ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-236/06 от 10.04.2006 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«10» апреля 2006 г. Дело № А-38-236-12/128-2006 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2006 года

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2006 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Вопиловского Ю.А.

при ведении протоколасудебного заседания   судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   ФГУ «Руткинский лесхоз»

к ответчику   Межрайонной  инспекции ФНС России № 6 по РМЭ

о   признании недействительным решения налогового органа от 20.10.2005 № 286

с участием представителей:

от заявителя   – Рыбаков С.В., представитель по доверенности от 15.06.2005, Привалов П.А., директор лесхоза,

от ответчика   – Толстова Л.И., начальник юридического отдела по доверенности от 12.01.2006 №1, Курдюмова Е.Ф., ст. госналогинспектор по доверенности от 12.01.2006 №4

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федеральное государственное учреждение «Руткинский лесхоз» (далее по тексту решения – ФГУ «Руткинский лесхоз») обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по РМЭ от 20.10.2005 №286 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оспаривая правомерность решения налогового органа, заявитель ссылался на то, что в правоотношениях по реализации древесины, полученной от рубок промежуточного использования, ФГУ «Руткинский лесхоз» исполнял обязанности продавца в качестве государственного органа, действующего от имени Российской Федерации. В соответствии со ст.143 НК РФ государственные органы Российской Федерации и Российская Федерация не указаны в качестве налогоплательщиков НДС. Таким образом, лесхоз не является налогоплательщиком НДС с оборотов по реализации древесины, полученной от рубок промежуточного использования. Кроме того, по мнению заявителя, деятельность лесхоза по ведению лесного хозяйства, к которой относится осуществление таких рубок, не подпадает под понятие предпринимательской деятельности, содержащееся в ст.2 Гражданского кодекса РФ, является функцией государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст.53,91 Лесного кодекса РФ). В соответствии с п.4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные государством от продажи древесины, находящейся в федеральной собственности, относятся к иным неналоговым доходам федерального бюджета. Согласно ст.43 Бюджетного кодекса РФ при получении неналоговых доходов от продажи государственного имущества требования об уплате налогов и сборов не установлены. Поступления от реализации древесины, полученной от рубок промежуточного использования, не удовлетворяют признакам дохода, которые определены статьей 41 НК РФ, и по своей правовой природе являются целевым финансированием, которое не относится к оборотам, являющимся объектом налогообложения НДС (п.1 ст.146 НК РФ), а также к суммам, увеличивающим налоговую базу по НДС (п.1 ст.162 НК РФ) (т.1 л.д.3,4, 60-64).

В судебном заседании представители ФГУ «Руткинский лесхоз» полностью поддержали заявленные требования.

Налоговый орган в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление требования налогоплательщика не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным. По мнению налогового органа, поступления от продажи древесины, полученной от рубок промежуточного использования, являются для лесхоза выручкой от реализации товаров (работ, услуг), которая в соответствии с п/п.1 п.1 ст.146 НК РФ признается объектом налогообложения по НДС, а также учитывается при определении предельного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренного п.1,5 ст.145 НК РФ. Таким образом, ФГУ «Руткинский лесхоз» утратил право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, обязан уплатить недоимку по НДС за июнь 2005 в сумме 93850 руб., пени по НДС в сумме 3682 руб. 40 коп., правомерно привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 18770 руб. за неуплату НДС за июнь 2005.

Учитывая изложенное, ответчик просил арбитражный суд отказать в удовлетворении требований ФГУ «Руткинский лесхоз» (т.1, л.д.33-35, т.2, л.д.34,35).

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.04.2005.

Законность и обоснованность оспариваемого решения налогового органа, проверены арбитражным судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 197- 201 АПК РФ.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы сторон, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд первой инстанции считает заявление ФГУ «Руткинский лесхоз» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Федеральное государственное учреждение «Руткинский лесхоз» зарегистрировано Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл в качестве юридического лица 05.11.1999, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 11.12.2002, основной государственный регистрационный номер 1021202052684, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Республике Марий Эл (т.2, л.д.39-41).

20.07.2005 ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за июнь 2005, в соответствии с которой оборот, облагаемый НДС, и налоговые вычеты не заявлены, налог к уплате отсутствует (т.1, л.д.36-41).

В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговый орган установил, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за июнь 2005 составила 576309 руб. 60 коп., в том числе по счетам-фактурам ООО «Марилеспромхоз» от 08.06.2005 №57 – 292950 руб., ООО «Евразия – Холдинг» от 21.06.2005 №58 – 34860 руб., индивидуального предпринимателя Костромитинова В.А. от 21.06.2005 №59 – 62400 руб., индивидуального предпринимателя Ивановой Е.Л. от 30.06.2005 №63 – 3309 руб. 60 коп., ООО «Лес–П» от 27.06.2005 №60 – 25350 руб., от 30.06.2005 №61 на реализацию древесины рабочим лесхоза – 2400 руб., от 30.06.2005 №62 на реализацию древесины населению района – 155040 руб.

НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен налоговым органом – 103736 руб. (576309,6х18%), налоговые вычеты – 9886 руб.

Недоимка по НДС за июнь 2005 по данным налогового органа составила – 93850 руб. (103736-9886) (т.1, л.д.44-49).

Налоговым органом на сумму недоимки по НДС начислены пени за период просрочки с 21.07.2005 по 20.10.2005 – 3682 руб. 40 коп. (т.1, л.д.33-35).

По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом вынесено решение №286 от 20.10.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым применен штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 18770 руб. за неуплату НДС за июнь 2005, предложено уплатить НДС за июнь 2005 в сумме 93850 руб., пени по НДС в сумме 3682 руб. 40 коп. (т.1, л.д.13-15).

В соответствии со ст.ст. 69, 70, 104 НК РФ ответчику направлено требование №2173 от 20.10.2005 об уплате налога и пеней, требование №2181 от 20.10.2005 об уплате налоговой санкции в срок до 31.10.2005 года (т.1, л.д.55-57).

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по РМЭ от 20.10.2005 №286 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д.3,4, 60-64).

Заявитель оспаривает решение налогового органа в части начисления НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), ссылаясь на неправомерность начисления налога с оборотов по реализации древесины от рубок промежуточного использования в связи с отсутствием по данным операциям объекта налогообложения по НДС, с оборотов по реализации прочих товаров (работ, услуг) в связи с применением организацией в соответствии со ст.145 НК РФ освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

Размер НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) – 9886 руб. ФГУ «Руткинский лесхоз» не оспаривается.

Таким образом, настоящий спор касается начисления НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за июнь 2005 в сумме 103736 руб.

ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган представлены: 16.07.2003 - уведомление о продлении с 01.07.2003 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, 15.07.2004 - уведомление о продлении с 01.07.2004 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, 17.08.2004 – уведомление об использовании с 01.08.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (т.2, л.д.29).

Межрайонной инспекцией ФНС России №6 по РМЭ проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004, в ходе которой установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляла за январь 2004 – 956436 руб., за февраль 2004 – 442150 руб., за март 2004 – 490139 руб. Письмом налогового органа от 03.06.2005 №08-14-38 (с учетом исправления опечатки письмом от 08.07.2005 №08-14/1745) налогоплательщик уведомлен об утрате с 01.02.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Письмом от 03.06.2005 №08-14-39 налогоплательщику предложено представить уточненные налоговые декларации по НДС за 2002-2004.

20.07.2005 ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган представлено уведомление о продлении с 01.07.2005 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (т.2, л.д.42), а также книга продаж за период с июля 2004 по июнь 2005 (т.2, л.д.44-77).

По результатам проверки представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период с июля 2004 по июнь 2005, налоговый орган установил, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) составляла за июль 2004 – 351948 руб., за август 2004 – 379774 руб., за сентябрь 2004 – 565015 руб. Письмом налогового органа от 04.08.2005 №08-14/1872 налогоплательщик уведомлен об утрате с 01.09.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (т.2, л.д.37,38). Письмом от 04.08.2005 №08-14/1871 налогоплательщику предложено представить уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, начиная с сентября 2004, в котором утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (т.2, л.д.36).

20.07.2005 ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за июнь 2005, в которой налогооблагаемые обороты по реализации товаров (работ, услуг), налоговые вычеты, НДС, подлежащий уплате в бюджет, не заявлены (т.1, л.д.36-41).

В ходе камеральной проверки указанной налоговой декларации налоговый орган, учитывая, что налогоплательщик утратил с 01.09.2004 право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, установив суммы НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) - 103736 руб., НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) - 9886 руб., начислил недоимку по НДС, пени, применил штраф по п.1 ст.122 НК РФ.

Налогоплательщик, оспаривая решение налогового органа, ссылался на то, что использование освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в 2004, 2005 г.г. осуществлялось им на основании уведомления об использовании с 01.08.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (т.2, л.д.29). Таким образом, учет налоговым органом, сделавшим вывод об утрате права на освобождение с 01.09.2004, размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июль 2004, то есть месяц, относящийся к предыдущему периоду освобождения, не соответствует требованиям ст.145 НК РФ.

Налоговый орган ссылался на то, что представленное 17.08.2004 уведомление об использовании с 01.08.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не предусмотренное п.4 ст.145 НК РФ, и допускающее выпадение одного месяца (июля 2004) из непрерывного периода применения освобождения, не имеет юридического значения.

Согласно п.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.

В соответствии с п.4 ст.145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 названной статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Таким образом, указанная норма предусматривает, что по окончании срока, во время которого налогоплательщик использовал освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога, он должен оформить свое волеизъявление и продолжать использовать это право либо отказаться от него.

Согласно п.5 ст.145 НК РФ если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. В случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные пунктами 1,4,5 ст.145 НК РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган представлено уведомление от 15.07.2004 о продлении с 01.07.2004 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в котором указан размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июль 2003 – июнь 2004, а также документы, подтверждающие размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за указанные периоды.

Учитывая изложенное, налогоплательщик в порядке, предусмотренном п.4 ст.145 НК РФ, изъявил волеизъявление продолжать использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Заявитель ссылался на то, что уведомление от 15.07.2004 о продлении с 01.07.2004 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, составлено по требованию налогового органа в 2005 году. В действительности освобождение использовалось с 01.08.2004 на основании уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, представленного в налоговый орган 17.08.2004 (т.2, л.д.29).

Уведомление от 17.08.2004 составлено на получение указанного освобождения вновь, в нем указан размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) не за 12 календарных месяцев предшествующего периода освобождения, а за апрель, май, июнь 2004. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что периоды – апрель, май, июнь 2004 указаны в уведомлении от 17.08.2004 ошибочно, в соответствии с п.1 ст.145 НК РФ размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) должен учитываться за три предшествующих последовательных календарных месяца – май, июнь, июль 2004.

Порядок отказа и продолжения использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС по истечении установленного периода освобождения предусмотрен п.4 ст.145 НК РФ. Данная норма определяет, что продолжение использования освобождения в указанном случае осуществляется путем продления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Уведомление от 15.07.2004 о продлении с 01.07.2004 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подписано директором и главным бухгалтером лесхоза, составлено по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 №БГ-3-03/342.

В уведомлении от 20.07.2005 о продлении с 01.07.2005 использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщик указал предшествующие периоды освобождения, в том числе июль 2004 (т.2, л.д.42,43), который выпадает из периода использования освобождения согласно уведомления от 17.08.2004 об использовании с 01.08.2004 права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Учитывая изложенное, арбитражный суд признал, что волеизъявление ФГУ «Руткинский лесхоз» было направлено на продолжение после истечения срока освобождения, полученного с 01.07.2003, использования такого освобождения в последующие периоды. Положения ст.145 НК РФ не предусматривают при продолжении использования освобождения по истечении 12 календарных месяцев его предыдущего использования возможность нарушения непрерывного срока освобождения путем выпадения из него одного или нескольких месяцев. Утрата налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.5 ст.145 НК РФ, права на освобождение с начала месяца, в котором имело место превышение установленного предела выручки от реализации товаров (работ, услуг) до окончания двенадцатимесячного периода освобождения, не связана с последующим периодом освобождения, не изменяет порядок отказа или продления использования освобождения, установленный п.4 ст.145 НК РФ. Правовым последствием утраты права на освобождение в случаях, предусмотренных п.5 ст.145 НК РФ, является обязанность налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет суммы налога, уплатить пени и санкции.

Уведомлений об отказе с 01.07.2004 от использования права на освобождение ФГУ «Руткинский лесхоз» в налоговый орган не представлено.

Таким образом, налоговым органом обоснованно при определении ограничения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и суммы превышения данного ограничения в сентябре 2004, принят размер выручки за июль, август, сентябрь 2004.

Из смысла положений пункта 4 статьи 145 НК РФ следует, что проверке соответствия суммы выручки установленному ограничению подвергается выручка за любые трехмесячные промежутки, содержащиеся в выделенных 12 месяцах. Изложенное подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 12.08.2003 №2500/03.

Налоговый орган ссылался на то, что не только за июль, август, сентябрь 2004, но и за иные последовательные трехмесячные промежутки, предшествующие июню 2005, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в совокупности превышала один миллион рублей. Поэтому в июне 2005 налогоплательщик обязан исчислить и уплатить НДС даже при исключении из расчета ограничения, установленного п.4 ст.145 НК РФ, выручки за июль 2004.

Согласно акта №45 от 22.12.2005 выездной налоговой проверки (т.1, л.д.105-132), решения налогового органа №4 от 03.02.2006 (т.1, л.д.133-156) размер выручки ФГУ «Руткинский лесхоз» составлял: за июль 2004 – 364827 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 29649 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 335178 руб.), за август 2004 – 363311 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 736 руб., от реализации прочего имущества – 257 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 362318 руб.), за сентябрь 2004 – 565367 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 4952 руб., от реализации прочего имущества – 21421 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 538994 руб.), за октябрь 2004 – 363591 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 15087 руб., от реализации прочего имущества – 17296 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 331208 руб.), за ноябрь 2004 – 1773914 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 11427 руб., от реализации прочего имущества – 29456 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 1733031 руб.), за декабрь 2004 – 1342455 руб. (от реализации услуг отвода и лесовосстановления, лесобилетов – 90825 руб., от реализации прочего имущества – 7171 руб., от реализации древесины от рубок промежуточного использования – 1244459 руб.).

Налогоплательщик признал выручку от реализации товаров (работ, услуг) за 3,4 кварталы 2004 в указанных размерах. Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что при определении ограничения выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного п.4 ст.145 НК РФ, должна применяться выручка в указанных размерах.

По данным книги продаж за январь – май 2005 размер выручки ФГУ «Руткинский лесхоз» составлял: за январь 2005 – 387115 руб. (т.2, л.д.60,61), за февраль 2005 – 770557 руб. (т.2, л.д.62,63), за март 2005 – 628261 руб. (т.2, л.д.64,65), за апрель 2005 – 678819 руб. (т.2, л.д.66,67), за май 2005 – 449304 руб. (т.2, л.д.68,69).

Налогоплательщик ссылался на то, что налоговым органом необоснованно в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) включена выручка от реализации древесины от рубок промежуточного использования. Без учета выручки от реализации древесины от рубок промежуточного использования ограничение выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленное п.4 ст.145 НК РФ, ФГУ «Руткинский лесхоз» соблюдено. Таким образом, по состоянию на июнь 2005 право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организацией не утрачено, в июне 2005 она имела право не исчислять и не уплачивать налог. Кроме того, заявитель ссылался на то, что налоговый орган необоснованно включил в налоговую базу по НДС за июнь 2005 сумму выручки от реализации древесины от рубок промежуточного использования.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Вместе с тем на основании статей 83, 89 и 90 Лесного кодекса РФ при осуществлении лесопользования лесопользователи наряду с лесхозами осуществляют лесовосстановительные мероприятия. Так, лесопользователи обязаны осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете (статья 83 Лесного кодекса РФ); воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, так и лесопользователями (статья 89 Лесного кодекса РФ); лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете (статья 90 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст.91 Лесного кодекса РФ, «Положением о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России», утвержденным Федеральной службой лесного хозяйства от 13.11.1998 №188, на лесхозы возложены обязанности по уходу за лесами, проведению работ по селекции, лесному семеноводству, повышению плодородия почв, осуществлению рубок промежуточного использования, принятию мер по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и т.д. Указанные функции по ведению и управлению лесным хозяйством следует отличать от реализации полученной в связи с этим древесины.

Поэтому арбитражный суд отклонил довод заявителя о том, что реализация древесины является неотъемлемой частью деятельности по осуществлению мер ухода за лесом и рубок промежуточного использования.

Лесхоз, согласно «Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России», утвержденного Федеральной службой лесного хозяйства от 13.11.1998 №188, является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.

В статье 143 НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно п/п.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.

В данном случае Лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от осуществления рубок промежуточного использования, которая относится к операциям, облагаемым НДС.

Также арбитражным судом отклоняется как не основанный на нормах права довод заявителя об отсутствии у ФГУ «Руткинский лесхоз» права на денежные средства, полученные от реализации древесины от рубок промежуточного использования, и обязанностей налогоплательщика НДС по указанным операциям.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ лесной фонд находится в федеральной собственности.

По смыслу содержания статей 125 и 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права и обязанности собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Согласно Устава ФГУ «Руткинский лесхоз», лесхоз осуществляет в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Уставом права собственника лесного фонда (т.1, л.д.95-101).

Из представленных заявителем копий договоров купли-продажи (т.1, л.д.66, 71-74, т.2, л.д.18-20) следует, что при заключении сделок купли-продажи древесины в 2005 ФГУ «Руткинский лесхоз» выступало от имени РФ в качестве продавца.

Средства, поступившие от реализации древесины, заявителем направлялись на финансирование деятельности лесхоза.

Таким образом, участие ФГУ «Руткинский лесхоз» в сделках реализации древесины, полученной от рубок промежуточного использования, должно расцениваться как непосредственное осуществление прав собственника, а доход от реализации древесины как доход от деятельности, приносящей доход.

В соответствии с п.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные акты Российской Федерации») доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, с 2002 года выручка, полученная лесхозом от деятельности, приносящей доход, облагается НДС на общих основаниях и лесхоз вправе использовать эти средства на финансирование определенных Лесным кодексом РФ функций только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Продажа древесины осуществлялась ФГУ «Руткинский лесхоз» в рамках приносящей доход деятельности по реализации древесины, полученной в результате осуществления рубок промежуточного использования. Поэтому арбитражным судом отклоняется довод заявителя о необходимости применения в рассматриваемом споре ст.43 Бюджетного кодекса РФ.

Учитывая изложенное, налоговым органом сделан правильный вывод об утрате ФГУ «Руткинский лесхоз» с 01.09.2004 права на освобождение от уплаты НДС, наличии у него обязанности исчислить и уплатить НДС за июнь 2005, включить в налоговую базу по НДС за июнь 2005 выручку от реализации древесины от рубок промежуточного использования.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за июнь 2005 налоговый орган установил, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за июнь 2005 составила 576309 руб. 60 коп., в том числе по счетам-фактурам ООО «Марилеспромхоз» от 08.06.2005 №57 – 292950 руб. (т.1, л.д.87), ООО «Евразия – Холдинг» от 21.06.2005 №58 – 34860 руб. (т.1, л.д.88), индивидуального предпринимателя Костромитинова В.А. от 21.06.2005 №59 – 62400 руб. (т.1, л.д.89), индивидуального предпринимателя Ивановой Е.Л. от 30.06.2005 №63 – 3309 руб. 60 коп. (т.1, л.д.93), ООО «Лес–П» от 27.06.2005 №60 – 25350 руб. (т.1, л.д.90), от 30.06.2005 №61 на реализацию древесины рабочим лесхоза – 2400 руб. (т.1, л.д.91), от 30.06.2005 №62 на реализацию древесины населению района – 155040 руб. (т.1, л.д.92).

Сумма выручки от реализации древесины от рубок промежуточного использования составила 565530 руб., сумма выручки от реализации прочих услуг – 10779 руб. 60 коп. (реализация ООО «Евразия-Холдинг» услуг по распиловке – 7470 руб., реализация индивидуальному предпринимателю Ивановой Е.Л.услуг по хозяйственной деятельности – 3309 руб. 60 коп.).

Таким образом, налоговым органом правомерно начислены недоимка по НДС за июнь 2005 в сумме 93850 руб., пени по НДС в сумме 3682 руб. 40 коп., применен штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 18770 руб. за неуплату НДС за июнь 2005.

Арбитражным судом первой инстанции не установлено несоответствия оспариваемого решения налогового органа действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции не находит правовых оснований для признания недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по РМЭ от 20.10.2005 г. №286 и отказывает в удовлетворении требования ФГУ «Руткинский лесхоз» о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа.

В связи с отказом в иске государственная пошлина в сумме 2000 рублей относится на заявителя.

В соответствии со статьей 333.21 НК размер государственной пошлины по неимущественному требованию о признании незаконным ненормативного правового акта налогового органа составляет 2000 рублей. Государственная пошлина в указанном размере уплачена заявителем полностью (т.1, л.д.7).

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2006 года. Согласно части 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения 10 апреля 2006 года в полном объеме считается датой принятия решения.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Отказать полностью в удовлетворении заявления Федерального государственного учреждения «Руткинский лесхоз» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Республике Марий Эл от 20.10.2005 №286 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья /Ю.А. Вопиловский/