АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«26» августа 2013 года Дело № А38-3256/2013 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело
по заявлению Администрации Муниципального образования «Городское поселение Звенигово»
к ответчику Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Звениговскому району
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Чистый город»
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Администрация Муниципального образования «Городское поселение Звенигово», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Звениговскому району, в котором просит признать незаконным и отменить полностью постановление 12 АМ 858689 от 21.05.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В заявлении изложены доводы о невиновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения.
При этом заявитель указал, что ответчиком ошибочно в качестве субъекта правонарушения определена администрация, поскольку на основании муниципального контракта бремя содержания автомобильных дорог в г. Звенигово возложено на исполнителя. В соответствии с условиями контракта ООО «Чистый город» несет ответственность за ненадлежащее оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети (л.д. 7-8).
Информация о принятии искового заявления к производству размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети «Интернет». Ответчик и третье лицо о начавшемся процессе извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ по последнему известному и зарегистрированному налоговым органом адресу. Отзывы на заявление и дополнительные документы ответчик и третье лицо в установленный судом срок не представили. На основании части 1 статьи 156 АПК РФ спор разрешен по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что 27.03.2013 в 8 час. 30 мин. и в 15 час. 45 мин. в ходе повседневного надзора были выявлены недостатки в содержании дорог на улично-дорожной сети г. Звенигово. Согласно акту выявленных недостатков от 27.03.2013, составленному в 8 час. 30 мин., остановка общественного транспорта «Марспецмонтаж» не очищена от снега, снежная колея 22 см., проезжая часть также не расчищена от снега; остановка общественного транспорта «АТП» со стороны Зеберс не очищена от снега; остановка общественного транспорта «ПЛ-7», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта «школа № 1», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта «Звениговский лицей», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта по ул. Ленина, около дома 41 не очищена от снега, имеется снежная колея 17 см.; в переулке Гоголя имеются обледенелые выбоины, ямы глубиной до 17 см., автодорога заснежена, колея 15 см.; по улице Школьной в районе дома 46 обледенелая колея 16 см.; переулок, ведущий от дома 59 по улице Ленина на улицу ФИО1, не очищен от снега, колея 20 см.; остановка общественного транспорта около дома 78 по улице Ленина не очищена от снега; остановка общественного транспорта около дома 85 по улице Ленина не очищена от снега, колея 16 см.; остановка общественного транспорта «школа № 3» и пешеходный переход рядом с ней не очищены от снега; проезжая часть по улице ФИО1 в районе дома 96 не расчищена от снега, колея 16 см. (л.д. 10). В акте, составленном в 15 час. 45 мин. 27.03.2013, указано на частичное устранение указанных недостатков.
По факту выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети 28.03.2013 возбуждено дело об административном правонарушении и определено провести административное расследование (л.д. 12).
13.05.2013 заявитель был уведомлен о необходимости явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 13). Усмотрев в действиях Администрации МО «Городское поселение Звенигово» признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району составил протокол об административном правонарушении 12 АВ 001990 от 15.05.2013 (л.д. 14).
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 21.05.2013, о чем заявитель уведомлен надлежащим образом (л.д. 14). По результатам рассмотрения государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району вынес постановление от 21.05.2013 12 АМ 858689 о привлечении Администрации МО «Городское поселение Звенигово» к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей (л.д. 30).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Ею указано на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Правомерность заявления лица, привлеченного к административной ответственности, проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Требования к содержанию дорог в целях безопасности дорожного движения установлены специальным законодательством.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93)устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктом 3 ГОСТа Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно пунктам 3.1.2, 3.1.7 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
В силу пункта 3.1.6 данного ГОСТа сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик не должны превышать 6 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Состав работ по зимнему содержанию дорог определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402. Так, в силу подпунктов 4, 8 пункта 7 Классификации должны выполняться механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов.
Между тем, как следует из акта выявленных недостатков от 27.03.2013, составленного в 8 час. 30 мин., остановка общественного транспорта «Марспецмонтаж» не очищена от снега, снежная колея 22 см., проезжая часть также не расчищена от снега; остановка общественного транспорта «АТП» со стороны Зеберса не очищена от снега; остановка общественного транспорта «ПЛ-7», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта «школа № 1», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта «Звениговский лицей», пешеходный переход рядом с ней не расчищены от снега; остановка общественного транспорта по ул. Ленина, около дома 41 не очищена от снега, имеется снежная колея 17 см.; в переулке Гоголя имеются обледенелые выбоины, ямы глубиной до 17 см., автодорога заснежена, колея 15 см.; по улице Школьной в районе дома 46 обледенелая колея 16 см.; переулок, ведущий от дома 59 по улице Ленина на улицу ФИО1, не очищен от снега, колея 20 см.; остановка общественного транспорта около дома 78 по улице Ленина не очищена от снега; остановка общественного транспорта около дома 85 по улице Ленина не очищена от снега, колея 16 см.; остановка общественного транспорта «школа № 3» и пешеходный переход рядом с ней не очищены от снега; проезжая часть по улице ФИО1 в районе дома 96 не расчищена от снега, колея 16 см. (л.д. 10).
Тем самым имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Тем самым субъектом административного правонарушения может быть только то лицо, которое своими конкретными виновными действиями допустило формирование снежных валов вопреки установленному запрету.
Оценив по правилам статьи 71, части 4 статьи 210 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Администрация Муниципального образования «Городское поселение Звенигово» не является субъектом выявленного административного правонарушения, поскольку никаких противоправных действий, повлекших формирование снежных валов, не совершала.
Так, по условиям муниципального контракта № 101 от 24.12.2012 ООО «Чистый город» приняло на себя обязательство в соответствии с техническим заданием выполнять работы по содержанию улично-дорожной сети на территории муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в 1 квартале 2013 года (л.д. 17-18). При этом общество обязалось гарантировать соответствие качества оказываемых услуг требованиям Методических рекомендаций, СНиП 2.05.02-85 и иным требованиям, предъявляемым к содержанию и безопасности улично-дорожной сети (пункт 1.2 контракта).
Согласно техническому заданию к муниципальному контракту № 101 от 24.12.2012 в перечень работ, которые должно выполнять ООО «Чистый город», входит расчистка проезжей части и обочин от снега во время и после снегопада, очистка тротуаров от снега, в том числе на улицах Ленина, Школьной, ФИО1 г. Звенигово (оборот л.д. 19).
Согласно пункту 1.2 муниципального контракта № 101 от 24.12.2012 исполнитель гарантирует качество оказываемых услуг всем требованиям, предъявляемым к содержанию и безопасности улично-дорожной сети. Пункты 3.1.2, 3.1.6, 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93 устанавливают, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик не должен превышать 6 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Тем самым общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» было обязано выполнять возложенные на него функции по очистке проезжей части, остановок общественного транспорта от снега.
Таким образом, снегоуборочные работы вопреки требованиям пунктов 3.1.2, 3.1.6, 3.1.7 ГОСТа Р 50597-93 не были своевременно проведены ООО «Чистый город», что исключает наличие виновных действий Администрации Муниципального образования «Городское поселение Звенигово».
Исходя из условий контракта и документальных доказательств административного органа, арбитражный суд заключает, что проезжая часть автодорог, пешеходные переходы и остановки общественного транспорта не очищены от снега в результате действий ООО «Чистый город», поэтому администрация необоснованно признана субъектом административного правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ. Постановление административного органа, в котором неверно определен субъект ответственности, является незаконным.
По этой причине отсутствуют правовые и процессуальные условия для проверки иных доводов заявителя.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, подлежит удовлетворению заявление Администрации Муниципального образования «Городское поселение Звенигово» о признании незаконным и отмене полностью постановления ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел по Звениговскому району по делу об административном правонарушении 12 АМ 858689 от 21.05.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел по Звениговскому району по делу об административном правонарушении 12 АМ 858689 от 21.05.2013 о привлечении Администрации Муниципального образования «Городское поселение Звенигово» к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.А. Фролова