ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-6294/09 от 06.11.2009 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«13» ноября 2009 г  . Дело № А38-6294/2009г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2009 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Коновалова И.М.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению   Государственного учреждения - Управления ПФ РФ в Звениговском районе РМЭ

кответчику   индивидуальному предпринимателю ФИО1

о   взыскании штрафа в сумме 115 руб. 20 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета

с участием представителей:

от заявителя –  ФИО2, по доверенности № 9 от 12.01.2009,

от ответчика   – не явился, извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, представил заявление о рассмотрении в отсутствие представителя

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление ПФ РФ в Звениговском районе РМЭ обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с ответчика, индивидуального предпринимателя ФИО1, штрафных санкций в сумме 115 руб. 20 коп. за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Согласно части 2 статьи 156, части 2 статьи 215 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований органа Пенсионного фонда РФ по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 08.04.2002, основной государственный регистрационный номер 304120331600042, зарегистрирован в органе пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ФИО1 признается страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован в этом качестве в территориальном органе ПФР.

Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах за застрахованных лиц, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются и уплачиваются страховые взносы (пункт 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ).

В силу статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Из материалов дела видно, что 20.01.2009 ответчик представил в пенсионный орган сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2008 год на себя с начислением страховых взносов в сумме 2 688 руб. на страховую часть трудовой пенсии и на ФИО3 с начислением по нему страховых взносов в сумме 360 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 270 руб. на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 13-15). 20.07.2009 индивидуальным предпринимателем представлены сведения за 2008 год корректирующей формы только на ФИО3, согласно которым по нему начислены страховые взносы в сумме 1 896 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 1 422 руб. на накопительную часть трудовой пенсии (л.д. 17-18).

20.07.2009 специалистом УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ проведена проверка полноты и достоверности представленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 индивидуальных сведений за 2008 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных статьей 11 Закона № 27-ФЗ.

Проверкой установлено, что «индивидуальный предприниматель представил недостоверные индивидуальные сведения» (л.д. 19).

04.08.2009 руководителем Управления ПФР в Звениговском районе РМЭ принято решение № 1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ ответственности за предоставление недостоверных сведений в ПФР в отношении работника, ФИО3, в виде штрафа в размере 10% причитающихся за 2008, что составило 115 руб. 20 коп. (1 152 х10%). В решении содержится предложение о добровольной уплате штрафа в 5-дневный срок с момента получения решения (л.д. 20).

Решение отправлено предпринимателю заказным письмом с уведомлением о вручении, получено ответчиком 10.08.2009 (л.д. 21), однако в установленный срок штраф не уплачен, поэтому орган ПФР обратился в арбитражный суд с заявлением о его принудительном взыскании.

Из статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ следует, что Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 167-ФЗ.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поэтому подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Из пункта 5 статьи 88 НК РФ следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

В пункте 3 статьи 100 НК РФ перечислены требования к содержанию акта налоговой проверки, в частности, в нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Арбитражным судом установлено, что решение № 1 от 04.08.2009 вынесено на основании акта проверки № 11 от 20.07.2009. Вместе с тем в данном акте отсутствуют указания на то, какие сведения, представленные страхователем, являются недостоверными, в чем их недостоверность, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий индивидуального предпринимателя и виновности его в совершении правонарушения.

Кроме того, по смыслу нормы статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы причитающихся (начисленных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий год в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.

Информацию о том, в отношении каких работников представлены недостоверные сведения, ни акт от 20.07.2009 № 11, ни решение от 04.08.2009 № 1 не содержат.

Таким образом, требования ГУ - Управление ПФ РФ в Звениговском районе РМЭ о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафных санкций в сумме 115 руб. 20 коп. за представление недостоверных индивидуальных сведений за 2008 удовлетворению не подлежат. Изложенный вывод соответствует судебно-арбитражной практике (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2009 г. № А11-11441/2008-К2-20/560).

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из положений статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования ГУ - Управление ПФ РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафных санкций в сумме 115 руб. 20 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2008 год.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья И.М. Коновалов