ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-7205/15 от 29.03.2016 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«05» апреля 2016 года              Дело № А38-7205/2015                г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи

помощником судьи Скорняковой Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Марийский машиностроительный завод»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл

о признании частично недействительным ненормативного правового акта органа пенсионного фонда

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности,

от ответчика – ФИО2 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» (далее – АО «ММЗ») обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 06.10.2015 №73-ПР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 31078руб.86коп., обязательное медицинское страхование в сумме 7204руб.65коп., а также соответствующие им пени и штрафные санкции за неуплату взносов (л.д. 9-13, 103, 106, 113-115).

Заявление АО «ММЗ» мотивировано тем, что Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл при проведении проверки не в полной мере учтены фактические обстоятельства, а также не применены подлежащие применению нормы законодательства о страховых взносах при определении обязательств организации.

Оспариваемые суммы взносов были начислены со стоимости бесплатного питания,  выдаваемого сотрудникам организации, осуществляющим работу вне места нахождения организации. По мнению заявителя, в силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федерального закона №212-ФЗ) стоимость питания не должна включаться в расчетную базу для исчисления страховых взносов, поскольку не входят в систему оплаты труда и не связана с результатом и качеством выполнения работниками своих трудовых обязанностей, не зависит от квалификации работника, сложности и количества выполняемой работы, не является компенсирующими или стимулирующими выплатами, связанными с выполняемой работой.

ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл в судебном заседании и в отзыве на заявление указало, что основанием принятия оспариваемого решения и применения ответственности по статье 47 Федерального закона №212-ФЗ послужила неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

По мнению Пенсионного фонда, стоимость питания, бесплатно выдаваемого работникам организации, относится к объекту обложения страховыми взносами, поскольку является доходом, получаемым застрахованными лицами в рамках трудовых отношений. При этом бесплатное питание не поименовано в статье 9 Федерального закона №212-ФЗ в качестве дохода, не подлежащего обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. 

В связи с чем, полагает ответчик, доначисление страховых взносов и установление штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов, являются обоснованными, решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявление АО «ММЗ» удовлетворению не подлежит (л.д. 98-99).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Как следует из материалов дела, акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.04.2002, основной государственный регистрационный №1021207808075, зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ-УПФ РФ по г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (л.д. 18-40).

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

По результатам проверки составлен акт от 02.09.2015 №139А-2012-2014, в котором зафиксировано занижение базы для начисления страховых взносов за 2013-2014гг. на сумму 170144руб.73коп., а также вынесено решение от 06.10.2015 №73-ПР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 52-70). АО «ММЗ» были доначислены и предложены к уплате взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 37431руб.85коп. и на обязательное медицинское страхование в сумме 8677руб.37коп. За неуплату взносов начислены пени в общей сумме 5069руб.35коп. и санкции в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 9221руб.84коп.

Помимо прочих нарушений основанием для доначисления сумм страховых взносов и штрафа послужил вывод Фонда о необоснованном занижении обществом базы для начисления страховых взносов на стоимость бесплатных обедов на общую сумму 141267руб.60коп., выдаваемых работникам, направленным на работу в Оздоровительный комплекс База отдыха «Рубин», принадлежащий АО «ММЗ» и находящийся вне места постоянного проживания данных работников. По мнению ГУ –УПФ РФ в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл, указанные расходы представляют собой выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений в смысле части 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ, следовательно, являются объектами обложения страховыми взносами.

Полагая, что выводы органа пенсионного фонда в части доначисления взносов от стоимости бесплатных обедов являются незаконными и необоснованными, АО «ММЗ»  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 06.10.2015 №73-ПР в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 31078руб.86коп., обязательное медицинское страхование в сумме 7204руб.65коп., а также соответствующие им пени и штрафные санкции. Заявитель полагает, что выплаты, на которые начислены оспариваемые взносы, носят социальный характер, не являются оплатой труда работников и, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами.

В остальной части ненормативный правовой акт органа Пенсионного фонда заявителем не оспаривался и признан правомерным.

Законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ АО «ММЗ» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Федерального закона №212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и» пункта 2 части 1 указанной статьи).

Трудовые отношения определены статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в рамках трудовых отношений, являющиеся оплатой труда.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса  заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Вместе с тем, статьями 164, 165 Трудового кодекса предусмотрен иной вид компенсаций и гарантий, которые не входят в систему оплаты труда. Так, согласно статье 164 Трудового кодекса под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В статье 165 Трудового кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при совмещении работы с обучением, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, в некоторых случаях прекращения трудового договора, в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника, в других случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Из анализа указанных норм усматривается, что выплаты или иные вознаграждения подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, если они являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых договоров между работником и работодателем, в том числе стимулирующие, поощрительные выплаты, компенсационная оплата за особые условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и т.п. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у данного работодателя и произведенные в пользу работника в связи с выполнением им трудовой функции и за определенный трудовой результат.

Вместе с тем, компенсации в виде денежных выплат, направленные на возмещение работникам фактически понесенных затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, для целей социального страхования не включаются в систему оплаты труда и, соответственно, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов. В результате компенсации расходов работник не получает фактического дохода (экономической выгоды), то есть это не является вознаграждением за труд (результаты выполненной работы, ее количество и качество), что обуславливает невключение таких сумм в базу для начисления страховых взносов. Не включаются в систему оплаты труда и гарантии, даже если они имеют материально выражение, если они являются необходимым средством и условием надлежащего осуществления социально-трудовых прав и обязанностей.

Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Из материалов дела следует, что согласно приказу от 05.05.2014 №1 работникам общества, направленным на работу в ОК База отдыха «Рубин», то есть на временную (сезонную) работу не по месту жительства, предоставлялось бесплатное питание (л.д. 12).

Обеспечение бесплатным питанием было обусловлено тем, что база отдыха находилась на значительном удалении от населенных пунктов, мест общественного питания и мест жительства работников, что лишало их возможности самостоятельно организовать надлежащее питание. При этом обеспечение питанием  не было оговорено в трудовых договорах, заключаемых с работниками, возможность его получения зависела от времени выполнения работы на территории базы отдыха. Оплата стоимости питания работников не являлась вознаграждением за труд, поскольку не ставилась в зависимость от результата труда или квалификации работников, составляла равную для всех сумму - 200руб. в день, независимо от занимаемой должности и объема выполненной работы. Тем самым предоставляемые работодателем своим работникам материальные блага являлись по своей сути способом и средством компенсации неудобств, связанных с нахождением работников общества вне места постоянного жительства, гарантировали надлежащее осуществление социальных прав работников, то есть носили социальный характер.

Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 №17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.

При таких обстоятельствах, у Фонда не имелось правовых оснований для начисления обществу недоимки по страховым взносам.Доначисление в ходе проверки АО «ММЗ» взносов, а также производных от них сумм пеней и штрафа является незаконным.

 В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По итогам рассмотрения спора, арбитражный суд признает недействительным и несоответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Элот 06.10.2015 №73-ПР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 31078руб.86коп., обязательное медицинское страхование в сумме 7204руб.65коп., а также соответствующие им пени и штрафные санкции по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату взносов.

При распределении государственной пошлины арбитражный суд применяет специальные правила статьи 110 АПК РФ, согласно которым судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд АО «ММЗ» уплатило государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение дела (л.д. 14). Понесенные организацией судебные расходы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию в полном размере с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2016. Полный текст решения изготовлен 05.04.2016, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» удовлетворить полностью.

Признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 06.10.2015 №73-ПР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 31078руб.86коп., обязательное медицинское страхование в сумме 7204руб.65коп., а также соответствующие им пени и штрафные санкции по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату взносов.

2. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта указанный акт не подлежит применению.

2. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (место нахождения: 424000, <...>) в пользу акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 424003, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                  Л.Д. Лабжания