ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-8354/19 от 20.04.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«27» апреля 2022 года           Дело № А38-8354/2019                     г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля2022 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Фроловой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лежниной Н.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл

в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

к ответчикам Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» в лице администрации

об истребовании имущества из чужого незаконного владения

третьи лица Волжско-Камское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью «Доминион», муниципальное казенное предприятие «Тепловые сети» Волжского муниципального района, ФИО1

с участием представителей:

от заместителя прокурора Республики Марий Эл – ФИО2 по доверенности,

отМежрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области – ФИО3 по доверенности,

от ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

от ответчика муниципального образования «Волжский муниципальный район» в лице администрации – ФИО4 по доверенности, ФИО5 по доверенности,

оттретьего лица Волжско-Камского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

оттретьего лица федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

оттретьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

от третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

оттретьего лица общества с ограниченной ответственностью «Доминион»– ФИО6, директор, ФИО7 по доверенности,

оттретьего лица муниципального казенного предприятия «Тепловые сети» Волжского муниципального района – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ,

оттретьего лица ФИО1 – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с исковым заявлением к ответчикам, Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл и муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» в лице администрации, об истребовании земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124, площадью 5527 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:125, площадью 239 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:5, площадью 2044 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:21, площадью 2012 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:23, площадью 5031 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:28, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:29, площадью 1062 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:351, площадью 9137 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:352, площадью 1836 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер.

До вынесения итогового судебного акта прокурором заявлено об отказе от заявленных требований к ответчику, Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:5, 12:15:3401001:21, 12:15:3401001:23, 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, 12:15:3401001:351, 12:15:3401001:352 в связи с их безвозмездной передачей Республикой Марий Эл в федеральную собственность и последующей государственной регистрацией права собственности РФ в установленном законом порядке (т. 5, л.д. 129-131).

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствую-щей инстанции, отказаться от своих требований полностью или частично.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не возражала против принятия отказа заместителя прокурора Республики Марий Эл от исковых требований в указанной части.

Арбитражный суд считает возможным принять отказ прокурора от истребования из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:5, 12:15:3401001:21, 12:15:3401001:23, 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, 12:15:3401001:351, 12:15:3401001:352, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Тем самым производство по делу в части исковых требований заместителя прокурора Республики Марий Эл об истребовании из незаконного владения Республики Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:125, площадью 239 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:5, площадью 2044 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:21, площадью 2012 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:23, площадью 5031 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:28, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:29, площадью 1062 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:351, площадью 9137 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:352, площадью 1836 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, подлежит прекращению в связи с отказом прокурора от заявленного искового требования.

В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ).

Тем самым на день рассмотрения дела по существу предметом спора является истребование из незаконного владения муниципального образования «Волжский муниципальный район» в лице администрации земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 (далее – спорный земельный участок).

Исковое требование обосновано тем, что территория, охватываемая границами спорного земельного участка, относится к землям национального парка «Марий Чодра» с момента его создания в 1985 году и является федеральной собственностью. Документов об отчуждении земельных участков из собственности Российской Федерации не имеется. Поэтому согласно Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» нахождение таких участков в муниципальной собственности невозможно. Земельный участок выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе постановлением о прекращении уголовного дела в отношении занимавшей на тот момент должность министра государственного имущества Республики Марий Эл ФИО8 (т.1, л.д. 7-16, т. 5, л.д. 132-136, т. 6, л.д. 26-29, 113-115).

Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в письменном отношении к заявленным требованиям полностью поддержала требование прокурора и его доводы (т. 2, л.д. 14-15, т. 6, л.д. 30-32).

Ответчик, муниципальное образование «Волжский муниципальный район» в лице администрации, просил отказать в удовлетворении иска. Считает, что спорный земельный участок не относится к землям национального парка «Марий Чодра», поскольку включен в границы населенного пункта – поселка Кичиер. Указал, что стал собственником земельного участка в 2020 году в результате его безвозмездной передачи из собственности Республики Марий Эл, поэтому является добросовестным приобретателем. Указал, что на земельном участке с кадастровым номером 12:15:3401001:124 расположено три объекта недвижимости, относящихся к муниципальной собственности, поэтому истребование земли без решения судьбы названных объектов противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. Кроме того, на осуществление деятельности по эксплуатации одного из таких объектов – котельной – муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» получена лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, при этом обязательным лицензионным требованием является наличие прав на землю. В случае виндикации спорного земельного участка эксплуатация такого объекта станет невозможной без нарушения лицензионных требований.

Кроме того, в случае удовлетворения иска отсутствие у ответчика прав на землю будет являться препятствием для заключения концессионного соглашения с Республикой Марий Эл в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Волжский муниципальный район» (т. 5, л.д. 137, т. 6, л.д. 34-35).

Третье лицо, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра», в отзыве на иск и в дополнениях к нему поддержало требование прокурора. Оно сообщило, что согласно материалам лесоустройства спорный земельный участок находится в выделе 33 квартала 5 Яльчинского лесничества национального парка «Марий Чодра» с момента создания парка, поэтому участок считается изъятым из оборота. Следовательно, земельный участок является федеральной собственностью, из которой в законном порядке он не выбывал (т. 3, л.д. 43-44).

Третье лицо, Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора (правопреемник Управления Росприроднадзора по РМЭ), в отзыве на исковое заявление указало, что земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 входит в состав земель национального парка и является федеральной собственностью (т.2, л.д.18-19).

Третье лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в отзыве на исковое заявление просило удовлетворить требование прокурора и указало, что спорный земельный участок находится в выделе 33 квартала 5 Яльчинского лесничества, территория которого полностью находится в границах национального парка «Марий Чодра» с момента его создания. Тем самым земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:286 относится к землям особо охраняемой природной территории федерального значения, поэтому он изъят из оборота и не может быть приватизирован. Следовательно, собственником участка с момента создания парка и до настоящего времени является Российская Федерация (т. 2, л.д. 142-143).

Третье лицо, Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, в отзыве на исковое заявление не возражало против удовлетворения искового требования. Им даны пояснения о том, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка «Марий Чодра» и является федеральной собственностью. Документов, подтверждающих отчуждение из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 и земель, из которых он образован, не имеется, что свидетельствует о выбытии земельного участка из владения Российской Федерации помимо воли собственника (т. 2, л.д. 73-74, 78-83, т. 3, л.д. 124-125).

Третье лицо, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, в отзыве на иск пояснило, что в ЕГРН отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территории национального парка «Марий Чодра», что не позволяет определить факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 в границах парка (т. 2, л.д. 145-147).

Третьи лица, Волжско-Камское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, муниципальное казенное предприятие «Тепловые сети» Волжского муниципального района, ФИО1, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного процесса они извещены надлежащим образом. В силу части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие названных третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения участников спора, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить исковое требование по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в 2001 году примерно в 500 м по направлению на юго-запад от ориентира – пересечения автодорог Йошкар-Ола – Казань – Кичиер Республики Марий Эл – был образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4 площадью 135 387 кв.м, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для лечебно-оздоровительных целей (т. 6, л.д. 157-158).На основании заявления Департамента земельных ресурсов Мингосимущества РМЭ сведения о вновь образованном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с целью дальнейшей регистрации на него права собственности Республики Марий Эл.

28.08.2009 на основании постановления Правительства Республики Марий Эл № 237 от 30.06.1997 и постановления государственного комитета Марийской ССР по управлению государственным имуществом о безвозмездной передаче санатория «Кичиер» в собственность Республики Марий Эл и закреплении на праве оперативного управления за Министерством социальной защиты и труда РМЭ на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, в пределах которого был расположен санаторий, зарегистрировано право собственности Республики Марий Эл (т. 2, л.д. 88, 90, 91). Правовым обоснованием регистрации права послужила норма пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о том, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В результате раздела по распоряжению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:4 образованы и поставлены 21.09.2009 на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, 12:15:3401001:21 – 12:15:3401001:24, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для лечебно-оздоровительных целей, адрес: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер (т. 2, л.д. 92-93, т. 6, л.д. 1-2, 159-164). Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за Республикой Марий Эл 28.06.2010.

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и в целях расширения границ населенного пункта в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района включены земельные участки категории земель – земли особо охраняемых территорий по перечню. В приложении к данному распоряжению указано 17 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17 (т. 1, л.д. 137-141).

В последующем в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, отнесенных к категории земель населенных пунктов, по заявлению Мингосимущества РМЭ образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 13.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:122, 12:15:3401001:123, 12:15:3401001:124, 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:126, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для лечебно-оздоровительных целей (т. 2, л.д. 96-97). На вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 площадью 5527 кв.м. право собственности Республики Марий Эл зарегистрировано 03.02.2014 (т. 2, л.д. 98).

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Марий Эл            № 426-р от 28.09.2020 земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 был безвозмездно передан по акту от 13.11.2020 в собственность Волжского муниципального района Республики Марий Эл с государственной регистрацией перехода права в ЕГРН 12.11.2020 (т. 5, л.д. 3-7, 12-14).  Названный земельный участок является объектом заявленного прокурором в интересах Российской Федерации виндикационного иска.

По результатам исследования представленных участниками спора доказательств арбитражным судом установлено, что территория спорного земельного участка входит в состав земель национального парка «Марий Чодра» с момента его создания.

Так, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400, постановлением Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589 и приказом Министерства лесного хозяйства Марийской АССР № 252 от 06.12.1985 в Марийской АССР создан государственный природный национальный парк «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства РСФСР с предоставлением в пользование 36,6 тыс. га земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского лесхоза (32,4 тыс. га) и части Кужерского лесхоза (4,2 тыс. га). Положение о национальном парке «Марий Чодра» утверждено приложением № 3 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589, границы национального парка «Марий Чодра» установлены приложением № 2 к названному постановлению (т. 2, л.д. 6-13, т. 3, л.д. 65-70).

Министерством природных ресурсов 16.05.2001 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», которому по акту № 56 от 13.07.2001 передано имущество от правопредшественника, государственного природного национального парка «Марий Чодра».

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2055-р от 31.12.2008 утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится национальный парк Республики Марий Эл «Марий Чодра». Приказом Минприроды России № 91 от 12.03.2018 утверждено новое Положение о национальном парке «Марий Чодра» (т. 3, л.д. 55-63).

Из описаний первоначально установленных границ национального парка «Марий Чодра» (приложение № 2 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589), приложенных к Положениям о национальном парке сведений о границах и функциональных зонах парка, материалов лесоустройства 1994 года, включенного в материалы лесоустройства 2004 года, плана лесонасаждений Яльчинского лесничества национального парка «Марий Чодра» достоверно усматривается, что границы парка не изменялись с момента его создания, территория в границах земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 с момента создания национального парка «Марий Чодра» и до настоящего времени находится в составе земель национального парка, а именно в пределах включённого в рекреационную зону парка выдела 33 квартала 5 Яльчинского лесничества (т.1, л.д. 157-162, т. 3, л.д. 50-54).

Земли национального парка «Марий Чодра» относятся к федеральной собственности.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 национальные природные парки, независимо от того, на чьем балансе они находились, и от ведомственной подчиненности, отнесены при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность исключительно к федеральной собственности. Порядок разграничения государственной собственности не распространялся лишь на объекты, ранее переданные в собственность субъектов в составе Российской Федерации, городов, районов, и на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц (пункт 16 Постановления).

Сведения об отчуждении до разграничения государственной собственности на земли кому-либо, в частности Республике Марий Эл или Волжскому муниципальному району Республики Марий Эл, части земель национального парка, из которой сформирован спорный земельный участок, отсутствуют.

Принятые в последующем Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 2 и 12) и Земельный кодекс РФ (пункт 6 статьи 95) установили исключительную федеральную собственность на земли национальных парков, являющиеся разновидностью земель особо охраняемых территорий. Право управления национальными парками закреплено за федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Тем самым участок лесного фонда общей площадью 36875 га в границах парка законно и обоснованно зарегистрирован 20.08.2004 на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (т. 3, л.д. 5). За ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» земли национального парка закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях расширения границ населенного пункта в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района включены земельные участки категории земель особо охраняемых территорий, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17. Однако Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 05.04.2019 по делу № 3а-15/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2019, указанное распоряжение Правительства Республики Марий Эл признано недействующим со дня его принятия (т.1, л.д. 145-156). Судом указано, что формирование, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, на землях особо охраняемых природных территорий (национального парка) и передача в собственность юридических и физических лиц, регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет не означают изменение категории земель – земли особо охраняемых территорий национального парка «Марий Чодра», границы которого установлены в 1985 году. Тем самым земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 вновь отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Следовательно, Российская Федерация являлась собственником земельного участкас кадастровым номером 12:15:3401001:4 и образованных из него в последующем земельных участков, а следовательно, является собственником истребуемого земельного участка.

Земельный участок неправомерно был изъят из федеральной собственности.

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Правом на обращение в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения также наделен прокурор, пользующийся процессуальными правам и обязанностями истца (статьи 52 АПК РФ). С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по правилам виндикационного иска собственник вправе истребовать свое имущество от лица, в фактическом владении которого находится имущество и с которым он не состоит в договорных отношениях. При этом истребовать можно только из незаконного владения, то есть владения, возникшего без правового основания или основание возникновения которого впоследствии отпало (например, признана недействительной сделка, по которой приобретено имущество).

Ответчиком не оспаривается нахождение спорного земельного участка в его фактическом владении. Однако такое владение арбитражный суд признает незаконным, нарушающим право федеральной собственности, поскольку изъятие земель национальных парков из земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещено законом. Первоначально такой запрет устанавливался статьей 24 Земельного кодекса РСФСР, статьей 60 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Последующее законодательство, в том числе действовавшее на момент передачи земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 муниципальному образованию «Волжский муниципальный район», и продолжающее действовать до настоящего времени, также предусматривает запрет на изъятие земель национальных парков из федеральной собственности (пункт 4 статьи 27, пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ и пункт 2 статьи 12 Федерального закона от «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 28Положения о национальных природных парках РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 № 769).

Тем самым после установления границ национального парка, которые не изменялись, была незаконно изъята часть расположенных в пределах парка земель, оборот которых федеральным законодательством не допускался на момент изъятия и не допускается в настоящее время. К тому же такое отчуждение было недопустимо в связи с единством судьбы земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и расположенного на нем национального парка как объекта федерального значения (статья 35 Земельного кодекса РФ). В настоящее время Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» позволяет осуществлять оборот земельных участков только на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения (статья 3.1 и пункт 2 статьи 12). Однако отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17 к землям населенных пунктов признано решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.08.2019 незаконным. При этом наличие в настоящее время в ЕГРН сведений о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта «поселок Кичиер» свидетельствует о неисполнении до настоящего времени вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.08.2019, что подтверждено письмами Администрации Волжского муниципального района и федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (т. 6, л.д. 80, 116-117), и не может являться основанием для правового вывода о законном исключении спорного земельного участка из состава земель национального парка.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 3 Положения о национальных природных парках РФ и статьи 8 Земельного кодекса РФ создание национальных парков и расширение их территорий, перевод земель в границах таких парков в иную категорию земель осуществляются решениями Правительства Российской Федерации. Государственное управление в области организации и функционирования национальных парков осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведение которого переданы особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе национальный парк «Марий Чодра» (постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»). К полномочиям Минприроды России отнесено принятие положений о национальных парках, включающих сведения об их границах, решений о создании охранных зон и об установлении их границ;рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе находящихся в федеральной собственности земель особо охраняемых территорий или земельных участков в составе таких земель в земли другой категории.

Исходя из указанных нормативных правовых актов, постановления Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400 и постановления Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589 01.12.1985 о создании национального парка «Марий Чодра», а также актов об определении его границ земельные участки в составе национального парка «Марий Чодра» имеют особый правовой режим, в соответствии с которым изменение их площади и границ, предполагающее изменение размера территории национального парка, возможно только при условии изменения границ национального парка.

С учетом указанных порядка и компетенции федеральных органов власти распоряжение территориального управления Росимущества по Республике Марий Эл от 02.04.2012 № 460 не может рассматриваться в качестве правового акта об изменении границ национального парка. При этом в законодательно установленном порядке уполномоченным органом границы национального парка «Марий Чодра» после их установления в 1985 году не изменялись.

Следовательно, часть расположенных в пределах парка земель, из которой был образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, считается незаконно изъятой из федеральной собственности в собственность Республики Марий Эл. Республика Марий Эл не представила доказательства законного возникновения у нее права собственности на земельный участок, из которого образованы спорные участки. Государственная регистрация права республиканской собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4 на основании постановления администрации Волжского муниципального района № 335 от 27.05.2011 о передаче участка в безвозмездное срочное пользование Мингосимущества РМЭ является явным и грубым нарушением гражданского и земельного законодательства в части, устанавливающей основания возникновения права собственности на земельные участки.

Поэтому государственная регистрация за Республикой Марий Эл права собственности на указанный земельный участок и последующее распоряжение им и образованными из него земельными участками Министерством государственного имущества РМЭ незаконны. По этим же причинам признается незаконной регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 за муниципальным образованием «Волжский муниципальный район Республики Марий Эл».

По смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения помимо его воли.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о предоставлении Российской Федерацией либо ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» земель, из которых образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, указанного земельного участка и образованных из него в последующем земельных участков кому-либо в собственность, в постоянное или временное владение или пользование.

Принятие территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл распоряжения № 460 от 02.04.2012, устанавливающего образование из единого земельного участка национального парка трех земельных участков, не охвативших территорию земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, не свидетельствует в отсутствие правовых актов уполномоченных федеральных органов об изменении границ самого национального парка о выражении Российской Федерацией воли на отчуждение такой территории.

В соответствии с предоставленными федеральным законодателем полномочиями в целях охраны и поддержания режима национальных природных парков, повышения социальной защищенности их работников постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации, действующее в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1128 (далее – Положение № 1128). Определяя правовой статус национальных природных парков, пункт 28 Положения № 1128 устанавливает, что земли национальных природных парков являются исключительно федеральной собственностью, и запрещает их изъятие, что соответствует земельному законодательству и законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, ни Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают изъятие земель национальных парков.

С учетом приведенных положений законодательства территориальный орган федерального агентства по управлению государственным имуществом в 2012 году не мог принять решение об изменении границ национального парка и прекращении права федеральной собственности на земли особо охраняемых природных территорий.

Описательные границы Национального парка были приведены в ранее действовавшем Положении о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденном Минприроды России 16.05.2001. При этом приказ от 12.03.2018 № 91 не устанавливает новые и не изменяет ранее установленные границы Национального парка, а лишь воспроизводит их в системе координат МСК-12 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2020 по делу № АКПИ20-723).

Кроме того, в постановлении о прекращении уголовного дела в отношении бывшего министра государственного имущества Республики Марий Эл ФИО8 в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности сделан вывод о доказанности наличия в ее действиях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ, объективную сторону которого образуют, в том числе действия министра, направленные на незаконную регистрацию за Республикой Марий Эл права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, входящий в состав земель национального парка «Марий Чодра» (т.6, л.д. 120-127).

С учетом изложенного арбитражный суд делает итоговый вывод о выбытии земельного участка, из которого сформирован спорный земельный участок, из владения Российской Федерации и ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» помимо их воли. Поэтому независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 подлежит изъятию из его незаконного владения.

При этом факт нахождения на спорном земельном участке принадлежащих муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» объектов недвижимости, в том числе опасного производственного объекта, не является препятствием для виндикации земли. По смыслу статьи 130 Гражданского кодекса РФ земельный участок и расположенный на нем объект могут принадлежать на праве собственности различным субъектам. Такое горизонтальное разделение объектов недвижимости допускает их различную правовую судьбу в части изменения права собственности. Также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований невозможность для ответчика в будущем заключить концессионное соглашение с Республикой Марий Эл в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Волжский муниципальный район». Оформление прав на землю под названными объектами может быть осуществлено муниципальным образованием в установленном законом порядке в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, прокурором доказано наличие всех условий для виндикации спорного земельного участка во владение Российской Федерации.

К аналогичным выводам пришел арбитражный суд при рассмотрении дел № А38-5480/2019, А38-5481/2019, А38-8352/2019, А38-8355/2019, решения по которым вступили в законную силу.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах при рассмотрении дел подобной категории, поэтому вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Истребовать из незаконного владения муниципального образования «Волжский муниципальный район» в лице администрации земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124, площадью 5527 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.

2. Прекратить производство по делу в части исковых требований заместителя прокурора Республики Марий Эл об истребовании из незаконного владения Республики Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:125, площадью 239 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:5, площадью 2044 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:21, площадью 2012 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:23, площадью 5031 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:28, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:29, площадью 1062 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:351, площадью 9137 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:352, площадью 1836 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         Л.А. Фролова