АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«9» октября 2018 года Дело № А38-5991/2018 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 2 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 9 октября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания
секретарем Лежниной Н.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчикуДепартаменту государственного жилищного надзора Республики Марий Эл
обоспаривании ненормативного правового акта государственного органа
третьи лица Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», Государственное Собрание Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл
с участием представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – ФИО2 руководитель, ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности,
от третьего лицаАдминистрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,
от третьего лицаГосударственного Собрания Республики Марий Эл – не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие,
от третьего лицаПравительства Республики Марий Эл – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3» (далее – общество, ЖЭУК-3) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее – Департамент, государственный орган)от 06.04.2018 № 38 (далее – оспариваемое предписание).
В заявлении и дополнениях к нему ЖЭУК-3 указывает на отсутствие у Департамента полномочий по проведению проверки при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, поскольку данные полномочия Законом Республики Марий Эл от 04.08.2017 № 38-З «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» переданы городскому округу «Город Йошкар-Ола» и городскому округу «Город Волжск» (л.д. 3-6, 30-31, 56-62).
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик,Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, в отзыве, дополнении к нему и в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что наделение органов местного самоуправления городских округов в Республике Марий Эл государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не лишает Департамент права осуществлять полномочия по проведению таких проверок при осуществлении лицензионного контроля. Ответчик полагает, что предписание вынесено законно, в рамках предоставленных полномочий, поэтому оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется (л.д. 44-46, 89-93).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», Государственное Собрание Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл.
Государственное Собрание Республики Марий Эл и Правительство Республики Марий Эл в отзывах поддержали правовую позицию Департамента (л.д. 94-95, 98-101).
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного процесса по правилам статьи 123 АПК РФ, в арбитражный суд не явились. Судебное заседание на основании части 5 статьи 156 АПК РФ проведено в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ответчика, исследовав доказательства, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования общества по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания – 3» имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 (л.д. 15).
Решением общего собрания от 25.03.2015 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, выбран способ управления МКД – управляющей компанией обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания – 3» (л.д. 22-25).
На основании распоряжения Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 03.04.2018 № 78 в отношении общества в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка по адресу: <...> (л.д. 12-13).
По результатам мероприятия по контролю обществу выдано предписание от 06.04.2018 № 38, которым на заявителя в срок до 15.06.2018 возложены обязанности по обеспечению соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, обеспечению содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, проведению текущего ремонта кровли над квартирами №№ 9, 41, 48, проведению текущего ремонта кирпичной кладки карниза над квартирой № 41 по главному фасаду, представлению актов о выполнении указанных работ в Департамент (л.д. 10).
Не оспаривая предписание государственного органа по существу выявленных нарушений, ЖЭУК-3 указывает на отсутствие у Департамента полномочий на проведение проверок в рамках лицензионного контроля.
Законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Тем самым для признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие акта закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Такие требования установлены в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (далее – Положение № 493).
Согласно пункту 3 Положения № 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Положения № 493)
На основании пункта 3 Указа Главы Республики Марий Эл от 31.03.2016 № 70 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл.
В силу пункта 1 Положения о Департаменте государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 № 217 (далее – Положение № 217), департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля на территории Республики Марий Эл.
Основными задачами Департамента являются осуществление регионального государственного жилищного надзора; осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществление лицензионного контроля; обеспечение реализации прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7 Положения № 217).
Таким образом, у Департамента имелись полномочия на проведение внеплановой проверки ЖЭУК-3 в рамках лицензионного контроля. При этом арбитражный суд признает неверным довод заявителя об отсутствии таких полномочий по причине передачи их Законом Республики Марий Эл от 04.08.2017 № 38-3 органам местного самоуправления, по следующим основаниям.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными Правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Законом Республики Марий Эл от 04.08.2017 № 38-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» (далее – Закон № 38-З) органы местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» и городского округа «Город Волжск» были наделены указанными полномочиями в рамках статьи 20 ЖК РФ. Так, в силу статьи 1 Закона № 38-З Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления следующие государственные полномочия по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, законодательством Республики Марий Эл закреплено право на осуществление лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, как специальным органом исполнительной власти Республики Марий Эл – Департаментом, так и органами местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» и городского округа «Город Волжск», наделенными названными полномочиями. При этом арбитражный суд учитывает правовую позицию Правительства Республики Марий Эл (л.д. 48-50, 98-101).
Соответствующие нормативные акты Республики Марий Эл заявителем в судебном порядке не оспаривались.
Право должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор,независимо от наличия закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля, на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований), подтверждено Верховным судом РФ в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017).
Кроме того, законность проведения проверочных мероприятий Департаментом подтверждена вступившими в законную силу решениями Йошкар-Олинского городского суда от 03.07.2018 по делам о привлечении директора ЖЭУК-3 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 64-79).
На основании изложенного, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требование ЖЭУК-3 удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения дела расходы заявителя по уплате государственной пошлины возлагаются на ЖЭУК-3, не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 06.04.2018 № 38.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.А. Фролова