АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1037/2020
город Саранск июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года .
Решение в полном объёме изготовлено июля 2020 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" (ООО "Ламзурь С", ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (Минлесхоз Республики Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)
об оспаривании решения от 27.12.2019 № 4634 об отказе в приёме лесной декларации по договору аренды лесного участка от 07.10.2009 № 13/8,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Минлесхоза Республики Мордовия: государственное казённое учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" (ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество", ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с. Большие Березники),
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),
от министерства: ФИО2 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),
от третьего лица: представитель не явился,
у с т а н о в и л:
ООО "Ламзурь С" (далее также – заявитель, арендатор) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Минлесхозу Республики Мордовия (далее также – министерство), требуя признать оспариваемое решение недействительным.
Заявленное требование мотивировано по существу тем, что заявитель является арендатором лесного участка и подал в министерство лесную декларацию, заявив, что использует леса для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую приказом министерства. Оспариваемым решением отказано в приёме лесной декларации по причине недостоверности сведений, содержащихся в декларации. По выводу министерства, основанному только на содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведениях, на территории арендованного лесного участка вместо временных построек размещены объекты капитального строительства. Такой вывод сделан министерством без проведения специальных исследований, натурного обследования лесного участка и министерство не приводит ни одной нормы, на основании которой сделан этот вывод. Действительно, на арендованном лесном участке находятся объекты, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и при этом законность нахождения этих объектов на лесном участке подтверждена решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 по делу № А39-4808/2015, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение. По мнению заявителя, оспариваемое решение принято с нарушением законодательства, не соответствует пункту 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утверждённых приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17, и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в области использования лесов.
Министерство и третье лицо представили отзывы на заявление, возразив относительно заявленного требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование и ходатайствовал о назначении экспертизы (имеется ходатайство заявителя от 13.07.2020 о назначении экспертизы).
В судебном заседании представитель министерства возразил относительно заявленного требования.
В судебное заседание представитель третьего лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Протокольным определением арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.
Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 07.10.2009 № 13/8 Минприроды Республики Мордовия (в настоящее время – Минлесхоз Республики Мордовия) предоставило ОАО "Ламзурь С" (в настоящее время – ООО "Ламзурь С") в аренду лесной участок площадью 0,6 га, находящийся в собственности Российской Федерации, зарегистрированный в государственном лесном реестре за № 211-2009-10 и являющийся частью лесных участков с условным кадастровым номером 13:1/23:226/2003:261 (в настоящее время кадастровый номер 13:04:0000000:120) (пункты 1, 2). Арендованный лесной участок имеет местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГУ "Березниковское территориальное лесничество" (в настоящее время – ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество"), Березниковское участковое лесничество, квартал № 248, выдел 15 (пункт 3). Лесной участок передаётся арендатору для осуществления рекреационной деятельности (пункт 4). Срок действия договора: по 07.10.2034 (пункт 29).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 признано право собственности арендатора на домик для отдыха № 1 общей площадью 66,1 кв. м, домик для отдыха № 2 общей площадью 136,9 кв. м и баню общей площадью 111,8 кв. м, расположенные адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, ГУ "Большеберезниковский лесхоз", Березниковское лесничество, квартал № 248, выдел 15. Решение вступило в законную силу 19.02.2016.
Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 18.12.2018 № 1258 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок. При этом согласно проекту освоения лесов, прошедшему государственную экспертизу, утверждённую министерством, на территории арендованного лесного участка имеются временные постройки, используемые в рекреационных целях, в том числе "домик для отдыха № 1", "домик для отдыха № 2", "баня" (деревянные временные сооружения на столбчатых фундаментах).
20.12.2019 арендатор подал в Минлесхоз Республики Мордовия лесную декларацию от 20.12.2019 № 1, заявив, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 использует леса для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую приказом министерства от 18.12.2018 № 1258. В приложении № 2 к декларации указаны временные постройки, используемые в рекреационных целях, в том числе домики для отдыха и баня.
Письмом от 27.12.2019 № 4634 министерство направило арендатору извещение об отказе в приёме лесной декларации по причине недостоверности сведений, содержащихся в декларации. Отказ в приёме декларации мотивирован тем, что согласно проекту освоения лесов по договору аренды лесного участка на территории арендованного лесного участка расположены "постройки временные, используемые в рекреационных целях". Данные сведения не соответствуют фактическому использованию лесного участка. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории арендованного лесного участка вместо временных построек размещены объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества):
- домик для отдыха № 1 общей площадью 66,1 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:74;
- домик для отдыха № 2 общей площадью 136,9 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:76;
- баня общей площадью 111,8 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:75.
Несогласие с оспариваемым решением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленным требованием.
Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок подачи заявления не пропущен.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную или муниципальную экспертизу проекта освоения лесов (статьи 88-89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Ежегодно лесная декларация подаётся в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утверждён Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, согласно Приложению 1 (далее – Порядок).
В соответствии с настоящим Порядком лесная декларация подаётся ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подаётся не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к её содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня её получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в её приёме, содержащее обоснование отказа (пункт 6).
Уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений является Минлесхоз Республики Мордовия (подпункт 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 № 1).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 утверждён Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приёму лесных деклараций и отчётов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее – Административный регламент).
Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части приёма лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).
Подавая лесную декларацию, арендатор заявил об использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, и указал в декларации временные постройки, используемые в рекреационных целях, том числе домики для отдыха и баню.
Между тем по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости сведениям (справочная информация по объектам недвижимости в режиме online, размещённая на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru)), указанные в лесной декларации объекты – домики для отдыха и баня являются объектами капитального строительства (нежилыми зданиями или объектами недвижимого имущества):
- домик для отдыха № 1 общей площадью 66,1 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:74;
- домик для отдыха № 2 общей площадью 136,9 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:76;
- баня общей площадью 111,8 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:75.
Учёт указанных выше объектов в Едином государственном реестре недвижимости и государственную регистрацию прав на такое недвижимое имущество заявитель не отрицает.
Таким образом, лесная декларация содержит недостоверные сведения о временных постройках, используемых в рекреационных целях, поскольку по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, указанные выше объекты являются объектами капитального строительства (объектами недвижимого имущества).
При таких обстоятельствах имелось предусмотренное подпунктом 2 пункта 2.11.1 Административного регламента основание для отказа в предоставлении государственной услуги в части приёма лесных деклараций.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений, соответствует пункту 6 Порядка и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Доводы заявителя, что вывод министерства о размещении на территории арендованного лесного участка вместо временных построек объектов капитального строительства основан только на содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведениях, такой вывод сделан министерством без проведения специальных исследований, натурного обследования лесного участка и министерство не приводит ни одной нормы, на основании которой сделан этот вывод, отклоняются.
Вывод министерства о недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, основан на содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведениях об учтённом недвижимом имуществе.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения об учтённом недвижимом имуществе и о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество являются достоверными.
Исходя из этого, при проверке достоверности сведений о временных постройках, указанных в лесной декларации, проведения специальных исследований, натурного обследования лесного участка от министерства не требовалось и иное из указанных выше нормативных правовых актов не следует.
В ходе рассмотрения дела заявитель ходатайствовал о назначении экспертизы по вопросу, являются ли указанные выше объекты объектами капитального или некапитального строительства.
Протокольным определением арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, поскольку ответ эксперта на поставленный заявителем вопрос на решение суда не повлияет и значения для дела не имеет.
Оспариваемое решение основано на содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведениях об учтённом недвижимом имуществе, в силу указанного выше федерального закона эти сведения являются достоверными и законность оспариваемого решения связана с такими сведениями, которыми министерство располагало на момент принятия решения.
Доводы заявителя, что законность нахождения на арендованном лесном участке объектов, в отношении которых зарегистрировано право собственности, подтверждена решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 по делу № А39-4808/2015, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение, также отклоняются.
Предметом рассмотрения данного дела является законность оспариваемого решения об отказе в приёме лесной декларации по причине недостоверности сведений о временных постройках, указанных в лесной декларации.
Законность нахождения на арендованном лесном участке указанных выше объектов предметом рассмотрения данного дела не является и решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 по делу № А39-4808/2015 не имеет преюдициального значения.
Доводы заявителя, что оспариваемое решение принято с нарушением законодательства, не соответствует пункту 6 Порядка и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в области использования лесов, также отклоняются как ненашедшие подтверждения.
Доводы заявителя и представленные ими доказательства о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют и сводятся в целом к иной оценке доказательств.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.
Судья Г.К. Екония