АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1452/2008 -80/15
20 мая 2008 года г.Саранск
Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Артамонова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Фанплэй», г.Нижний Ломов, Пензенская область
к Министерству природных ресурсов Республики Мордовия, г.Саранск, Республики Мордовия
о признании незаконным и отмене полностью постановления от 25.04.2008 №59-8 о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании
от заявителя: ФИО1, начальника юридического отдела, доверенность от 01.10.2007г.
от ответчика: ФИО2, главного специалиста отдела государственного экологического контроля, доверенность от 14.01.2008, Черчимо- ва О.В., ведущего специалиста –юрисконсульта, доверенность от 18.01.2008
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Фанплэй» (далее – общество, ООО «Фанплэй», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Мордовия (далее – ответчик, Минприроды РМ, министерство) об отмене постановления от 25.04.2008 №59-8 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статье 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, не отрицая факта совершения правонарушения - отсутствия проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ, свои требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности мотивировал тем, что административный штраф назначен обществу без учета смягчающих вину обстоятельств, просил снизить штрафные санкции.
Ответчик требования ООО «Фанплэй» не признал, просил постановление о привлечении к административной ответственности оставить в силе, пояснил, что основанием привлечения общества к административной ответственности послужило нарушение заявителем требований статей 14 и 30 Федерального закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Фанплэй» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075827000688, о чем выдано свидетельство серии 58 № 001307529.
На основании приказа № 59 от 29.01.2008 главными специалистами Минприроды Республики Мордовия в период с 30 января по 12 февраля 2008г. проведена внеплановая проверка деятельности ООО «Фанплэй» (по месту нахождения его обособленного подразделения в <...>) по исполнению природоохранного законодательства. Поводом для проведения проверки явились обращения граждан городского поселения Ковылкино.
В ходе проверки было установлено, что основным видом деятельности ООО «Фанплэй» является производство фанеры. В результате производственной деятельности были установлены факты выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ООО «Фанплэй». По данным расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2007 года, в ООО «Фанплей» образуются следующие виды выбросов в атмосферный воздух: от стационарных объектов - сажа, хлор, пыль древесная, формальдегид, азота диоксид, углерода окись; от передвижных объектов - бензин, дизельное топливо.
Кроме того, отдельные технологические процессы производства фанеры сопровождаются выделением и выбросом в атмосферу загрязняющих веществ, последние образуются как при основных технологических процессах, так и во вспомогательных подразделениях (котельные, сварочные станки, кузницы и т.д.). От технологических линий в атмосферу поступают твердые пылевидные отходы - древесная и лакокрасочная пыль, а также паро-газовоздушные отходы - летучие компоненты лакокрасочных материалов и растворителей, пары смолосодержащих клеевых материалов.
На всех этапах производства фанеры происходит выделение загрязняющих веществ.
Так, на участке разделки фанерного сырья, лущения чурбаков, сортировки шпона, обрезки слоеной фанеры, сортировки фанеры, упаковки фанеры в атмосферный воздух выделяется пыль древесная. На участке склеивания шпона и приготовления смол в атмосферный воздух выделяется - фенол, формальдегид, аммиак.
Механическая обработка древесины также связана с выделением загрязняющих веществ (древесная пыль, опилки, стружка). Источниками выделения древесной пыли являются циркульные пилы, торцовочные станки, станки сверлильные, фрезерные и др. Источниками выбросов древесной пыли в атмосферу являются трубы пылеулавливающих сооружений.
В ходе проверки также установлено, что ООО «Фанплэй» проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) не разработан, обществом не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ. Отсутствие проекта ПДВ и разрешения на выброс загрязняющих веществ является нарушением требований пункта 1 статьи 30 и пункта 1 статьи 14 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 года.
Вышеуказанное послужило основанием для составления акта проверки от 12.02.2008 №59 и составления 16.04.2008г. в отношении ООО «Фанплей» протокола №59-8 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия – и.о.начальника отдела государственного экологического контроля Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 25.04.2008г. №59-8 ООО «Фанплэй» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей общества и Министерства природных ресурсов РМ, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению частично.
Общие требования к выбросам и сбросам вредных веществ в атмосферный воздух определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и другими нормативными правовыми актами.
Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31.12.2005г.) «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Следовательно, разработка предельно допустимых нормативоввредного физического воздействия на атмосферный воздух и наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Из приведенных выше норм следует, что разрешение на выброс загрязняющих веществ (устанавливающее нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для источников выбросов) выдается конкретному юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность с использованием источника выбросов.
Судом установлено, что ООО «Фанплэй» имеет стационарные источники, что подтверждается договором аренды от 01.10.2007 №13, соглашением от 01.12.2007 об изменении условий договора аренды от 01.10.2007, актами приема-передачи от 01.10.2007, 01.12.2007 и осуществляет хозяйственную деятельность – производство фанеры.
Как было установлено в ходе проверки и в судебном заседании, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ООО «Фанплэй» имеются. По данным расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года, в ООО «Фанплэй» образуются следующие виды выбросов в атмосферный воздух: стационарными объектами -сажа, хлор, пыль древесная, формальдегид, азота диоксид, углерода окись; передвижными объектами - бензин, дизельное топливо.
При этом ООО «Фанплэй» как на момент проверки, так и в ходе судебного разбирательства, не отрицал, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется без разрешения и разработанных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Из изложенного следует, что материалами проверки подтверждается и административным органом установлено совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в соответствии с которой выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу судом не установлено.
Вместе с тем, постановление Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 25.04.2008 №59-8 в части определения меры взыскания ООО «Фанплэй» подлежит признанию незаконным и изменению.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Кроме того, в статье 4.3 КоАП РФ указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проверяя законность принятого ответчиком постановления, суд установил, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указано на отягчающее вину общества обстоятельство, как «невыполнение предписания, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия».
Суд не может согласиться с тем, что вышеназванное обстоятельство является отягчающим вину обстоятельством ООО «Фанплэй», поскольку в статье 4.3 КоАП РФ перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств, не содержит такого отягчающего вину обстоятельства, как невыполнение предписания. Каких-либо отягчающих обстоятельств, указанных в статье 4.3 КоАП РФ, судом в ходе рассмотрения дела не установлено. Однако установлено смягчающее ответственность обстоятельство, которое не было учтено при определении меры взыскания заявителю, такое как совершение административного правонарушения впервые.
За совершение правонарушения обществу определена мера взыскания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей, при отсутствии в действиях общества отягчающих вину обстоятельств, и при наличии смягчающих вину обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах постановление Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 25.04.2008 №59-8 подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания за административное правонарушение, совершенное ООО «Фанплэй», и применение к обществу минимальной меры ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.05.2008г. до 20.05.2008г.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 25.04.2008 №59-8 в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью «Фанплэй», <...>, наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 50000 руб. признать незаконным и изменить.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Фанплэй», расположенному по адресу: <...> (запись в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075827000688), минимальную меру ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Артамонова Л.А.