ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-5193/2011 от 06.08.2012 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«10» августа 2012 года Дело № А38-5193/2011 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   6 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен   10 августа 2012 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Лежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания   помощником

судьи Домрачевой Л.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   открытого акционерного общества «Порт Козьмодемьянск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику   Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл

о   признании незаконным отказа в утверждении (согласовании) материалов межевания земельного участка

третьи лица   Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, муниципальное образование «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Республике Марий Эл, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл

с участием представителей:

от заявителя   – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

от ответчика   – ФИО1 по доверенности,

от третьих лиц   муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Республике Марий Эл, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл  – не явились, извещены по правилам статьи 123 АПК РФ,

от третьих лиц   ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл – не явились, заявили о рассмотрении дела без их участия,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, открытое акционерное общество «Порт Козьмодемьянск» (далее – общество), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, изменённым по правилам статьи 49 АПК РФ, к ответчику, Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» (далее – Администрация), в котором просит признать незаконными действия Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», связанные с отказом согласовать раздел земельного участка, расположенного на берегу реки Волги у пристани с. Кокшайск общей площадью 3,0879 га прочих угодий (кадастровый номер 12:14:0000000:542 (предыдущие номера 12:14:0109003:53, 12:14:9802001:0001) в соответствии с проектным планом границ, определенных материалами межевого дела № 1214/102/11-0190 от 24.08.2011, содержащемся в письме № 2816 от 19 сентября 2011 года, в виду отсутствия установленных законом оснований для их отказа, и обязать ответчика согласовать проектный план границ земельного участка (кадастровый номер 12:14:0000000:542), расположенного на берегу реки Волги у пристани с. Кокшайск общей площадью 3,0879 га прочих угодий, путем проставления надписи «Согласовано», подписи и печати уполномоченного лица на листе «Проектный план границ разделения ранее учтенного земельного участка» в приложении к межевому плану № 1214/102/11-0190 от 24.08.2011 в нижней части страницы» (т.2, л.д. 113-116, т.3, л.д. 26-27).

В заявлении и в дополнениях к нему изложены доводы о том, что 23.08.2011 ОАО «Порт Козьмодемьянск» обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении материалов межевания земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, у пристани с. Кокшайск на берегу реки Волги, в связи с его разделом на два земельных участка: площадью 30462 кв.м. и площадью 417 кв.м. согласно межевому плану. Однако Администрация отказала в согласовании раздела земельного участка, указав на отсутствие на то законных оснований. По мнению общества, отказ Администрации является незаконным, поскольку правила статьи 35 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) регламентируют порядок определения размера земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, применяются к случаям оформления прав на земельные участки под объектами недвижимости, а не переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Следовательно, отказ в согласовании материалов межевания препятствует выполнению обществом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.

В качестве правового обоснования заявленного требования общество сослалось на статьи 11.1, 11.2, 68, 69 ЗК РФ, статьи 19, 22 Федерального закона «О землеустройстве», пункт 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, и пункты 1.1, 1.2, 2, 9.2, 14.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 (т.1, л.д. 15-17, 86-89, 98-100, 149-151, т.2, л.д. 113-116).

Заявитель, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Ответчик в письменном отзыве на заявление, в дополнениях к нему и в судебных заседаниях требования не признал и указал, что в удовлетворении заявления ОАО «Порт Козьмодемьянск» отказано обоснованно письмом № 2816 от 19.09.2011. Оспариваемое решение принято на основании пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, пункта 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 514 от 11.07.2002. На земельном участке расположено сооружение – причальная стенка с асфальтовой площадкой. В состав сооружения входит три литера: литер I- асфальтовое покрытие, площадью 2671 кв.м., литер II - металлический забор, протяженностью 1600 м., и литер III – причальная стенка, протяженностью 83,2 кв.м. ОАО «Порт Козьмодемьянск» собственником сооружения не является. Государственная регистрация права собственности на земельный участок общей площадью 30879 кв.м. с кадастровым номером 12:14:0000000:542 не осуществлена.

Ответчиком отмечено, что земельный участок площадью 30879 кв.м. является неделимым земельным участком, а земельный участок площадью 417 кв.м представляет собой составную часть земельного участка площадью 30879 кв.м и используется в целях обеспечения деятельности по организации и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта для размещения речного порта, причала, то есть для нужд организации транспорта. Следовательно, при разделе земельного участка площадью 30879 кв.м на два земельных участка, площадью 30462 кв.м и 417 кв.м права собственника сооружения «причальная стенка» будут нарушены, поскольку земельный участок площадью 417 кв.м. необходим для обслуживания сооружения и обеспечения деятельности по организации и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта. Поскольку сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» является неделимой вещью и не может быть разделено в натуре без изменения его назначения, то и разделение земельного участка под сооружением не представляется возможным (т.1, л.д. 109-110, т.2, л.д. 11-12, 62-63, т.4, л.д. 114, 123-124).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Республике Марий Эл, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (т.1, л.д. 130-136, т.2, л.д. 96-101, т.3, л.д. 29-34).

Третье лицо, муниципальное образование «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации, в письменном отзыве на заявление сообщило, что на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0000000:542 расположено не принадлежащее ОАО «Порт Козьмодемьянск» сооружение – асфальтовая площадка с металлическим забором и причальной стенкой. Объект недвижимости поставлен на учет в качестве бесхозяйного имущества, поэтому муниципальное образование намерено зарегистрировать в отношении него право муниципальной собственности (т.2, л.д. 25, 27).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, в письменном отзыве пояснило, что 18.11.2010 ОАО «Порт Козьмодемьянск» обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на асфальтовую площадку, расположенную по адресу: РМЭ, Звениговский район, с. Кокшайск, на берегу реки Волга. 13.12.2010 государственная регистрация права приостановлена до 17.01.2011 по причине отсутствия правоустанавливающего документа на объект недвижимости, а также отсутствия нотариально заверенной копии доверенности представителя. 31.12.2010 на основании заявления ОАО «Порт Козьмодемьянск» государственная регистрация права приостановлена сроком до 3 месяцев для сбора недостающих документов, а затем 01.04.2011 на основании заявления ОАО «Порт Козьмодемьянск» прекращена. Заявлений от общества о регистрации права собственности на причальную стенку с асфальтовой площадкой в Управление не поступало. 23.06.2011 причальная стенка с асфальтовой площадкой, расположенная по адресу: РМЭ, <...>, поставлена на учет по заявлению Администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» как бесхозяйный объект недвижимости. Причальная стенка с асфальтовой площадкой представляет собой единый объект недвижимости (т.2, л.д. 88-89).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление пояснило, что Куйбышевское водохранилище является водным объектом общего пользования. Ширина береговой полосы Куйбышевского водохранилища, как водного объекта общего пользования, равна 20 метрам и отсчитывается от нормального подпорного уровня Куйбышевского водохранилища – 53 метра. Отдел не располагает картографической информацией о расположении земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, в связи с чем не имеет возможности установить, соответствует ли береговая полоса, отраженная на чертеже разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, фактической береговой полосе (т.3, л.д. 109-110).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице филиала по Республике Марий Эл, в отзыве на заявление сообщило, что сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» представляет собой сложную вещь, в состав которой входит причальная стенка, асфальтовая площадка и забор. Орган технической инвентаризации производит технический учет и техническую инвентаризацию в заявительном порядке. Первым обратилось ОАО «Порт Козьмодемьянск» с целью проведения технической инвентаризации объекта недвижимости под названием «асфальтовая площадка». Позже муниципальное образование «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации обратилось с просьбой провести техническую инвентаризацию объекта недвижимости под названием «причальная стенка» (без асфальтовой площадки). По данным органа технической инвентаризации на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0000000:542 находится только одна асфальтовая площадка. Техническому учету по заявлению ОАО «Порт Козьмодемьянск» подверглась одна обнаруженная на земельном участке асфальтовая площадка, этот же объект подвергся техническому учету по заявлению муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» в лице администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение», но уже в составе причальной стенки. Третье лицо подтвердило, что сооружение под названием «асфальтовая площадка», которое прошло технический учет по заявлению ОАО «Порт Козьмодемьянск», является составной частью сооружения под названием «причальная стенка с асфальтовой площадкой». Техническая инвентаризация произведена в отношении двух объектов недвижимости и в настоящее время является актуальной. Асфальтовая площадка с металлическим забором и причальной стенкой являются с точки зрения технической инвентаризации сложной вещью, образующей единый объект технической инвентаризации (т.3, л.д. 68-70, 111-113).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, в отзыве на заявление пояснило, что в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по РМЭ от 05.12.2001 № 48 «Об утверждении материалов кадастрового зонирования» кадастровый номер земельного участка 12:14:9802001:0001 был изменен на кадастровый номер 12:14:0109003:53. В сведениях государственного кадастра недвижимости была обнаружена техническая ошибка и на основании статьи 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ она исправлена. Решением межрайонного отдела № 3 ФБУ «КП» по РМЭ от 25.05.2011 №14/11-1364 «Об исправлении технической ошибки» кадастровый номер земельного участка 12:14:0109003:53 изменен на кадастровый номер 12:14:0000000:542. Сведения о сооружении «причальная стенка с асфальтовой площадкой» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (т.2, л.д. 121-123).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. До начала судебного заседания третье лицо представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т.4, л.д. 119-120). На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление сообщило, что согласно уведомлению от 01.03.2012 № 11/01/2012-626 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542, расположенный по адресу: РМЭ, Звениговский район, у пристани, с. Кокшайск, на берегу реки Волга. Более того, по мнению третьего лица, основания отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации отсутствуют. Поскольку сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» не может быть разделено в натуре без изменения его назначения разделение земельного участка под спорным сооружением является невозможным. Из топографической съемки земельного участка следует, что часть сооружения попадает в береговую полосу водного объекта Куйбышевского водохранилища. Кроме того, из межевого плана и топографической съемки усматриваются расхождения в части фактического расположения береговой полосы (т.3, л.д. 5-7).

Третье лицо, надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. Третье лицо представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (т.4, л.д. 116-117). На основании части 5 статьи 156 и части 2 статьи 200 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения ответчика, арбитражный суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Звениговского района Республики Марий Эл № 346 от 04.10.2001 на праве постоянного (бессрочного) пользования из земель водного фонда ОАО «Порт Козьмодемьянск» предоставлен земельный участок площадью 3,0879 га прочих угодий, расположенный на берегу реки Волги у пристани села Кокшайск (т.1, л.д. 92). 20.11.2001 право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 12:14:9802001:0001, общей площадью 30879 кв.м зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (т.1, л.д. 55, т.2, л.д. 117).

Обществом начаты действия по переоформлению прав на земельный участок и его приватизации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию, до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.

При этом обществом предприняты действия по исключению береговой полосы из состава земельного участка и приватизации оставшейся части земельного участка, поскольку пункт 8 статьи 27 ЗК РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ. Согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. В силу пункта 1 статьи 8 ВК РФ водный объект – река Волга и её береговая полоса находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

На основании статьи 11.2 ЗК РФ в целях раздела земельного участка ОАО «Порт Козьмодемьянск» заключило договор с ООО «Землемер +» на межевание земельного участка, расположенного на берегу реки Волги у пристани с. Кокшайск, общей площадью 30879 кв.м. с кадастровым номером 12:14:0000000:542, для его раздела на два самостоятельных земельных участка с целью исключения береговой полосы. 24.08.2011 в результате выполнения кадастровых работ ООО «Землемер +» изготовлен межевой план № 1214/102/11-0190 (т.1, л.д. 59-70). В соответствии с ним земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542 предполагалось разделить на два земельных участка: участок 1 - площадью 30462 кв.м. и участок 2 - площадью 417 кв.м. (т.1, л.д. 71).

Однако решением Межрайонного отдела № 3 ФБУ «Кадастровая палата» по РМЭ № 14/11-1870 от 14.09.2011 отказано ОАО «Порт Козьмодемьянск» в государственном кадастровом учете объекта недвижимости в связи с отсутствием согласования проектного плана границ с собственником земельного участка (т.1, л.д. 93).

24.08.2011 ОАО «Порт Козьмодемьянск» обратилось в Администрацию муниципального образования «Звениговский муниципальный район» с заявлением об утверждении материалов межевания земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, у пристани с. Кокшайск на берегу реки Волги, в связи с его разделом на два земельных участка: площадью 30462 кв.м и площадью 417 кв.м согласно межевому плану (т.1, л.д. 53).

Администрация письмом № 2816 от 19.09.2011 отказала в согласовании раздела земельного участка, указав, что на земельном участке находится объект недвижимости, не принадлежащий заявителю на праве собственности. При этом ответчик отметил, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (т.1, л.д. 54).

Не согласившись с решением Администрации об отказе в согласовании раздела земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его незаконности, поскольку оно препятствует переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.

Законность и обоснованность решения органа, осуществляющего публичные полномочия, проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании действий, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями, решением прав и охраняемых законом интересов юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследованные арбитражным судом по правилам статей 71 и 162 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что такие условия отсутствуют, поскольку решение органа местного самоуправления не противоречат законодательству и не нарушают права заявителя.

Полномочия Администрации по распоряжению спорным земельным участком основаны на пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Тем самым Администрация муниципального образования «Звениговский муниципальный район» приняла решение в пределах своей компетенции.

Между участниками дела возникли существенные разногласия о возможности раздела земельного участка в связи с наличием на нем чужого объекта недвижимости при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования. По мнению заявителя, оспариваемый отказ в согласовании раздела земельного участка неверно основан на не подлежавшем применению пункте 1 статьи 35 ЗК РФ, так как работы по межеванию земельных участков считаются выполненными, а границы участков установленными с момента утверждения данных документов Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 14.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996). Напротив, ответчик утверждает, что правомерно отказал в согласовании раздела земельного участка в связи с наличием на нем объекта недвижимости – причальной стенки с асфальтовой площадкой, что препятствует разделу земельного участка в соответствии с вариантом, изложенным в межевом плане.

Позиция органа местного самоуправления соответствует земельному законодательству и подтверждена документальными доказательствами.

Так, земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542 общей площадью 30879 кв.м., категория – земли транспорта, предоставлен ОАО «Порт Козьмодемьянск» на праве постоянного (бессрочного) пользования под площадку складирования сыпучих материалов у пристани с. Кокшайск (т.1, л.д. 56-58, 92, т.2, л.д. 58-60).

Расположенные на нем асфальтовая площадка, металлический забор и причальная стенка являются единым сооружением «причальная стенка с асфальтовой площадкой», в состав которого входит три литера: литер I- асфальтовое покрытие, площадью 2671 кв.м., литер II - металлический забор, протяженностью 1600 м., и литер III –причальная стенка, протяженностью 83,2 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на сооружение «причальная стенка» от 16.05.2011 и кадастровым паспортом на сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» от 16.05.2011 (т.2, л.д. 18-19, 20-22, т.3, л.д. 71-86).

При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке (т.1, л.д. 73). Вопреки правилам статьи 65 АПК РФ, статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ОАО «Порт Козьмодемьянск» не представило доказательства своего права собственности на указанное сооружение. Напротив, 23.06.2011 причальная стенка с асфальтовой площадкой, расположенная по адресу: РМЭ, <...>, поставлена на учет по заявлению Администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» как бесхозяйный объект недвижимости (т.1, л.д. 117, т.2, л.д. 92). Тем самым на земельном участке, принадлежащем обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположен чужой объект недвижимости.

Согласно статье 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

Следовательно, только с момента определения собственника сооружения у него возникнет исключительное право на приватизацию земельного участка. При разделе земельного участка площадью 30879 кв.м. на два земельных участка: площадью 30462 кв.м. и площадью 417 кв.м. права собственника сооружения «причальная стенка с асфальтовой площадкой» будут нарушены.

Также земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542 общей площадью 30879 кв.м включает в себя береговую полосу и относится к землям транспорта (т.1, л.д. 56-58, т.2, л.д. 58-60).

Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта. В соответствии с пунктом 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ причал - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов; речной порт (далее также - порт) - это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Таким образом, сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» арбитражный суд признает элементом речного порта. Следовательно, земельный участок площадью 30879 кв.м. относится к землям, используемым в целях обеспечения деятельности по организации и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта для размещения речного порта, причала, то есть для нужд организации транспорта.

В соответствии с пунктом 6 Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 71, береговая полоса может быть предоставлена во временное пользование юридическим или физическим лицам в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ: устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров. Тем самым земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542 площадью 30879 кв.м. является неделимым земельным участком, а земельный участок площадью 417 кв.м. следует считать его составной частью, поскольку весь участок используется в целях обеспечения деятельности по организации и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта для размещения речного порта, причала, то есть для нужд организации транспорта.

В силу пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Поскольку сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» является неделимым объектом и не может быть разделено в натуре без изменения его назначения, то и разделение земельного участка под этим сооружением невозможно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.

Между тем в силу статей 5 и 8 ВК РФ береговая полоса реки Волга является собственностью Российской Федерации и не может находиться на вещном праве у коммерческой организации. Поэтому обществом избран неверный способ образования земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, для исключения из него береговой полосы, которые предусмотрены статьей 11.2 ЗК РФ.

Также между заявителем и ответчиком имеются разногласия по поводу фактического расположения береговой полосы на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0000000:542, площадью 30879 кв.м.

Так, Администрация обоснованно указала на недостоверность отражения в межевом плане береговой полосы. При сопоставлении проектного плана границ разделения ранее учтенного земельного участка и топографической съемки земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542 видны явные противоречия. В проектном плане разделения земельного участка береговая полоса Куйбышевского водохранилища накладывается на земельный участок с кадастровым номером 12:14:0000000:542 с левой стороны относительно реки Волга, а на топографической съемке спорного земельного участка береговая полоса Куйбышевского водохранилища накладывается как на земельный участок, так и на сооружение «причальная стенка с асфальтовой площадкой» с правой стороны относительно реки Волга (т.2, л.д. 68).

Согласно пункту 3 статьи 5 ВК РФ поверхностный водный объект состоит из вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, определенной законодателем для каждого вида водного объекта. Береговая линия прудов и водохранилищ определяется по нормальному подпорному уровню воды (подпункт 3 пункта 4 ВК РФ).

В соответствии с постановлением главы Администрации г. Йошкар-Олы от 02.12.2005 № 3098 «О согласовании проектных предложений по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос Куйбышевского водохранилища в черте с. Кокшайск РМЭ» нормальный подпорный уровень Куйбышевского гидроузла согласно «Основным правилам использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища на реке Волге» составляет 53 БС.

В силу пункта 6 статьи 6 ВК РФ ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Поэтому ширина береговой полосы Куйбышевского водохранилища составляет 20 метров от 53 отметки Балтийской системы.

С целью выяснения сведений о фактическом расположении береговой полосы арбитражным судом по ходатайству ответчика назначена судебная землеустроительная экспертиза (т.3, л.д. 66, т.4, л.д. 4-9). В результате исследования эксперт пришел к следующим выводам: 1) Линия раздела земельного участка по межевому плану от 24.08.2011, отраженная на чертеже разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, не проходит под сооружением причальной стенки с асфальтовой площадкой, находящимся на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0000000:542; 2) Граница береговой полосы, отраженная на чертеже разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, проходит под сооружением причальной стенки с асфальтовой площадкой; 3) На линии раздела земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542 по межевому плану от 24.08.2011 не находится каких-либо иных сооружений; 4) В границах земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542:ЗУ2, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, нет какого-либо объекта недвижимости или его части; 5) Расположение причальной стенки с асфальтовой площадкой на земельном участке препятствует межеванию земельного участка с целью исключения из его состава береговой полосы  ; 6) В границы земельного участка 12:14:0000000:542:ЗУ1, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, входит береговая полоса реки Волга (Куйбышевское водохранилище) примерно площадью 60 кв.м.; 7) Береговая полоса, отраженная на чертеже разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 12:14:0000000:542, не соответствует фактической береговой полосе водного объекта Куйбышевского водохранилища (т. 4, л.д. 16-24).

Таким образом, заключением эксперта подтверждено, что разделить земельный участок по предложенному заявителем варианту не представляется возможным, а межевой план раздела земельного участка от 24.08.2011 не соответствует действительности, то есть отраженная в нем береговая полоса и линия раздела не соответствуют фактической береговой полосе.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к итоговому заключению о том, что действия Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», связанные с отказом согласовать раздел земельного участка, не противоречат законодательству и не нарушают прав заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что действия органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому арбитражный суд принимает решение об отклонении заявления ОАО «Порт Козьмодемьянск» о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», связанные с отказом согласовать раздел земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, не в пользу которого принят судебный акт, и возмещению не подлежат.

Учитывая, что заявителем государственная пошлина уплачена в большем размере, чем предусмотрено статьей 333.21 НК РФ, то государственная пошлина в сумме 4000 руб. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета лицу, её уплатившему.

Кроме того, по ходатайству ответчика арбитражным судом проведена судебная землеустроительная экспертиза. Ответчиком на депозитный счет арбитражного суда по платежному поручению № 1707012 от 06.04.2012 внесена денежная сумма в размере 15 000 руб. для выплаты вознаграждения эксперту (т. 3, л.д. 67). В связи с отказом в удовлетворении требований расходы ответчика за проведение экспертизы подлежат возмещению за счет заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать открытому акционерному обществу «Порт Козьмодемьянск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», связанных с отказом согласовать раздел земельного участка, расположенного на берегу реки Волги у пристани с. Кокшайск общей площадью 3,0879 га прочих угодий (кадастровый номер 12:14:0000000:542, предыдущие номера: 12:14:0109003:53, 12:14:9802001:0001) в соответствии с проектным планом границ, определенных материалами межевого дела № 1214/102/11-0190 от 24.08.2011, содержащихся в письме № 2816 от 19 сентября 2011 года, и об обязании согласовать проектный план границ земельного участка (кадастровый номер 12:14:0000000:542), расположенного на берегу реки Волги у пристани с. Кокшайск общей площадью 3,0879 га прочих угодий.

2. Взыскать с открытого акционерного общества «Порт Козьмодемьянск» в пользу Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» судебные расходы на проведение экспертизы в сумме 15 000 рублей.

3. Возвратить открытому акционерному обществу «Порт Козьмодемьянск» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб., уплаченную по платежному поручению №781 от 25.10.2011. На возврат государственной пошлины выдать справку.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья В.В. Лежнин