ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1060/2022 от 10.10.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1060/2022

город Саранск                                                      октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года .

Решение в полном объеме изготовлено октября 2022 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Александрова С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саушкиной Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Березниковское территориальное лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с. Большие Березники)

о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации № 3 от 15.12.2021, выраженного в извещении № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021

и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия лесной декларации ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 11.12.2007 № 2/8,

при участии:

от заявителя – ФИО1,  представителя по доверенности от 13.01.2022 сроком на один год; ФИО2, представителя по доверенности от 01.11.2022 сроком на один год,

от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия представитель не явился,

от третьего лица представитель не явился,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания» (далее – ООО «МИК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – Минлесхоз Республики Мордовия, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации № 3 от 15.12.2021, выраженного в извещении об отказе № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия лесной декларации ООО «МИК» по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 11.12.2007 № 2/8.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Минлесхоза Республики Мордовия привлечено государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Березниковское территориальное лесничество» (далее – ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество»).

Материалами дела установлено, что 11.12.2007 между Министерством природных ресурсов Республики Мордовия и открытым акционерным обществом «Мордовцемент» (далее – ОАО «Мордовцемент») заключен договор аренды лесного участка № 2/8 для осуществления рекреационной деятельности (государственная регистрация произведена 15.03.2008 № 13:13:06/017/2008-005).

В соответствии с пунктами 1 и 2 указанного договора аренды лесного участка Минприроды Республики Мордовия обязался предоставить ОАО «Мордовцемент» во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 1,65 га, имеющий местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГУ «Березниковский лесхоз», Сабаевское лесничество, квартал 56, выдела 10, 11, являющийся частью участка лесного фонда Сабаевского лесничества Березниковского лесхоза с условным кадастровым номером 13:13:226/2003:261 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.11.2003 серии 13 БА № 025783). Согласно пункту 26 договора аренды лесного участка от 11.12.2007 № 2/8, срок его действия истекает 22.01.2065.

11.10.2014 между ОАО «Мордовцемент» и ООО «МИК» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с пунктом 1 которого права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 11.12.2007 № 2/8 перешли к ООО «МИК» (государственная регистрация произведена 29.12.2014 № 13-13-09/026/2014-807.

Минлесхоз Республики Мордовия является правопреемником Министерства природных ресурсов Республики Мордовия в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 № 1.

11.12.2015 между Минлесхозом Республики Мордовия и ООО «МИК» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка от 11.12.2007 № 2/8 (государственная регистрация произведена 11.07.2016 № 13-13/006-13/007/023/2016-984/1).

21.01.2021 между Минлесхозом Республики Мордовия и ООО «МИК» на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2020 по делу № А39-10952/2020 заключено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды лесного участка от 11.12.2007 № 2/8 (государственная регистрация произведена 24.02.2021 № 13:00:0000000:371­13/066/2021-25.

Во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Мордовия по арбитражному делу № А39-12280/2019, приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 16.12.2020 № 887 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок.

15.12.2021 ООО «МИК» направило в Минлесхоз Республики Мордовия лесную декларацию от 15.12.2021 № 3, указав на то, что с 05.12.2021 по 04.12.2022 использует леса для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 16.12.2020 № 887 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Письмом от 23.12.2021 № ЛД-20211215-2630388019-4 Минлесхоз Республики Мордовия направил в ООО «МИК» извещение об отказе в приеме лесной декларации по причине недостоверности сведений, содержащихся в ней.

Посчитав отказ в приеме лесной декларации не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «МИК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения регулируются лесным законодательством.

Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подаётся в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.

Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее – лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ).

Лесная декларация подаётся не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В силу пункта 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к её содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня её получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в её приёме, содержащее обоснование отказа.

Уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений является Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (подпункт 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 № 1).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Российской Федерации от 08.12.2016 № 641 утверждён Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приёму лесных деклараций и отчётов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее – Административный регламент).

В пункте 2.11.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части приёма лесных деклараций:

1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;

2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;

3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;

4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.

В рассматриваемом случае основанием для отказа в принятии лесной декларации послужило указание Обществом недостоверных сведений в ней. В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении услуги в извещении № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021 названо то, что объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы, не соответствует требованиям к лесной декларации.

В вышеуказанном извещении дополнительно сообщено, что декларируемые для эксплуатации объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, противоречат пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р, и постановлению Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979 № 473 «О признании природных объектов памятниками природы».

По мнению Минлесхоза Республики Мордовия, приведенному в отзыве, из представленной ООО «МИК» лесной декларации следует, что предусмотренные в ней мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют целям и видам использования лесов, расположенным в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, установленным законодательством Российской Федерации. В частности, размещение на арендованном лесном участке следующих объектов: здание № 6 (дом охраны), здание № 7 (гостевой дом), здание № 8 (оздоровительный комплекс), элемент благоустройства лесного участка № 9 (пешеходная дорожка с твердым покрытием), ограждение № 10, площадка для отдыха № 12, площадка для игр детская № 13, здание № 14 (туристический дом), стационарная электростанция (ТСС АД-60С-Т400) № 15, комплексная трансформаторная подстанция (КТП К (ВК) 100/10/04,-93 УХЛ1) № 16, элемент благоустройства лесного участка (фонарь) № 17.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 по делу № 12280/2019 Минлесхозу Республики Мордовия отказано в удовлетворении иска к ООО «МИК» о расторжении договора аренды и обязании снести незаконно возведенные строения и удовлетворено заявление ООО «МИК» о признании недействительным приказа Минлесхоза Республики Мордовия от 06.03.2020 № 212 и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи положительного заключения на Проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «МИК» на основании договора аренды лесного участка от 11.12.2007 № 2/8, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка б/н от 11.12.2014. Данным судебным актом установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого спора.

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979 № 473 «О признании природных объектов памятниками природы» участок соснового леса, площадью 469,0 га, расположенный вокруг Сабаевской зоны отдыха в кварталах 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского мехлесхоза признан памятником природы как природный объект, имеющий историческое, научное, культурное, оздоровительное и эстетическое значение.

Положениями пункта 2 постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979 № 473 предусмотрено, что на территории ботанических памятников природы (дендрариев, лесопарков, ценных лесных участков) запрещается: рубка, порча, изменение видового состава растительности, кроме мероприятий по уходу, или работ, связанных с реконструкцией памятника; возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почв и изменением уровня грунтовых вод и гидрологического режима территории, без соответствующих на то разрешений; прогон и пастьба скота, разжигание костров, разбивка палаток, проезд и стоянка автомобилей, мотоциклов и других машин, устройство массовых мероприятий в неустановленных для этого местах, охота, засорение территории или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию памятника.

Озеро Инерка и прилегающие леса включены в перечень существующих памятников природы регионального значения на территории Республики Мордовия, утвержденный Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 05.10.2009 № 420-Р, с целью охраны комплекса как рекреационной и водоохранной зоны, поддержание гидрологического режима, сохранение сосняков сложных спелого возраста, растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Мордовия.

Согласно приказу Министерства от 19.02.2020 № 156 «О внесении изменений в Лесной план Республики Мордовия» прилегающие к озеру Инерка леса квартала 235 располагаются в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения.

В соответствии с положениями части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Положениями пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Судом установлено, что на арендуемом лесном участке расположены следующие объекты: туристический дом площадью 413,7 кв. м, оздоровительный комплекс площадью 132 кв. м, дом охраны площадью 38,7 кв. м., гостевой дом площадью 287,4 кв. м.

ООО «МИК» зарегистрировало за собой право собственности на указанные объекты на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 19.12.2014 № 811-14, заключенного с ОАО «Мордовцемент».

Право собственности ОАО «Мордовцемент» на указанные объекты возникло на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2010 по делу № А39-6686/2009.

При этом в решении суда отмечено, что положениями части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации не установлен полный запрет как на строительство объектов капитального строительства, так и на государственную регистрацию прав на них. Законодатель указывает на возможность строительства, эксплуатации объектов капитального характера на территории памятников природы исключительно с особой целью, для проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-технических мероприятий.

Судом установлено, что ООО «МИК» разработало проект освоения лесов на лесной участок Березниковского участкового лесничества Березниковское территориальное лесничество от 19.12.2019, предоставленный ООО «МИК» для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды № 2/8 от 11.12.2007 и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка б/н от 11.12.2014.

Протоколом осмотра (обследования) лесного участка от 14.02.2020 были выявлены несоответствия между декларируемыми характеристиками объектов по проекту освоения лесов и фактическим их описанием на местности, в связи с чем приказом Министерства от 19.12.2019 № 1193 было утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов от 19.12.2019.

Впоследствии ООО «МИК» представило в Министерство переработанный вариант проекта освоения лесов, в отношении которого приказом Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 06.03.2020 № 212 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

При этом в заключении экспертизы проекта указано два замечания: наличие на арендованном участке объектов капитального строительства (туристический дом площадью 413,7 кв.м, оздоровительный комплекс площадью 132 кв. м, дом охраны площадью 38,7 кв. м, гостевой дом площадью 287,4 кв. м), а также наличие ограждения по периметру арендуемого лесного участка.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2010 по делу № А39-6686/2009 признано право собственности ОАО «Мордовцемент» на следующие реконструированные объекты: дом охраны площадью 38,7 кв. м; оздоровительный комплекс площадью 132 кв. м; гостевой домик площадью 287,4 кв. м, а также туристический дом площадью 413,7 кв. м. При этом судом установлено, что сами объекты приобретены ОАО «Мордовцемент» по договору купли-продажи № 6-30/07 от 06.09.2007, заключенному с Республиканским фондом поддержки социально-экономических программ «Созидание».

Таким образом, все спорные капитальные объекты были предметом исследования суда на предмет легитимности, принятый арбитражным судом судебный акт стал основанием для регистрации права собственности на них, которое впоследствии перешло к ООО «МИК».

В 2012 году Министерством выдано положительное заключение изменений к проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ОАО «Мордовцемент» для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды от 11.12.2007 № 2/8. Соответственно, Министерство не усмотрело в факте нахождения данных объектов на лесном участке нарушений условий договора аренды, а также лесного и природоохранного законодательства.

С момента реконструкции указанных объектов предыдущим арендатором (ОАО «Мордовцемент») они каких-либо изменений не претерпевали, повторно реконструированы не были, площади объектов, выступающих предметом спора, и площади объектов, указанных в вышеназванном судебном акте, идентичны, сами объекты тождественны.

При этом из материалов дела не следует, что указанные объекты не могут быть использованы для проведения мероприятий физкультурно-спортивной направленности.

Изложенное позволило апелляционному суду прийти к выводу о том, что наличие на арендованном ООО «МИК» лесном участке спорных объектов и ограждения не может быть квалифицировано как нарушение арендатором условий договора аренды и лесного законодательства, в связи с чем оснований для расторжения договора аренды не имеется.

Основанием для издания приказа Министерства от 06.03.2020 № 212 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов явилось наличие на арендованном участке объектов капитального строительства (туристический дом площадью 413,7 кв. м, оздоровительный комплекс площадью 132 кв. м, дом охраны площадью 38,7 кв. м, гостевой дом площадью 287,4 кв. м), а также наличие ограждения по периметру арендуемого лесного участка. Однако в силу вышеприведенных преюдициально установленных обстоятельств, названные замечания не могут быть признаны обоснованными.

Приведенные обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции полностью опровергают довод Минлесхоза Республики Мордовия о том, что декларирование для эксплуатации на лесном участке объектов, в том числе и объектов капитального строительства, противоречат нормативным актам Российской Федерации и Республики Мордовия.

Указание Министерством в качестве разъяснения причин отказа в предоставлении услуги в извещении № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021 на то, что объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы, не соответствует требованиям к лесной декларации, какого-либо подтверждения в материалах дела не нашло.

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в установленном порядке.

Разработанный Обществом проект освоения лесов на лесной участок Березниковского участкового лесничества Березниковское территориальное лесничество от 19.12.2019 представлялся на государственную экспертизу в государственный орган. Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 16.12.2020 № 887 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок.

Данным заключением Министерством подтверждено, что проект освоения лесов соответствует нормам законодательства Российской Федерации, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка.

Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что поданная Обществом лесная декларация содержит недостоверные сведения, не соответствует проекту освоения лесов, не соответствует форме и требованиям, установленным к ее содержанию, а также доказательств того, что к лесной декларации не представлены документы, указанные в Административном регламенте. Обратного в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в приеме лесной декларации № 3 от 15.12.2021, выраженное в извещении № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021, являясь необоснованным, противоречит нормам Лесного кодекса Российской Федерации, и подлежит признанию недействительным.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

В этой связи суд считает необходимым применить в качестве надлежащей восстановительной меры обязание Минлесхоза Республики Мордовия принять лесную декларацию № 3 от 15.12.2021.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд взыскивает с Министерства в пользу ООО «МИК» 3000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

1. Признать недействительным выраженный в извещении № ЛД-20211215-2630388019-4 от 23.12.2021 отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приеме лесной декларации № 3 от 15.12.2021, поданной обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания».

2. Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия принять лесную декларацию № 3 от 15.12.2021, поданную обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания».

3. Взыскать с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 24 от 09.02.2022.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья                                                                       С.В. Александров