АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«30» октября 2017 г. Дело № А38-7553/2017 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл
о признании недействительным предписания органа федерального казначейства
третьи лица ООО "Дом мечты" (ОГРН <***>, ИНН <***>), Отдел капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район"
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.02.2017, ФИО2 по доверенности от 03.07.2017,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 02.05.2017,
от третьего лица ООО "Дом мечты" - генеральный директор Уколов К.А., ФИО4 по доверенности от 03.10.2017,
от третьего лица ОКС МО - не явился, надлежаще извещен по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития РМЭ, Министерство), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24.05.2017 № 7 об обеспечении возврата в доход федерального бюджета средств в размере 1 061 790 руб. 42 коп. (т.1, л.д. 3-9, т.2, л.д. 42-46, 116-118, т.4, л.д. 108-111, т.5, л.д. 14-17).
В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы о необоснованности и недоказанности выводов органа федерального казначейства о невыполнении показателей результативности использования субсидии федерального бюджета. 29.12.2016 управляющей компанией ООО "Дом мечты" с субъектами малого предпринимательства заключены 23 договора аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе пос. Медведево со сроком действия 1 месяц. Тем самым, по состоянию на 31.12.2016 в бизнес-инкубаторе было размещено 23 субъекта малого бизнеса, что полностью соответствует условиям соглашения № 089-БИ-16 от 14.07.2016, заключенного между МЭРТ РФ и Правительством Республики Марий Эл.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность предписания. Пояснил, что в ходе осмотра, проведенного 12.04.2017 органом казначейства, установлено, что договоры аренды заключены и в бизнес-инкубаторе размещены 10 субъектов малого предпринимательства. Данное обстоятельство подтверждает управляющая компания ООО "Дом мечты". Договоры безвозмездной аренды от 29.12.2016 заключены без проведения конкурса; через непродолжительный период расторгнуты со всеми заключившими их лицами 29.01.2017 в связи с истечением срока их действия. При этом, показатель размещения 21 субъекта малого предпринимательства, предусмотренный соглашением с МЭРТ РФ, не достигнут не только на дату осмотра, составления акта проверки и вынесения предписания, но и на дату судебного разбирательства, поскольку по договорам аренды от 01.04.2017, от 01.06.2017, от 01.09.2017 помещения в бизнес-инкубаторе арендуют 16 субъектов предпринимательства. На 01.04.2017, являющейся датой окончания срока устранения нарушения по выполнению показателей результативности - размещены 10 субъектов предпринимательства. Договоры от 29.12.2016 не являются надлежащим подтверждением достижения показателей результативности, поскольку заключены без проведения конкурса; по пояснениям подписавших их лиц носили характер соглашений о намерениях, не сопровождались реальной передачей помещений и размещением в них ссудополучателей, были заключены лишь для вида по просьбе сотрудников управляющей компании бизнес-инкубатора. Оформление таких договоров на непродолжительный срок, без намерения реального размещения в помещениях субъектов предпринимательства, является формой недобросовестного поведения, направленного на создание видимости оказания поддержки субъектам малого бизнеса. В связи с чем, размер подлежащей обоснованному использованию федеральной субсидии должен определяться исходя из количества субъектов малого предпринимательства (10 субъектов), факт заключения договоров и размещения которых в бизнес-инкубаторе, по состоянию на 01.04.2017 подтвержден данными осмотра и документами управляющей компании ООО "Дом мечты". В остальной части субсидия федерального бюджета подлежит возврату, как использованная с нарушением условий ее предоставления (т.2, л.д. 49-57, т.4, л.д. 112,113).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Дом мечты", Отдел капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район" (т.1, л.д. 1,2).
Третье лицо, Отдел капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в отзыве на заявление пояснило, что Отдел выступал заказчиком строительства здания бизнес-инкубатора в пос. Медведево. 18.07.2016 получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; объект поставлен на кадастровый учет, оформлен в собственность МО и передан в казну района в ноябре 2016 года (т.4, л.д. 119).
Третье лицо, ООО "Дом мечты" в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в судебном заседании пояснило, что по договорам аренды от 29.12.2016 в бизнес-инкубаторе было размещено 23 субъекта малого и среднего предпринимательства. 29.01.2017 со всеми из них договоры расторгнуты в связи с истечением сроков их действия. В последующем по результатам конкурсов заключены договоры аренды от 01.04.2017, от 01.06.2017, от 01.09.2017. При этом, на дату проведения осмотра 12.04.2017 в бизнес-инкубаторе размещались и договоры от 01.04.2017 были заключены с 10 субъектами предпринимательства (т.2, л.д. 120, т.4, л.д. 123,124, т.5, л.д. 27,28, 64,65, 91, 97,98).
Третье лицо, Отдел капитального строительства муниципального образования "Медведевский муниципальный район" извещено о дате, времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, в судебное заседание не явилось. Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ третье лицо считается извещенным надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия третьего лица, ОКС МО "Медведевский муниципальный район" по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 02.03.2017 № 58, пункта 21 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, пункта 4 Плана контрольных мероприятий УФК по РМЭ на 2017 год, удостоверения № 10 от 02.03.2017 (т.2, л.д. 61,62) специалистами органа федерального казначейства проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2016 году. Проверкой установлено, что Министерством совершено следующее нарушение бюджетного законодательства:
- в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, пункта 16 "Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999), пункта 32 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Приложение № 8 к ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика"), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (далее - Правила № 316), пункта 4.1 соглашения № 089-БИ-16 от 14.07.2016, допущено неэффективное расходование средств республиканского бюджета, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, в сумме 1 061 790 руб. 42 коп. в связи с невыполнением показателя результативности использования субсидии "Количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе" по подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства ГП РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" по мероприятию "Оснащение бизнес-инкубатора в пос. Медведево"
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 17.04.2017 (т.2, л.д. 63-88).
По результатам проверки УФК по РМЭ в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, статьей 270.2 БК РФ вынесено предписание от 24.05.2017 № 7 об обязании Министерства в срок до 01.07.2017 года принять меры по устранению выявленного нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашения о предоставлении средств из бюджета, и обеспечению возврата в доход федерального бюджета средства в размере 1 061 790 руб. 42 коп. О результатах исполнения предписания проинформировать Управление в течение 5 рабочих дней с даты исполнения предписания, с приложением копий документов, подтверждающих принятые меры (т.1, л.д. 65-67, т.2, л.д. 91,92).
Не согласившись с предписанием органа казначейства, Министерство обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого Администрацией ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу выполнения показателя результативности "Количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе" и наличия оснований для возврата в доход федерального бюджета субсидии в сумме 1 061 790 руб. 42 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года (пункт 4.3 статьи 18 Закона № 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 316 бизнес-инкубатор - инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, созданная в форме организации в целях поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.
На основании пункта 8 Правил № 999 в качестве условий предоставления и расходования субсидий правилами предоставления субсидий предусматриваются, в том числе, возврат субъектом РФ средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил.
Согласно пунктам 9, 10 Правил № 999, пункту 38 Правил № 316 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения. Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами предоставления субсидий, должно, кроме прочего, содержать: значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению (подпункт "б" пункта 10 Правил № 999, подпункт "ж" пункта 38 Правил № 316), последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии (подпункт "к" пункта 10 Правил № 999, подпункт "к" пункта 38 Правил № 316), ответственность сторон за нарушение условий соглашения (подпункт "л" пункта 10 Правил № 999, подпункт "и" пункта 38 Правил № 316).
Исходя из подпункта "б" пункта 61 Правил № 316 специальным показателем результативности использования субсидии в рамках реализации мероприятия по созданию и (или) развитию бизнес-инкубатора (за исключением капитального ремонта) является количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе.
В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии и до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 01 июня текущего финансового года определяется по формуле, предусмотренной пунктом 32 Правил № 316.
Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 16 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 20 Правил № 999, пункт 36 Правил № 316).
В силу пункта 22 Правил № 999 в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 24 Правил № 999, пункт 49 Правил № 316).
Материалами дела подтверждается, что 14.07.2016 между Министерством экономического развития РФ и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение № 089-БИ-16, по условиям которого республиканскому бюджету РМЭ предоставляется субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ГП РМЭ "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 № 326, в размере 9 500 000 руб. на реализацию мероприятия по оснащению бизнес-инкубатора в пос. Медведево.
Согласно пункту 2.2.3 указанного соглашения, Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл определено уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с МЭРТ РФ по реализации мероприятия, на реализацию которого выделяется федеральная субсидия.
В качестве показателя результативности использования субсидии по реализуемому мероприятию определено количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, ед. - 21 (подпункт "в" пункта 2.2.4 соглашения).
На основании пункта 4.1 соглашения в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года средств в размере, рассчитанном по формуле в соответствии с пунктом 32 Правил № 316.
Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего соглашения, является исключительно документальное подтверждение наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. Не являются обстоятельством непреодолимой силы действия третьих лиц, не выполняющих какие-либо обязательства перед стороной, если данное обстоятельство (действия, бездействие третьих лиц) влияет на исполнение обязательств одной стороной перед другой (пункты 4.3, 6.1 соглашения) (т.1, л.д. 68-79).
Государственная программа Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 № 326.
Ответственным исполнителем указанной государственной программы является Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе по мероприятию создания и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку, - бизнес-инкубаторов подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" - строительство и оснащение административного здания бизнес-инкубатора в пгт. Медведево.
МЭРТ РФ на счет Министерства финансов РМЭ, открытый в органе федерального казначейства, перечислены средства федерального бюджета на общую сумму 8 494 323 руб. 38 коп. по платежным поручениям от 22.12.2016 № 213586, от 26.12.2016 № 229371.
Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл на основании заявок на кассовых расход от 20.12.2016 № 00000896, от 23.12.2016 № 00000908 перечислило на счет ОКС Медведевского муниципального района средства 8 494 323 руб. 38 коп. по коду 840-0412-1230551110-522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", источником которых являлась субсидия из федерального бюджета, предоставленная по коду 139-0412-1520151110-522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", за оснащение бизнес-инкубатора в пгт. Медведево.
18.07.2016 ОКС МО "Медведевский муниципальный район" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию бизнес-инкубатора по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" (т.4, л.д. 121,122).
14.11.2016 в ЕГРП зарегистрировано право собственности МО "Медведевский муниципальный район" РМЭ на здание бизнес-инкубатора площадью 1 061,9 кв.м. по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" (т.4, л.д. 120).
Между ссудодателем Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации МО "Медведевский муниципальный район" и ссудополучателем ООО "Дом мечты" заключен договор безвозмездного пользования имуществом от 29.12.2016 № 12, по условиям которого нежилое здание бизнес-инкубатора по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" передается в безвозмездное пользование ссудополучателю сроком на пять лет с 29.12.2016 по 28.12.2021 (т.1, л.д. 123-126).
По договору ответственного хранения № 01/17 от 09.01.2017, заключенному между поклажедателем КУМИ Администрации Медведевского муниципального района и хранителем ООО "Дом мечты", на ответственное хранение последнего передано движимое имущество в количестве 1 091 шт. на сумму 8 994 323 руб. 38 коп., расположенное по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" (т.1, л.д. 127-134).
29.12.2016 арендодателем ООО "Дом мечты" без проведения конкурсных и иных закупочных процедур заключены однотипные договоры аренды нежилого помещения, по условиям которых арендодатель сдает в аренду нежилые помещения под офис в здании бизнес-инкубатора по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а". Передача помещений осуществляется при подписании договора, который имеет силу акта приема-передачи (пункт 1.2 договора). Согласно пунктам 3.1, 4.1, договоры заключаются на льготных условиях - являются безвозмездными до проведения конкурса на помещения. Договоры являются срочными, действуют один месяц до проведения конкурса на помещения. После проведения конкурса договоры на помещения заключаются с победившей организацией. По пункту 5.1 договоров они прекращают свое действие: по окончании срока, указанного в пункте 4.1 договоров (т.1, л.д. 142-150, т.2, л.д. 1-14).
Согласно представленного ООО "Дом мечты" перечня арендаторов помещений в бизнес-инкубаторе по состоянию на 29.12.2016 данные договоры были заключены со следующими субъектами предпринимательства: ИП ФИО5, ООО "Тесла", ООО "Марианна", ООО "Галактика", ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ООО "Триумф", ИП ФИО10, ИП ФИО11, ИП ФИО12, ООО "Экспертные системы", ИП ФИО13, ООО ТЭК "Велес", ООО "Монтажстройком", ООО "Уютный дом", ООО "Мастер", ИП Мингалеев В.Ш., ИП ФИО14, БФ "Система справедливости", ООО "Медтехпроект", ООО "Инженергрупп" (т.4, л.д. 123,124).
Письмом ООО "Дом мечты" от 09.01.2017 № 1701/И, адресованным заместителю главы Администрации МО "Медведевский муниципальный район", сообщено о размещении в бизнес-инкубаторе "Медведевский" по состоянию на 01.01.2017 - 23 субъектов малого и среднего предпринимательства (т.2, л.д. 95).
Министерством в МЭРТ РМЭ представлен отчет о достижении значений показателей результативности по мероприятию "Оснащение бизнес-инкубатора в пос. Медведево" по состоянию на 01.01.2017, в котором отражена информация о полном исполнении показателей результативности по соглашению № 089-БИ-16.
Как пояснил руководитель ООО "Дом мечты" Уколов К.А., 29.01.2017 с субъектами предпринимательства, заключившими договоры аренды от 29.12.2016, данные договоры по правилам пункта 4.1 договоров расторгнуты в связи с истечением месячного срока действия договоров. По состоянию на 01.04.2017 и дату проведения осмотра 17.04.2017 договоры аренды помещений в бизнес-инкубаторе имелись только у 10 субъектов предпринимательства (протокол судебного заседания от 06.10.2017 - т.5, л.д. 97,98).
В соответствии с протоколом опроса руководителя ООО ТЭК "Велес" ФИО15 от 10.08.2017, организация арендует помещения в здании бизнес-инкубатора по адресу: <...> Б. Помещения в здании бизнес-инкубатора в пгт. Медведево ООО ТЭК "Велес" не арендует. В декабре 2016 к свидетелю обратилась менеджер бизнес-инкубатора в г. Йошкар-Оле ФИО16, которая попросила заключить от имени ООО ТЭК "Велес" договор аренды нежилого помещения № 1617 от 29.12.2016. При этом, она уточнила, что данный договор является договором о намерении аренды помещения и фактически помещение предоставляться ООО ТЭК "Велес" не будет. Помещение в здании по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" никогда ООО ТЭК "Велес" не предоставлялось, потребность в нем у организации отсутствовала (т.2, л.д. 107,108).
По показаниям от 21.09.2017 ИП ФИО14, являющейся также руководителем ООО "Мастер", договоры аренды № 1620, 1622 от 29.12.2016, подписанные ею как предпринимателем и законным представителем организации, по сути являлись договорами о намерении аренды. Фактически и ООО "Мастер", и предприниматель располагались по адресу: <...>. Потребность в помещениях бизнес-инкубатора по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а" у предпринимателя и ООО "Мастер" отсутствовала; данными помещениями они не пользовались; в конкурсе на право заключения договора аренды не участвовали; за аренду не платили (т.4, л.д. 115).
Руководитель ООО "Уютный дом" Горюнов А.В. пояснил, что по предложению сотрудников бизнес-инкубатора в г. Йошкар-Оле зарегистрировал организацию ООО "Уютный дом" по адресу: пгт. Медведево, ул. Кооперативная, д. 4 "а". Фактически данная организация располагалась и действовала в здании бизнес-инкубатора по адресу: <...> Б. В здании бизнес-инкубатора пгт. Медведево помещения ООО "Уютный дом" не использовало; в них не нуждалось; в конкурсе на заключение договора аренды помещения не участвовало; документов и заявок о приобретении прав аренды не подавало (т.4, л.д. 116).
Согласно протоколу опроса руководителя ООО "Триумф" ФИО17 от 21.09.2017, организация фактически находилась по адресу: <...>; ее юридическим адресом являлся: <...> Б. Договор аренды № 1611 от 29.12.2016 подписал по просьбе представителя бизнес-инкубатора г. Йошкар-Ола, как договор о намерении аренды. Как арендатора помещений по этому договору ООО "Триумф" себя не воспринимало; помещениями по договору организация не пользовалась; в конкурсе на право аренды не участвовала; средства за аренду не платила (т.4, л.д. 116).
По показаниям ИП ФИО12 от 21.09.2017, в 2015 году она арендовала помещение в здании бизнес-инкубатора по адресу: <...> Б. По предложению менеджера бизнес-инкубатора г. Йошкар-Ола Юлии подписала договор аренды от 29.12.2016. Однако, указанным в данном договоре помещением в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево не пользовалась; в конкурсе на право аренды не участвовала, за аренду не платила, в последующем от помещения отказалась (т.4, л.д. 118).
Таким образом, по пояснениям лиц, представляющих шесть субъектов предпринимательства, отраженных в перечне договоров аренды от 29.12.2016 (ООО ТЭК "Велес", ИП ФИО14, ООО "Мастер", ООО "Уютный дом", ООО "Триумф", ИП ФИО12), данные договоры были заключены как соглашения о намерениях по просьбе сотрудников бизнес-инкубатора г. Йошкар-Ола, и не сопровождались реальным предоставлением в пользование арендаторам помещений в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево, подачей соискателями заявок и участием в конкурсных процедурах на право заключить договоры аренды.
Показания приведенных лиц получены сотрудниками УФСБ России по Республике Марий Эл на законном основании в рамках предоставленных им полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий; их достоверность заявителем и третьими лицами доказательно не опровергнута; ходатайств о вызове лиц, давших показания, для допроса в ходе судебного разбирательства, лицами, участвующими в деле не заявлено.
Отраженный в перечне Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты граждан "Система справедливости" является некоммерческой организацией и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, учитываемым при определении показателя результативности по соглашению № 089-БИ-16.
Из изложенного следует, что шесть из двадцати трех субъектов предпринимательства, с которыми были заключены договоры аренды от 29.12.2016, отрицают реальное предоставление по этим договорам им помещений в бизнес-инкубаторе, и, соответственно, свое размещение в нем. Одна организация, не соответствует признакам субьекта малого и среднего бизнеса, которому причитается государственная поддержка. Органом казначейства правомерно установлено, что оформление 29.12.2016 договоров на непродолжительный срок, совпадающий с отчетной датой (31.12.2016), с их расторжением ООО "Дом мечты" в одностороннем порядке 29.01.2017 без реального предоставления помещений в бизнес-инкубаторе субъектам малого и среднего предпринимательства, не свидетельствует о действительном и надлежащем выполнении показателя результативности использования средств поддержки из федерального бюджета.
Согласно акту осмотра от 12.04.2017, заключению о результатах обследования от 17.04.2017, в ходе проведенного органом федерального казначейства осмотра установлено, что в здании бизнес-инкубатора пгт. Медведево размещено 10 субъектов малого предпринимательства: ИП ФИО6 "юридические услуги", офис № 5; ИП ФИО7 "кадастровые инженеры", офис № 6; ИП ФИО8 "буфет", офис № 7; ИП ФИО9 "детский клуб "Эрудит", офис № 8; ИП ФИО11 "империя фитнес-клуб", офисы № 11, 12; ООО "Экспертные системы" "экспертные системы", офис № 13; ИП ФИО13 "центр ментальной арифметики", офисы № 14, 16; ИП ФИО18 "бизнес Марий Эл", офис № 15; ООО "Деловой муравей", офисы № 19, 23, 24; ООО "Моноблок", офисы № 20-22 (т.1, л.д. 52-57).
В судебном заседании руководитель ООО "Дом мечты" Уколов К.А. признал, что по состоянию на 01.04.2017 и на дату проведения осмотра действующие договоры аренды помещений в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево имелись только у 10 субъектов предпринимательства (протокол судебного заседания от 06.10.2017 - т.5, л.д. 97,98).
Согласно представленных ООО "Дом мечты" перечней договоров аренды, по договорам от 01.04.2017 в бизнес-инкубаторе пгт. Медведево размещены 10 субъектов предпринимательства: ООО "Экспертные системы", ООО "Деловой муравей", ИП ФИО13, ИП ФИО7, ИП ФИО6, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ИП ФИО18, ООО "Моноблок", ИП ФИО11 (т.5, л.д. 14-17). Составленный ООО "Дом мечты" перечень субъектов предпринимательства, с которыми по состоянию на 01.04.2017 имелись действующие договоры аренды, совпадает с перечнем лиц, размещение которых в спорном здании установлено органом казначейства в ходе осмотра от 12.04.2017г.
По пояснениям ООО "Дом мечты", дополнительно по договору от 01.06.2017 в бизнес-инкубаторе размещена ИП ФИО19 (т.5, л.д. 91), по договорам от 01.09.2017 - ИП ФИО20, ИП ФИО21, ИП ФИО22, ИП ФИО23, ООО "Кадастровый центр Марий Эл" (т.5, л.д. 64,65).
Таким образом, на дату судебного разбирательства действующие договоры аренды на размещение субъектов предпринимательства в бизнес-инкубаторе имеются в отношении 16 коммерческих организаций и предпринимателей, имеющих право на получение государственной поддержки, что меньше показателя размещения 21 единица.
На дату 01.04.2017, до которой согласно Правилам № 316, условиям соглашения № 089-БИ-16, должны быть устранены нарушения обязательств по выполнению показателя результативности, по данным управляющей компании ООО "Дом мечты" и результатам осмотра действующие договора аренды на размещение субъектов малого и среднего бизнеса имелись в отношении 10 коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив по правилам статей 65, 71, 162, части 3.1 статьи 70, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что по состоянию на 31.12.2016, 01.04.2017 Министерством не выполнен показатель результативности использования субсидии федерального бюджета "Количество субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе" (21 ед.), предусмотренный подпунктом "в" пункта 2.2.4 соглашения № 089-БИ-16 от 14.07.2016, в связи с чем, по положениям пункта 32 Правил № 316, пункта 4.1 соглашения № 089-БИ-16, органом федерального казначейства обоснованно указано на необходимость возврата части федеральной субсидии, соответствующей значению невыполненного показателя результативности использования средств.
В соответствии с пунктом 32 Правил № 316, исходя из установленного осмотром и подтвержденного управляющей компанией ООО "Дом мечты" количества размещенных по состоянию на 01.04.2017 субъектов предпринимательства - 10 единиц, органом казначейства произведен расчет размера федеральной субсидии, подлежащей возврату в федеральный бюджет, 1 061 790 руб. 42 коп. (т.1, л.д. 58). Правильность расчета указанной суммы заявителем доказательно не опровергнута, собственный расчет не представлен. Размер приведенной суммы проверен арбитражным судом, признан правильным.
Оспариваемое предписание органа федерального казначейства вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на понуждение его должным образом исполнять свои бюджетные обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24.05.2017 № 7.
Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24.05.2017 № 7.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья /Ю.А. Вопиловский/