АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«9» августа 2021 года Дело № А38-2560/2021 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 3 августа2021 года.
Полный текст решения изготовлен 9 августа2021 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания
секретарем Лежниной Н.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета
с участием представителей:
от истца– ФИО1 по доверенности,
от ответчика– не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление), об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0303006:2314, площадью 1 182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола (далее – спорный земельный участок), в течение десяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В исковом заявлении и дополнении к нему изложены доводы о том, что Управление отказало в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета объекта недвижимости ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для совершения такого действия в рамках процедуры государственного кадастрового учета.
В то же время истец считает, что до снятия с кадастрового учета спорного земельного участка формирование и постановка на учет нового земельного участка в целях осуществления на нем строительства нового объекта не представляется возможным. Тем самым уполномоченный орган местного самоуправления фактически оказался лишенным права распоряжаться земельными участками, находящимися в ведении городского округа «Город Йошкар-Ола».
Требование истца обосновано ссылками на статью 304 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 и статью 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 № Д23-1342, согласно которому земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным законом, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта (л.д. 3-5, 71-72).
В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные исковые требования (протокол и аудиозапись судебного заседания от 03.08.2021).
Ответчик в отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 не представляется возможным, так как он не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости (л.д. 75-80).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения истца, арбитражный суд считает возможным удовлетворить требование муниципального образования по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12.05.2017 № 572 утверждена основная часть проекта планировки территории, ограниченной улицей Успенской, проспектом Гагарина, улицами Панфилова и Первомайской, в городе Йошкар-Оле в целях строительства линейного объекта «Газопровод низкого давления к многоквартирному жилому дому по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, микрорайон «Вашский», улица Успенская, поз. 3» (л.д. 114, файл «Document_2»).
В соответствии с «Проектом межевания территории, ограниченной улицей Успенской, проспектом Гагарина, улицами Панфилова и Первомайской, в городе Йошкар-Оле» для размещения газопровода низкого давления образован земельный участок площадью 1 182 кв.м с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (л.д. 114, файл «Document_1»).
19.06.2017 образованный земельный участок, общей площадью 1 182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, на основании заявления муниципального образования поставлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 12:05:0303006:2314 (л.д. 9-20, 89-95). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание (л.д. 9-20).
На указанном земельном участке расположены линейные объекты с кадастровыми номерами 12:05:0303006:2615 и 12:05:0000000:16261, которые представляют собой линию наружного освещения от ТП № 65, расположенную по адресу: <...>, и линию наружного освещения от ТП № 170, расположенную по адресу: <...>, соответственно. На дату судебного заседания иные объекты недвижимости на спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 21-40, 61-64).
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 29.07.2020 № 642 «О развитии застроенной территории» принято решение о развитии застроенной территории, примерной площадью 13 591 кв.м, местоположение: часть квартала, ограниченного улицей Успенской, проспектом Гагарина, улицами Панфилова и Первомайской, в городе Йошкар-Оле согласно прилагаемой схеме границ застроенной территории, подлежащей развитию (л.д. 47).
По результатам проведения открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» и обществом с ограниченной ответственностью «Блокстрой» заключен договор от 11.11.2020 № 302-пр о развитии застроенной территории в городе Йошкар-Оле (л.д. 48-60). В силу пункта 1.1 указанного оговора ООО «Блокстрой» как застройщик принял на себя обязательство в установленные договором сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.18 договора, связанные с развитием застроенной территории части квартала, ограниченного улицей Успенской, проспектом Гагарина, улицами Панфилова и Первомайской, в городе Йошкар-Оле примерной площадью 13 591 кв.м, а администрация обязалась создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 2.3.1-2.3.9 договора.
На территории, указанной в пункте 1.1 договора, расположены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащие сносу, в том числе в связи с реализацией муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 30.10.2019 № 1127 (пункт 1.3 договора). При этом в силу пункта 1.4 договора на застройщика возлагаются обязательства по сносу многоквартирных жилых домов в соответствии с перечнем, а также обязательства по обеспечению условиями для расселения выселяемых из данных домов граждан в соответствии с действующим законодательством.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 находится в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор от 11.11.2020 № 302-пр о развитии застроенной территории в городе Йошкар-Оле, 24.12.2020 истец обратился в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 (л.д. 96-100).
Письмом от 30.12.2020 № КУВД-001/2020-30769530/1 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл уведомило муниципальное образование о приостановлении снятия спорного земельного участка с кадастрового учета до 30.03.2021, указав, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 не носят временный характер, дата постановки указанного земельного участка на кадастровый учет – 19.06.2017, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости (л.д. 101-102).
Жалоба заявителя на указанное решение отклонена Апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 05.02.2021 № 2 (л.д. 43-46).
Решением от 30.03.2021, изложенным в уведомлении № КУВД-001/2020-30769530/2, Управление отказало в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка по причине того, что он не является преобразуемым, и сведения о нем не носят временный характер (л.д. 41-42).
Поскольку до снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 невозможно формирование и постановка на учет нового земельного участка в целях строительства жилого дома, предусмотренного договором от 11.11.2020 № 302-пр о развитии застроенной территории в городе Йошкар-Оле, истец обратился в суд с иском о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Регулирование отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществляется Законом о регистрации недвижимости.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 и положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные подразделения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
По смыслу пункта 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Исходя из положений Закона о регистрации недвижимости снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На основании пункта 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с указанным Федеральным законом. В силу статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 Закона о регистрации недвижимости.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 не носят временный характер, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости.
Тем самым предусмотренные Законом о регистрации недвижимости основания для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета отсутствуют. В связи с этим Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл было правомерно отказано истцу в снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Между тем арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что до снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 не представляется возможнымформирование и постановка на учет земельного участка в целях строительства жилого дома в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», поскольку спорный земельный участок расположен внутри земельного участка, в отношении которого заключен договор от 11.11.2020 № 302-пр о развитии застроенной территории в городе Йошкар-Оле.
Системный анализ положений Закона о регистрации недвижимости позволяет сделать вывод о том, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета спорного земельного участка по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора, ввиду чего муниципальное образование лишено права снять спорный земельный участок с кадастрового учета иначе как в судебном порядке.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Данная позиция нашла отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу № 305-КГ17-14600.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истец сообщил, что у муниципального образования отсутствует возможность устранить наложение границ земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 на зону, на которой планируется строительство новых жилых домов в связи с реализацией муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 30.10.2019 № 1127.
В связи с этим нахождение на государственном кадастровом учете спорного земельного участка нарушает правомочие муниципального органа по распоряжению земельным участком в целях строительства социально значимого объекта.
Тем самым заявленные муниципальным образованием исковые требования фактически являются восстанавливающими его нарушенные права и законные интересы, спор о праве при этом отсутствует.
Судом установлен факт отсутствия нарушения прав иных лиц снятием земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 с кадастрового учета, поскольку расположенные на спорном земельном участке линейные объекты находятся в законном владении муниципального образования «Город Йошкар-Ола» – истца по спору (л.д. 21-40).
Учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0303006:2314 отсутствует спор о праве, и нахождение этого объекта в государственном кадастре нарушает права и законные интересы муниципального образования, препятствует формированию земельного участка для строительства жилых объектов социального назначения арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного арбитражный суд принимает решение об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0303006:2314, площадью 1 182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
При этом каких-либо незаконных действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл арбитражным судом не установлено.
Возложение на ответчика обязанности по снятию спорного земельного участка связано не с признанием незаконными решений и действий органа, осуществляющего публичные полномочия, а с тем, что Управление является органом, уполномоченным, осуществлять государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
По смыслу пункта 7 части 1 статьи 16 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Таким образом, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл следует снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0303006:2314, площадью 1 182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда по делу № А38-2560/2021.
Государственная пошлина по спору взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0303006:2314, площадью 1 182 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.А. Фролова