АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«20» июня 2008 г. Дело № А38-472/2008-21-79 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2008 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Маслова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Масловым Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску муниципального унитарного предприятия «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
к ответчику федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «40 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 61676)
о взыскании основного долга
третье лицо Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл
с участием представителей:
от истца – ФИО1, заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 14.01.2008 № 6,
от ответчика – ФИО2, представитель, доверенность от 2.06.2008,
от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (МУП Йошкар-Олинская «ТЭЦ-1») обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением о взыскании с ответчика, федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «40 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 61676) (ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676), основного долга по оплате тепловой энергии и химически очищенной воды за период с 1 ноября 2007 года по 31 января 2008 года в сумме 968 661 руб. 74 коп.
В исковом заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о нарушении должником условий договора о сроках оплаты переданной тепловой энергии и химически очищенной воды.
По утверждению истца, 1 января 2007 года между ним и ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676) был заключен в письменной форме государственный контракт купли-продажи тепловой энергии в виде горячей воды № 1652, по условиям которого МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» приняло на себя обязательство подавать ответчику тепловую энергию и химически очищенную воду, а ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676), в свою очередь, обязалось оплачивать потребленную энергию. Тепловая энергия и химически очищенная вода была предназначена для отопления помещений, расположенных по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.
Энергоснабжающая организация посчитала договор продленным на новый срок в 2008 году, поскольку по окончании его действия ни одна из сторон не заявила о прекращении или изменении договора.
МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» указало, что надлежащим образом исполнило обязанности энергоснабжающей организации и с 1.11.2007 по 31.01.2008 подало ответчику тепловую энергию в количестве 1304,4 Гкал на сумму 879485 руб. 24 коп. и химочищенную воду в объеме 3720 куб.м. на сумму 93860 руб., всего на сумму 973345 руб. 58 коп. ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676) обязанность по оплате полученной тепловой энергии и химически очищенной воды перед МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» исполнило частично в размере 4683 руб. 84 коп.
Энергоснабжающая организация отметила, что в связи с отсутствием у ответчика приборов учета получаемой тепловой энергии в договоре согласован иной механизм определения количества поставляемого коммунального ресурса: расчетным путем по объемам зданий и средней температуре наружного воздуха с учетом потерь в тепловых сетях и системах теплопотребления абонента (пункт 4.8 контракта от 1.01.2007).
Как утверждал истец, при определении регулируемых цен на тепловую энергию необходимо применять тарифы, установленные постановлениями Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год» (л.д. 31-33).
Требование истца обосновано правовыми ссылками на статьи 307, 309, 310, 539, 541, 544, 548 ГК РФ (л.д. 7-9).
До принятия арбитражным судом решения истец на основании статьи 49 АПК РФ неоднократно уменьшал размер исковых требований в связи с произведенной ответчиком частичной оплатой задолженности. В итоге он просил взыскать основной долг по оплате тепловой энергии и химочищенной воды с 1 ноября 2007 по 31 января 2008в сумме 616854 руб. 53 коп. (л.д. 139).
В судебном заседании истец поддержал заявленное требование в уточненном размере и подтвердил, что на момент рассмотрения дела задолженность ответчиком не погашена.
Истец подтвердил избранную им позицию, согласно которой при расчете договорного долга следует применять экономически обоснованные тарифы, утвержденные Республиканской службой по тарифам РМЭ, так как ответчик не относится к категории жилищных организаций. По мнению энергоснабжающей организации ответчиком не представлены надлежащие доказательства того, что объекты, на которые подаётся тепловая энергия, относятся к специализированному жилищному фонду и имеют статус общежития. В подтверждение своих доводов, участник спора ссылался на постановления Республиканской службы по тарифам РМЭ от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год», часть 2 статьи 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42.
Ответчик в отзыве на иск и дополнениях к нему заявленное требование признал частично. В итоге им признана задолженность в сумме 555108 руб. 81 коп. за потребленную с 1 ноября 2007 по 31 января 2008 тепловую энергию и химочищенную воду.
ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676) считало ошибочной позицию истца о возможности использовании при определении размера задолженности за полученную тепловую энергию тарифов для юридических лиц, установленных Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл. По его мнению, при расчете основного долга по оплате теплоэнергии применению подлежали тарифы, установленные постановлениями Республиканской службы по тарифам РМЭ от 21.12.2006 №120 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы» и от 27.12.2007 № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год» (л.д. 97, 119).
По утверждению ответчика, войсковая часть 61676 (40 эксплуатационно-техническая комендатура) не является потребителем, либо перепродавцом тепловой энергии, а выполняет роль посредника между энергоснабжающей организацией и фактическим потребителем – населением. По этой причине ответчик полагал что, энергоснабжающая организация необоснованно предъявляла для оплаты счета по тарифам, утверждённым постановлениями Республиканской службы по тарифам РМЭ от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год». Поскольку непосредственным потребителем отпускаемой по государственному контракту №1652 тепловой энергии являются жильцы (граждане) двух подъездов жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также жители общежитий, расположенных в <...> и Героев Сталинградской битвы, 37, при расчётах подлежат применению тарифы, установленные постановлением Республиканской службы по тарифам РМЭ от 21.12.2006 №120 и от 27.12.2007 № 102 (л.д. 61-62).
В судебном заседании ответчик привел доводы, соответствующие изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
Третье лицо, Республиканская служба по тарифам Республики Марий, в судебное заседание не явилось, о дне и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ спор разрешен без участия третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В своем отзыве на исковое заявление третье лицо сообщило, что в случае, если указанные в иске помещения отнесены к специализированному жилищному фонду (общежитиям), то должны применяться тарифы, установленные постановлениями Республиканской службы по тарифам РМЭ от 21.12.2006 №120 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы» и от 27.12.2007 № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год». Третье лицо также указало, что названным актом установлен порядок оплаты за тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями на цели отопления и горячего водоснабжения для населения города без их дифференциации по принадлежности к различным жилищным фондам.
Рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить иск в частичном размере по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что 1 января 2007 года между МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и ФГ КЭУ «40 ЭТК» (войсковая часть 61676) был заключен в письменной форме сроком на один год государственный контракт купли-продажи тепловой энергии в виде горячей воды № 1652, по условиям которого МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» приняло на себя обязательство отпустить в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 с помесячным распределением тепловую энергию и химически очищенную воду, а войсковая часть как абонент была обязана оплатить полученную энергию и химочищенную воду в порядке, предусмотренном в разделе 4 договора (л.д. 20-22). Тепловая энергия была предназначена для отопления помещений, расположенных по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.
Договор (контракт) подписан уполномоченными представителями сторон и с этого момента как консенсуальная сделка вступил в силу и стал обязательным для сторон (статьи 425, 433 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Тем самым сторонами заключен и исполнялся договор снабжения тепловой энергией жилых домов, из которого возникли взаимные обязательства сторон (пункт 2 статьи 307 ГК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона.
Обязанности энергоснабжающей организации МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» с 1 ноября 2007 года по 31 января 2008 года исполнило надлежащим образом и подало в указанный период ответчику тепловую энергию в количестве 1304,4 Гкал и химочищенную воду в объеме 3720 куб.м.
Получение тепловой энергии и химически очищенной воды в предусмотренном договором количестве соответствует представленным истцом доказательствам и не оспаривается абонентом (л.д. 167).
Как установлено арбитражным судом, между участниками спора имеются существенные противоречия по поводу цены тепловой энергии и химочищенной воды, поданной ответчику в период с 1 ноября 2007 года по 31 января 2008 года.
По утверждению ответчика, применению подлежали тарифы, установленные постановлениями Республиканской службы по тарифам РМЭ от 21.12.2006 №120 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы» и от 27.12.2007 № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год» (л.д. 97, 119). По мнению ответчика, он приравнивается к жилищной организации, поэтому истец как энергоснабжающая организация необоснованно предъявлял ему счета, исходя из тарифов для прочих потребителей.
Истец настаивал на использовании тарифов, утвержденных постановлениями Республиканской службой по тарифам РМЭ от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год» (л.д. 31-33). Энергоснабжающая организация полагала, что абонент не является жилищной организацией и, следовательно, к должнику правомерно применены тарифы, установленные для прочих потребителей.
Позиция истца не соответствует гражданскому законодательству.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Статьей 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Следовательно, размер платы (цена) за тепловую энергию по договору должен устанавливаться не добровольным соглашением сторон, а на основании обязательного к исполнению акта государственного органа.
Постановлениями Республиканской службой по тарифам РМЭ от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год» тарифы на тепловую энергию, реализуемую истцом, установлены в размере 528 руб. 70 коп. за 1 Гкал. в 2007 году и 643 руб. 81 коп. за 1 Гкал. в 2008 году соответственно.
Постановлениями Республиканской службы по тарифам РМЭ от 21.12.2006 №120 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы» и от № 103 «О порядке оплаты за тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения населения города Йошкар-Олы на 2008 год» утверждены иные тарифы, согласно которым теплоснабжающим организациям города Йошкар-Олы, производящим отпуск тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения населения, надлежит предъявлять счета жилищным организациям: а) на цели отопления в размере 512,84 руб. за 1 Гкал. в 2007 году и в размере 610,33 руб. за 1 Гкал. в 2008 году; б) на цели горячего водоснабжения в размере 385,97 руб. за 1 Гкал в 2007 году и в размере 481,76 руб. за 1 Гкал в 2008 году.
Поскольку войсковая часть 61676 (40 эксплуатационно-техническая комендатура) не является потребителем, либо перепродавцом тепловой энергии, а выполняет роль посредника между энергоснабжающей организацией и фактическим потребителем – населением, энергоснабжающая организация необоснованно предъявляла счета по тарифам, установленным постановлениями Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл от 27.11.2006 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую Марийским филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» и МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и от 12.11.2007 № 84 «О тарифах на тепловую энергию, реализуемую МУП Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2008 год».
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при изложенных обстоятельствах у истца как бюджетной организации имелось право на оплату тепловой энергии по тарифам для населения.
По этой причине арбитражный суд признает ошибочным расчет задолженности за переданную ответчику тепловую энергию и химочищенную воду произведенный истцом с использованием условий договора об определении расчетным путем количества поставленной тепловой энергии и тарифов, утвержденных для юридических лиц
Напротив, составленный ответчиком расчет задолженности за потребленную тепловую энергию арбитражным судом проверен и признается верным (л.д. 165).
Арбитражным судом отдельно исследованы доводы истца, которыми обоснованы заявленное требование.
Энергоснабжающая организация утверждала, что верно применила тарифы, поскольку ответчик документально не подтвердил, что объекты, на которые подаётся тепловая энергия, относятся к специализированному жилищному фонду и имеют статус общежития
Между тем, как следует из материалов дела, при заключении государственного контракта №1652 купли-продажи тепловой энергии в виде горячей воды от 01.01.2007г. у ответчика не возникало вопроса о том, относятся объекты теплоснабжения к специализированному жилищному фонду или нет. Так, в графе 1 в приложении №1 к договору в сведения о зданиях, потребляющих тепловую энергию на цели отопления, внесены: ГСБ, 37 «общежитие», Мира, 15а «общежитие», ФИО3, 49 «общежитие», Мира, 68, блок 29 кв. и 40 кв. «благоустроенные жилые дома».
Кроме того, в деле имеется убедительное документальное подтверждение того, что здания, расположенные в городе Йошкар-Оле по адресам: ул. ФИО3, 49, ул. Мира, 15-а, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 37, являются федеральной собственностью и значатся как общежития (л.д. 99). Проверка соблюдения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при изложенных обстоятельствах в полномочия арбитражного суда не входит. При этом ссылки ответчика на часть 2 статьи 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку эти акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Между тем, как следует из представленных документальных доказательств, организационные мероприятия по ликвидации гостиниц проводились до 1 июля 2002 года.
Ссылка ответчика на то, что федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «40 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 61676) не является жилищной организацией, не принята судом во внимание.
Из материалов дела следует, что указанные истцом здания по своему назначению и характеру используются как общежития; проживающие в нём граждане заключают договоры на проживание в общежитии, имеют место регистрации в городе Йошкар-Оле. Государственный контракт №1652 купли-продажи тепловой энергии в виде горячей воды от 01.01.2007г. заключен истцом в интересах граждан, проживающих в общежитиях. При этом истец является не перепродавцом энергии, а посредником в отношениях между энергоснабжающей организацией и населением.
Следовательно, оплата за тепловую энергию должна производиться по тарифам, установленным для населения, а не по тарифам для юридических лиц.
Кроме того, в материалах дела имеется письменное сообщение Республиканской службы по тарифам РМЭ, которая уполномочена не только устанавливать тарифы, но и давать разъяснения по их применению. Так, Республиканская служба по тарифам РМЭ на запрос МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» о применении тарифов на тепловую энергию, реализуемую истцу, разъяснила, что в рассматриваемом случае войсковая часть 61676 выступает как жилищно-эксплуатационная организация. Следовательно, при расчётах подлежат применению тарифы, установленные для «населения».
В соответствии с изложенными выводами требование истца о взыскании основного долга подлежит удовлетворению в размере 555108 руб. 81 коп., в остальной части иск отклоняется.
Нарушенное право истца подлежит судебной защите. Истец вправе требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК) с вынесением решения арбитражного суда о принудительном взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения (статьи 11, 12 ГК).
При распределении государственной пошлины арбитражный суд применяет специальные правила статьи 110 АПК РФ, согласно которым в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делу составляет 12668 руб. 55 коп.
Истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Исковое требование удовлетворено арбитражным судом в частичном размере в сумме 555108 руб. 81 коп., поэтому государственная пошлина, исчисленная от общей суммы государственной пошлины по делу пропорционально размеру удовлетворенного искового требования, составляет 12051 руб. 09 коп. Она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенного искового требования. В остальной части в связи с отказом в иске государственная пошлина в сумме 617 руб. 46 коп. взыскивается арбитражным судом в доход федерального бюджета с истца.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 июня 2008 года. Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 года, что согласно части 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.
Руководствуясь статьями 167, 170, 173 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
1. Взыскать с федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «40 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 61676) в пользу муниципального унитарного предприятия «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» основной долг в сумме 555108 руб. 81 коп. В остальной части иска отказать.
2. Взыскать с федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «40 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 61676) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12051 руб. 09 коп.
3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 617 руб. 46 коп.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Маслов