нарушение части 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», частей 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ), пункта 4 Указаний Банка России от 03.08.2020 № 5523-У компанией за 2020 год годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представлена в Банк России при отсутствии аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 09.03.2023 (т.1, л.д. 36-85).

По результатам проверки УФК по РМЭ в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее – Федеральный стандарт № 1095), вынесено представление от 21.04.2023 № 8, в котором компании предложено устранить нарушения, установленные данным представлением, и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе, обеспечить возврат средств в сумме 704 000 руб. в доход федерального бюджета; принять меры по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в предоставлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в Банк России при отсутствии аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по РМЭ в срок не позднее 31.10.2023 года (т.2, л.д. 62,63).

В соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7, 8 Федерального стандарта № 1095, органом казначейства вынесено предписание от 08.11.2023 № 29, в котором компании предписано принять меры к возврату в доход федерального бюджета излишне израсходованной субсидии в сумме 154 000 руб., невозвращенного остатка субсидии в сумме 550 000 руб., всего в сумме 704 000 руб. Информацию о результатах исполнение предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по РМЭ не позднее 10.01.2024г.

Во исполнение представления от 21.04.2023 № 8 компания обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» неосновательного обогащения в сумме 154 000 руб. В свою очередь, последнее предъявило к МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» встречный иск о взыскании фактически понесенных расходов на оказание услуг по организации и проведению форума для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл в сумме 417 889 руб. 84 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2023 по делу № А38-804/2022 отказано в иске МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» к АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 154 000 руб.; с МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» в пользу АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» взысканы фактически понесенные расходы по оказанию услуг в сумме 130 077 руб. 84 коп. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Исходя из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным решением по делу № А38-804/2022, компанией по платежному поручению № 898 от 07.12.2023 в пользу Минэкономразвития РМЭ перечислена сумма 419 922 руб. 16 коп. с назначением платежа «возврат неиспользованной субсидии, полученной в 2021 году по соглашению № 40-2021-00571 от 30.03.2021г. к/ц 21-55270-00000-02000». По платежному поручению № 899 от 07.12.2023 в пользу АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» перечислена сумма 130 077 руб. 84 коп. с назначением платежа «в целях исполнения решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2023 по делу № 38-804/2022, оплата фактически понесенных расходов по оказанию услуг по договору № 5-21/3 от 30.07.2021».

Как указано в дополнении к отзыву от 29.01.2024, по расчету органа казначейства, с учетом обстоятельств, установленным судебным решением по делу № А38-804/2022, сумма, подлежащая возврату в федеральный бюджет, составляет 419 922 руб. 16 коп. (704 000 – 154 000 – 130 077,84).

Не согласившись с представлением органа казначейства от 21.04.2023 № 8, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Правомерность заявленных обществом требований и законность оспариваемого ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении заявителем нарушений, отраженных в оспариваемом представлении органа казначейства.

Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Материалами дела подтверждается, что между заказчиком МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» и исполнителем АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» заключен договор на организацию предоставления комплексной услуги № 5-21/3 от 30.07.2021, по условиям которого исполнитель обязался оказать комплексные услуги в объеме, установленном в техническом задании (приложение № 1 к договору), в том числе, консультационные услуги с привлечением сторонних профильных экспертов согласно тематике проводимого форума в рамках комплексной услуги на сумму 300 000 руб. (из расчета 3 000 руб. на одну консультацию одному субъекту малого и среднего предпринимательства); организация и проведение форума на сумму 800 000 руб., всего на сумму 1 100 000 руб. с общим количеством получателей услуг – не менее 200 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл и общим количеством уникальных получателей услуг – не менее 100 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл.

Согласно пункту 2.3 данного договора (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 02.08.2021) компания осуществляет оплату в следующем порядке. Общая стоимость услуг - 1 100 000 руб. Оплата осуществляется под мероприятие в размере не более 50 % от стоимости мероприятия после согласования тематики мероприятия и предварительной программы в течение пяти рабочих дней со дня выставления счета на оплату. Счет должен быть выставлен исполнителем в течение трех рабочих дней после согласования тематики мероприятия и предварительной программы. Оставшиеся 50 % - до 31 декабря 2021г. (т.1, л.д. 110-123, т.2, л.д. 85-95).

На основании счета на оплату от 30.08.2021 № 16 компанией за счет средств бюджетной субсидии на счет АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» по платежному поручению от 03.09.2021 № 708 перечислен аванс в сумме 550 000 руб. (т.1, л.д. 124, т.2, л.д. 113 на обороте, 114).

Согласно реестру получателей услуг АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» комплексные услуги по договору № 5-21/3 от 30.07.2021 предоставлены 72 субъектам малого и среднего предпринимательства, тогда как по техническому заданию (приложение № 1 к договору) услуги должны быть оказаны не менее 200 субъектам малого и среднего предпринимательства (т.1, л.д. 114-116, т.2, л.д. 89-93, 99-109).

Как указано в уведомлении АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» от 29.11.2021 № 71/21, направленном в адрес МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл», исполнитель отказался от проведения повторного форума по причине ужесточения противоэпидемических мер в связи с коронавирусной инфекцией.

В соответствии с составленным компанией в одностороннем порядке актом сдачи-приемки оказанных услуг от 24.12.2021, приняты отчетные документы по услугам, оказанным 72 субъектам малого и среднего предпринимательства; определена стоимость данных услуг в размере 396 000 руб. Названный акт АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» не подписан (т.1, л.д. 125-127, т.2, л.д. 110-112).

Уведомлением от 27.12.2021 № 386, направленным в адрес АНО «Агентство развития бизнес-компетенций», компания отказалась от исполнения договора от 30.07.2021 № 5-21/3 в связи с тем, что услуги не были оказаны 128 субъектам малого и среднего предпринимательства (т.2, л.д. 96).

По расчету органа казначейства стоимость фактически оказанных АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» услуг составляет 396 000 руб. (5 500 руб. х 72), где стоимость услуги по одному субъекту малого и среднего предпринимательства составляет 5 500 руб. (1 100 000 руб. (общая (предельная) стоимость услуг по договору, пункт 2.2. договора от 30.07.2021 № 5-21/3) /200 (общее количество получателей услуг – субъектов малого и среднего предпринимательства, пункт 3.2 технического задания). Сумма излишне перечисленного в пользу исполнителя за счет бюджетной субсидии авансового платежа составляет – 154 000 руб. (550 000 – 396 000).

Согласно оборотно-сальдовой ведомости МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» сумма перечисленного исполнителю аванса 154 000 руб. по состоянию на 01.01.2022, на 01.01.2023 числится по балансовому счету 60312 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» как дебиторская задолженность по расчетам с контрагентом АНО «Агентство развития бизнес-компетенций».

Кроме того, по оборотно-сальдовой ведомости по счету 20501 «Расчетные счета в кредитных организациях» по состоянию на 01.01.2022, на 01.01.2023 числится не использованный остаток бюджетной субсидии на оказание комплекса услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в центре «Мой бизнес», источником которой являются средства федерального бюджета (КБК 139 04012 1521555270 523), предоставленные республиканскому бюджету Республики Марий Эл на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в целях достижения результата предоставления субсидии «количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших комплексные услуги» по соглашению от 30.03.2021 № 40-2021-00571 (с учетом дополнительных соглашений от 27.05.2021 № 40-2021-00571/1, от 27.12.2021 № 40-2021-00571/2, от 28.12.2021 № 40-2021-00571/3, от 12.01.2022 № 40-2021-00571/4 (т.1, л.д. 89-109, т.2, л.д. 64-84), в сумме 550 000 руб. (1 100 000 руб. (общая сумма полученной компанией субсидии) – 550 000 руб. (аванс, выплаченный за счет средств субсидии в адрес АНО «Агентство развития бизнес-компетенций»)) (т.2, л.д. 97).

В связи с изложенными обстоятельствами, орган казначейства пришел к выводам об излишнем расходовании компанией субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 154 000 руб., не обеспечении возврата в доход федерального бюджета суммы 704 000 руб. (в том числе, излишне израсходованная субсидия – 154 000 руб., неиспользованный остаток субсидии 550 000 руб.), что отразил в оспариваемом представлении от 21.04.2023 № 8.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.10.2023 по делу № А38-804/2022 установлена необоснованность требования компании о взыскании с АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» неосновательного обогащения в сумме 154 000 руб.; в удовлетворении данного требования отказано. Судом установлено, что в связи с оказанием услуг по договору № 5-21/3 от 30.07.2021 АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» понесены затраты на сумму 680 077 руб. 84 коп., в том числе, на консультационные услуги в сумме 108 000 руб.; на услуги спикера ИП ФИО3 в сумме 100 000 руб.; на услуги спикеров ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в сумме 152 000 руб.; на услуги ФИО9 по подбору спикеров в сумме 48 000 руб.; на аренду помещения в сумме 5 000 руб.; на аренду столов, стульев, чехлов для рассадки участников форума в количестве 250 шт. в сумме 57 024 руб.; на приобретение бутилированной воды в сумме 776 руб.; на изготовление баннеров в сумме 65 900 руб.; на размещение рекламы на радио в сумме 26 658 руб.; на изготовление раздаточного материала (сувенирной продукции) в сумме 22 499 руб. 84 коп.; на фото, видеосъемку в сумме 75 000 руб.; расходы агентства по работе проектного офиса в сумме 19 220 руб. Сумма перечисленного компанией по платежному поручению № 708 от 03.09.2021 аванса за услуги  составляет 550 000 руб. В связи с чем, неосновательное обогащение (излишнее расходование средств компанией) на сумму 154 000 руб. отсутствует; подлежащая взысканию по встречному иску с компании в пользу АНО «Агентство развития бизнес-компетенций» задолженность составляет 130 077 руб. 84 коп. (680 077 руб. 84 коп. – 550 000 руб.).

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Тем самым, с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным решением по делу № А38-804/2022, представление от 21.04.2023 № 8 вынесено незаконно в части установления нарушений, выразившихся в излишнем расходовании субсидии, в сумме 154 000 руб., невозвращении в доход федерального бюджета остатка субсидии в сумме 130 077 руб. 84 коп. (всего в сумме 284 077 руб. 84 коп.); возложения на заявителя обязанности обеспечить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 284 077 руб. 84 коп. В остальной части сумм, подлежащих возврату в доход бюджета, оспариваемое представление органа казначейства соответствует требованиям законодательства.

Ссылка сторон на то, что в связи с наличием судебного спора на дату вынесения представления от 21.04.2023 № 8 у них отсутствовала возможность достоверно определить суммы излишне израсходованных и подлежащих возврату субсидий, отклонена арбитражным судом, как необоснованная. Данные о размере произведенного компанией аванса, размере субсидии, расходах исполнителя услуг АНО «Агентство развития бизнес-компетенций», подлежащих оплате компанией за счет бюджетных средств, были известны и могли быть учтены как заявителем, так и ответчиком на дату вынесения представления. Доказательств обратного сторонами не представлено. Судебным решением по делу № А38-804/2022 не установлено каких-либо новых обстоятельств, отсутствовавших и объективно не известных сторонам по состоянию на 21.04.2023; в судебном решении содержится оценка отношений контрагентов по договору от 30.07.2021 № 5-21/3, оконченных до названной даты.

В связи с указанием в представлении от 21.04.2023 № 8 неверных сумм нарушений и подлежащих возврату бюджетных средств ссылка ответчика на соответствие представления действующему законодательству отклонена арбитражным судом как необоснованная.

Органом казначейства установлено нефинансовое нарушение, выразившееся в представлении компанией в Банк России годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год при отсутствии по ней аудиторского заключения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

Согласно пунктов 4, 5 статьи 15 Закона № 151-ФЗ микрофинансовые компании обязаны представлять в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и в сроки, которые установлены нормативным актом Банка России. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовой компании подлежит раскрытию в порядке и в сроки, которые установлены нормативным актом Банка России.

На основании части 4 Указаний Банка России от 03.08.2020 № 5523-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний, порядке и сроках предоставления микрофинансовыми компаниями в Банк России аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядке и сроках раскрытия микрофинансовыми компаниями бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» (действует с 01.04.2021) вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью микрофинансовая компания должна представить в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аналогичное положение содержится в ранее действовавшей части 6 Указаний Банка России от 24.05.2017 № 4383-У.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год  представлена МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл»  в Банк России 31.03.2021 № ТР-2020-02388759. При этом, аудиторское заключение по данной отчетности направлено в Банк России 31.08.2021, через пять месяцев после сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По утверждению заявителя,  МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл»  не является микрофинансовой организацией, в связи с чем,  на нее не распространяется срок представления аудиторского заключения,  определенный Указанием Банка России. Аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представлено микрокредитной компанией в сроки, определенные частью 5 статьи 18  Закона № 402-ФЗ.

Арбитражный суд отклонил данные доводы компании как неправомерные и юридически ошибочные.

Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка РФ определяет Закон № 151-ФЗ.

Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 2 Закона № 151-ФЗ микрокредитная компания – вид микрофинансовой организации, осуществляющий микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 данного Закона ограничений, удовлетворяющей требованиям названного Закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

Таким образом, в силу прямого указания закона микрокредитная организация, к числу которых относится заявитель, является разновидностью микрофинансовой организации, на деятельность которой должны распространяться требования нормативных актов Банка России. При этом, устанавливающие специальное правило о сроке представления аудиторского заключения требования Указаний Банка России от 24.05.2017 № 4383-У, от 03.08.2020 № 5523-У, которые подлежат применению в спорном случае, исключают действие общеустановленных правил о сроках, предусмотренных Законом № 402-ФЗ.

В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение о признании недействительным представления органа казначейства от 21.04.2023 № 8 в части требований, изложенных в пунктах 1, 1.1 предписывающей части, устанавливающих нарушения, выразившиеся в излишнем расходовании субсидии в сумме 154 000 руб.; невозвращении остатка субсидии в сумме 130 077 руб. 84 коп., всего в сумме 284 077 руб. 84 коп.; возлагающих на заявителя обязанность обеспечить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 284 077 руб. 84 коп. В остальной части оставляет заявление компании без удовлетворения.

В связи с частичным удовлетворением неимущественных требований заявителя судебные расходы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию в его пользу с ответчика (т.1, л.д. 13).

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2024 года, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 21.04.2023 № 8 в части требований, изложенных в пунктах 1, 1.1 предписывающей части, устанавливающих нарушения, выразившиеся в излишнем расходовании субсидии в сумме 154 000 руб.; невозвращении остатка субсидии в сумме 130 077 руб. 84 коп., всего в сумме 284 077 руб. 84 коп.; возлагающих на заявителя обязанность обеспечить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 284 077 руб. 84 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Взыскать  с Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл в пользу микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                         /Ю.А. Вопиловский/