ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-6944/15 от 05.05.2016 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«12» мая 2016 года Дело № А38-6944/2015 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   5 мая 2016 года

Полный текст решения изготовлен   12 мая 2016 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Лабжания Л.Д.

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи

помощником судьи Скорняковой Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Онар» (ОГРН 1061224003444, ИНН 1201004494)

к ответчику   Государственному учреждению – региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл

о   признании недействительным ненормативного правового акта

с участием представителей:

от заявителя –   не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие,

от ответчика –   Евсютина А.А. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Онар» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявление о признании недействительным решения Государственного учреждения – регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 25.09.2015 № 332 о привлечении плетельщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (т. 1, л.д. 10-16, т. 2, л.д. 112, 144-145).

Обосновывая заявленные требования, общество указало, что орган Фонда социального страхования неправомерно, в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ), доначислены страховые взносы на сумму компенсаций, выплачиваемых работникам за разъездной характер работы. Заявитель указал, что данные выплаты представляют собой возмещение работнику расходов, связанных с выполнением им трудовых обязанностей вне постоянного места работы, следовательно, на них не могут быть начислены взносы на обязательное социальное страхование.

По мнению заявителя, ответчиком не учтены указанные обстоятельства, доначисление взносов, а также штрафных санкций по части 1 статьи 19 Федерального закона №125-ФЗ является незаконным.

Кроме того, при проведении выездной проверки нарушена процедура рассмотрения материалов проверки, поскольку органом Фонда социального страхования не была составлена справка о проведенной проверке что, полагает заявитель, также свидетельствует о незаконности ненормативного акта.

В судебное заседание заявитель не явился, в заявлении и дополнениях к нему поддержал требования в полном объеме, просил признать решение ГУ–РО ФСС РФ по РМЭ неправомерным, нарушающим права и законные интересы организации, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. 2, л.д. 147).

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл в отзыве на заявление и в судебном заседании указало, что основанием принятия оспариваемого решения и применения ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ послужила неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов. По мнению органа Фонда социального страхования, спорные выплаты осуществлялись в рамках трудовых отношений и представляли собой доплату за особые условия труда (разъездной характер работы). Такие выплаты не включены в перечень выплат, которые в силу закона не облагаются страховыми взносами. При этом они не могут быть рассмотрены как компенсация расходов, поскольку заявитель не представил доказательств фактического несения работниками расходов, связанных с разъездным характером деятельности.

В связи с этим, полагает ответчик, доначисление страховых взносов и установление штрафа, являются обоснованными, решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявление ООО «Онар» удовлетворению не подлежит (т. 2, л.д. 114-116, 119-120).

В судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к нему, просил отказать в удовлетворении требований.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, ООО «Онар» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 16.03.2006, основной государственный регистрационный №1061224003444, зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ – РО ФСС РФ по РМЭ (т. 1, л.д. 18-20).

01.09.2015 органом ФСС в отношении ООО «Онар» проведена выездная проверка за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ.

В ходе проверки было установлено, что в проверяемом периоде обществом производились выплаты компенсации за разъездной характер работы.

Исследовав в ходе выездной проверки обстоятельства произведенных выплат, орган Фонда социального страхования пришел к выводу, что страхователь неправомерно занизил базу для начисления страховых взносов в связи с тем, что не включил суммы компенсации, производимые обществом работникам за разъездной характер работы.

По результатам проверки ответчиком составлен акт от 01.09.2015 №332, в котором, помимо прочего, зафиксированы выявленные нарушения при определении базы для начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (т.1, л.д. 45-51).

Акт выездной проверки от 01.09.2015 №332 был вручен ООО «Онар», о чем имеется запись в тексте акта.

ГУ–РО ФСС РФ по РМЭ было принято решение от 25.09.2015 №332 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т.1, л.д. 40-42).

В ходе проверки помимо прочего было установлено, что организацией в 2012 году были произведены выплаты работникам в сумме 554892руб., в 2013 году – в сумме 546611руб., в 2014 – 540252руб. Указанные выплаты были учтены как компенсационные на основании коллективного договора за разъездной характер работы и исключены из базы для исчисления и уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как несвязанные с трудовой деятельностью работника.

Исследовав в ходе проверки обстоятельства произведенных выплат, ГУ-РО ФСС РФ по РМЭ пришло к выводу, что данные выплаты являются частью заработной платы, и страхователь необоснованно не учел их при исчислении взносов. При этом спорные выплаты не могут быть отнесены к возмещению затрат работников, поскольку документов, указывающих на то, какие конкретно расходы подлежат компенсации, а также доказательств фактического несения таких расходов страхователем не представлено.

Таким образом, по мнению ответчика, данные выплаты общества в пользу работника в виде компенсации за разъездной характер работы соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле 129 ТК РФ, являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Всего по итогам проверки страхователю были доначислены и предложены к уплате взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 50991руб.55коп., а также пени за несвоевременную уплату взносов в сумме 431руб.97коп. Несвоевременная уплата взносов повлекла привлечение общества к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 3927руб.20коп.

Считая выводы, изложенные в решении органа ФСС неправомерными, ООО «Онар» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 25.09.2015 № 332 в части предложения уплатить взносы, исчисленные с сумм компенсаций за разъездной характер работы.

В обоснование своей позиции заявитель пояснил, что спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса РФ представляют собой компенсацию, направленную на возмещение затрат, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ все компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей не подлежат обложению страховыми взносами. Следовательно, доначисление страховых взносов на сумму спорной компенсации было, по мнению заявителя, незаконным.

Кроме того, общество указало на нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, является самостоятельным основанием для признания ненормативного акта органа ФСС недействительным.

Законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации (индивидуальные предприниматели) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Между участниками спора имеются существенные правовые разногласия по вопросу формирования базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255–ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Федеральный закон № 255-ФЗ).

Пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ предусматривает, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона № 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Плательщиками страховых взносов согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ являются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Федерального закона №212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и» пункта 2 части 1 указанной статьи).

Трудовые отношения определены статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в рамках трудовых отношений, являющиеся оплатой труда.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса являются элементами оплаты труда и, следовательно, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Вместе с тем, статьями 164, 165, 168.1 Трудового кодекса предусмотрен иной вид компенсаций, которые не входят в систему оплаты труда. Так, согласно статье 164 Трудового кодекса под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В статье 165 Трудового кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при совмещении работы с обучением, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, в некоторых случаях прекращения трудового договора, в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника, в других случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В статье 168.1 Трудового кодекса установлено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 названной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Из анализа указанных норм усматривается, что выплаты или иные вознаграждения подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, если они являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых договоров между работником и работодателем, в том числе стимулирующие, поощрительные выплаты, компенсационная оплата за особые условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и т.п. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у данного работодателя и произведенные в пользу работника в связи с выполнением им трудовой функции и за определенный трудовой результат.

Вместе с тем, компенсации в виде денежных выплат, направленные на возмещение работникам фактически понесенных затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, для целей социального страхования не включаются в систему оплаты труда и, соответственно, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов. В результате компенсации расходов работник не получает фактического дохода (экономической выгоды), то есть это не является вознаграждением за труд (результаты выполненной работы, ее количество и качество), что обуславливает невключение таких сумм в базу для начисления страховых взносов.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Онар» осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами в специализированных магазинах. Согласно локальным актам организации (Коллективный договор, Положение об оплате труда и социальных льготах работников, Положение о разъездном характере работы работников ООО «Онар») в отношении ряда работников (директор, инженер по ТБ и ПБ, товаровед, водители) установлено условие о разъездном характере работы. Указанное условие в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса закреплено в трудовых договорах (т. 1, л.д. 122-156).

В приложении №5 к Коллективному договору ООО «Онар» определена сумма компенсации за разъездной характер работы относительно занимаемой должности каждого работника (т. 1, л.д. 98). Указанные выплаты начислялись одновременно с заработной платой, выплачивались ежемесячно. Общая сумма выплат в 2013-2014гг. составила 1641755руб. Обществом указанные суммы были признаны компенсацией расходов и исключены из базы для исчисления страховых взносов на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ.

Вместе с тем, в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами только те компенсации, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Статьей 168.1 Трудового кодекса установлен конкретный перечень расходов, которые подлежат компенсации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Однако заявителем ни при проведении проверки, ни в материалы арбитражного дела не было представлено документально подтвержденных доказательств несения работниками общества расходов, связанных с оплатой проезда, с наймом жилого помещения или иных расходов, возникших в результате проживания вне места постоянного жительства. ООО «Онар» также не представлен обоснованный перечень расходов, которые могли возникнуть у работника в результате разъездного характера работы, компенсация которых предусмотрена локальными актами организации. При этом установление нормативов в целях компенсации расходов само по себе не предполагает возможности выплаты таких компенсаций при отсутствии документального подтверждения расходов, поскольку фактически общество не производило возмещение понесенных работниками расходов, а выдавало им для таких целей конкретные суммы.

В качестве доказательства разъездного характера работы заявитель представил Журнал учета поездок сотрудников (т. 2, л.д. 7-33). При этом из содержания Журнала усматривается, что все поездки совершались в течение дня, на служебном автотранспорте и, соответственно, не требовали оплаты проезда средствами работника или найма жилого помещения в другом регионе.

Кроме того, указанные поездки не могут быть признаны командировками, а выплаченные суммы – командировочными расходами (суточными), поскольку в силу прямого указания закона служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (статья 166 Трудового кодекса).

Работа в пути (разъездной характер работы) – это работа в особых условиях, которые отклоняются от нормальных и регулируются соглашением работника и работодателя. Такая работа предполагает наличие доплат и надбавок компенсационного характера, которые, как следует из прямого указания статьи 129 Трудового кодекса, представляют собой элементы оплаты труда.

Из содержания локальных актов страхователя (Коллективный договор, Положение об оплате труда и социальных льготах работников, Положение о разъездном характере работы работников ООО «Онар») усматривается, что компенсация установлена за разъездной, то есть особый характер работы и не поставлена в зависимость от фактически понесенных расходов. Согласно Коллективным договорам ООО «Онар» на 2011-2013гг. и 2013-2016гг. компенсация за разъездной характер работы включена в раздел «3. Оплата труда, гарантийные и компенсационные выплаты», то есть представляет собой элемент заработной платы, а не обязательство организации возмещать расходы, которые могут быть понесены при выполнении трудовой функции.

Спорные выплаты не были связаны с выполнением конкретных трудовых заданий, не зависели от дальности и длительности поездки, являлись систематическими (ежемесячными), в среднем составляли 30-50% выплачиваемой заработной платы. Выплаты были установлены в твердой сумме, которая зависела только от должности, занимаемой работником.

Следовательно, исходя из их направленности и экономического содержания, спорные выплаты не могут быть признаны возмещением понесенных расходов, поскольку доказательств несения затрат, связанных с выполнением трудовой функции, заявителем не представлено. Выплаты относятся по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей и представляют собой доход (экономическую выгоду) работника, то есть являются частью оплаты труда (доплата и надбавка компенсационного характера за особые условия труда). Тем самым спорные суммы, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

Отдельно судом оценены доводы заявителя о незаконности ненормативного акта органа Фонда социального страхования, ввиду непредставления справки о проведении проверки.

В соответствии с частью 23 статьи 35 Федерального закона №212-ФЗ в последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае, если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Следовательно, составление справки о проведении проверки и вручение ее страхователю является обязательным этапом проведения проверки. Действия должностных лиц органа ФСС, выразившиеся в непредставлении такой справки, являются неправомерными и могут быть обжалованы организацией в порядке главы 7 Федерального закона №212-ФЗ.

Вместе с тем, Федеральный закон №212-ФЗ не содержит положения о том, что нарушение порядка проведения проверки и составления должностными лицами территориального органа ФСС документов является безусловным основанием для отмены принятого ненормативного акта. Невручение справки о проведении проверки само по себе не является основанием для признания недействительным решения, вынесенного по материалам проверки, без представления доказательств существенного нарушения прав проверяемого лица.

Заявителем таких доказательств не представлено, в заявлении не указано какие права были нарушены в результате неполучения справки о проведении проверки. Кроме того, невручение справки не привело к принятию неправомерного решения и не нарушило прав заявителя на защиту своих законных интересов.

Таким образом, доначисление и предложение уплатить взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, изложенные в решении ГУ-РО ФСС РФ по РМЭ от 25.09.2015 №332, соответствуют действующему законодательству. Расчет взносов, пеней и санкций за неуплату взносов судом проверен и признан правильным. Доводов о несоразмерности санкции совершенному правонарушению и о возможности уменьшить размер штрафа ООО «Онар» не заявлено, арбитражным судом в процессе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По итогам рассмотрения спора, арбитражный суд отказывает в полном объеме в удовлетворении заявления ООО «Онар» о признании частично недействительным решения Государственного учреждения – регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 25.09.2015 № 332 о привлечении плетельщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

По правилам статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела относится на заявителя, не в пользу которого принято решение. При обращении в суд ООО «Онар» уплачена государственная пошлина в сумме 3000руб. (т. 1 л.д. 22), поэтому вопрос о ее принудительном взыскании судом не рассматривается.

Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2016. Полный текст решения изготовлен 12.05.2016, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Онар» о признании недействительным решения Государственного учреждения – регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 25.09.2015 № 332 о привлечении плетельщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.Д. Лабжания