АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«22» апреля 2019 года Дело № А38-2300/2019 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решенияобъявлена 15 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костюниной Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию «Кобальт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В заявлении и дополнении к нему изложены доводы о хранении обществом оружия и патронов к нему без разрешения на их хранение (л.д. 4-5, 33).
В судебном заседании административный орган поддержал заявленные требования (протокол судебного заседания от 15.04.2019).
Ответчик , в отзыве на заявление не оспаривал событие выявленного правонарушения и свою вину в его совершении. Однако, указывая на тяжелое материальное положение, просил назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего размера либо ограничиться устным предупреждением (л.д. 39).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, для участия в деле не явился (л.д. 40).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым привлечь общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Кобальт» к административной ответственности исходя из следующих правовых и процессуальных оснований.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Кобальт» включено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Ему присвоен ИНН <***> (л.д. 24-25). На основании лицензии ЧО № 035954 № 391 от 25.11.2004 общество вправе осуществлять частную охранную деятельность (л.д. 22).
Ответчику выдано разрешение № 0098825 на хранение оружия (двух единиц короткоствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра 9×17 мм Курц марки ИЖ-71) и патронов к нему (калибра 9×17 мм Курц до 546 штук) со сроком действия до 12 февраля 2019 года (л.д. 11).
28 февраля 2019 года должностным лицом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл выявлен факт хранения и использованием обществом с ограниченной ответственностью частным охранным предприятием «Кобальт» оружия и патронов к нему с истекшим сроком действиях разрешения на их хранение.
В связи с запрещением хранения оружия и патронов без разрешения на их хранение у общества изъяты две единицы служебного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патроны к нему, о чем составлен протокол изъятия (л.д. 12). Должностными лицами проведен осмотр оружия (л.д. 13).
В объяснениях директор общества признал выявленное нарушение (л.д. 14).
Усмотрев в действиях ответчика признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо Управления Росгвардии по Республике Марий Эл 13.03.2019 составило протокол об административном правонарушении № 12ЛРР001130319000004 (л.д. 8-9).
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» к административной ответственности (л.д. 4-5).
Правомерность заявления проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением при-знается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявителем доказано наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности определен положением о лицензии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (далее – Положение о лицензировании).
В силу подпункта б пункта 8(1) Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила).
Согласно пункту 54 Правил хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Тем самым, хранение оружия и патронов к нему с истекшим сроком действиях разрешения на их хранение является грубым нарушением лицензионных требований.
Рапортом от 28.02.2019, протоколом изъятия, объяснениями директора, книгой выдачи и приема оружия, патронов, протоколом об административном правонарушении подтверждается факт хранения обществом двух единиц служебного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к ним без разрешения на их хранения (л.д. 8-9, 10, 12, 14, 15-21). Так, срок действия выданного разрешения истек 12.02.2019 (л.д. 11).
Тем самым, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом б пункта 8(1) Положения о лицензировании.
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает, что вина общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» в совершении вмененного ему административного правонарушения доказана представленными в материалы дела доказательствами. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствовавших выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению законодательства, не представлены.
Проведя по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд делает итоговый вывод о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» составлен уполномоченным лицом. Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя ответчика (л.д. 8-9). Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Рассмотрев заявление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Кобальт» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Арбитражный суд считает возможным уменьшить размер административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела на основании следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 4-П от 25.02.2014, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.
Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела (раскаяние лица, совершение правонарушения впервые, тяжелое материальное положение, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административный штраф в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение его прав, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Тем самым, арбитражный суд считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью частному охранному предприятию «Кобальт» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
При этом, арбитражный суд не усматривает правовых и фактических оснований для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку в действиях ответчика усматривается наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Хранение оружия и патронов к нему без акта уполномоченного органа, предоставляющего исключительное право на владение и пользование оружием, без разрешения на их хранение, характеризуется значительной степенью общественной опасности.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Кобальт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 424000, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.10.2004) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Кобальт» уплатить административный штраф в течении шестидесяти дней со вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Отдел Росгвардии по Республике Марий Эл), счет получателя – 40101810922020016001 в Отделении – НБ Республика Марий Эл, БИК – 048860001, код ОКТМО 88701000, ИНН получателя 1215213709, КПП 121501001, код бюджетной классификации – 18011690040046000140, УИН – 18046912190313000047.
Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья И.М. Коновалов