ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-10024/19 от 17.02.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-10024/2019

город Саранск 27 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 27 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Кечуткиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркиной К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Белозерье)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Лямбирь)

о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонном) об отказе в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов, выразившегося в письме от 23.07.2019 №2646,

и об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 года в сумме 103067 руб. 71 коп. и за 2015 год в сумме 102231 руб. 85 коп.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия (Республика Мордовия, с.Кемля) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (Республика Мордовия, г.Саранск),

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился,

от ответчика: ФИО2, представителя, доверенность №1 от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании №1077060003125 от 10.06.2015,

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия: представитель не явился,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия: представитель не явился,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов, выразившегося в письме от 23.07.2019 №2646 и об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 года в сумме 103067 руб. 71 коп., за 2015 год в сумме 102231 руб. 85 коп.

Определениями Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.09.2019, от 25.11.2019 по делу №А39-10024/2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в отзыве на заявление указало на отсутствие оснований для возврата страховых взносов.

Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили, просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц на основании частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в материалы дела представлена налоговая отчетность индивидуального предпринимателя ФИО1 за 2014-2015 годы, а также справка №3197236 по состоянию на 03.02.2020 об отсутствии у заявителя задолженности по страховым взносам.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, указал на пропуск заявителем срока исковой давности на подачу заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы.

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 04.08.2011 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>) и состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонном) (СНИЛС <***>).

Индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как лицо, не производящее выплаты и вознаграждения физическим лицам самостоятельно исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 138627 руб. 84 коп., за 2015 год в сумме 130275 руб. 60 коп., с учетом дохода, полученного от предпринимательской деятельности.

В связи с изменением порядка исчисления страховых взносов после принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П заявитель обратился в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме 107643 руб. 38 коп., за 2015 год в сумме 115233 руб. 78 коп.

Письмом исх.№2646 от 23.07.2019 Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) отказало в возврате спорных сумм, в связи с тем, что страховые взносы были уплачены до 02.12.2016 (дня официального опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П).

Не согласившись с полученным отказом в возврате страховых взносов, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 указал, что при определении размера страховых взносов необходимо руководствоваться постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П, согласно которому при определении базы для исчисления страховых взносов учитываются не только полученные доходы, но и понесенные расходы. По мнению заявителя, поскольку им в 2014-2015 годах применялась общая система налогообложения с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц, доход для расчета размера страховых взносов, подлежащих уплате на основании взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, при этом указанные положения распространяют свое действие на страховые взносы, уплаченные заявителем в спорный период.

Возражая относительно удовлетворения заявленных требований, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) указало, что размер уплаченных заявителем страховых взносов полностью соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшему в спорный период. Кроме того, ответчик указал, что правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П, подлежит учёту правоприменительными органами со дня официального опубликования указанного постановления, то есть с 02.12.2016, в связи с чем, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, следует производить только в отношении неисполненных обязательств.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, в Фонд обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующим до 01.01.2017 (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.

Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определялся в следующем порядке, если иное не предусмотрено указанной статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, производился ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено указанной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачивались плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В целях реализации положений статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ налоговые органы направляли в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляли сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца (пункт 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 №27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, применяющими общую систему налогообложения с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 указанной статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом из материалов дела установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2014-2015 годах применял общую систему налогообложения с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц и являлся плательщиком страховых взносов.

Из представленных в материалы дела налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ следует и подтверждено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в письме от 13.01.2020, что за 2014 год доходы заявителя составили 14536572 руб. 21 коп., расходы составили 10680558 руб. 92 коп., за 2015 год доходы заявителя составили 15277700 руб. 18 коп., расходы составили 12173325 руб. 05 коп.

С учетом положений, закрепленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П, доход, который мог быть учтен для целей исчисления страховых вносов на обязательное пенсионное страхование, в 2014 году составил 3856013 руб. 29 коп., в 2015 году – 3104374 руб. 95 коп.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате с дохода, превышающего 300000 руб., в 2014 году должна была составить 35560 руб. 13 коп. (3856013 руб. 29 коп.-300000 руб.) х1%), фактически уплачено заявителем 138627 руб. 84 коп. (платежное поручение №16 от 18.03.2015), в 2015 году должна была составить 28043 руб. 75 коп. (3104374 руб. 95 коп.-300000 руб.) х1%), фактически уплачено заявителем 130275 руб. 60 коп. (платежное поручение №9 от 16.03.2016).

Страховые взносы за 2014 года в сумме 103067 руб. 71 коп., за 2015 год в сумме 102231 руб. 85 коп. являются излишне уплаченными, поскольку рассчитаны без учета понесенных индивидуальным предпринимателем расходов.

Следовательно, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) об отказе в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов, выразившегося в письме от 23.07.2019 №2646 являются незаконными, нарушающим права и интересы заявителя.

Арбитражный суд отклоняет доводы ответчика о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П не распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его вступления в силу (02.12.2016) и не подлежит применению в случае исполнения предпринимателем своих обязательств в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Таким образом, учитывая, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П вступило в силу 02.12.2016, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения и подлежат учету арбитражным судом.

Доводы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) о пропуске предпринимателем срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы отклоняются судом в силу следующего.

На основании части 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Аналогичная правовая норма содержалась в части 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21.06.2001 № 173-О и подлежащей применению в связи с однородностью правового регулирования налоговых правоотношений и правоотношений, возникающих при исчислении и уплате страховых взносов, норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающая возможность подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, позволяет плательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, момент, когда страхователь узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты страховых взносов, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В данном случае предприниматель о факте излишней уплаты страховых взносов (нарушении своего права) узнал с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления № 27-П от 30.11.2016.

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 поступило в суд 09.09.2019.

Таким образом, заявителем срок исковой давности не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, заявленное требование о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) об отказе в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов, выразившегося в письме от 23.07.2019 №2646, подлежит удовлетворению.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов был установлен статьями 26, 27 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Однако с 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту – Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ), с указанной даты процедура возврата определена положениями Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (части 3, 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Из материалов дела судом установлено, что переплата по страховым взносам возникла до 01.01.2017, при этом доказательств того, что у заявителя имелась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ответчиком не представлено.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязывает Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 страховых взносов за 2014 года в сумме 103067 руб. 71 коп., за 2015 год в сумме 102231 руб. 85 коп.

При подаче заявления индивидуальным предпринимателем ФИО1 по чеку-ордеру от 05.09.2019 уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.02.2020 по 17.02.2020.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) об отказе в перерасчете обязательств индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Белозерье) по уплате страховых взносов, выразившееся в письме от 23.07.2019 №2646.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Белозерье, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 04.08.2011) страховых взносов за 2014 года в сумме 103067 руб. 71 коп., за 2015 год в сумме 102231 руб. 85 коп.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 431510, Республика Мордовия, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Белозерье, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 04.08.2011) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.А. Кечуткина