ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3346/2010 от 18.04.2011 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«25» апреля 2011 года Дело № А38-3346/2010 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   18 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен   25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Лежнина В.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Бахтиной М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению   Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл

к ответчику   муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

о   признании права собственности на объект недвижимого имущества и о его истребовании из чужого незаконного владения

третьи лица   Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет», общество с ограниченной ответственностью «Земпроект», общество с ограниченной ответственностью «ВЕЛЕС», региональное отделение политической партии «Справедливая Россия: ФИО1/Пенсионеры/Жизнь» в Республике Марий Эл, индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, частный нотариус ФИО4, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципальное учреждение культуры «Организационно-культурный центр г. Йошкар-Олы», общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Консультант», общество с ограниченной ответственностью «Рикс Плюс С», индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО6, ФИО7, ФИО8, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл

с участием представителей:

от истца   – ФИО9 по доверенности,

от ответчика   – ФИО10 по доверенности,

от третьих лиц   – государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Марийский государственный университет» ФИО11 по доверенности, Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - ФИО12 по доверенности, Министерства государственного имущества РМЭ – ФИО13 по доверенности, Управления Росреестра по РМЭ – не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, ООО «Земпроект», ООО «ВЕЛЕС», регионального отделения политической партии «Справедливая Россия: ФИО1/Пенсионеры/Жизнь» в Республике Марий Эл, муниципального учреждения культуры «Организационно-культурный центр г. Йошкар-Олы», ООО «Бизнес-Консультант», ООО «Рикс Плюс С», индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, частного нотариуса ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО6, ФИО7, ФИО8 - не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Истец, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – нежилое здание с подвалом площадью 2699,2 кв.м., кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: <...> (далее – объект, здание, имущество), и об его истребовании из чужого незаконного владения муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

В исковом заявлении и в дополнениях к нему изложены доводы о том, что право собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на спорное недвижимое имущество зарегистрировано в отсутствие каких-либо правовых оснований, поскольку объект относится исключительно к федеральной собственности.

По мнению истца, согласно статье 4 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданской кодекса РФ» впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов РФ и муниципальной собственности на территории РФ действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1). Пунктом 3 раздела 1 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 предусмотрено, что объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные на территории РФ, составляют основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.

При этом на основании постановления Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 спорный объект был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и подлежит охране как памятники государственного значения. Также здание внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 21.09.2010 №195/1. Поэтому право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество возникло в силу прямого указания закона, поскольку до принятия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объект был отнесен к памятникам архитектуры государственного значения, а с введением в действие указанного постановления здание отнесено исключительно к федеральной собственности в соответствии с приложением 1 к этому постановлению.

Помимо этого, в иске приведены дополнительные основания возникновения права федеральной собственности на спорное здание.

Истцом отмечено, что оно построено в 1937 году. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР», действовавшего в то время, в государственной собственности РСФСР находится имущество органов власти и управления РСФСР, культурные и исторические ценности общегосударственного значения. Поэтому спорный объект ни при каких обстоятельствах не мог находиться ни в собственности субъекта Российской Федерации, ни в муниципальной собственности.

Также в силу статьи 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» памятники истории и культуры находятся в собственности государства.

По мнению истца, в установленном законом порядке спорный объект не выбывал из федеральной собственности. Его собственник в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти не принимал решение о передаче здания в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Истцом заявлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их правообладателей, в связи с чем отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Российской Федерации на недвижимое имущество не могло являться основанием для регистрации на него права собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Объект является исключительно федеральной собственностью, и государственная регистрация права собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на него является неправомерной.

По утверждению истца, он владел и пользовался спорным зданием. Объект недвижимого имущества в период с 05.07.1990 по 31.03.2006 находился в пользовании Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле, ныне Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, являющейся федеральным учреждением, на основании договоров аренды, заключенных с муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола». В связи с переездом в новое здание по адресу: <...> (в настоящее время - ул. Вознесенская), д. 71, в 2006 году здание по адресу <...>, было освобождено. При этом ТУ Росимущества в РМЭ не могло согласовать указанные договоры аренды, так как распоряжением Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом №42-р от 05.02.1992 функции территориального органа Госкомимущества РФ были возложены на Комитет по управлению имуществом Марийской АССР, а впоследствии на Министерство государственного имущества РМЭ в силу постановления Правительства РМЭ №521 от 22.12.1992 «Об утверждении положения о Государственном комитете Республики Марий Эл по управлению государственным имуществом», соглашения от 21.07.1998 «Об обязательствах Министерства государственного имущества Российской Федерации и Президента Республики Марий Эл, Главы Правительства Республики Марий Эл при наделении Министерства государственного имущества Республики Марий Эл полномочиями территориального органа государственного имущества Российской Федерации», приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31.07.2001 №165. Орган, непосредственно осуществлявший функции по управлению федеральным имуществом на территории Республики Марий Эл – ТУ ФАУГИ в РМЭ, был образован только 10.12.2003 по приказу Министерства имущественных отношений РФ №493 от 05.11.2003. Следовательно, по мнению истца, спорный объект выбыл из фактического владения Российской Федерации 31.03.2006 в связи с освобождением здания федеральным учреждением.

При этом истец признал, что в настоящий момент фактическим владельцем здания является муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Кроме того, помещения в спорном здании предоставлены в аренду многочисленным арендаторам. В том числе часть помещений на 3 этаже (№№ по плану -1,16а, 16б, 31) с 2004 года занимает по договору аренды Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет», являющееся также федеральным учреждением.

Истец считает, что к настоящему иску невозможно применение срока исковой давности. Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в РМЭ узнала о нарушении её прав только 09.08.2010 с момента поступления поручения Росимущества от 03.08.2010 №ЮП-03/22314 (т.1, л.д. 21-24, 105-110, 145-147, т.2, л.д. 1-4, т.4, л.д. 33-36, т.5, л.д. 33-37, 141-144).

В судебных заседаниях истец поддержал иск в полном объеме и дополнительно сообщил, что в установленном законом порядке с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорное здание истец не обращался.

Здание, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, д.1, находится в федеральной собственности в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, и принадлежит на праве оперативного управления ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», что подтверждается свидетельством.

Истец владел и нес бремя содержания спорного объекта в период с 05.07.1990 по 31.03.2006, однако документальные доказательства содержания этого имущества отсутствуют.

Часть спорного здания арендует ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» и владеет ею по настоящее время.

Истец узнал о регистрации права муниципальной собственности на спорный объект лишь 31.08.2010, когда в ТУ Росимущества в РМЭ поступила выписка из ЕГРП (т.6, л.д. 40-41, 89-90, т.7, л.д. 70-72).

Ответчик, муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – муниципалитет, МО «Город Йошкар-Ола, КУМИ г. Йошкар-Олы), в письменном отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.

По утверждению ответчика, нежилое здание по ул. Комсомольская, д.134 было включено в состав муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 №236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную» (далее - постановление Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 №236-III) и принятого в его исполнение решения Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы №104 от 15.10.1996. Согласно приложению №4 к данному постановлению в перечень предприятий, организаций и учреждений, отнесенных к муниципальной собственности г. Йошкар-Олы, вошло Производственное жилищное ремонтное эксплуатационное предприятие. Согласно архивной справке №08-18/5511 от 02.10.2006 Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие в 1994 году переименовано в Муниципальное предприятие жилищного хозяйства (МПЖХ). Имущество, находящееся на балансе муниципальных предприятий и организаций, включается в состав имущества муниципальной собственности. В связи с тем, что нежилое здание по ул. Комсомольской, д.134 находилось на балансе МПЖХ, оно было включено в состав муниципальной собственности.

По мнению ответчика, истец необоснованно ссылается на статью 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР», поскольку в период действия вышеуказанного закона вся собственность считалась государственной, и именно с целью разграничения собственности было принято постановление Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 №236-III и постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1.

Помимо этого, как следует из паспортов на памятник архитектуры, в графе категория охраны памятника указывается категория - республиканская, и только после издания Указа Президента РФ № 176 от 20.02.1995 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» данный памятник стал относиться к категории федерального значения.

Следовательно, указанный объект законно и обоснованно был отнесен к муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III.

Кроме того, в соответствии со статьей 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Тем самым, по утверждению ответчика, действующее законодательство не исключает возможности нахождения объекта культурного наследия в муниципальной собственности.

Право собственности на здание зарегистрировано за муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» 14.03.2002. Также 08.12.2005 зарегистрировано и право собственности на земельный участок площадью 906,65 кв.м., находящийся под объектом недвижимости.

МО «Город Йошкар-Ола» отмечает, что оно владеет спорным зданием с 1971 года, и объект никогда не выбывал из его владения. Как следует из распоряжения Совета Министров Марийской АССР №989-р от 12.10.1971, все здание бывшего Дома Советов по ул. Комсомольской, д. 134 г. Йошкар-Олы находилось на балансе Управления жилищного хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома. Указанным распоряжением часть здания была передана с баланса Управления жилищного хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома Марийскому Государственному университету. Остальная часть так и осталась во владении Управления жилищного хозяйства.

В настоящее время большая часть нежилых помещений, расположенных в здании, находится в оперативном управлении Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Часть помещений предоставлена на праве аренды третьим лицам, включая ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».

По мнению ответчика, истец никогда не нес бремя содержания спорного имущества, так как указанную обязанность осуществляло муниципальное образование и его учреждения.

Также ответчик применительно к статьям 196 и 200 ГК РФ заявил о пропуске истцом срока исковой давности. Так, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия в настоящее время осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав и находится в ведении Министерства культуры РФ. По мнению ответчика, истец обязан был и имел возможность знать о нарушении своих прав с момента принятия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, а также с 14.03.2002 - с момента государственной регистрации права собственности МО «Город Йошкар-Ола». Однако с 1991 по 2010 годы ни истец, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника объекта себя не проявляли, бремени содержания имущества и обязанности собственника не несли.

С момента передачи объекта в муниципальную собственность государство лишилось на вышеуказанный объект права собственности и не осуществляло действий по фактическому владению этим имуществом. Кроме того, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», будучи федеральным учреждением, на протяжении длительного времени арендовало небольшую часть помещений спорного здания у МО «Город Йошкар-Ола». При этом здание по адресу: г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, д.1 зарегистрировано на праве оперативного управления с 05.09.1995 за ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».

По мнению ответчика, истец знал о нахождении здания по ул. Комсомольской д.134 г. Йошкар-Олы в муниципальной собственности, признавал право собственности муниципального образования и не заявлял в отношении данного объекта никаких прав. Более того, истец знал о том, что спорное здание отнесено к муниципальной собственности с 19.12.2002, так как в целях разграничения государственной собственности на земельный участок под спорным зданием ответчиком были представлены в адрес Министерства имущественных отношений РФ документы об отнесении здания к муниципальной собственности (т.4, л.д. 84-87, т.5, л.д. 41-43, т.6, л.д. 142-144).

В судебных заседаниях ответчик дополнительно сообщил, что им не отрицается отнесение здания к объектам культурного наследия федерального значения. Началом течения срока исковой давности по заявленным требованиям является 19.12.2002 - момент получения истцом документов по согласованию земельных участков и документов, подтверждающих нахождение спорного здания в муниципальной собственности (т.6, л.д. 40-41, 89-90, т.7, л.д. 70-72).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – Управление Росреестра по РМЭ), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет» (далее – ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»), Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – управление образования), муниципальное учреждение культуры «Организационно-культурный центр г. Йошкар-Олы» (далее – МУК «ОКЦ г. Йошкар-Олы), Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее – Мингосимущество РМЭ), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее – ИФНС по г. Йошкар-Оле), общество с ограниченной ответственностью «Земпроект», общество с ограниченной ответственностью «ВЕЛЕС», региональное отделение политической партии «Справедливая Россия: ФИО1/Пенсионеры/Жизнь» в Республике Марий Эл, индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, частный нотариус ФИО4, общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Консультант», общество с ограниченной ответственностью «Рикс Плюс С», индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО6, ФИО7, ФИО8 (т.1, л.д. 1-8, т.4, л.д. 145-151, т.5, л.д. 113-119, т.6, л.д. 43-49).

Третье лицо, Управление Росреестра по РМЭ, в письменном отзыве на исковое заявление указало, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся записи о государственной регистрации права собственности МО «Город Йошкар-Ола» на спорное здание от 14.03.2002 и земельный участок под ним, общей площадью 906,65 кв.м., кадастровый номер 12:05:0506003:0008, от 08.12.2005. Основанием для государственной регистрации права собственности на здание явились решение № 104 от 15.10.1996 «О приеме-передаче нежилых помещений» и акт приема-передачи нежилых помещений, утвержденные 25.12.1996 заместителем главы администрации г. Йошкар-Олы, председателем Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы. Основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок явилась выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» № 04-12/2895 от 21.10.2005, выданная Комитетом по управлению имуществом г. Йошкар-Олы РМЭ. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не содержится сведений о регистрации права собственности на отдельные помещения в указанном здании (т.2, л.д. 43-46).

Третье лицо, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», в письменном отзыве на иск и в судебных заседаниях поддержало требования истца и дополнительно сообщило, что оно стало владеть и пользоваться частью помещений в спорном здании на основании договоров аренды с 2004 года. Здание, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, д.1, находящееся в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления у ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», частью которого является спорное здание, расположенное по адресу: <...>, также является объектом культурного наследия согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Поэтому в силу пункта 3 раздела 1 приложения №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объект недвижимости является федеральной собственностью (т.2, л.д. 28-29, т.6, л.д. 89-90, т.7, л.д. 70-72).

Третье лицо, Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в письменном отзыве на иск, дополнении к нему и в судебных заседаниях поддержало правовую позицию ответчика и указало, что владеет и пользуется помещениями общей площадью 1407,1 кв.м. в здании на праве оперативного управления с 2006 года. Однако регистрация в установленном законом порядке права оперативного управления не производилась. Управлением образования за период с 2006 по 2010 годы понесены расходы на содержание спорного здания за счет бюджетных средств городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 12 546 747 руб. 17 коп.

По мнению третьего лица, истцом пропущен срок исковой давности (т.5, л.д. 92-94, т.6, л.д. 40-41, 89-90, т.7, л.д. 65-66, 70-72).

Третье лицо, ИФНС по г. Йошкар-Оле, в письменном отзыве на иск и в судебном заседании поддержало требования истца и дополнительно сообщило, что инспекция была образована 24.01.1990 по постановлению Совета Министров СССР №76 от 24.01.1990. С 27.05.1993 по 31.03.2006 инспекция являлась арендатором помещений, расположенных по адресу: <...>. Первоначально помещения по указанному адресу общей площадью 1513,7 кв.м. были переданы во владение и пользование инспекции муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» по договору на аренду нежилого помещения № 178 от 27.05.1993. За период с 27.05.1993 по 30.12.2005 между ИФНС по г. Йошкар-Оле и муниципалитетом заключались следующие договоры аренды нежилого помещения № 178 от 27.05.1993, № 1319 от 05.11.1998, № 2343 от 05.11.2001, № 3806 от 31.12.2004.

30.12.2005 между инспекцией и муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» заключен договор № 4222 аренды нежилого помещения на неопределенный срок, по которому во временное пользование передано нежилое помещение в спорном здании общей площадью 581,6 кв.м. Однако 31.03.2006 этот договор расторгнут, помещение возвращено арендодателю по акту.

Также третье лицо сообщило, что не может пояснить, занимала ли ИФНС по г. Йошкар-Оле спорный объект недвижимости в период с 05.07.1990 по 26.05.1993, поскольку у неё не сохранились договоры аренды помещений за указанный период времени (т.5, л.д. 99-100, т.6, л.д. 40-41).

Третье лицо, Мингосимущество РМЭ, в письменном отзыве на иск, дополнении к нему и в судебных заседаниях пояснило, что считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Им отмечено, что в соответствии с пунктом 16 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 порядок разграничения государственной собственности не распространялся на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом РФ «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям». Постановление Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 №236-III принято в соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 21.11.1990 №343-1 «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям». Поэтому муниципалитет правомерно зарегистрировал право собственности на спорный объект.

Напротив, по мнению третьего лица, истец ошибочно ссылается на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 как на основание возникновения права федеральной собственности на здание. С момента вступления в силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установившего порядок такого разграничения (перераспределения имущества), постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 для решения вопросов разграничения государственной и муниципальной собственности не применяется. С учетом изложенного, ссылка истца на пункт 3 раздела 1 приложения №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 как на основание возникновения права федеральной собственности, по мнению третьего лица, неправомерна. Соответственно не может являться основанием возникновения права федеральной собственности на объект недвижимости и постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974.

Мингосимущество РМЭ осуществляло функции территориального агентства Госкомимущества (Минимущества) Российской Федерации на основании распоряжения Госкомимущества России от 5 февраля 1992 года №42-р, приказа Минимущества России от 31.07.2001 №165 до 1.01.2004. Мингосимущество РМЭ в данный период осуществляло и ведение реестра федерального имущества. Между тем спорный объект недвижимости в реестре государственного имущества в указанный период не числился. При этом государственным органом велся общий реестр государственного имущества, так как разделение реестра на республиканский и федеральный произошло только с 01.01.2004.

Ответчиком зарегистрировано право собственности на спорное здание 14.03.2002, однако Мингосимущество РМЭ как орган Минимущества России регистрацию права муниципальной собственности на объект не оспаривало.

Третье лицо отметило, что считает истекшим срок исковой давности по требованиям истца, который следует исчислять с 19.12.2002 – даты получения Минимуществом России сведений о земельном участке под объектом недвижимости, к которым была приложена выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на спорное здание.

Кроме того, истец не имеет доказательств несения бремени содержания объекта. Текущий и капитальный ремонт, уплата налога на имущество, земельного налога осуществлялись титульным владельцем, а также за счет средств местного бюджета (т.6, л.д. 77-78, 89-90, т.7, л.д. 62-63, 70-72).

Третьи лица, МУК «ОКЦ г. Йошкар-Олы, ООО «Земпроект», ООО «ВЕЛЕС», региональное отделение политической партии «Справедливая Россия: ФИО1/Пенсионеры/Жизнь» в РМЭ, индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, частный нотариус ФИО4, ООО «Бизнес-Консультант», ООО «Рикс Плюс С», индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО6, ФИО7, ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, письменные отзывы на иск не представили.

Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 5 статьи 156 АПК РФ, арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие указанных третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 14.03.2002 на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы № 104 от 15.10.1996 и акта приема-передачи нежилых помещений с баланса Муниципального предприятия жилищного хозяйства на баланс Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на нежилое здание с подвалом, назначение – нежилое, 4-этажное (подземных этажей – 1), литер А, общей площадью 2 699,2 кв.м., инвентарный номер 11812, кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: <...> (т.1, л.д. 64, т.2, л.д. 26, 100-106, 107, 108). Указанный объект недвижимости прошел технический учет и в отношении него изготовлен технический паспорт (т.1, л.д. 66-76, т.2, л.д. 85-99, т.5, л.д. 77-91).

Также на основании выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» № 04-12/2895 от 21.10.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.12.2005 зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов (поселений), общей площадью 906,65 кв.м., имеющего кадастровый номер 12:05:0506003:0008, расположенный по адресу: <...> (т.2, л.д. 56, 57). Земельный участок прошел кадастровый учет и в отношении него выдан кадастровый паспорт (т.1, л.д. 77-79, т.2, л.д. 53-54).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество стала единственным доказательством существования зарегистрированного права муниципальной собственности на нежилое здание с подвалом, расположенное ул. Комсомольской, д.134, г. Йошкар-Ола. При этом собственник нес бремя содержания своего имущества, заключал различные договоры аренды нежилых помещений в здании.

Однако Российская Федерация в лице ТУ ФАУГИ в РМЭ считает здание объектом историко-культурного наследия, находящимся в исключительной федеральной собственности, и требует его изъятия из незаконного владения муниципалитета по правилам статьи 301 ГК РФ.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Спорное здание относится к памятникам архитектуры и объектам историко-культурного наследия. При этом особое значение недвижимого имущества само по себе не является доказательством права федеральной собственности на него.

Так, постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» признан памятником архитектуры и включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, согласно приложению №1 Дом Советов, 1937 года постройки, расположенный по адресу: Марийская АССР, <...> (т.2, л.д. 7-10, т.5, л.д. 28-31). В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (приложение №1) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624. Следовательно, спорное здание в силу указанных правовых актов является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

На него составлен паспорт, выдано охранное обязательство (т.1, л.д. 50-63, т.2, л.д. 9-14, 15-20). При этом в настоящее время здание разделено на два самостоятельных объекта права и технического учета: нежилое здание по адресу: г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, дом 1, зарегистрировано на праве оперативного управления за ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (т.5, л.д. 137, т.6, л.д. 84), а также нежилое здание по адресу: <...>, зарегистрировано на праве собственности за муниципальным образованием (т.1, л.д. 64, 66-76, т.2, л.д. 26, 85-99, 107, 108, т.5, л.д. 77-91).

Арбитражный суд признает ошибочной и противоречащей нормам законодательства позицию истца о возникновении исключительного права федеральной собственности на спорный объект в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Между тем постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 регламентирует правовой статус объектов, государственная собственность на которые на момент принятия указанного постановления не была разграничена.

Пунктом 1 постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную» утвержден перечень разграничения на территории Марийской ССР государственной собственности предприятий, организаций и учреждений на государственную собственность Марийской ССР и собственность местного самоуправления (муниципальная собственность) согласно приложениям № 3, 4 (т.4, л.д. 134). Согласно приложению № 4 к указанному постановлению в перечень предприятий, организаций и учреждений, отнесенных к муниципальной собственности г. Йошкар-Олы, вошло Производственное жилищное ремонтное эксплуатационное предприятие (т.4, л.д. 135).

Из архивной справки № 08-18/5511 от 02.10.2006 следует, что на основании постановления Совета Министров Марийской АССР от 07.12.1967 из Управления коммунального хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома выделилось Управление жилищного хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома. Указанное управление (УЖХ) решением Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов от 19.12.1984 преобразовано в Производственное управление жилищного хозяйства исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов (ПУЖХ). В дальнейшем на основании решения исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов №813 от 10.07.1990 ПУЖХ переименовано в Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (ПЖРЭП)  , которое, в свою очередь, решением Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы №15 от 10.02.1994 переименовано в Муниципальное предприятие жилищного хозяйства (МПЖХ) (т.4, л.д. 138-140).

При этом в соответствии с распоряжением Совета Министров Марийской АССР № 989р от 12.10.1971 часть здания Дома Советов по ул. Комсомольской, д.134 с полезной площадью 4 516 кв.м. временно до ввода в эксплуатацию учебного корпуса сельскохозяйственного факультета была передана с баланса Управления жилищного хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома на баланс Марийского государственного университета (т.4, л.д. 136, т.6, л.д. 82).

Тем самым спорное здание вошло в состав имущества, которое было закреплено за Управлением жилищного хозяйства Йошкар-Олинского горисполкома. Поскольку нежилое здание по ул. Комсомольской, д.134 находилось на балансе МПЖХ, оно законно при разграничении государственной собственности включено в состав муниципальной собственности.

При этом в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Бремя содержания спорного объекта осуществляло только муниципальное образование «Город Йошкар-Ола». Этот вывод подтверждается договорами, заключенными с различными организациями на обслуживание и ремонт помещений и здания, документами об исполнении этих договоров (т.6, л.д. 152, 153-155, т.7, л.д. 2-5, 6-9, 10-20, 21-23, 24-25, 26-28, 29-36, 37-38, 39-45, 46-61, 65-68). При этом ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» несло расходы на содержание имущества в рамках исполнения им договоров аренды нежилых помещений (т.6, л.д. 125), а денежные средства федерального бюджета направлялись лишь на мониторинг объекта культурного наследия (т.6, л.д. 123). Тем самым именно муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице уполномоченных органов местного самоуправления осуществляло полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению зданием по ул. Комсомольской, д.134.

Также арбитражный суд отклоняет как основанный на неверном толковании норм права довод истца о возникновении у него права федеральной собственности на основании части 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», согласно которой в государственной собственности РСФСР находятся имущество органов власти и управления РСФСР, культурные и исторические ценности общегосударственного значения.

Между тем этот закон признан утратившим силу с 01.01.1995 (статья 2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ»). Кроме того, в соответствии с указанным законом было принято постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 о разграничении государственной собственности на федеральную, собственность её субъектов и муниципальную собственность. Поэтому истец ошибочно оценивает указанный закон как прямое основание возникновения права федеральной собственности на здание.

Признается неправомерной и ссылка истца на статью 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которой памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных и иных общественных организаций и в личной собственности граждан. Между тем указанный закон не устанавливал основания и порядок разграничения государственной собственности между Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями. Кроме того, он признан утратившим силу в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Напротив, действующим законодательством допускается возможность нахождения объектов культурного наследия федерального значения в собственности муниципальных образований.

Так, в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 статьи 48 указанного Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 63 этого Федерального закона в случае, если право собственности на объект культурного наследия было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до 1 января 2007 года, то: 1) объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования сохраняется, перерегистрация указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется; 2) если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, указанное право оформляется после отказа соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования от права собственности на данный объект. Данный отказ может быть оформлен в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации. Между тем истцом вопреки правилам статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства принятия Правительством РФ соответствующего решения о необходимости отнесения спорного здания к федеральной собственности.

Тем самым нахождение здания как объекта культурного наследия федерального значения в собственности муниципального образования не противоречит закону.

В силу пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Поскольку истец не доказал возникновение у него права федеральной собственности на спорное здание, арбитражный суд отказывает Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл в удовлетворении требования о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – нежилое здание с подвалом площадью 2699,2 кв.м., кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: <...>.

Также отсутствуют правовые и доказательственные условия для виндикации объекта из законного владения муниципального образования.

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Спорное здание находится в фактическом владении муниципального образования «Город Йошкар-Ола», что истцом не оспаривается. От имени муниципального образования заключены договоры аренды нежилых помещений с третьими лицами (т.1, л.д. 111-143, т.2, л.д. 32-34, т.4, л.д. 40-45,48-62, 89-118, 130-132, т.5, л.д. 44-56, 57-76, 101-108).

Более того, в период с 1991 года по 2010 год органы власти от имени федерального собственника себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника по содержанию памятника архитектуры не несли, никаких договоров на использование объекта как федерального имущества не заключали. Поэтому по правилам статей 71 и 162 АПК РФ арбитражный суд признает доказанным, что с момента разграничения государственной собственности и отнесения здания к объектам муниципальной собственности в 1991 году РФ не осуществляла действий по фактическому владению нежилым здание с подвалом площадью 2699,2 кв.м. по адресу: <...>.

Арбитражным судом отклоняется довод истца о владении спорным зданием в период с 05.07.1990 по 31.03.2006 путем расположения в нем Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле, являющейся федеральным учреждением, и путем использования части помещений этого здания ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». Указанные федеральные учреждения владели зданием и его помещениями не на вещном праве, а на основании договоров аренды, заключенных с муниципалитетом, что подтверждает их согласие с законностью права муниципальной собственности на объект недвижимости.

Следовательно, муниципальное образование законно осуществляет владение спорным зданием. Поэтому иск об истребовании у него объекта в федеральную собственность противоречит статье 301 ГК РФ и подлежит отклонению.

Также арбитражный суд отказывает в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности для судебной защиты нарушенного права.

В письменном отзыве на исковое заявление и ходе судебных заседаний ответчик заявил о применении срока исковой давности против требований истца (т.4, л.д. 84-87, т.6, л.д. 40-41, т.7, л.д. 70-72).

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Тем самым срок исковой давности по виндикационному иску начинает течь с того момента, когда субъект, считающий себя собственником имущества, узнал о выбытии вещи в чужое незаконное владение и обнаружил ее у ответчика. Ссылка истца на исчисление срока исковой давности с момента государственной регистрации права собственности на имя ответчика противоречит статьям 200 и 301 ГК РФ.

До 01.01.2004 от имени Российской Федерации функции территориального агентства Госкомимущества (Минимущества) РФ осуществляло Мингосимущество Республики Марий Эл на основании распоряжения Госкомимущества России от 5 февраля 1992 года № 42-р (т. 6, л.д. 80), приказа Минимущества России от 31.07.2001 № 165 (т.6, л.д. 79).

В судебном заседании указанный орган подтвердил, что Минимуществу РФ с 19.12.2002 было известно о государственной регистрации права муниципальной собственности на здание по адресу: <...>. В этот день им получены документы о земельном участке под объектом недвижимости, к которым была приложены выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на спорное здание. Мингосимущество РМЭ как орган Минимущества России государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект не оспаривало. Поэтому следует считает истекшим срок исковой давности.

Арбитражный суд признает достоверно установленным, что РФ в лице уполномоченного органа стало известно о праве муниципальной собственности на спорное здание не позже 19.12.2002  .

Так, в соответствии Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 №140, действовавшими на тот момент, перечни земельных участков подготавливаются Министерством имущественных отношений Российской Федерации по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. В соответствии с пунктом 5 этих Правил на каждый земельный участок, включаемый в перечень, формируется дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень, согласно приложению № 2 и при наличии - кадастрового плана земельного участка (плана земельного участка). Согласно подпункту «б» пункта 2 приложения № 2 к указанным Правилам в пакете документов предоставляются копии свидетельств о внесении недвижимого имущества в реестры федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Руководствуясь указанной нормой, Комитет по управлению имуществом г. Йошкар-Олы 19.12.2002   представил в Министерство имущественных отношений Российской Федерации письмо № 3361 от 17.12.2002 и сообщил о направлении сведений о земельных участках, сформированных с приложением подтверждающих документов, для внесения земельных участков в подготавливаемые Министерством имущественных отношений РФ перечни земельных участков, на которые у муниципального образования «Город Йошкар-Ола» возникает право собственности на территории Республики Марий Эл в пределах муниципального образования (т.6, л.д. 145-146). В качестве приложения к указанному письму была направлена выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Йошкар-Ола», в соответствии с которой в казне муниципального образования находится нежилое здание с подвалом, литер – А, расположенное по адресу: <...> (т.6, л.д. 147-151, т.7, л.д. 1). При этом представление свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорное здание не требовалось согласно подпункту «б» пункта 2 приложения №2 к указанным Правилам.

Также письмом № 09-12894 от 12.08.2003 Министерство имущественных отношений РФ сообщило Администрации г. Йошкар-Олы о направлении на согласование подготовленного перечня земельных участков, в который был включен и земельный участок с кадастровым номером 12:05:0506003:0008, расположенный по адресу: <...> (т.7, л.д. 33-35). Письмами от 03.10.2003 № 026/42-3260 и от 13.10.2003 № 023-33/01-1084-03/01-1098-03 соответственно Правительство Республики Марий Эл и Администрация г. Йошкар-Олы согласовали представленный Министерством имущественных отношений РФ перечень земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 12:05:0506003:0008, на который у муниципального образования «Город Йошкар-Ола» возникло право собственности.

Таким образом, РФ в лице уполномоченного органа знало о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное здание в 2002 - 2003 годах и не могло не знать о нахождении здания во владении муниципального собственника.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Следовательно, течение срока исковой давности по виндикационному иску истекло 19.12.2005.

На момент обращения Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл в арбитражный суд (22.09.2010, т.1, л.д. 21) срок исковой давности заведомо и значительно пропущен истцом.

По прямому указанию пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении искового требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании права федеральной собственности на нежилое здание с подвалом площадью 2699,2 кв.м., кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: <...>, и об его истребовании из владения муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333. 37 НК РФ, поэтому государственная пошлина не подлежит взысканию с истца, требование которого отклонено.

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл в удовлетворении искового заявления к ответчику, муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – нежилое здание с подвалом площадью 2699,2 кв.м., кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: <...>, и об его истребовании из незаконного владения муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья В.В. Лежнин