АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«16» июля 2020 г. Дело № А38-7902/2019 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл
о признании частично недействительным представления органа казначейства
третьи лица общество с ограниченной ответственностью «Трансэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченнойответственностью «МИЛС» (ИНН<***>, ОГРН<***>), открытоеакционерноеобщество «Марспецмонтаж» (ИНН<***>, ОГРН<***>), общество с ограниченнойответственностью «Торгово-строительнаякомпания «Столица» (ИНН<***>, ОГРН<***>), производственныйкооператив «ФИО1ПМК» (ИНН<***>, ОГРН<***>)
с участием представителей:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 07.08.2019, ФИО3 по доверенности от 14.10.2019,
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 25.12.2019, ФИО5 по доверенности от 25.12.2019,
от третьих лиц – не явились, надлежаще извещены по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (далее – РФКР Республики Марий Эл, фонд), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 10.09.2019 № 14 об устранении нарушений законодательства (т.1, л.д. 139).
В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы об ошибочности вывода органа казначейства о необходимости повторного применения к цене договора, определенной по итогам аукциона, а впоследствии измененной дополнительным соглашением, понижающего коэффициента, установленного по итогам аукциона. Заявитель считает, что цена договора по дополнительным соглашениям учитывает аукционный коэффициент снижения, поскольку по части договоров эта цена уменьшилась или не изменилась; по части контрактов, где произошло увеличение цены, на сумму ее увеличения был применен понижающий коэффициент. По мнению фонда, законных оснований для взыскания с подрядчиков завышения стоимости работ по капитальному ремонту, в том числе в виде экономии подрядчика, как это предложено заявителю в оспариваемом представлении, не имеется (т.1, л.д. 8-12, 52, 59, 139, т.2, л.д. 140,141, т.3, л.д. 7,8, 44, 96, т.6, л.д. 140-142).
В судебном заседании заявитель полностью поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, УФК по Республике Марий Эл (далее – орган казначейства) в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого пункта 1 представления от 10.09.2019 № 14. Пояснил, что в ходе проверки установлено завышение стоимости работ по договорам с АО «Марспецмонтаж», ООО «Торгово-строительная компания «Столица», ПК «ФИО1 ПМК», ООО «Трансэнерго», ООО «МИЛС» по причине неприменения при заключении дополнительных соглашений, составлении актов по форме № КС-2 коэффициентов снижения цены договора. Фонду обоснованно предложено принять меры по взысканию с указанных подрядных организаций суммы 2 386 522 руб. 37 коп. (т.1, л.д. 81-86, т.3, л.д. 16-22, 97-103).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Трансэнерго», ООО «МИЛС», ОАО «Марспецмонтаж», ООО «Торгово-строительная компания «Столица», ПК «ФИО1 ПМК» (т.3, л.д. 12,13, 38,39).
Третье лицо, ООО «Трансэнерго» в отзыве на заявление поддержало доводы заявителя; просило заявленные требования удовлетворить (т.3, л.д. 25-28).
Третьи лица, ООО «Трансэнерго», ООО «МИЛС», ОАО «Марспецмонтаж», ООО «Торгово-строительная компания «Столица», ПК «ФИО1 ПМК» извещены о дате, времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, в судебное заседание не явились. Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ третьи лица считаются извещенными надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что Республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл создан в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.10.2013 № 321 «О создании Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл» в качестве регионального оператора обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Марий Эл; зарегистрирован в качестве некоммерческой организации (т.1, л.д. 54-57, 61-69).
На основании централизованного задания от 08.02.2019 № 07-04-05/17-2698, приказа от 27.06.2019 № 200, Программы плановой выездной проверки от 28.01.2019, удостоверения № 28 от 27.06.2019 (т.1, л.д. 89-97) специалистами органа казначейства проведена проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году. Проверкой установлено, что фондом в 2018 году осуществлена оплата подрядным организациям завышенной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 2 386 522 руб. 37 коп. по причине неприменения в актах по форме № КС-2 коэффициентов снижения цены договора на аукционе, в том числе, в пользу АО «Марспецмонтаж» оплачено 225 735 руб. 28 коп., в пользу ООО «Торгово-строительная компания «Столица» - 91 806 руб. 93 коп., в пользу ПК «ФИО1 ПМК» - 25 667 руб. 37 коп., в пользу ООО «Трансэнерго» - 680 361 руб. 68 коп., в пользу ООО «МИЛС» - 1 362 951 руб. 11 коп.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 08.08.2019 (т.1, л.д. 98-120).
По результатам проверки УФК по Республике Марий Эл в соответствии с частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса РФ, пунктом 70 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, вынесено представление от 10.09.2019 № 14 об устранении нарушений законодательства, в котором орган казначейства предложил фонду в течение 5 рабочих дней с даты получения представления направить претензии о завышении стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в актах о приемке выполненных работ ф. № КС-2 по причине неприменения коэффициентов снижения цены договора на аукционе подрядным организациям, в том числе: АО «Марспецмонтаж» в сумме 225 735 руб. 28 коп., ООО «Торгово-строительная компания «Столица» в сумме 91 806 руб. 93 коп., ПК «ФИО1 ПМК» в сумме 25 667 руб. 37 коп., ООО «Трансэнерго» в сумме 680 361 руб. 68 коп., ООО «МИЛС» в сумме 1 362 951 руб. 11 коп.
.
В случае невозможности исполнения указанных мер, по причине отказа подрядных организаций в их исполнении, обратиться в течение 5 рабочих дней после получения отказа в ответ на претензию, в Арбитражный суд Республики Марий Эл с привлечением УФК по Республике Марий Эл в качестве третьего лица (т.1, л.д. 15,16, 121-124).
Не согласившись с представлением органа казначейства, РФКР Республики Марий Эл обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.
Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого заявителем ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу наличия необоснованного завышения стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по причине неприменения при заключении дополнительных соглашений коэффициентов снижения цены договора на аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры. Региональный оператор обязан осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 190 ЖК РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением перечисления аванса). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 1 статьи 744 ГК РФ регламентировано право заказчика вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» РФКР Республики Марий Эл по результатам электронных аукционов определены подрядчики и с ними заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. По условиям аукционов было предусмотрено при определении цены договоров применение к начальной (максимальной) цене, предложенной участником аукциона, понижающего коэффициента.
В ходе проверки органом казначейства установлено, что при изменении в последующем цены договора посредством заключения с подрядчиками дополнительных соглашений фондом в 2018 году завышена на 2 386 522 руб. 37 коп. стоимость работ посредством не применения понижающего коэффициента, предусмотренного условиями аукционов, к цене, определенной дополнительным соглашением, которой соответствуют составленные при приемке работ акты по форме № КС-2. Расшифровка завышенной стоимости работ изложена в составленном ответчиком расчете суммы завышенной стоимости выполненных работ (т.1, л.д. 125).
Арбитражный суд, оценив доводы сторон, исследовав доказательства в совокупности и взаимной связи, признал необоснованными выводы ответчика о завышении стоимости работ по капитальному ремонту и необходимости взыскания указанной завышенной стоимости с подрядчиков.
Материалами дела подтверждается, что по основной части договоров их стороны по дополнительным соглашениям снизили цену договора по сравнению с той ценой, которая была определена в договоре по итогам аукциона, и, соответственно, снизили стоимость работ по сравнению с ценой подлежащей определению с применением аукционного коэффициента.
Так, между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 92-18 от 04.05.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> а. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 2 318 564 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985; определенная с учетом этих показателей цена договора – 2 283 785 руб. (пункт 2.1 договора № 92-18 от 04.05.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 11.10.2018 цена договора уменьшена на 17 069 руб., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 2 266 716 руб.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 2 266 716 руб. (т.3, л.д. 47, т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком АО «Марспецмонтаж» заключен договор № 109-18 от 04.06.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Йошкар-Ола, <...> в. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 3 050 461 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985; определенная с учетом этих показателей цена договора –3 004 703 руб. (пункт 2.1 договора № 109-18 от 04.06.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 30.08.2018 цена договора уменьшена на 332 181 руб., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 2 672 522 руб.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 2 672 522 руб. (т.2, л.д. 145, т.3, л.д. 48, т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 99-18 от 14.05.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РМЭ, <...> а. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 1 983 071 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985; определенная с учетом этих показателей цена договора – 1 953 324 руб. (пункт 2.1 договора № 99-18 от 14.05.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 09.11.2018 цена договора уменьшена на 745 775 руб., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 1 207 549 руб.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 1 207 549 руб. (т.2, л.д. 148, т.3, л.д. 51, т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 10-18 от 05.03.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РМЭ, <...> в. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 1 838 298 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,990; определенная с учетом этих показателей цена договора – 1 819 915 руб. (пункт 2.1 договора № 10-18 от 05.03.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 29.05.2018 цена договора уменьшена на 510 002 руб. 20 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 1 309 913 руб.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 1 309 913 руб. (т.3, л.д. 52, т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 13-18 от 06.03.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РМЭ, <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 3 968 722 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,990; определенная с учетом этих показателей цена договора – 3 929 034 руб. 78 коп. (пункт 2.1 договора № 13-18 от 06.03.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 11.09.2018 цена договора уменьшена на 254 903 руб. 78 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 3 674 131 руб.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 3 674 131 руб. (т.2, л.д. 151, т.3, л.д. 54, т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «Трансэнерго» заключен договор № 74-18 от 11.04.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по замене лифтового оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл; цена договора определена в сумме 36 785 287 руб. 95 коп. (пункт 2.1 договора). В соответствии с дополнительными соглашениями цена договора уменьшена: по соглашению № 1 от 24.05.2018 – на 72 274 руб. 99 коп., определена 36 713 012 руб. 96 коп.; по соглашению № 2 от 10.06.2018 - на 240 506 руб. 30 коп., определена 36 472 506 руб. 66 коп.; по соглашению № 3 от 21.05.2018 – на 261 779 руб. 73 коп., определена 36 210 726 руб. 93 коп.; по соглашению № 4 от 10.06.2018 – на 321 143 руб., определена 35 889 583 руб. 93 коп.; по соглашению № 5 от 29.06.2018 – на 105 296 руб. 23 коп., определена 35 784 287 руб. 70 коп.; по соглашению № 6 от 29.06.2018 – на 230 448 руб. 74 коп., определена 35 553 838 руб. 96 коп. (в качестве окончательной цены договора). Стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 35 553 838 руб. 96 коп. Согласно представленным заявителем расшифровкам по многоквартирным домам:
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 3 139 030 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 3 091 944 руб. 55 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 3 019 670 руб. (т.3, л.д. 1, 56);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 4 378 810 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 4 313 127 руб. 85 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 4 207 831 руб. 62 коп. (т.3, л.д. 57);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 4 117 980 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 4 056 210 руб. 30 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 3 951 259 руб. 50 коп. (т.3, л.д. 58);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 5 260 630 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 5 181 729 руб. 55 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 4 919 949 руб. 82 коп. (т.3, л.д. 59);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 4 532 040 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 4 464 059 руб. 40 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению –4 338 561 руб. 46 коп. (т.3, л.д. 60);
- по дому г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 164 - начальная (максимальная) цена – 6 897 160 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 6 793 702 руб. 60 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению –6 472 559 руб. 60 коп. (т.3, л.д. 61);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена –1 823 110 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 1 795 763 руб. 35 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 1 727 870 руб. 46 коп. (т.3, л.д. 62);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 3 598 110 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 3 544 138 руб. 35 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 3 458 511 руб. 56 коп. (т.3, л.д. 63);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 3 598 590 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985, стоимость работ, формирующая цену договора – 3 544 612 руб. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 74-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 3 457 625 руб. 38 коп. (т.3, л.д. 64).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «Трансэнерго» заключен договор № 124-18 от 02.07.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по замене лифтового оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл; цена договора определена в сумме 30 438 996 руб. 22 коп. (пункт 2.1 договора). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 21.09.2018 цена договора уменьшена на 1 028 175 руб. 90 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 29 410 820 руб. 32 коп.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 29 410 820 руб. 32 коп. (т.6, л.д. 143). Согласно представленным заявителем расшифровкам по многоквартирным домам:
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 2 100 272 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 2 089 770 руб. 64 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 2 028 326 руб. 78 коп. (т.3, л.д. 65);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 2 100 072 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 2 089 571 руб. 61 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 2 007 831 руб. 36 коп. (т.3, л.д. 66);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 10 123 302 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 10 072 689 руб. 47 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 9 734 284 руб. 92 коп. (т.3, л.д. 67);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 4 199 042 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 4 178 046 руб. 79 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 4 014 855 руб. 60 коп. (т.3, л.д. 68);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 2 109 922 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 2 099 372 руб. 39 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 2 032 717 руб. 56 коп. (т.3, л.д. 69);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 3 636 962 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 3 618 777 руб. 19 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 3 500 486 руб. 52 коп. (т.3, л.д. 70);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 6 322 380 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 6 290 768 руб. 10 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 124-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 6 092 317 руб. 58 коп. (т.3, л.д. 71).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «МИЛС» заключен договор № 73-18 от 11.04.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по замене лифтового оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл; цена договора определена в сумме 36 974 448 руб. 75 коп. (пункт 2.1 договора). В соответствии с дополнительными соглашениями цена договора уменьшена: по соглашению № 1 от 17.08.2018 – на 1 237 143 руб. 81 коп., определена 35 737 304 руб. 94 коп.; по соглашению № 2 от 26.10.2018 - на 396 877 руб. 70 коп., определена 35 340 427 руб. 24 коп. (в качестве окончательной цены договора). Стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 35 340 427 руб. 24 коп. (т.6, л.д. 143). Согласно представленным заявителем расшифровкам по многоквартирным домам:
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 4 867 980 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 4 843 640 руб. 10 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 73-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 4 703 942 руб. (т.3, л.д. 77);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 9 743 280 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 9 694 563 руб. 60 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 73-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 9 437 384 руб. 60 коп. (т.3, л.д. 72);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 11 839 290 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 11 780 093 руб. 55 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 73-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 11 120 360 руб. 12 коп. (т.3, л.д. 73);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 10 709 700 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995, стоимость работ, формирующая цену договора – 10 656 151 руб. 50 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 73-18 от 11.04.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 10 078 741 руб. 12 коп. (т.3, л.д. 74).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «МИЛС» заключен договор № 123-18 от 02.07.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по замене лифтового оборудования многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Марий Эл; цена договора определена в сумме 33 979 136 руб. 10 коп. (пункт 2.1 договора). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 26.10.2018 цена договора уменьшена на 86 308 руб. 27 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 33 892 827 руб. 83 коп.; стоимость работ по актам по форме № КС-2 составляет 33 892 827 руб. 83 коп. (т.6, л.д. 143). Согласно представленным заявителем расшифровкам по многоквартирным домам:
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 23 070 462 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,965, стоимость работ, формирующая цену договора – 22 262 995 руб. 83 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 123-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 22 262 995 руб. 83 коп. (т.3, л.д. 75);
- по дому <...> - начальная (максимальная) цена – 12 141 078 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,965, стоимость работ, формирующая цену договора – 11 716 140 руб. 27 коп. (приложение № 1 к техническому заданию к договору № 123-18 от 02.07.2018), стоимость работ, формирующая цену договора по дополнительному соглашению – 11 629 832 руб. 83 коп. (т.3, л.д. 76).
По трем договорам, заключенным фондом, цена договора в результате изменения видов и объемов работ по капитальному ремонту не изменилась по сравнению с ценой, определенной в договоре с применением понижающего аукционного коэффициента.
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 16-18 от 12.03.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 2 496 136 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,990; определенная с учетом этих показателей цена договора – 2 471 174 руб. (пункт 2.1 договора № 16-18 от 12.03.2018) (т.3, л.д. 49). Согласно актам по форме № КС-2 стоимость работ составляет 2 471 174 руб. (т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком АО «Марспецмонтаж» заключен договор № 150-18 от 14.08.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 2 282 322 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,985; определенная с учетом этих показателей цена договора – 2 248 086 руб. (пункт 2.1 договора № 150-18 от 14.08.2018) (т.3, л.д. 53). Согласно актам по форме № КС-2 стоимость работ составляет 2 248 086 руб. (т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ОАО «Марспецмонтаж» заключен договор № 46-18 от 26.03.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 4 236 693 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,994; определенная с учетом этих показателей цена договора – 4 210 000 руб. (пункт 2.1 договора № 46-18 от 26.03.2018) (т.3, л.д. 55). Согласно актам по форме № КС-2 стоимость работ составляет 4 210 000 руб. (т.6, л.д. 143).
По двум договорам, заключенным фондом, цена договора в результате заключения дополнительных соглашений увеличилась по сравнению с ценой, определенной в договоре с применением понижающего аукционного коэффициента. На сумму увеличения цены заявителем в новом сметном расчете применен понижающий коэффициент, что зафиксировано в столбце 14 расчета суммы завышения стоимости выполненных работ, составленного органом казначейства (т.1, л.д. 125).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «Торгово-строительная компания «Столица» заключен договор № 86-18 от 27.04.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 1 140 164 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,9422; определенная с учетом этих показателей цена договора – 1 074 299 руб. 18 коп. (пункт 2.1 договора № 86-18 от 27.04.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 19.06.2018 цена договора увеличена на 161 144 руб. 82 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 1 235 444 руб. (т.3, л.д. 45). Согласно составленному органом казначейства расчету суммы завышения стоимости выполненных работ, в отношении суммы увеличения цены договора 161 144 руб. 82 коп. фондом учтено применение коэффициента снижения цены на аукционе (т.1, л.д. 125). Исходя из актов по форме № КС-2 стоимость работ составляет 1 235 444 руб. (т.6, л.д. 143).
Между заказчиком РФКР Республики Марий Эл и подрядчиком ООО «Торгово-строительная компания «Столица» заключен договор № 103-18 от 14.05.2018, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. По итогам аукциона предложенная его участником начальная (максимальная) цена – 5 929 162 руб., коэффициент снижения цены на аукционе – 0,995; определенная с учетом этих показателей цена договора – 5 899 516 руб. 19 коп. (пункт 2.1 договора № 103-18 от 14.05.2018). В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 22.10.2018 цена договора увеличена на 191 688 руб. 81 коп., и в новой редакции пункта 2.1 договора определена 6 091 205 руб. (т.3, л.д. 46). Согласно составленному органом казначейства расчету суммы завышения стоимости выполненных работ, в отношении суммы увеличения цены договора 191 688 руб. 81 коп. фондом учтено применение коэффициента снижения цены на аукционе (т.1, л.д. 125). Исходя из актов по форме № КС-2 стоимость работ составляет 6 091 205 руб. (т.6, л.д. 143).
Приведенные данные о начальной (максимальной) цене, коэффициенте снижения, цене договора до и после заключения дополнительных соглашений подтверждены договорами, соглашениями, сметными расчетами, первичными документами и ответчиком доказательно не опровергнуты.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 222 «Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (в редакции, действовавшей в период заключения спорных договоров) (далее - Положение № 615), цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Пунктом 2.3 договоров, заключенных фондом с подрядчиками, предусмотрено, что цена договора может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ (услуг). Цена договора может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором об оказании услуг объемов работ (услуг).
В полном соответствии с приведенными нормами между фондом и подрядчиками заключены дополнительные соглашения об уменьшении цены договора по сравнению с определенной по итогам аукциона договорной ценой, исчисленной с применением аукционного коэффициента снижения. При этом, стороны указанных соглашений, основываясь на нормах гражданского законодательства и условиях договоров, правомерно определили, что при дальнейшем снижении в результате уменьшения объемов работ первоначальной цены договора, понижающий коэффициент, с учетом которого уже уменьшена эта первоначальная цена, не подлежит применению. Уменьшение стоимости работ по соглашению сторон, при условии достижения той же самой цели договора – капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, не противоречит правилам статьи 709 ГК РФ, Положения № 615.
По трем договорам договорная цена, определенная с учетом понижающего коэффициента, в результате изменения видов и объемов отдельных работ не изменилась. Не претерпел изменений и определенный условиями договоров предмет и характер работ - капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; доказательств обратного ответчиком не представлено. В связи с чем, у сторон договоров отсутствовали основания и разумная необходимость для полного или частичного изменения цены по сравнению с ее размером, установленным в пункте 2.1 договоров.
По двум договорам посредством заключения дополнительных соглашений цена договора увеличена. При этом, поскольку при определении первоначальной цены договора его сторонами уже был применен понижающий коэффициент, во избежание повторности его применения он учтен сторонами договора только в отношении той части окончательной цены договора, которая составляет превышение над первоначальной ценой договора.
В дополнительных соглашениях сторонами договора не согласовано применение к установленной ими новой цене понижающих коэффициентов. С учетом этого, ссылка ответчика на необходимость применения к уже сниженной с учетом понижающего коэффициента цене при ее дальнейшем снижении или повышении дополнительного аукционного коэффициента снижения, неправомерна.
Доводы ответчика о том, что в спорном случае изменение цены договора не соответствует действующему законодательству, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку цена договора изменена соглашением сторон в установленных законодательством пределах.
По мнению ответчика, о необходимости применения в спорном случае понижающего коэффициента свидетельствует то, что отдельные элементы затрат, отраженных в актах по форме № КС-2, соответствуют данным первоначальной сметы, составленной без учета коэффициента снижения.
Однако, по условиям аукциона и заключенных договоров, аукционный коэффициент снижения применяется не к отдельным элементам издержек подрядчика, составляющим стоимость строительных работ, а к договорной цене в целом. Заявителем доказательно подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что общая стоимость работ по актам по форме № КС-2 полностью соответствует окончательной договорной цене, определенной дополнительными соглашениями. Поскольку неправомерность условий указанных соглашений об изменении цены и ее окончательном размере ответчиком не доказана, содержание составленных во исполнение этих соглашений актов по форме № КС-2, итоговые суммы по которым полностью соответствуют соглашениям, не свидетельствует об определении сторонами иной цены, чем та, что содержится в этих соглашениях.
Выводы суда о правомерности неприменения аукционного коэффициента снижения при изменении в ходе исполнения договора его цены посредством заключения дополнительного соглашения подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой.
Так, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении АС Волго-Вятского округа от 26.09.2018 № Ф01-3960/2018 по делу № А82-13848/2017, стороны контракта вправе не применять понижающий аукционный коэффициент при уменьшении дополнительным соглашением цены контракта, определенной с учетом его применения. Согласно постановлениям АС Волго-Вятского округа от 04.06.2020 № Ф01-10034/2020 по делу № А11-7072/2019, Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 № 01АП-914/2020 по делу № А11-5662/2019, они вправе не применять этот коэффициент при увеличении дополнительным соглашением цены контракта, определенной с учетом его применения.
Исходя из содержания акта проверки от 08.08.2019, представления № 14 от 10.09.2019, выявленное нарушение описано органом казначейства как оплата завышенной стоимости работ по причине неприменения коэффициентов снижения цены договора на аукционе. Данных о наличии завышения стоимости работ по иным причинам, в том числе, в результате применения неверных расценок, искажения видов, объемов, оценки работ, отсутствия несения отдельных издержек, отраженных в актах, или несения их в ином объеме, количестве, стоимости, чем указано в актах, ответчиком в акте и представлении не описано; доказательств, подтверждающих изложенные обстоятельства, не представлено.
Таким образом, ответчиком не доказано осуществление РФКР Республики Марий Эл оплаты подрядным организациям завышенной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в сумме 2 386 522 руб. 37 коп., наличие оснований для принятия мер по взысканию указанной завышенной стоимости с ООО «Трансэнерго», ООО «МИЛС», ОАО «Марспецмонтаж», ООО «Торгово-строительная компания «Столица», ПК «ФИО1 ПМК».
Учитывая изложенное, арбитражный суд по правилам части 2 статьи 201 АПК РФ принимает решение об удовлетворении требований РФКР Республики Марий Эл, признает недействительным пункт 1 представления Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 10.09.2019 № 14.
В связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию в его пользу с ответчика (т.1, л.д. 13).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным пункт 1 представления Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 10.09.2019 № 14, как не соответствующий действующему законодательству.
2. Взыскать с Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл в пользу Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья /Ю.А. Вопиловский/