АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1879/2008-106/15
г. Саранск 24 июня 2008года
Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Артамонова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинякшевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», г.Саранск о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск от 29.05.2008г. №1386 о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, юрисконсульта, доверенность от 08.05.2008
от ответчика: ФИО2, главного специалиста-секретаря административной комиссии, доверенность от 04.03.2008 №638-исх
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» (далее – заявитель, ООО «Жилкоммунсервис», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск (далее – ответчик, административная комиссия) от 29.05.2008г. №1386 о привлечении к административной ответственности по ст. 13 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12.07.2002г. № 25-З.
Представитель ООО «Жилкоммунсервис» требования поддержал и просил их удовлетворить по тем основаниям, что заявитель необоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку в его действиях отсутствует главная составляющая состава правонарушения – объект административного правонарушения, поскольку заявителем приняты все меры по соблюдению норм и правил, установленных пунктом 110 главы 10 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г.Саранске, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304 (далее – Правила) (сплошное ограждение было заменено временным, на строящемся объекте дежурит охрана, препятствующая проникновению посторонних лиц на строительную площадку).
Представитель административной комиссии требования заявителя не признал, пояснив, что факт правонарушения – отсутствие части ограждения на строительной площадке установлен и подтвержден материалами административного дела, указанное является нарушением Правил благоустройства, чистоты и порядка в г.Саранске. ООО «Жилкоммунсервис» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1041320003262.
26.05.2008г. специалистом Управления административно- технического контроля и охраны окружающей среды Административного округа Саранск совместно с представителем заявителя составлен акт осмотра строящегося объекта «Застройка жилого квартала по ул. Победы многоквартирными жилыми домами (9-12 этажей) в г. Саранске. Жилой дом №4. 2-я очередь строительства», в котором установлено, что производство работ, связанных с устройством фундаментов строящегося жилого дома (произведено разрытие котлована для устройства фундаментов, производиться забивка свай), ведется при частично демонтированном ограждении строительной площадки - отсутствует 65 метров ограждения с западной стороны объекта, что подтверждается сделанными на месте проведения осмотра фотоснимками.
По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2008 №625, в котором отмечено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», являющимся генподрядчиком строящегося объекта «Застройка жилого квартала по ул. Победы многоквартирными жилыми домами (9-12 этажей) в г. Саранске. Жилой дом №4. 2-я очередь строительства» совершено правонарушение, предусмотренное ст. 13 Закона Республики МОрдовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12.07.2002г. № 25-З, выразившееся в нарушении пункта 110 главы 10 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г.Саранске, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304 а именно: осуществление работ на объекте при частично демонтированном ограждении строительной площадки - отсутствует 65 метров ограждения с западной стороны объекта, что допускает попадание посторонних лиц на стройплощадку и в разрытый котлован и представляет угрозу жизни и здоровья для населения города.
На основании протокола об административном правонарушении Административной комиссией городского округа Саранск принято постановление от 29.05.2008г. №1386, согласно которому ООО «Жилкоммунсервис» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 13 Закона РМ «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12.07.2002г. № 25-З в виде наложения штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением ООО «Жилкоммунсервис» обратилось в суд с заявлением о его обжаловании.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает, что заявление ООО «Жилкоммунсервис» подлежит удовлетворению частично.
Статьей 13 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12.07.2002г. № 25-З предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двух тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с примечаниями к данной статье Правила благоустройства, чистоты и порядка городов и других населенных пунктов утверждаются соответствующими органами местного самоуправления Республики Мордовия.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003г. №304 утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в г.Саранске (далее –Правила), пунктом 110 главы Х которых установлено, что каждое место разрытия в соответствии с проектом производства работ, согласованным с заинтересованными организациями и Управлением ГИБДД, ограждается забором (щитами) установленного образца с красными габаритными фонарями и оборудуется соответствующими дорожными знаками стандартного типа. В вечернее и ночное время места разрытий освещаются. Ограждение должно иметь опрятный вид, быть сплошным и надежно предотвращать попадание посторонних лиц на стройплощадку и разрытые траншеи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между ООО Инвестиционно - строительная компания «Саранскстройинвест» - «Заказчик» и ООО «Жилкоммунсервис» - «Подрядчик» заключен договор строительного подряда №07-пр/08 от 03.03.2008 на выполнение последним строительно-монтажных работ на объекте « Застройка жилого квартала по ул. Победы многоэтажными жилыми домами в г. Саранске. Жилой дом №4. 2-ая очередь строительства».
Проведенной 26.05.2008 проверкой было установлено, что на территории вышеуказанного строящегося объекта, демонтировано ограждение строительной площадки - отсутствует 65 метров ограждения с западной стороны объекта, что допускает попадание посторонних лиц на стройплощадку и в разрытый котлован.
В судебном заседании представитель ООО «Жилкоммунсервис», не отрицая факта отсутствия части ограждения объекта, указал на то, что отсутствует объект административного правонарушения, поскольку жизни и здоровью граждан ничего не угрожало, так как сплошное ограждение на время проведения работ по укладке дренажных труб и демонтажу железобетонных конструкций со строящегося объекта, было заменено временным, на объекте дежурит охрана.
Суд не может согласиться с доводом заявителя по следующим основаниям.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 13 Закона РМ «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12.07.2002г. № 25-З, составляет нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка, в данном случае нарушение пункта 110 главы 10 Правил благоустройства, чистоты и порядка г.Саранске, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304, выразившееся в отсутствии части ограждения строительной площадки.
В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, статья 26.1 КоАП РФ предусматривает наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт наличия нарушений, установленных Правилами норм, в ходе осуществления заявителем строительства подтвержден материалами дела, а именно: актом осмотра от 26.05.2008, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2008 №625 фотоснимками от 26.05.2008.
Из акта осмотра строительной площадки от 26.05.2008, составленного в присутствии директора ООО «Жилкоммунсервис», усматривается, что отсутствует 65 метров ограждения с западной стороны строительной площадки застройки жилого квартала по ул.Победа в гор.Саранске, жилой дом №4 второй очереди строительства. Никаких сведений о наличии временных заграждений на строительной площадке указанный акт не содержит, директором общества подписан без каких -либо замечаний и возражений.
В протоколе об административном правонарушении №625 от 28.05.2008г. имеются объяснения директора общества ФИО3, который не отрицал отсутствия части ограждения строительной площадки, пояснил, что в мае часть ограждения была временно демонтирована для производства дренажных работ, но территория строительной площадки находилась под охраной военизированной охраны.
Ссылка заявителя на то, что пунктом 110 Правил не установлено лицо, ответственное за установку ограждения, в связи с чем общество не должно нести ответственности, судом не принята во внимание.
В силу статьи 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ . Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Кроме того, согласно пункту 2.12 договора строительного подряда №06-пр/08 от 03.03.2008 обязанность по обеспечению выполнения на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, охране материалов и строительной техники, возложена на подрядчика, то есть на ООО «Жилкоммунсервис».
Из изложенного следует, что материалами проверки подтверждается и административным органом установлено совершение ООО «Жилкоммунсервис» административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу судом не установлено.
Вместе с тем, постановление Административной комиссии городского округа Саранск от 29.05.2008 №1386 в части определения меры взыскания ООО «Жилкоммунсервис» подлежит признанию незаконным и изменению.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Кроме того, в статье 4.3 КоАП РФ указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проверяя законность принятого ответчиком постановления, суд установил, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указано на отягчающие вину общества обстоятельства, как «совершенное правонарушение представляет собой реальную угрозу здоровью и жизни граждан».
Суд не может согласиться с тем, что вышеназванное обстоятельство является отягчающим вину ООО «Жилкоммунсервис» обстоятельством, поскольку в статье 4.3 КоАП РФ указан перечень обстоятельств отягчающих административную ответственность, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, и данный перечень не содержит указанного ответчиком в качестве отягчающего вину обстоятельства.
Каких-либо отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, однако установлено смягчающее ответственность обстоятельство, которое не было учтено при определении меры взыскания заявителю, такое как отсутствие причинения вредных последствий.
За совершение правонарушения предприятию определена мера взыскания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, при отсутствии в действиях ответчика отягчающих вину обстоятельств, и при наличии смягчающих вину обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах постановление Административной комиссии городского округа Саранск от 29.05.2008г. №1386 подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания за административное правонарушение, совершенное ООО «Жилкоммунсервис», и применение к обществу минимальной меры ответственности, предусмотренной данной нормой, в виде взыскания штрафа в размере 2000 рублей.
В остальной части требования заявителя подлежат отклонению.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.06.2008 до 24.06.2008.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил :
Постановление Административной комиссии городского округа Саранск от 29.05.2008 №1386 в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», г.Саранск, наказания за административное правонарушение, предусмотренное статьей 13 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», в размере 10000 руб. признать незаконным и изменить.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», расположенному по адресу: <...>, (запись в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1041320003262) минимальную меру ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 13 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», в виде взыскания штрафа в размере 2000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Артамонова