ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-4665/12 от 10.12.2012 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«12» декабря 2012 г. Дело № А38-4665/2012 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   10 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен   12 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания   секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   Администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район»

к ответчику   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл

о   признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

третьи лица   Администрация муниципального образования «Юбилейное сельское поселение», Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл

с участием представителей:

от заявителя   – ФИО1 по доверенности от 11.01.2012,

от ответчика   – ФИО2 по доверенности от 21.09.2012,

от третьего лица   Администрации МО «Юбилейное сельское поселение» - ФИО3 по доверенности от 01.11.2012,

от третьего лица   Минсельхозпрода РМЭ – ФИО4 по доверенности от 15.10.2012

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Администрация муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (далее – Администрация, учреждение), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о том, что гражданину ФИО5 правомерно предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Данное лицо, удовлетворяющее требованиям, предъявляемым к получателям выплат, органом местного самоуправления поставлено на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; наличие оснований для этого подтверждено имеющимися доказательствами. Состав семьи ФИО5 (семь человек), совместно проживающих в квартире по адресу: <...>, подтвержден доказательствами, исключение ответчиком из состава семьи несовершеннолетних детей в связи с тем, что они не являются собственниками данного жилого помещения, противоречит требованиям семейного и жилищного законодательства. ФИО5 представлены все документы, требуемые для получения социальных выплат. В связи с чем, выводы ответчика о незаконном использовании средств федерального бюджета являются необоснованными. Кроме того, постановка ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий произведена Администрацией МО «Юбилейное сельское поселение», решение о выделении ему денежных средств принято Минсельхозпродом РМЭ. Данные действия никем не оспорены, незаконными не признаны, сохраняют юридическую силу (т.1, л.д. 7-10, 56,57, 69-71).

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, ТУ Росфиннадзора в РМЭ (далее – орган бюджетного надзора) в отзыве на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Администрации, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления органа бюджетного надзора от 02.07.2012 № 25. По утверждению ответчика, из расчета количества общей площади жилого помещения (15,86 кв.м.), которую имел в собственности каждый из членов семьи, являющийся собственником жилого помещения, исходя из количества членов семьи, на которых было оформлено свидетельство о предоставлении социальной выплаты, следует, что данные лица не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имели права на получение субсидии. В связи с чем, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья выделены ФИО5 незаконно (т.1, л.д. 64-66).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования «Юбилейное сельское поселение», Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (т.1, л.д. 75-77).

Третье лицо, Администрация МО «Юбилейное сельское поселение» в отзыве на заявление, в судебном заседании пояснило, что ФИО5 имеет состав семьи 7 человек, совместно проживающих в жилом помещении по адресу: <...>, которые ведут совместное хозяйство, оплачивают коммунальные платежи. Обеспеченность граждан общей площадью жилья составляет 11,32 кв.м. на одного человека, что менее учетной нормы, установленной на территории муниципального образования. Постановление от 08.09.2009 № 29 о признании ФИО5 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий не обжаловано, не отменено и является действующим (т.1, л.д. 83,84).

Третье лицо, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в отзыве на заявление, в судебном заседании поддержало требование заявителя, ссылаясь на законность постановки ФИО5 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пояснило, что наличие оснований для выделения средств ФИО5 подтверждено доказательствами, ответчиком не опровергнуто.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.12.2012 по 10.12.2012.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в рамках проверки использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012, органом бюджетного надзора проведена встречная проверка документов, подтверждающих право граждан, проживающих в сельской местности на получение в 2011 году социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, в Управлении сельского хозяйства Администрации МО «Медведевский муниципальный район», по результатам проверки составлен акт от 18.06.2012 (т.1, л.д. 14-20).

На основании удостоверения от 05.06.2012 № 108, централизованного задания Росфиннадзора от 23.12.2011 № 43-01-02-25/6212 специалистами ТУ Росфиннадзора в РМЭ проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Администрации МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл за 2008-1012 г.г.

Проверкой установлено, что в нарушение статьи 51 ЖК РФ, подпункта «в» пункта 4 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (далее – Типовое положение), ФИО5, не являющемуся нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлена в 2011 году социальная выплата из средств федерального бюджета в сумме 136 280 руб.

Результаты проверки оформлены актом проверки от 27.06.2012 (т.1, л.д. 21-39), который подписан Администрацией с разногласиями (т.1, л.д. 44-47).

В соответствии с заключением на возражения по акту проверки, утвержденным руководителем ТУ Росфиннадзора в РМЭ, разногласия заявителя отклонены (т.1, л.д. 42-43).

По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в РМЭ в соответствии со статьями 283, 284 БК РФ вынесено представление от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором орган бюджетного надзора предложил Администрации рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанного в представлении нарушения бюджетного законодательства РФ, связанного с незаконным расходованием бюджетных средств на социальную выплату в размере 136 280 руб.; проинформировать ТУ Росфиннадзора в РМЭ о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения (т.1, л.д. 59).

Не согласившись с представлением органа бюджетного надзора, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого Администрацией ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление ТУ Росфиннадзора в РМЭ о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки и меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу правомерности предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданину ФИО5, проживающему в сельской местности, и отнесения его к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013». Согласно этой программы в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, предусмотрено формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета в целях реализации этой программы выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов РФ на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Министерство сельского хозяйства РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Для реализации указанных мероприятий между Минсельхозом РМЭ и Администрацией МО «Медведевский муниципальный район» заключено соглашение от 04.03.2011 № 017/11с (с учетом дополнительных соглашений от 11.05.2011, от 30.11.2011), по условиям которого предусмотрено доведение Министерством до Администрации субсидий из федерального бюджета, республиканского бюджета РМЭ, использование Администрацией указанных средств на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно пунктов 3, 4 Типового положения право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам один раз. Указанное право предоставляется в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Типового положения;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (пункт 5 Типового положения).

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, перечисленных в пункте 12 Типового положения.

На основании пунктов 14, 15 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченный орган (Минсельхозпрод РМЭ). При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает сводные списки, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Органы местного самоуправления вправе выполнять следующие функции по реализации мероприятий, связанных с предоставлением социальных выплат, на основании соглашений, заключенных с уполномоченными органами:

- вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке уполномоченными органами;

- разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат;

- заключение с кредитными организациями соглашений, предусмотренных пунктом 16 Типового положения, и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанном соглашении, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;

- проверка договоров до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;

- ведение реестров выданных свидетельств по форме, предусмотренной приложением № 4 к Типовому положению (пункт 25 Типового положения).

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом (пункт 8 Типового положения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются все совместно проживающие члены семьи, в том числе временно отсутствующие лица, за которыми сохраняется право на жилое помещение на срок их временного отсутствия (пункт 5 статьи 3 Закона РМЭ от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл»).

Материалами дела подтверждается, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Юбилейное сельское поселение» от 08.09.2009 определено внести на рассмотрение главы Администрации проект постановления о признании ФИО5 и членов его семьи в количестве 7 человек нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ (т.1, л.д. 99).

Постановлением Администрации МО «Юбилейное сельское поселение» от 08.09.2009 № 29 «О рассмотрении материалов по жилищным вопросам» признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ФИО5, проживающий по адресу: РМЭ, <...>, с семьей, состоящей из семи человек: ФИО6 – отец заявителя, ФИО7 – мать заявителя, ФИО8 – брат заявителя, ФИО8 – сестра заявителя, ФИО8 – племянница заявителя, ФИО9 – племянник заявителя, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в Медведевском муниципальном районе (14 кв.м.), в целях реализации права граждан на получение государственной социальной поддержки (т.1, л.д. 48, 100, 112).

Наличие оснований для постановки ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подтверждается актами проверки жилищных условий ФИО5 от 04.09.2009, от 07.09.2009 (т.1, л.д. 49,50, 98, 123,124), справками о составе семьи ФИО5 от 07.09.2009 № 799, от 09.09.2009 № 781, от 09.09.2009 № 782 (т.1, л.д. 52, 53, 91,92, 113), справкой МУ «Медведевское бюро технической инвентаризации» от 06.05.2009 № 229 о наличии в совместной собственности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8 квартиры по адресу: РМЭ, <...> (т.1, л.д. 54, 94, 120-122), договором № 76 от 03.11.1993 о передаче указанной квартиры в собственность ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8 (т.1, л.д. 93), выпиской из домовой книги (т.1, л.д. 116-119).

Согласно постановлений главы Администрации МО «Медведевский муниципальный район» от 23.05.2005 № 972, от 10.03.2010 № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14 кв.м. общей площади из расчета на одного человека.

Исходя из данной нормы, общей площади квартиры по адресу: РМЭ, <...> (79,3 кв.м.), количества совместно проживающих в ней членов семьи ФИО5 (семь человек), обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы (11,3 кв.м.), что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) работает слесарем-электриком в ООО «Птицефабрика «Акашевская» (т.1, л.д. 125-127), является молодым специалистом, проживающим и работающим на селе. Он имеет в собственности объект незавершенного строительства по адресу: <...>, на строительство которого ему выдано разрешение № 326 от 07.09.2007, позволяющее возвести индивидуальный жилой дом (т.1, л.д. 95, 115), что свидетельствует о наличии в сельской местности объекта недвижимости жилого назначения, на строительство которого может быть направлена социальная выплата.

В связи с изложенным, арбитражный суд, оценив по правилам части 1 статьи 65, статей 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, а также каждое в отдельности, установил, что органом бюджетного надзора не доказано нарушение Администрацией требований статьи 51 ЖК РФ, подпункта «в» пункта 4 Типового положения в части предоставления ФИО5 за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 136 280 руб. Наличие законных оснований для выделения субсидии указанному лицу, проживающему и работающему в сельской местности, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, поставленному на соответствующий учет органом местного самоуправления, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто. Действия органа местного самоуправления по постановке ФИО5 на учет в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны, сохраняют юридическую силу в жилищных правоотношениях. Злоупотребление ФИО5 своими правами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиком не доказано. Поэтому, при недоказанности ответчиком нарушения, связанного с незаконным использованием средств республиканского бюджета, образованных за счет субсидий из федерального бюджета, в сумме 136 280 руб. выделенных ФИО5, представление от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса не соответствует действующему законодательству.

По утверждению органа бюджетного надзора, для расчета обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи ФИО5 должно учитываться количество членов семьи, которым на праве собственности принадлежит квартира, а также количество членов семьи, которым выдано свидетельство на право получения социальной выплаты. С учетом размера принадлежащей ФИО5 на праве собственности площади (15,86 кв.м.) квартиры по адресу: РМЭ, <...>, он, по мнению ответчика, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Арбитражный суд отклонил как необоснованный довод ответчика о наличии у ФИО5 и членов его семьи жилой площади в размере, более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Материалами дела подтверждается, что в четырехкомнатной квартире по адресу: РМЭ, <...>, общей площадью 79,3 кв.м., жилой площадью 58,8 кв.м. зарегистрированы и совместно проживают семь членов семьи, состоящих в родственных отношениях: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО8, ФИО9.

По договору № 76 от 03.11.1993, заключенному между Птицефабрикой «Акашевская» (продавец) и гражданами ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8 (покупатели), перечисленные физические лица приобрели указанную квартиру в общую совместную собственность (т.1, л.д. 93, 94).

Вселенные в квартиру позже, не имеющие права собственности на нее члены семьи: ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) являются несовершеннолетними детьми. Согласно свидетельствам о рождении от 14.02.2006, от 01.08.2007, свидетельства о расторжении брака от 26.01.2009, ФИО8 является дочерью ФИО8, ФИО9 является сыном ФИО8, то есть, проживают совместно с родителями в принадлежащем последним на праве собственности жилом помещении.

Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу пункта 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Таким образом, вселение и проживание в жилом помещении совместно с родителями несовершеннолетних детей является законным и не требует согласия остальных собственников. Поэтому, в качестве совместно проживающих в квартире общей площадью 79,3 кв.м. членов семьи в целях исчисления нормы обеспеченности жилой площадью органом местного самоуправления правомерно учтено семь человек. Доказательств наличия у ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО8, ФИО9 прав на иные жилые помещения, пригодные для проживания, ответчиком не представлено.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, пунктом 5 статьи 3 Закона РМЭ от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях учитываются все совместно проживающие члены семьи, как имеющие, так и не имеющие право собственности на жилое помещение, в котором они проживают.

На основании пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (пункт 2 статьи 31 ЖК РФ).

Поэтому, довод ответчика о необходимости учета для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий только членов семьи, являющихся собственниками квартиры, не соответствует нормам жилищного законодательства и ограничивает права и законные интересы несовершеннолетних детей, на законном основании проживающих в квартире.

Кроме того, по правилам пункта 2 статьи 244 Гражданского кодекса РФ правовой режим общей совместной собственности не предполагает определение долей каждого из собственников в праве собственности на имущество, в связи с чем, довод ответчика о принадлежности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8 на праве собственности по 15,86 кв.м. жилой площади на каждого собственника не соответствует правовой природе общей совместной собственности. Раздел объекта недвижимости, выделение долей в праве собственности на него между членами семьи ФИО5 не производились, ответчиком доказательств такого раздела и (или) выделения не представлено.

Отражение в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 42 от 11.05.2011 численного состава членов семьи ФИО5 в количестве трех человек (он сам, отец ФИО6, мать ФИО7) не опровергает подтвержденный материалами дела и установленный судом факт совместного проживания в квартире по адресу: РМЭ, <...> семерых членов семьи ФИО5

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, дающее право в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Типового положения на получение социальной выплаты, осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством.

Согласно статьи 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании соответствующего заявления гражданина и документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании пункта 2 статьи 3 Закона РМЭ от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» к таким документам относятся: копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка органа технической инвентаризации, документы, подтверждающие состав семьи, решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, справка органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности.

Таким образом, свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, законом не отнесено к документам, на основании которых граждане ставятся на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Достоверность документов, послуживших основанием для принятия постановления Администрации МО «Юбилейное сельское поселение» от 08.09.2009 № 29 о признании ФИО5 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, ответчиком не опровергнута; злоупотребление ФИО5 правами при определении при постановке на учет количества совместно проживающих с ним членов семьи не доказано.

В связи с изложенным, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации МО «Медведевский муниципальный район» нарушения бюджетного законодательства, связанного с незаконным использованием средств субсидий, выделенных из федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием. Органом бюджетного надзора не доказано нарушение Администрацией статьи 51 ЖК РФ, подпункта «а» пункта 4 Типового положения при предоставлении ФИО5 за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в сумме 136 280 руб. на строительство.

В связи с недоказанностью органом бюджетного надзора события бюджетного правонарушения, за которое предусмотрены меры принуждения, отсутствуют основания для применения мер принуждения, предусмотренных, в том числе и положениями статьи 283 БК РФ.

Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент, в силу пункта 123 которого по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.

Таким образом, при установленных обстоятельствах у Территориального управления Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в Республике Марий Эл отсутствовали основания для направления в адрес Главы Администрации МО «Медведевский муниципальный район» оспариваемого представления от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований Администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район»; признает недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, как не соответствующее действующему законодательству.

Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании арбитражным судом не рассматривался.

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2012 года, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансового – бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 02.07.2012 № 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, как не соответствующее действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья /Ю.А. Вопиловский/