ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-6982/15 от 11.03.2016 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«18» марта 2016 года            Дело № А38-6982/2015                г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьиЛежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Рыбаковой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

к ответчику Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и Министерства обороны Российской Федерации

о признании права собственности на объект недвижимого имущества

третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы

с участием представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности,

от ответчика Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в РМЭ – ФИО2 по доверенности,

от ответчикаРоссийской Федерации в лице Министерства обороны РФ – не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица Управления Росреестра по РМЭ – не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица МБОУДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы – директор ФИО3

УСТАНОВИЛ:

Истец, муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – муниципальное образование), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на нежилое встроенное помещение II площадью 121,4 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.

В исковом заявлении изложены доводы о том, что муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» фактически владеет и пользуется спорным имуществом, так как с 1981 года в помещении располагается структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы, которое несет бремя содержания объекта недвижимого имущества.

По мнению истца, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть для решения вопросов местного значения, к которым относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (т.1, л.д. 7-11).

В судебных заседаниях истец дополнительно сообщил, что не может назвать норму закона, в соответствии с которой у него возникла право собственности на спорное помещение. Кроме того, он пояснил, что доказательствами возникновения у истцаправа собственности является распоряжение от 16.06.2006 №2035-р и акт приема-передачи объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. Однако переписка с ответчиком не привела к внесению изменений в указанное распоряжение в части включения спорного имущества в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность (т.3, л.д. 48-49, 88, 108-109).

Ответчик, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, в отзыве на исковое заявление и в судебных заседаниях просил отказать истцу в удовлетворении требования, пояснив, что он не является участником спорного материального отношения, так как в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и от 29.12.2008 № 1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, к которому относится спорное имущество, в том числе по его передаче в муниципальную собственность, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учет военного имущества ведет Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. При этом ответчик указал, что нежилое встроенное помещение II площадью 121,4 кв.м. не выбывало из федеральной собственности и не было передано на основании распоряжения от 16.06.2006 №2035-р (т.3, л.д. 12-14, 48-49, 88, 108-109).

Ответчик, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требования, указав на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права (т.3, л.д. 101-102).

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123 АПК РФ, не явился (т.3, л.д. 92, 93). На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (т.1, л.д. 1-4).

В отзыве на исковое заявление и в судебных заседаниях третье лицо указало, что пользуется нежилым встроенным помещением II площадью 121,4 кв.м., расположенным в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, на основании договора безвозмездного пользования имуществом федеральной собственности № 1 от 29.07.2005, заключенного с Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной частью района, а также на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о передаче помещения из казны муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в оперативное управление МОУДОД «Центр дополнительного образования для детей». Структурное подразделение учреждения – детский клуб «Звездочка» располагается в спорном помещении с 1981 года (т.1, л.д. 122-123, т.3, л.д. 48-49, 88, 108-109).

В отзыве на исковое заявление третье лицо указало, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации прав на нежилое встроенное помещение II площадью 121,4 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, для участия в судебное заседание не явилось (т.3, л.д. 95). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Требование истца основано на статье 12 Гражданского кодекса РФ, которая одним из способов защиты гражданских прав называет признание права. При этом в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.06.2006 № 2035-р «О передаче объектов Йошкар-Олинской Квартирно-Эксплуатационной части района МО РФ в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и «Звениговский муниципальный район» (Республика Марий Эл)» и утвержденного им Перечня передаваемых в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и «Звениговский муниципальный район» объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в Республике Марий Эл, из оперативного управления Йошкар-Олинской Квартирно-Эксплуатационной части района МО РФ по акту приема-передачи от 25.07.2006 были изъяты и по утвержденному в одностороннем порядке передаточному акту от 25.07.2006 переданы в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилые дома, за исключением приватизированных квартир и встроенно-пристроенных помещений, в том числе жилой дом по адресу: г, Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 40 (т.1, л.д. 23-29, т.3, л.д. 15-17).

Вещные права на помещение II площадью 121,4 кв.м., расположенное по адресу: г, Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 40, в ЕГРП не зарегистрированы (т.1, л.д. 47, т.2, л.д. 15).

При этом согласно техническому и кадастровому паспорту помещение II площадью 121,4 кв.м., расположенное в указанном жилом доме, является встроенно-пристроенным (т.1, л.д. 12, 13-22, 132-133). По этой причине оно не относится к числу объектов, переданных в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.06.2006 №2035-р.

Иные документы, подтверждающие возникновение права собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на спорное помещение, истцом вопреки правилам статьи 65 АПК РФ не представлены.

Следовательно, муниципальное образование не представило надлежащие доказательства возникновения у него права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

Более того, муниципальное образование неоднократно обращалось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение, прикладывая к ним распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.06.2006 № 2035-р (т.2, л.д. 21, 35, 38-42, 51-54, 57, 61-69, 80, 82-86, 88-90, 94, 106, 107, 111-112, 129, 130-133). Однако регистрирующий орган каждый раз принимал решение об отказе в регистрации права муниципальной собственности, ссылаясь на то, что имущество относится к федеральной собственности и не передавалось по указанному распоряжению в казну муниципалитета (т.1, л.д. 48, 49-50, т.2, л.д. 32, 55, 70, 91, 97, 117, 121, 137-138).

При этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.03.2014 по делу №А38-69/2014 также установлено, что спорное помещение не было передано по акту на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 16.06.2006 № 2035-р, поэтому решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект является законным и обоснованным (т.3, л.д. 1-6).

Несение расходов истца и муниципального учреждения на содержание спорного имущества не свидетельствует о возникновении права муниципальной собственности (т.1, л.д. 51-85).

Напротив, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы пояснило, что пользуется спорным помещением на основании договора безвозмездного пользования имуществом федеральной собственности №1 от 29.07.2005, заключенного с Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной частью района, который его участниками не расторгался и действует  (т.1, л.д. 124-131).

На основании изложенного арбитражный суд приходит к итоговому выводу о недоказанности условий для признания за истцом права собственности на спорное имущество, поэтому отказывает в удовлетворении иска.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ, поэтому государственная пошлина не подлежит взысканию с истца, не в пользу которого принято решение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в удовлетворении искового заявления к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и Министерства обороны Российской Федерациио признании права собственности на нежилое встроенное помещение II, площадью 121,4 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин