ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-3723/06 от 18.12.2006 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«20» декабря 2006 г. Дело № А-38-3723-14/287-06 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   18 декабря 2006 года

Текст решения в полном объеме изготовлен   20 декабря 2006 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Поповой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел заявление и приложенные к нему документы

Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к   индивидуальному предпринимателю ФИО1

о   привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

с участием представителей  :

от заявителя   – ФИО2, руководитель

от ответчика   – не явился, извещен по правилам ст. 123 АПК РФ, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение трех правонарушений, квалифицированных по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.5-7).

Заявитель указывает на совершение ответчиком следующих административных правонарушений: 1. нарушается порядок заполнения путевых листов; 2. не ведется учет рабочего времени, фактически отработанного каждым водителем; 3. не соблюдается режим труда и отдыха водителей автомобилей. Просил привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Ответчик в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором признал требования заявителя.

Арбитражный суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 156 АПК РФ и с учетом мнения явившегося лица, вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя, арбитражный суд находит обоснованным требование о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована 07 октября 2002 г. в качестве индивидуального предпринимателя, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что подтверждается свидетельством, выданным Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №7 по Республике Марий Эл (л.д. 21).

Ответчик осуществляет перевозки пассажиров на коммерческой основе на маршруте Волжск – Исменцы – Волжск.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в этой области на основании постановления Правительства РФ № 45 от 26.01.06 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ и выдает лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом в соответствии с Положением об управлении государственного автодорожного надзора по РМЭ.

15.09.2004 г. индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдана лицензия серии АСС-12-401001 на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации.

Пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.04. № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, выдает лицензии и иные разрешительные документы, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

Согласно ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01. № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Приказом временно исполняющего обязанности руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ № 291 от 20.11.2006 г. специалисту-эксперту отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления ФИО3 в период с 21.11.2006 г. по 05.12.2006 г. поручено проведение внеплановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д. 8).

По результатам проверки составлен акт от 05.12.2006 г. № 04/055 и протокол по делу об административном правонарушении от 05 декабря 2006 г. №04/037 (л.д. 10-14), на основании которых руководителем Управления вынесено определение № 62 по делу об административном правонарушении (л.д. 15). В соответствии с указанными документами индивидуальный предприниматель ФИО1 допустила осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные нарушения выразились в следующем.

1. Нарушается порядок заполнения путевых листов.

Проверка путевых листов № 288 от 15.11.2006 г., № 339 от 18.11.2006 г. на водителя ФИО4, № 305 от 16.11.2006 г., № 322 от 17.11.2006 г. на водителя ФИО5 выявила нарушения оформления путевой документации: в путевых листах в разделе «Результаты использования автобуса» не проставляются данные:

- общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разница между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;

- время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;

- в строках «Выезд» и «Возврат» не указывается дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) возврата автотранспортного средства и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства;

- отсутствует подпись предпринимателя.

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, признал наличие в своих действиях события административного правонарушения (л.д. 36).

Событие административного правонарушения подтверждается путевыми листами (л.д. 16).

Согласно пункту 9.9 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Министерства транспорта России от 30.06.2000 г.
 № 68, в строках "Выезд" и "Возврат" указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.

Как указано в пункте 9.11 Порядка в путевых листах в разделах "Результаты использования грузового автомобиля", "Результаты использования автобуса", "Результаты использования легкового автомобиля" проставляются:

общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;

время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;

объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.

Исходя из пункта 9.12 Порядка, путевой лист при окончании работы должен заверяться личной подписью предпринимателя.

В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя - документ, в который заносятся данные по каждому автотранспортному средству при использовании его для осуществления предпринимательской деятельности:

учетный номер путевого листа;

государственный регистрационный номер;

Ф.И.О. лица, управляющего автотранспортным средством;

дата и время выезда на линию;

дата и время окончания работы на линии  .

Согласно пункту 12 Порядка предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде нарушения порядка заполнения путевых листов. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Предпринимателем нарушены пункты 9.9, 9.11, 9.12, 10, 12 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Министерства транспорта России от 30.06.2000 г. № 68, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

2. Не ведется учет рабочего времени, фактически отработанного каждым водителем.

Проверка показала, что индивидуальным предпринимателем не ведется табель учета рабочего времени водителей. Проверяющим не представлены документы учета рабочего времени.

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, признал наличие в своих действиях события административного правонарушения (л.д. 36).

Событие административного правонарушения подтверждается путевыми листами (л.д.16).

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-фз юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пункту 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

В соответствии с п. 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде учета рабочего времени, фактически отработанного каждым водителем, с грубыми нарушениями, что является нарушением лицензионных условий и требований. Доказательств, опровергающих наличие в действиях ответчика события административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Предпринимателем нарушены ст. 91 Трудового кодекса РФ; п. 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27; п. 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

3. Не соблюдается режим труда и отдыха водителей автомобилей.

Проверка путевых листов № 288 от 15.11.2006 г., № 339 от 18.11.2006 г. на водителя ФИО4, № 305 от 16.11.2006 г., № 322 от 17.11.2006 г. на водителя ФИО5 показала, что предпринимателем не осуществляется регулярный контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, в соответствии с требованиями Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей:

- не составляются работодателем ежемесячно на каждый день (смену) графики работы на линии (графики сменности), которые устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, признал наличие в своих действиях события административного правонарушения (л.д. 36).

Событие административного правонарушения подтверждается путевыми листами (л.д.16).

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-фз юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Как следует из п.п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.97. № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Исходя из пункта 4 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде не соблюдения установленного Положением режима труда и отдыха водителей автомобилей. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Предпринимателем нарушены ч.1 ст.20 ФЗ « О безопасности дорожного движения»; п. 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.95. № 27; п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.97. № 2; п. 2.3.6., 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15; п. 4 приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.04г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Ответчик полностью признал свою вину в совершении трех правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ (несоблюдение режима труда и отдыха водителей автомобилей; неведение учета рабочего времени, фактически отработанного каждым водителем; нарушение порядка заполнения путевых листов).

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение согласно подп. 1 п.1 ст.4.2 КоАП РФ, является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение индивидуальным предпринимателем ФИО1 трех правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ, выражающихся в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Каждого из указанных правонарушений достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен уполномоченным лицом, в установленный законом срок, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ предприниматель ФИО1 участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, проведении проверки и составлении акта проверки.

На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки, составлении протокола процессуальные права и законные интересы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом полностью соблюдены.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством лицензионных условий и требований, арбитражным судом не установлено.

Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и ст. ст. 2.1., 2.2. КоАП РФ, арбитражный суд признает индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания предпринимателю арбитражный суд, учитывая характер совершенного им правонарушения, раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, считает возможным назначить предпринимателю ФИО1 наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в размере 30 МРОТ, что соответствует 3000 руб.

Государственная пошлина взысканию не подлежит, так как федеральным законом не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Резолютивная часть решения по делу объявлена 18.12.2006 г. Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2006 г., что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: п. Чепецкий Зуевского района Кировской области, ОГРН <***>,

 зарегистрированного по адресу: Республика Марий Эл, <...>) к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3000 рублей по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (УГАДН по Республике Марий Эл), по счету получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Респ. Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН <***>, КПП получателя – 121501001, БИК – 048860001, Код бюджетной классификации – 10611630000010000140, ОКАТО – 88401000000.

Платежный документ об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Г. Попова