АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«22» октября 2012 года Дело № А38-3540/2012 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником
судьи Домрачевой Л.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлениюРеспублики Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
к ответчику муниципальному образованию городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
о признании права собственности на недвижимое имущество
третьи лица муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, муниципальное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Волжского района, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл
с участием представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – ФИО2 по доверенности,
от третьего лица муниципального унитарного предприятия «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»- ФИО3 по доверенности,
от третьего лица муниципального унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Волжского района - не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие,
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» – не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее – истец, Мингосимущество) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – ответчик, муниципалитет, КУМИ), о признании права собственности на помещения с 13-го по 20-ое первого этажа, помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41, и о признании отсутствующим права собственности муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» на указанное недвижимое имущество, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.08.2009, № 12-12-03/020/2009-344 (т.2, л.д. 103-104, 150-156).
В исковом заявлении, дополнениях к нему и в судебном заседании изложены доводы о том, что истец является собственником части объекта недвижимости, право собственности на которое зарегистрировано за ответчиком.
Истец отметил, что постановление Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную», которое послужило основанием для государственной регистрации права собственности муниципалитета на спорный объект, не содержит сведений об отнесении к муниципальной собственности конкретного имущества – базы отдыха в п. Кокшайск. Поэтому указанное постановление не является правоустанавливающим документом.
По утверждению истца, ответчик не доказал, что на момент разграничения государственной собственности на балансе МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» находился весь объект недвижимости площадью 733,1 кв.м. Согласно архивным документам Марийского республиканского производственного объединения «Марагрохимобъединение» за 1976-1977 годы, полученным Мингосимуществом из Государственного архива Республики Марий Эл, объект «Загородный пункт гражданской обороны», наименование объекта изменено на «Нежилое здание», площадью застройки 533 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, д. Семеновка, в 1770 метрах на юго-восток от д. № 41, построен полностью за счет централизованных источников финансирования ААП «Аксаматовосельхозхимия». Объект «Здание ГО п. Кокшайск» включен в реестр государственного имущества Республики Марий Эл 18.07.2000 по заявлению ААП «Аксаматовосельхозхимия» с реестровым номером 01200803, первоначальной балансовой стоимостью 574 тыс. руб. Спорный объект с наименованием согласно реестру государственного имущества РМЭ «Нежилое здание на 100 мест», расположенный по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41» зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ «Город Йошкар-Ола» с наименованием «Здание базы отдыха», назначение: нежилое, площадь объекта: 733,1 кв.м., адрес (местоположение) объекта: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41». Поэтому зарегистрированное право собственности ответчика является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Республики Марий Эл на спорный объект. На спорное имущество у Республики Марий Эл существует ранее возникшее право, которое в силу статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрируется по желанию правообладателей. За муниципальным образованием городской округ «Город Йошкар-Ола» право на спорный объект зарегистрировано 27.08.2009 также как ранее возникшее.
Истец указал, что нежилое здание, литер А2, площадью 189,9 кв.м. согласно данным технического учета является частью здания базы отдыха и имеет с ним общую стену. Следовательно, база отдыха, площадью 733,1 кв.м., обладает признаками неделимой вещи. Истец утверждает, что указанный объект находится в общей собственности Республики Марий Эл и муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Документами, свидетельствующими о возникновении права собственности у Республики Марий Эл на часть здания базы отдыха, являются: технический паспорт от 07.10.2009 на нежилое здание, литер А2, площадью 189,9 кв.м., реестр республиканского имущества, договор аренды государственного имущества от 10.12.1990, а также свидетельские показания бывшего руководителя ААП «Аксаматовосельхозхимия» ФИО4
Истец подтвердил, что в настоящее время фактически не владеет спорным имуществом. Мингосимущество указало, что пристрой к зданию базы отдыха введен в эксплуатацию в 1977 году, однако акт ввода объекта в эксплуатацию объекта представить не может (т.1, л.д. 14-16, 95-96, т.2, л.д. 103-104, 147-149, т.3, л.д. 72-73).
Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление и в судебном заседании требования не признал и указал, что за муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 5089 кв.м., расположенный по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, с кадастровым номером 12:14:0502003:0003. На нем находятся следующие объекты: здание базы отдыха, общей площадью 733,1 кв.м. и миниспорткомплекс, общей площадью 81,5 кв.м., на которые зарегистрированы права собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Кроме того, на земельном участке располагаются два металлических сооружения, площадью 18 кв.м. и 19 кв.м., которые не относятся к объектам недвижимости и учитываются на балансе МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» как «палатки передвижные».
Ответчик отметил, что база отдыха в п. Кокшайск построена Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 хозспособом и введена в эксплуатацию в 1978 году. После окончания строительства базы отдыха и до настоящего времени МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» несет бремя содержания указанного имущества. Здание базы отдыха, общей площадью 733,1 кв.м. всегда находилось во владении муниципального образования и не выбывало из его владения. Истец никогда спорным объектом недвижимости не владел, бремя содержания никогда не нес. Кроме того, истец не представил доказательства строительства спорного объекта и ввода его в эксплуатацию. Документальных доказательств того, что истец пользуется спорным объектом, также не представлено. Все представленные истцом документы лишь косвенно свидетельствуют о каком-то объекте гражданской обороны в п. Кокшайск. В выписке из реестра государственного имущества Республики Марий Эл от 20.06.2012 содержится указание на «нежилое здание на 100 мест» без указания идентифицирующих признаков объекта недвижимости.
Ответчик пояснил, что иск о признании права собственности на спорное здание заявлен лицом, фактически не владеющим спорным зданием. По этой причине истцом избран неверный способ защиты права. Вопрос о наличии права может быть разрешен при рассмотрении виндикационного иска (т.2, л.д. 138-140, 147-149, т.3, л.д. 72-73).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, муниципальное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Волжского района, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл (т.1, л.д. 1-7, т.2, 78-86).
Третье лицо, муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», в письменном отзыве на иск, дополнении к нему и в судебном заседании сообщило, что за муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» зарегистрированы права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:14:0502003:0003 и на расположенное на нем здание базы отдыха, общей площадью 733,1 кв.м. В настоящее время третье лицо владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 12:14:0502003:0003 на основании договора аренды № 5-Д от 30.01.2006, заключенным на срок по 19.01.2055. В период с 1993 по 2006 годы земельный участок под базой отдыха принадлежал МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на праве постоянного бессрочного пользования. Здание базы отдыха, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0502003:0003, построено МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в 1978 году и находится в настоящее время в его владении и пользовании на основании договора аренды № 4092 от 28.09.2005. Здание базы отдыха было включено в состав имущества муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную». Тем самым третье лицо полагает, что право собственности на здание базы отдыха правомерно зарегистрировано за ответчиком. Земельный участок с кадастровым номером 12:14:0502003:0003, а также все находящиеся на нем объекты, находятся в фактическом владении и пользовании МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» с 1978 года. Сведений о том, что на указанном земельном участке расположены или располагались здания, принадлежащие Республике Марий Эл, не имеется. Третье лицо пояснило, что оснований для признания права собственности Республики Марий Эл на спорный объект недвижимости не имеется. Кроме того, истец избрал неверный способ защиты права, предъявив иск о признании права собственности, поскольку фактически он не владеет зданием базы отдыха (т.2, л.д. 22-24, 109-111, 147-149, т.3, л.д. 72-73).
Третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось (т.2, л.д. 160). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление регистрирующий орган сообщил, что на здание базы отдыха, назначение: нежилое, 2 - этажное, общей площадью 733,1 кв.м., инв. № 88:212:001:000074550, литер А,А1, расположенное по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, зарегистрировано право собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на основании Постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную» (запись в ЕГРП № 12-12-03/020/2009-344 от 27.08.2009). Ограничения (обременения) права на здание базы отдыха в ЕГРП не зарегистрированы. Кроме того, государственная регистрация права собственности ответчика на здание базы отдыха проведена с учетом положений раздела IV Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (т.2, л.д. 56-57).
Третье лицо, муниципальное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Волжского района, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в письменном отзыве на заявление заявило о рассмотрении дела без его участия (т.2, л.д. 161, т.3, л.д. 10-11). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо сообщило, что на основании заявления МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» от 08.06.2009 и письма Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25.06.2009, а также на основании представленного технического паспорта базы отдыха, выданного Звениговским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РМЭ в 2003 году, МУП БТИ Волжского района изготовило технический паспорт объекта недвижимости – здание базы отдыха, расположенное по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41. Данный объект недвижимости по представленному Звениговским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РМЭ техническому паспорту от 2003 года состоял из: здания базы отдыха, литер А, пристройки, литер А1, крыльца, литер а, холодной пристройки, литер а1, крыльца литер а2, холодной пристройки литер а3. При проведении повторной технической инвентаризации объекта недвижимости данные о годе ввода в эксплуатацию здания базы отдыха не были указаны, поскольку работы проводились на основании имевшегося в распоряжении МУП БТИ Волжского района ранее изготовленного технического паспорта. Согласно проведенной по состоянию на 15.06.2009 технической инвентаризации к зданию базы отдыха «нежилое здание» или иные объекты недвижимости не примыкают (т.3, л.д. 10-11).
Третье лицо, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось (т.2, л.д. 162). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо сообщило, что первичный технический учет нежилого здания, литер А2, площадью 189,9 кв.м., расположенного по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, был проведен на основании заявления Министерства государственного имущества РМЭ, перечня государственного имущества собственности РМЭ, передаваемого ГУП РМЭ «Сельхозхимия», распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 02.06.2009 № 499 «О внесении изменений в реестр государственного имущества РМЭ». Год ввода в эксплуатацию нежилого здания, литер А2, площадью 189,9 кв.м., расположенного по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, определен в соответствии с перечнем государственного имущества собственности Республики Марий Эл, передаваемого ГУП РМЭ «Сельхозхимия». Указанное здание согласно данным технического учета является частью здания база отдыха и имеет с ним общую стену (т.3, л.д. 40-41).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения истца, ответчика и третьего лица, арбитражный суд считает необходимым отказать в иске по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что за муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 5089 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под базу отдыха, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, <...> в 1770 метрах на юго-восток от дома 41, с кадастровым номером 12:14:0502003:0003 (т.2, л.д. 60, 108). Основанием для регистрации права собственности на указанный земельный участок стало постановление главы Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» № 22 от 30.01.2006 «О предоставлении земельного участка в аренду МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», в соответствии с которым было переоформлено на право аренды право постоянного (бессрочного) пользования МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на земельный участок под размещение базы отдыха (т.2, л.д. 25, 26). Во исполнение этого постановления Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» заключен договор аренды земельного участка № 5-Д от 30.01.2006 (т.2, л.д. 27-28). Земельный участок передан арендатору во владение по акту (т.2, л.д. 29). Дополнительным соглашением от 23.03.2009 в договор аренды земельного участка № 5-Д от 30.01.2006 внесены изменения в части смены арендодателя на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (т.2, л.д. 30).
Тем самым земельный участок перешел в муниципальную собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и поступил в фактическое владение и пользование МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».
На указанном земельном участке находятся следующие объекты недвижимого имущества: здание базы отдыха, общей площадью 733,1 кв.м. и миниспорткомплекс, общей площадью 81,5 кв.м. (т.1, л.д. 89-92, 132, т.3, л.д. 30-38).
На эти объекты зарегистрировано право муниципальной собственности. 27.08.2009 муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» на основании постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную» зарегистрировано право собственности на здание базы отдыха, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 733,1 кв.м., инвентарный номер 88:212:001:000074550, литер А, А1, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <...> в 1770 метрах на юго-восток от дома 41, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 12-МР 336595 (т.1, л.д. 93, т.2, л.д. 6, 59, 62-77). В отношении объекта недвижимости в 2003 и 2009 годах по заявлениям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» составлены технические и кадастровый паспорта (т.1, л.д. 98-109, т.2, л.д. 7-18, 134-135, т.3, л.д. 12, 20-29, 42-53, 54).
Государственная регистрация произведена на законном и документально подтвержденном основании. Здание базы отдыха, общей площадью 733,1 кв.м. было включено в состав муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную». Согласно приложению № 4 к данному постановлению в перечень предприятий, организаций и учреждений, отнесенных к муниципальной собственности, вошло ТЭЦ-1 (т.1, л.д. 56).
28.09.2005 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» заключен договор аренды имущества № 4092, в соответствии с которым предприятие пользуется зданием базы отдыха (т.2, л.д. 110, 111-114, 115).
Однако в целях регистрации права собственности Республики Марий Эл на нежилое здание Мингосимущество РМЭ обратилось с заявлением в Управление Росреестра по РМЭ. 11.07.2011 ему отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: РМЭ, <...> в 1770 метрах на юго-восток от дома 41. При этом регистрирующий орган указал, что объект недвижимости невозможно отнести к имуществу, которое подлежит передаче в государственную собственность Республики Марий Эл по постановлению Верховного Совета Марийской ССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную». Кроме того, представленный заявителем кадастровый паспорт объекта недвижимости не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором он расположен. Однако согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, уже существует актуальная запись о праве собственности на земельный участок за другим правообладателем (т.1, л.д. 137).
При этом право собственности на нежилое здание, назначение – нежилое, 2-этажное, общей площадью 189,9 кв.м., инвентарный номер 88:212:002:000033250, литер А2, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <...> в 1770 метрах на юго-восток от дома 41, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано (т.2, л.д. 102).
Считая себя собственником части объекта недвижимости, истец требует признать право собственности Республики Марий Эл на помещения с 13-го по 20-ое первого этажа, помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41, а также признать зарегистрированное права собственности отсутствующим.
Его позиция противоречит нормам гражданского права и лишена доказательственного подтверждения.
Истец не доказал возникновение у него права собственности на спорное недвижимое имущество.
В силу статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Факт создания объектов является основанием для возникновения прав на них, как на вновь созданное имущество, у лиц, упомянутых в пункте 1 статьи 218 ГК РФ, для которых и за чей счет эти объекты были возведены. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателя.
Тем самым, заявляя требование о признании права собственности на объект недвижимости, на который зарегистрировано право собственности ответчика, истец обязан доказать, что указанный объект был создан истцом, а не ответчиком.
Между тем в исковом заявлении сделана ссылка на то, что строительство объекта «Загородный пункт гражданской обороны», площадью застройки 533 кв.м., расположенного по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, полностью осуществлялось за счет централизованных источников финансирования ААП «Аксаматовосельхозхимия». На основании заявления арендно-акционерного предприятия «Аксаматовосельхозхимия» от 14.07.2000 имущество предприятия, включая здание гражданской обороны в п. Кокшайск, включено в реестр государственного имущества Республики Марий Эл (т.1, л.д. 68-71). 18.07.2000 предприятию выдано свидетельство о внесении имущества, переданного ему в аренду, в реестр государственного имущества Республики Марий Эл (т.1, л.д. 72).
Однако на основании постановления Правительства РМЭ № 38 от 06.02.2002 создано ГУП РМЭ «Сельхозхимия». Ему передано на праве хозяйственного ведения государственное имущество, являющееся собственностью Республики Марий Эл, включая здание гражданской обороны в п. Кокшайск, год ввода в эксплуатацию 1977 (т.1, л.д. 73-74, 76-81).
Вместе с тем решением Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу №А-38-3723-11/120-2005 от 10.02.2006 ГУП РМЭ «Сельхозхимия» признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства (т.1, л.д. 82-84). Впоследствии 15.10.2009 в отношении предприятия в ЕГРЮЛ внесена запись о его ликвидации на основании решения суда (т.1, л.д. 85). При этом 07.05.2009 конкурсный управляющий предприятия обратился в Мингосимущество РМЭ с заявлением о принятии в казну Республики Марий Эл здания гражданской обороны, расположенного в п. Кокшайск, и пристроенного к дому отдыха ТЭЦ-1, общей площадью примерно 500 кв.м., который построен ГУП РМЭ «Сельхозхимия» хозспособом (т.1, л.д. 133). Должностным лицом Мингосимущества РМЭ 08.05.2009 составлен акт осмотра здания гражданской обороны с фотоматериалами, в соответствии с которыми здание гражданской обороны является пристроем к зданию базы отдыха МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» (т.1,л.д. 134, 135-136). Распоряжением Мингосимущества РМЭ №412 от 12.05.2009 здание гражданской обороны в п. Кокшайск принято в казну Республики Марий Эл (т.1, л.д. 86). При этом распоряжениями Мингосимущества РМЭ №499 от 02.06.2009, №850 от 20.06.2012 наименование и адрес объекта недвижимости – здания гражданской обороны, расположенного в п. Кокшайск, изменены на нежилое здание на 100 мест, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <...> в 1770 метрах на юго-восток от дома 41 (т.1, л.д. 87, 88). Имущество с таким наименованием и адресом внесено в реестр государственного имущества Республики Марий Эл (т.1, л.д. 94). На эту вещь 07.10.2009 изготовлен технический паспорт и кадастровый паспорт, согласно которым нежилое здание имеет следующие индивидуально-определенные признаки: литер А2, площадь 189,9 кв.м., этажность – 2, год ввода в эксплуатацию 1977, (т.1, л.д. 128-129, т.3, л.д. 55-66). Согласно кадастровому паспорту на этот объект от 28.05.2012 он расположен на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0502003:3 (т.1, л.д. 130-131).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако представленные истцом документы не подтверждают с достоверностью строительство части здания базы отдыха, право собственности на которое зарегистрировано за ответчиком.
Из выписки реестра государственного имущества № 06-3432 от 20.06.2012 следует, что объект «Нежилое здание на 100 мест», расположенный по адресу: РМЭ, <...> в 1770 м. на юго-восток от д. 41, находится в собственности Республики Марий Эл (т.1, л.д. 94).
Между тем истцом не представлены документы о приемке здания гражданской обороны в эксплуатацию. Отсутствие этого документа истец подтвердил в судебном заседании (т.3, л.д. 72-73). В документах о строительстве здания гражданской обороны также не приведено какое-либо описание возводимого объекта и его индивидуально-определенные признаки. Изменение наименования здания гражданской обороны и его адреса не аргументировано ссылками на документы.
Не признаются арбитражным судом достоверными доказательствами права собственности Республики Марий Эл технический и кадастровый паспорта от 07.10.2009 на нежилое здание, литер А2, площадью 189, 9 кв.м., реестр республиканского имущества, договор аренды государственного имущества от 10.12.1990, а также свидетельские показания бывшего руководителя ААП «Аксаматовосельхозхимия» ФИО4
Свидетель ФИО4 пояснил, что в период с 1976 по 1980 годы работал главным инженером в Аксаматовском СО. Указанная организация строительные работы не вела. В состав комиссии по приказу от 28.11.1977 ФИО4 не входил. Ему неизвестно, за счет чьих средств строился пристрой к зданию. Строительные работы пристроя осуществлялись СУ «Сельхозтехника». ААП «Аксаматовосельхозхимия» выделяло транспортное средство (автобус), чтобы работники СУ «Сельхозтехника» проводили отделочные работы. ААП «Аксаматовосельхозхимия» использовало пристрой к зданию базы отдыха в целях отдыха своих работников. Здание базы отдыха находилось на балансе предприятия, в отношении него была заведена карточка основного средства. Объект под названием «здание гражданской обороны» пристроен к зданию базы отдыха предприятия «ТЭЦ-1». Директором базы отдыха и здания гражданской обороны являлось одно лицо, которому предприятие «Аксаматовосельхозхимия» платило заработную плату по ставке 0,5. Число мест отдыхающих в здании гражданской обороны было 20-22. В карточке основного средства спорное имущество значилось как пункт гражданской обороны. Предприятие осуществляло работы по содержанию этого имущества. Свидетель указал, что, начиная с 1991/1992 годов, здание базы отдыха не посещали. До 2001 года здание базы отдыха находилось на балансе предприятия. На период чрезвычайных ситуаций пристрой к зданию мог вмещать 100 мест (т.2, л.д. 145-149).
Однако из представленных истцом документов невозможно идентифицировать, какой конкретно объект недвижимости, с какими индивидуально-определенными признаками был передан в казну Республики Марий Эл. Показания свидетеля ФИО4 в силу статьи 68 АПК РФ не подтверждены документальными доказательствами.
Вместе с тем технический и кадастровый паспорта на нежилое здание, литер А2, площадью 189,9 кв.м., составлены на основании перечня имущества, передаваемого в хозяйственное ведение ГУП РМЭ «Сельхозхимия», в соответствии с которым предприятию передано здание гражданской обороны, и на основании распоряжений Мингосимущества РМЭ об изменении наименования и адреса объекта недвижимости. Помимо этого, здание гражданской обороны построено в 1977 году, тогда как здание базы отдыха, к которому пристроено здание гражданской обороны, в 1978 году.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что истец не доказал факт отдельного строительства части здания базы отдыха.
Напротив, ответчик отметил, что база отдыха в п. Кокшайск была построена Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 хозспособом и введена в эксплуатацию в 1978 году.
Так, 16.09.1978 издан приказ «О назначении Госкомиссии по приемке в эксплуатацию здания базы отдыха п. Кокшайск» (т.2, л.д. 114). В сентябре 1978 года здание базы отдыха введено в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта, подлинник которого был представлен в судебное заседание МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» (т.2, л.д. 115-116).
Кроме того, из проекта на выполнение пожарных работ от 1989 года всего здания базы отдыха в п. Кокшайск следует, что заказчиком выступает Йошкар-Олинская «ТЭЦ-1». Этим подтверждено, что предприятие владело объектом недвижимости, а также несло расходы по его эксплуатации (т.2, л.д. 118-133).
По сведениям о переоценке основных средств Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 на 01.07.1992, а также в соответствии с актом оценки стоимости непроизводственных зданий Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 от 01.01.1993 и инвентарной карточкой основного средства здание базы отдыха 1978 года постройки находилось на бухгалтерском учете предприятия (т.2, л.д. 136, 137-139, 140). При этом предприятием в 1978 году приняты на работу заведующий базой отдыха и сторож (т.3, л.д. 2-4, 5-9).
Таким образом, арбитражный суд признает доказанным строительство спорного объекта Йошкар-Олинской ТЭЦ-1, его владение и пользование указанным имуществом, а также несение предприятием бремени его содержания.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы № 101 от 20.02.2004 здание базы отдыха в п. Кокшайск было принято от МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в казну муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (т.2, л.д. 141-143). Впоследствии это имущество передано МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на праве аренды в соответствии с договором №4092 от 28.09.2005 (т.1 ,л.д. 110, 111-114, 115). Тем самым весь объект находится в фактическом владении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».
При указанных обстоятельствах арбитражный суд отказывает Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в удовлетворении иска о признании права собственности на помещения с 13-го по 20-ое первого этажа, помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41.
Помимо этого, арбитражный суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного, по его мнению, права.
Так, в соответствии разъяснениями, содержащимися в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 №3039/07, исходя из системного толкования статей 12, 209, 223, 301 и 302 ГК РФ иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен при наличии правовых оснований только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» полностью владеет и пользуется спорным объектом недвижимости и им приняты меры к его сохранности. Более того, объект недвижимости расположен на земельном участке, являющемся собственностью муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.03.2009. Истец, в свою очередь, в судебном заседании признал, что не владеет и не пользуется спорным объектом (т.3, л.д. 72-73).
Поскольку истец, считающий себя собственником спорного объекта, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, вопрос о праве собственности на такое имущество может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска. Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
При таких обстоятельствах право истца на помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41 могло быть защищено только путем предъявления самостоятельного иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Тем самым Республикой Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл избран юридически неверный способ защиты, что также является самостоятельным основанием для отклонения иска.
Кроме того, истцом заявлено требование о признании отсутствующим права собственности муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» на недвижимое имущество.
Однако истцом неверно избран и этот способ защиты права.
Так, в соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания праваили истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, требование о признании права отсутствующим может быть заявлено при условии невозможности защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права либо о виндикации имущества.
Поскольку право собственности истца на спорное имущество не зарегистрировано и им избрано требование о признании права собственности на недвижимое имущество, то требование о признании права собственности отсутствующим является неверным, что влечет невозможность его удовлетворения.
Таким образом, арбитражный суд отказывает Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в удовлетворении иска к ответчику, муниципальному образованию городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», о признании права собственности на помещения с 13-го по 20-ое первого этажа, помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41, и о признании права собственности муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» на указанное недвижимое имущество, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.08.2009, № 12-12-03/020/2009-344, отсутствующим.
Истец и ответчик на основании статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в удовлетворении искового заявления к муниципальному образованию городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании права собственности на помещения с 13-го по 20-ое первого этажа, помещения с 11-го по 18-ое второго этажа общей площадью 190,3 кв.м. литера А, и литеры а2 и а3 в здании базы отдыха, назначение: нежилое; площадь объекта: 733,1 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Республика Марий Эл, <...> в 1 770 метрах на юго-восток от дома № 41, и о признании права собственности муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» на указанное недвижимое имущество, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.08.2009, № 12-12-03/020/2009-344, отсутствующим.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл
Судья В.В. Лежнин