ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-7050/2021 от 16.05.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«23» мая 2022 года              Дело № А38-7050/2021                        г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Светлаковой Т.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Республики Марий Эл в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл

к ответчику индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании неосновательного обогащения

с участием представителей:

от истца – ФИО2 по доверенности (до перерыва), после перерыва – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

от ответчика – ФИО3 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Республика Марий Эл в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, о взыскании гранта в сумме 3 000 000 рублей.

В исковом заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о том, что 27.07.2020 между участниками спора заключен договор о предоставлении гранта № 332/20с, в соответствии с условиями которого ответчику был предоставлен грант в сумме 3 000 000 рублей, в том числе 2 970 000 рублей за счет средств федерального бюджета, 30 000 рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Участник спора указал, что по результатам проверки выполнения ответчиком обязательств по соглашению № 332/20с от 27.07.2020, проведенной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РМЭ, установлено невыполнение условий предоставления гранта, предусмотренных приложением № 1 к соглашению № 332/20с от 27.07.2020, а именно при плановом значении на отчетный период 3 новых постоянных рабочих места на сельской территории, ответчиком официально трудоустроено 2 работника. Тем самым получателем гранта значение результата предоставления гранта, предусмотренное Правилами предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 № 172, не достигнуто, а обязательство, предусмотренное соглашением, не исполнено.

По мнению участника спора, норма пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Истец полагает, что сумма гранта подлежит возврату получателем, поскольку в результате проведенной проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении условий предоставления гранта.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл также указало, что в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 29 ноября 2019 года №49-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и пунктом 2 Правил предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров оно является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет возврат излишне полученных субсидий (грантов) в соответствующий бюджет.

В правовом обосновании требования истец сослался на статью 78 Бюджетного кодекса РФ, статью 1102 ГК РФ, а также пункты 32, 39, 43, 44 постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 №172 «Об утверждении Правил предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров» (далее – Правила предоставления грантов) (т.1, л.д. 5-8, 104-106, т.2, л.д. 37-41).

В судебном заседании 05.05.2022 истец поддержал исковое требование в полном объеме (протокол и аудиозапись судебного заседания). После перерыва истец в судебное заседание не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ.

Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требование истца не признал. Возражая против иска, участник спора указал, что условия получения гранта им выполнены, бюджетные средства направлены исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Индивидуальным предпринимателем сообщено, что по договору купли-продажи от 27.08.2020 в целях исполнения соглашения № 332/20с от 27.07.2020 он приобрел сельскохозяйственных животных (племенные нетели черно-пестрой породы) в количестве 25 голов на сумму 3 600 000 рублей. Актом проверки от 03.11.2021 факт нецелевого использования средств гранта не установлен. По утверждению ответчика, в крестьянском (фермерском) хозяйстве ФИО1 созданы условия для организации 3-х постоянных рабочих мест. Работники осуществляют свою деятельность на основании приказов о приеме работника на работу и трудовых договоров.

Более того, ответчик отметил, что по условиям соглашения № 332/20с от 27.07.2020 достижение установленных значений результата предоставления гранта обеспечивается получателем в течение срока освоения грата, то есть в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на лицевой счет получателя. Средства гранта поступили 29.07.2020, поэтому с учетом условий соглашения срок для создания 3-х рабочих мест истек, по мнению ответчика, только 29.01.2022. Тем самым акт проверки от 03.11.2021 и требование о возврате гранта от 16.11.2021 составлены преждевременно.

При таких обстоятельствах ответчик просил отказать в удовлетворении иска (т.1, л.д. 109-112, протокол судебного заседания от 05-16.05.2022).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 27 июля 2020 года между истцом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, и ответчиком, индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (получатель гранта), заключено соглашение № 332/20с о предоставлении из республиканского бюджета Республики Марий Эл грантов в форме субсидии в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, по условиям которого Министерство обязалось предоставить грант в форме субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл на поддержку начинающего фермера в рамках мероприятия «Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования» на финансовое обеспечение затрат, направляемых на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, а получатель граната обязался соблюдать условия предоставления гранта, перечисленные в разделе 3 соглашения (т.1, л.д. 11-24). Грант предоставляется на финансовое обеспечение части затрат без учета налога на добавленную стоимость. Согласно пунктам 2.1. и 2.2. соглашения грант предоставляется в размере 3 000 000 рублей на приобретение сельскохозяйственных животных, в том числе птицы (за исключением свиней).

Соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 № 172 «Об утверждении Правил предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров».

В силу пункта 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ГК РФ такой вид договоров как договор о предоставлении гранта не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и пункта 32 Правил предоставления грантов.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).

Согласно пункту 32 Правил предоставления грантов Министерство заключает с заявителем соглашение о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Марий Эл, в котором предусматриваются в том числе следующие условия предоставления гранта получателю гранта: обязанность получателя гранта использовать грант в соответствии с направлениями (целями), предусмотренными пунктом 5 настоящих Правил, и наименованием приобретаемого имущества, выполняемых работ, предусмотренных планом расходов; обязанность получателя гранта по освоению гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на его лицевой счет; обязанность получателя гранта оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, указанных в плане расходов (20 процентов - при использовании средств гранта по направлению (цели), указанному в абзаце девятом пункта 5 настоящих Правил); обязанность получателя гранта осуществлять деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по направлению, указанному в проекте создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства; обязанность получателя гранта по достижению результатов предоставления гранта, предусмотренных  пунктом 39 настоящих Правил; обязанность получателя гранта по представлению в Министерство отчетности в порядке, сроки и по формам, предусмотренным пунктом 42 настоящих Правил; обязанность получателя гранта использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и не допускать фактов реализации, отчуждения иным способом и сдачи в аренду приобретенного за счет средств гранта имущества в течение пяти лет со дня получения средств гранта.

Анализ условий соглашения № 332/20с от 27.07.2020 позволяет сделать вывод о том, что оно содержит условия предоставления гранта, а также сведения о его размере, целях и порядке использования. Тем самым существенные условия сторонами согласованы.

Соглашение оформлено путем составления одного документа с приложениями, от имени сторон подписано уполномоченными лицами, чем соблюдены пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 434 ГК РФ. Таким образом, соглашение соответствует требованиям гражданского и бюджетного законодательства о его предмете, форме и цене, поэтому его необходимо признать законным. О недействительности или незаключенности соглашения стороны в судебном порядке не заявляли.

Из договора в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Пунктом 36 Правил предоставления грантов предусмотрено, что Министерство в течение 2 рабочих дней со дня доведения Министерством финансов Республики Марий Эл предельных объемов финансирования перечисляет субсидию из республиканского бюджета Республики Марий Эл получателю субсидии на лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытый в УФК.

Денежные средства в сумме 3 000 000 рублей перечислены получателю гранта, что подтверждается платежным поручением № 347292 от 29.07.2020 (т.1, л.д. 31). Факт получения гранта индивидуальным предпринимателем не оспаривался.

Предоставленный ответчику грант имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено условиями пункта 2.2 соглашения.

Согласно документам по отчетности, представленным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, ответчик на средства гранта и за счет 20 процентов собственных средств на основании договора купли-продажи от 27.08.2020 приобрел сельскохозяйственных животных (племенных нетелей черно-пестрой породы) в количестве 25 голов (т.1, л.д. 37-49).

Соглашением о предоставлении грантов № 332/20с от 27.07.2020 предусмотрены показатели результативности, на достижение которых должно быть направлено использование гранта. Получатель гранта должен отчитываться о достижении значений результатов (пункт 3.7 соглашения). Согласно приложению № 1 к соглашению о предоставлении грантов (т.1, л.д. 18) один из показателей результативности выражается в количестве созданных новых постоянных рабочих мест на сельской территории. Их количество по состоянию на отчетный период должно составлять 3. Отчетным периодом является полугодие.

На основании пункта 43 Правил предоставления грантов истцом проведена проверка соблюдения ответчиком условий соглашения от 27.07.2020 № 332/20с.

В ходе проверки специалистами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл установлено, что ответчиком не обеспечено создание новых постоянных рабочих мест в количестве 3 рабочих места, имофициально трудоустроено 2 работника (т.1, л.д. 50-54).

Тем самым, по утверждению истца, ответчиком не выполнены установленные законодательством и соглашением условия предоставления гранта и не достигнуты значения результатов предоставления гранта.

Пунктом 44 Правил предоставления грантов предусмотрено, что в случае недостижения получателем гранта значения результата предоставления гранта, устанавливаемого Министерством в соглашении в соответствии с абзацем вторым пункта 39 настоящих Правил, полученный грант подлежит возврату в размере 100 процентов. Министерство в течение 30 календарных дней со дня установления фактов, указанных в пункте 43 настоящих Правил, направляет получателю гранта письменное уведомление о необходимости возврата гранта с указанием основания для возврата суммы гранта и реквизитов для перечисления денежных средств (пункт 46 Правил предоставления грантов).

Получатель гранта в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления о необходимости возврата гранта обязан произвести возврат гранта (пункт 47 Правил предоставления грантов).

Согласно пункту 48 Правил предоставления грантов в случае нарушения срока, установленного для добровольного возврата гранта, и (или) отказа получателя гранта произвести возврат гранта в добровольном порядке, сумма гранта взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Полагая, что ответчиком как получателем гранта не выполнены условия предоставления гранта, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМЭ направило главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 требование № 03-07/525 от 16.11.2021 о возврате средств полученного гранта (т.1, л.д. 57-60).

Уклонение ответчика от возврата полученных денежных средств послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.

Требование истца признается арбитражным судом необоснованным и подлежит отклонению.

Так, согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий (гранта) в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Вместе с тем установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Тем самым для возврата субсидии необходимо установить, в том числе, факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств и негативные последствия такого поведения, а мера ответственности в виде возврата гранта должна соответствовать степени вреда, причиненного охраняемым правоотношениям, и учитывать отсутствие нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.Применение к получателю субсидии мер ответственности в виде возврата субсидии допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии обязательств и (или) прав уполномоченного органа, производящего выделение денежных средств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения о предоставлении субсидии.

Пунктом 3.2.5 соглашения № 332/20с от 27.07.2020 (т.1, л.д. 18) предусмотрена обязанность получателя гранта достигнуть значений результата предоставления гранта, установленных в приложении № 1 к соглашению, а именно: по состоянию на отчетный период создать 3 новых постоянных рабочих места на сельской территории. Также в приложении № 1 указано, что достижение значений результата предоставления гранта обеспечивается получателем в течение срока освоения гранта, то есть в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на лицевой счет получателя. Отчетным периодом является полугодие.

Как следует из представленных ответчиком документов: трудовых договоров от 27.12.2020 № 1 и № 2, от 01.10.2021 № 3, приказов о приеме на работу от 27.12.2020 № 1 и № 2, от 01.10.2021 № 3, выкопировок из трудовых книжек, должностных инструкций, в крестьянском (фермерском) хозяйстве ФИО1 в настоящее время созданы условия для организации 3 постоянных рабочих мест, в хозяйстве работают ФИО4, ФИО5, ФИО6 (т.1, л.д. 124-154, т.2, л.д. 1-9, 42). Отсутствие доказательств перечисления страховых взносов за данных работников не свидетельствует о фиктивности трудовых договоров.

Тем самым, несмотря на недостижение указанного показателя на отчетную дату 01.01.2021 и дату проведения проверки (24 августа 2021 года), на дату составления акта от 03.11.2021 цели предоставления гранта ответчиком достигнуты полностью. При этом согласно акту проверки фактов нецелевого использования средств гранта в ходе проверки не выявлено. В ходе судебного разбирательства истцом было указано, что основанием для предъявления иска явилось исключительно необеспечение ответчиком достижения по состоянию на отчетную дату такого показателя деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства как «численность наемных работников».

Таким образом, с момента получения ответчиком средств субсидии и по день рассмотрения спора не имеется признаков того, что ответчик пытался воспользоваться средствами субсидии вопреки целям, для реализации которых они выделены, полученные денежные средства израсходованы согласно их целевому назначению, крестьянское (фермерское) хозяйство в настоящее время является действующим. Допущенное ответчиком нарушение не является существенным и на день судебного разбирательства устранено.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, исходя из обстоятельств настоящего дела, приходит к выводу о том, что мера ответственности в виде возврата субсидии в бюджет в полном объеме является несоразмерной характеру выявленного истцом нарушения. Формальное применение положений соглашения о предоставлении субсидии и порядка, регулирующего ее предоставление, предполагающих при любых нарушениях показателей результативности возврат субсидии, приведет к существенному нарушению баланса интересов ответчика как хозяйствующего субъекта, а уже достигнутый ответчиком общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.

Поэтому требование истца о взыскании средств гранта в размере 3 000 000 рублей подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в иске уплата государственной пошлины относится на истца. Однако истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

В судебном заседании 05.05.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.05.2022.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 мая 2022 года.Решение в полном объеме изготовлено 23 мая 2022 года, что согласно части 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать Республике Марий Эл в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в удовлетворении иска к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 000 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                             Т. Л. Светлакова