ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-923/09 от 30.03.2009 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«1» апреля 2009 г. Дело № А38-923/2009 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   30 марта 2009 года

Текст решения в полном объеме изготовлен   1 апреля 2009 года

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Фроловой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрел заявление и приложенные к нему документы   Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

кответчику   индивидуальному предпринимателю ФИО1

о   привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

с участием представителей  :

от заявителя   – не явился, извещен по правилам ст. 123 АПК РФ

от ответчика   – не явился, извещен по правилам ст. 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицированного по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В заявлении указано на совершение ответчиком правонарушения, выразившегося в несоставлении в установленной форме графиков работы на линии (графиков сменности) водителей транспортных средств, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, несоблюдении режима труда и отдыха водителей, необеспечении использования контрольных устройств (тахографов) на автотранспорте, посредством которого предприниматель осуществляет перевозочную деятельность, не обеспечении проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах в соответствии с правилами ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования административного органа по следующим правовым и процессуальным основаниям.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем 21.08.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 55).

7 марта 2002 года ФИО1 выдана лицензия № АСС 12 400091 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, срок действия которой приказом от 6.03.2007 № 11/лиц продлен до 6 марта 2012 года (л.д. 28).

Пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ № 398 от 30.07.04, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, выдает лицензии и иные разрешительные документы, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

На основании приказа начальника УГАДН по РМЭ № 34 от 09.02.2009 специалистом-экспертом отдела автотранспортного и автодорожного надзора проведена плановая проверка выполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 9).

В ходе проверки было выявлено и зафиксировано в акте от 12.03.2009 № 09/009 (л.д. 10-12), что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не составляются в установленной форме графики работы на линии (графики сменности) водителей транспортных средств, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем (подпункт 1 пункта 2.2 акта), не соблюдается режим труда и отдыха водителей (подпункт 2 пункта 2.2 акта), не обеспечивается использование контрольных устройств (тахографов) на автотранспорте, посредством которого предприниматель осуществляет перевозочную деятельность (подпункт 3 пункта 2.1 акта), не обеспечивается проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей (пункт 6.4 акта).

12.03.2009 специалистом-экспертом отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РМЭ составлен протокол № 09/010 об административном правонарушении, в котором отражены выявленные в ходе в проведенной в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 проверки нарушения законодательства и сделан вывод о том, что они образуют событие административного правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 14-16).

На основании правил части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ УГАДН по РМЭ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 4-7, 18).

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Представленные административным органом материалы соответствуют административному и процессуальному законодательству.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Исходя из положений указанных норм основанием привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии с нормой части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является совершение им запрещенного данной нормой виновного, противоправного деяния в форме осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ (подп. 62 пункта 1 статьи 17, статья 5) перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к подлежащей лицензированию деятельности.

Факт осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров в междугородном сообщении по разовым заказам с использованием автомобильного транспорта, оборудованного для перевозок более 8 человек, подтверждается материалами дела, в частности путевыми листами (л.д. 22-25), трудовыми договорами с водителями (л.д. 20-21), актом проверки (л.д. 10-12), и признается ответчиком (л.д. 19). При этом в силу положения абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ данная деятельность является предпринимательской, так как осуществляется она ФИО1, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров.

Порядок осуществления указанной перевозочной деятельности определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 (далее - Положение).

В судебном заседании установлено, что ответчик нарушил лицензионные требования, установленные подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения.

В подпункте «б» содержится требование о соблюдении лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Положение подпункта «в» предусматривает необходимость соблюдения лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

1. Индивидуальным предпринимателем не составляются графики работы на линии (графики сменности) водителей.

В ходе проверки установлено, что ответчиком не организовано составление графиков работы (сменности) на линии для водителей, устанавливающих время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении признал наличие в своих действиях события административного правонарушения (л.д. 17,19).

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-фз юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

По смыслу пункта 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Как следует из п.п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.97. № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

В соответствии с п. 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде не составления в установленной форме графиков работы на линии (графиков сменности) водителей. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину индивидуального предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Ответчиком нарушены ч. 1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-фз, п. 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, п. 2.3.6., 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15, что является нарушением лицензионных условий и требований.

2. Индивидуальным предпринимателем не соблюдается режим труда и отдыха водителей автомобилей.

В ходе проверки было установлено, что предпринимателем нарушаются правила о продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителей.

В трудовых договорах предпринимателя с водителями в п. 5 имеется указание на то, что работнику устанавливается 40-часовая рабочая неделя, выходные и праздничные дни устанавливаются согласно графику сменности, с которым водитель должен быть ознакомлен не менее чем за 30 календарных дней; при необходимости работодатель своим распоряжением может перейти на суммированный учет рабочего времени без получения предварительного согласия на это работников (л.д. 20-21).

Проверка путевых листов № 29 от 5.02.2009, № 30 от 6.02.2009 водителя ФИО2, № 26 от 2.02.2009, № 27 от 3.02.2009, № 28 от 04.02.3009 водителя ФИО3, № 37 от 13.02.2009, № 38 от 14.02.2009 водителя ФИО2, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателем (л.д. 20-21) показала, что продолжительность междусменного отдыха указанных водителей составляет менее 12 часов.

Так, из путевого листа № 29 от 5.02.2009 следует, что водитель ФИО2 отработал на маршруте с 7 часов 40 минут до 20 часов 30 минут, 6.02.2009 указанный водитель начал работать (выехал на маршрут) в 7 часов 40 минут, что подтверждается путевым листом № 30 (л.д. 22). Междусменный отдых водителя составил 11 часов 10 минут, т.е. менее 12 часов. Согласно путевому листу № 26 водитель ФИО3 работал 2.02.2009 с 7 часов 40 минут до 20 часов 40 минут, 3.02.2009 выехал на маршрут в 7 часов 40 минут, закончил работать в 20 часов 40 минут (путевой лист № 27 – л.д. 23), тем самым междусменный отдых составил 11 часов. 4.02.2009 ФИО3 выезжает на маршрут в 7 часов 40 минут, то есть его междусменный отдых вновь составил лишь 11 часов (л.д. 24). Рабочий день водителя ФИО2 длился 13.02.2009 с 7 часов 40 минут до 20 часов 40 минут (путевой лист № 37 – л.д. 25). Междусменный отдых составил 11 часов – указанный водитель вновь выехал для работы на маршруте 14.02.2009 в 7 часов 40 минут, что зафиксировано в путевом листе № 38 (л.д. 25).

Событие административного правонарушения подтверждается путевыми листами (л.д. 22-25).

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении факт совершения административного правонарушения признал (оборот л.д. 17, 19).

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-фз юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Согласно пункту 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Как следует из п.п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97. № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

В соответствии с п. 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде не соблюдения установленного режима труда и отдыха водителей автомобилей. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину индивидуального предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Ответчиком нарушены ч.1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, п. 2.2; 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, п. 2.3.6., 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15, что является нарушением лицензионных условий и требований.

3. Индивидуальным предпринимателем не обеспечивается работа контрольных устройств (тахографов), необходимых для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителей, что влечет отсутствие надлежащего контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей.

В ходе проверки было установлено, что при эксплуатации в ходе осуществления предпринимательской деятельности принадлежащих предпринимателю автобусов марки KIA GRANDBIRD KM949-E, государственный номерной знак АС 341/12, год выпуска 2000, HYNDAI UNIVERSE SPACE LUXURY, государственный номерной знак АС 741/12, год выпуска 2008, с числом мест более 20, тахографы не используются надлежащим образом: на автобусе KIA GRANDBIRD KM949-E, государственный номерной знак АС 341/12 не проведена поверка тахографа, водителям не выдаются регистрационные листы установленного образца, пригодные для использования в тахографе, что не оспаривается предпринимателем, который при составлении протокола об административном правонарушении факт совершения административного правонарушения признал (оборот л.д. 17, 19).

Согласно п. 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2 автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 7 июля 1998 г. № 86, в пункте 5 устанавливают, что каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами. Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов.

Пункт 9 названных Правил закрепляет, что владелец транспортного средства выдает водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов.

Ответчиком нарушены п. 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г., п.5 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 7 июля 1998 г. № 86, что является нарушением лицензионных условий и требований.

4. Индивидуальным предпринимателем не обеспечено проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту эксплуатируемых им в ходе осуществления предпринимательской деятельности автотранспортных средств.

В ходе проведения проверки установлено, что ответчиком не соблюдаются нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Проверяющими выявлено отсутствие графиков проведения технического обслуживания транспортных средств, принадлежащих предпринимателю, тем самым учет выполненных работ и пробегов автомобилей не ведется.

В то же время руководства по эксплуатации транспортных средств семейства ГАЗЕЛЬ, марки HYNDAI UNIVERSE SPACE, FORD устанавливают конкретные сроки проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту (л.д. 59-66).

Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении факт совершения административного правонарушения признал (л.д. 17, 19).

Согласно статье 18 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27 в п. 4.2 устанавливает, что организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

По смыслу пунктов 2.5, 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии, в том числе, за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.

Руководящий документ РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)», утвержденный приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. №43, в п. 1.21. закрепляет, что периодическое техническое обслуживание предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный изготовителем пробег автотранспортного средства. Выполняется, как правило, на предприятиях автотехобслуживания.

Согласно п. 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. №2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Виды и порядок проведения технического обслуживания транспортных средств детально урегулированы Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года, по смыслу п. 2.4 которого техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО). При этом периодичность технического обслуживания подвижного состава выпуска после 1972 года составляет для легковых автомобилей 4000 км (ТО-1), 16000 км (ТО-2), для автобусов соответственно 3500 км и 14000 км.

Предпринимателем нарушены ст. 18 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-ФЗ, п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27, п.2.5, 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. № 15, п. 1.21. Руководящего документа РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)», утвержденного приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. №43, п. 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. №2, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Таким образом, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом был нарушен порядок организации таких перевозок, а также не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признает доказанным наличие в действиях ответчика объективной стороны административного правонарушения, выраженной в форме осуществления предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения.

Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принимая во внимание положения статьи 2.2. КоАП РФ, арбитражный суд считает, что вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения административным органом установлена.

Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в арбитражный суд не представлены.

Исходя из проведенного по правилам статьи 71 и 162 АПК РФ анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд делает вывод о том, что административным органом доказано наличие в действиях ответчика предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ состава административного правонарушения, выраженного в осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных соответствующей лицензией.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при осуществлении в отношении ответчика производства по делу об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя составлен уполномоченным лицом в установленный законом срок, права и интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. Индивидуальный предприниматель ФИО1 участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, а также при проведении проверки и составлении акта проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Учитывая характер совершенного ответчиком правонарушения, арбитражный суд считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - 3000 рублей.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Йошкар-Ола, место жительства: <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (УГАДН по Республике Марий Эл), счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН <***>, КПП получателя – 121501001, БИК – 048860001, код бюджетной классификации – 10611690040040000140, ОКАТО – 88401000000, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.А. Фролова