ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2674/09 от 29.01.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-2674/2009

г. Саранск 29 января 2010 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Мясниковой Л.А., при ведении протокола судьей Мясниковой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Верховного Суда Республики Мордовия    (г. Саранск)

к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (г. Саранск)

об устранении препятствий в осуществлении права оперативного управления недвижимым имуществом

и по встречному иску

Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (г. Саранск)

к Верховному Суду Республики Мордовия    (г. Саранск)

о признании права оперативного управления на недвижимое имущество и признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления Верховного Суда Республики Мордовия (г. Саранск) на это имущество,

с участием в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (г. Саранск), Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия (г. Саранск), Управления Судебного департамента в Республике Мордовия (г. Саранск),

  при участии в заседании:

от Верховного Суда Республики Мордовия: Александрова С.В. (доверенность от 14.07.2009),

от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия: ФИО1 (руководитель), ФИО2 (доверенность от 10.07.2009 №03/111-АФ),

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия: ФИО3 (доверенность от 13.01.2010),

от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия: ФИО4 (доверенность от 23.12.2009 №53),

от управления Судебного департамента в Республике Мордовия ФИО5 (доверенность от 29.01.2010),

у с т а н о в и л :

Верховный Суд Республики Мордовия     (г. Саранск, далее также – Верховный Суд РМ, Верховный Суд), с учетом уточнения иска, просит обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (г. Саранск, далее также - Управление Минюста РФ по РМ, Управление Минюста) устранить препятствия в осуществлении права оперативного управления в отношении помещений подвального и третьего этажей в здании Верховного суда по адресу: <...>, здания гаража по тому же адресу путем освобождения спорных помещений, снятия замков с их дверей и обеспечения свободного доступа работников Верховного Суда Республики Мордовия в помещения.

Первоначально Верховным Судом заявлялись аналогичные требования в отношении помещения №19 на первом этаже здания Верховного суда. Заявлением от 12.08.2009 №8-3/10514 Верховный Суд от требований в отношении этого помещения отказался. Отказ принят судом.

Управление Минюста против удовлетворения иска возражает, ссылаясь на незаконность актов собственника имущества по закреплению спорных объектов на праве оперативного управления за Верховным Судом, неправомерность государственной регистрации указанного права, несовершение собственником действий по фактическому изъятию помещений и их передаче.

Во встречном иске, принятом к производству арбитражного суда определением от 05.08.2009 с учетом уточнений в заявлении от 30.07.2009, Управление Минюста просит признать недействительным право оперативного управления Верховного суда на помещения подвального, первого и третьего этажей в здании Верховного суда по адресу: <...>, здание гаража по тому же адресу; признать право оперативного управления Управления Минюста РФ по РМ на указанное имущество.

Верховный Суд возражает против удовлетворения встречного иска, ссылаясь на отсутствие оснований для возникновения вещных прав Управления Минюста на спорное имущество и пропуск истцом срока исковой давности по требованию о признании зарегистрированного права недействительным.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (г. Саранск, далее также - ТУ ФАУГИ в РМ) в отзыве по делу не заявило о поддержке позиции какой-либо из сторон в споре.

  Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия (г. Саранск, далее также - УФРС по РМ) заявило, что считает действия государственного регистратора по регистрации права оперативного управления Верховного Суда на спорные объекты правомерными. О поддержке позиции какой-либо из сторон в споре указанным лицом не заявлено.

Управление Судебного департамента в Республике Мордовия (г. Саранск) отзыв на иск не представило, в судебном заседании представитель Управления Судебного департамента заявил о поддержке позиции Верховного Суда по делу. Просил первоначальный иск удовлетворить, в удовлетворении встречного иска Управлению Минюста отказать.

При рассмотрении дела в судебном разбирательстве установлено следующее.

Здание Верховного суда РМ по адресу: г. Саранск, Ленинский район, ул. Л. Толстого, д. 21 площадью 3666,6 кв. м. (технический паспорт составлен Саранским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 03.04.2008, инвентарный номер 13770/1) построено в 1975 году, с момента его создания в здании размещались Верховный Суд и Министерство юстиции Мордовской АССР, народные суды районов г. Саранска, что подтверждается сообщением Центра документации по личному составу г. Саранска Администрации г. Саранска от 06.05.1998 №341, Объяснительной запиской к годовому отчету за 1975 год Министерства юстиции Мордовской АССР, паспортом помещения Верховного Суда Мордовской ССР и сторонами не оспаривается. Здание гаража по адресу: г. Саранск, Ленинский район, ул. Л. Толстого, д. 21 площадью 42,7 кв. м. (инвентарный номер 13770/2) согласно данным технического паспорта, составленного Саранским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 03.04.2008, построено также в 1975 году. Помещения в подвальном этаже здания Верховного суда под номерами 3, 12, 21, 23, 24, 26 (согласно данным технического паспорта по состоянию на 03.04.2008), на третьем этаже здания под номерами 5, 7, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 26, 27, 34 и два помещения под номером 6 (по данным того же технического паспорта), а также здание гаража в настоящее время используются Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия, что сторонами не оспаривается. Стороны также признают то обстоятельство, что с момента постройки указанные помещения в здании Верховного суда и здание гаража находились на балансе Министерства юстиции Мордовской АССР и его правопреемников (протокол предварительного судебного заседания по настоящему делу от 14.07.2009; справка Верховного Суда, подписанная его председателем).

В рамках реализации положений части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» о передаче имущества, связанного с обеспечением деятельности судов общей юрисдикции, с баланса Министерства юстиции Российской Федерации на баланс Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и закреплении этого имущества за Судебным департаментом на праве оперативного управления Министерством государственного имущества Российской Федерации, наделенным пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 полномочиями принимать решения о закреплении недвижимых объектов федеральной собственности на праве оперативного управления, издано распоряжение от 07.04.1998 №290-р о закреплении за Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на праве оперативного управления недвижимого имущества, связанного с обеспечением деятельности судов. Распоряжением №290-р установлено, что окончательное решение о передаче таких недвижимых объектов принимается комитетом по управлению государственным имуществом соответствующего субъекта Российской Федерации путем утверждения акта приема-передачи имущества. Совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.09.1998 №132/52 установлено, что перечни объектов, подлежащих передаче, определяются в актах приема-передачи и утверждаются руководителями органов юстиции и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Совместным приказом Министра юстиции Республики Мордовия и Начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Мордовия от 05.08.1998 №403а/1а создана комиссия по приему-передаче имущества с баланса Министерства юстиции Республики Мордовия на баланс Управления Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в Республике Мордовия, утвержден ее персональный состав. Комиссионным актом приемки-передачи №40 от 12.05.1999 определено, что здание по адресу: <...> передается на баланс и в оперативное управление Управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ по РМ, при этом согласно тексту акта приемки-передачи и приложениям к нему – акту инвентаризации и технического состояния здания, перечню передаваемых основных фондов по состоянию на 01.03.1999, в оценку стоимости здания вошла стоимость гаража 1975 года постройки, по приложению к акту приемки-передачи здание гаража вошло в состав передаваемых основных фондов. Акт №40 утвержден председателем Государственного комитета Республики Мордовия по управлению государственным имуществом 12.05.1999.

24.07.2001 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права оперативного управления Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в РМ на здание Ленинского районного суда (прежнее наименование здания Верховного суда, условный номер 13:03:1456:0:84:21:А:0), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 13АА №733695 от 24.07.2001. Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Республике Мордовия 06.02.2004 издан приказ №4-у об изъятии здания Ленинского районного суда из оперативного управления Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в РМ и закреплении его на праве оперативного управления за Верховным Судом Республики Мордовия. 24.02.2004 Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в РМ и Верховным Судом Республики Мордовия подписан акт передачи здания на баланс Верховного Суда, утвержденный руководителем Территориального управления Минимущества России по Республике Мордовия. 30.03.2005 зарегистрировано право оперативного управления Верховного Суда на объект, что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права сер. 13 ГА №010463 от 14.07.2005. Здание гаража 1975 года постройки также отражено в акте приемки-передачи от 24.02.2004. Приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия от 10.12.2008 №3-у в приказ Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Республике Мордовия от 06.02.2004 №4-у внесены изменения, указано на изъятие из оперативного управления Судебного департамента и передачу в оперативное управление Верховного Суда здания гаража. Право оперативного управления на здание гаража зарегистрировано за Верховным судом 17.01.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 13 ГА №284799 от 17.01.2009. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-3835/2009 от 29.10.2009 Управлению Минюста РФ по РМ отказано в признании недействительным приказа Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Республике Мордовия от 06.02.2004 №4-у в редакции приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия от 10.12.2008 №3-у, нарушения прав заявителя при издании названных приказов арбитражным судом в рамках производства по делу №А39-3835/2009 не установлено. Земельный участок под объектами принадлежит Верховному Суду на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 13 ГА №029903 от 28.09.2005.

Верховный Суд РМ просит обязать Управление Минюста РФ по РМ устранить препятствия в осуществлении Верховным Судом права оперативного управления в отношении здания гаража и отдельных помещений в здании Верховного Суда (помещений подвального этажа под номерами 3, 12, 21, 23, 24, 26 согласно данным технического паспорта по состоянию на 03.04.2008, третьего этажа под номерами 5, 7, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 26, 27, 34 и двух помещений под номером 6 (по данным того же технического паспорта), а также здания гаража путем освобождения помещений и здания, снятия замков с дверей и обеспечения свободного доступа в них работников Верховного Суда, ссылаясь на нормы статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия, оспаривая право оперативного управления Верховного Суда Республики Мордовия на здание гаража и часть здания Верховного суда площадью 759,9 кв.м., включающую в себя подвальные помещения под номерами 3, 12, 21, 23, 24, 26 (согласно данным технического паспорта по состоянию на 03.04.2008), помещение №19 на первом этаже, третий этаж здания полностью, просит признать право оперативного управления Управления Минюста РФ по РМ на это имущество и признать недействительным право оперативного управления Верховного Суда на него. В обоснование требований Управление Минюста приводит следующие доводы: в акте приемки-передачи №40 от 12.05.1999 указано на передачу этих объектов Министерству юстиции Республики Мордовия в безвозмездное пользование; в протоколе заседания Межведомственной комиссии Минюста России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 13-14 апреля 1999 года указано на целесообразность сохранения на балансе Министерства юстиции Республики Мордовия части подвальных помещений в здании суда и здания гаража; эти помещения никогда не использовались для нужд судов общей юрисдикции и фактически Министерство юстиции Республики Мордовия не передавало спорное имущество ни Судебному департаменту, ни Верховному суду. До регистрации Управления Минюста в РФ по РМ в качестве юридического лица в 2008 году зданием гаража и помещениями, указанными в первоначальном иске, владело УФРС по РМ, что признает и Верховный Суд (отзыв на встречный иск от 12.08.2009). Свои притязания на указанные помещения и здание гаража Управление Минюста обосновывает универсальным правопреемством по отношению к Министерству юстиции Республики Мордовия.

Исследовав доказательства по делу, суд считает требования Управления Минюста РФ по РМ не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Реорганизация юридического лица с переходом его прав, в том числе вещных, другому лицу, осуществляется в порядке, установленном статьями 57 – 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении учреждений она осуществляется по решению учредителя способами, строго определенными законом, с передачей прав и обязанностей в объеме, установленном передаточным актом или разделительным балансом. Регистрация юридических лиц, созданных путем реорганизации, в соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса, положениями главы V Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляется только при представлении в регистрирующий орган соответственно передаточного акта или разделительного баланса.

Министерство юстиции Республики Мордовия, с баланса которого спорные объекты недвижимости передавались на баланс Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ по РМ в 1999 году, приказом Министра юстиции Российской Федерации от 28.09.2000 №1635-к преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия. Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 22.11.2004 №1465-к Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия реорганизовано путем разделения на территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия и территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, в связи с чем 20.12.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении управления как юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.01.2010, составленная Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Саранска). К моменту прекращения Управления Минюста как юридического лица местом его нахождения по данным Единого государственного реестра юридических лиц был дом №21 по ул. Л. Толстого г. Саранска. В тот же день в качестве юридических лиц зарегистрированы Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия (ОГРН <***>), Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (ОГРН <***>). Местом нахождения последнего при его создании был указан адрес прекращенного Управления Минюста – спорное здание Верховного суда. Названные правопреемники реорганизованного Управления Министерства юстиции являются действующими юридическими лицами по настоящее время (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.01.2010, составленные Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Саранска)

Управление Министерства юстиции РФ по РМ как ныне действующее юридическое лицо, выступающее стороной в рассматриваемом споре, создано приказом Министра юстиции Российской Федерации от 15.07.2008 №143 и действует на основании Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министра юстиции РФ от 25.07.2008 №151. Запись о регистрации его при создании внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 30.07.2008, что подтверждается выпиской из реестра от 12.03.2009, составленной Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Саранска. В регистрирующий орган в составе документов, представленных для регистрации Управления Минюста РФ по РМ в 2008 году, документы о правопреемстве создаваемого лица по отношению к иным юридическим лицам не представлялись (сообщение ИФНС по Ленинскому району г. Саранска от 22.07.2009 в ответ на запрос арбитражного суда по настоящему делу от 14.07.2009 и приложенные к нему документы).

Поскольку Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия с основным государственным регистрационным номером 1021300980150 прекратилось в 2004 году и истец по встречному иску – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия с ОГРН <***> действует с 2008 года как вновь созданное юридическое лицо, довод Управления Минюста РФ по РМ о его универсальном правопреемстве по отношению к Министерству юстиции Республики Мордовия отклоняется, как документально не подтвержденный и противоречащий письменным доказательствам по делу.

Факт передачи Министерству юстиции России части функций Федеральной регистрационной службы Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724 не свидетельствует о правопреемстве территориальных органов Минюста России как юридических лиц по отношению к территориальным органам Федеральной регистрационной службы. Пункт 17 Указа №724, по которому органы исполнительной власти, наделенные этим указом функциями иных федеральных органов исполнительной власти, являются правопреемниками последних по обязательствам, предполагает замену в соответствующих правоотношениях органа исполнительной власти как представителя Российской Федерации в силу статьи 125 Гражданского кодекса, но не переход вещных прав на имущество органов исполнительной власти как юридических лиц – участников гражданского оборота. Перераспределение функций между органами исполнительной власти Российской Федерации не является реорганизацией юридических лиц в смысле статей 57, 58 Гражданского кодекса. Определение органов, которым надлежит принять имущество преобразуемых в соответствии с Указом №724 органов исполнительной власти, поручено пунктом 19 Указа Правительству Российской Федерации. При этом на имущество Федеральной регистрационной службы это положение не распространяется, поскольку служба не была реорганизована названным указом. Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия как юридическое лицо существует по настоящее время.

Доказательства возникновения права оперативного управления на спорные помещения и здание гаража у ныне действующего Управления Минюста РФ по РМ по иным основаниям в материалы дела также не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 299, частью 1 статьи 131, частью 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество у юридического лица, вновь созданного после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», необходимо решение собственника имущества о закреплении его за соответствующим лицом на праве оперативного управления, фактическая передача имущества и государственная регистрация права оперативного управления. В отношении имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Управлением Минюста РФ по РМ, истцом по встречному иску представлено распоряжение ТУ ФАУГИ по РМ от 28.08.2008 №244-р, которым Управление Минюста наделено правом оперативного управления лишь на движимое имущество. Часть имущества Управлением Минюста получена от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия в соответствии с Приказом руководителя Федеральной регистрационной службы России от 29.07.2008 №146 по акту приема-передачи от 28.08.2008. Недвижимое имущество по этому акту не передавалось. Приказом Министра юстиции РФ от 15.07.2008 №143 обеспечить размещение и материально-техническое оснащение вновь создаваемых управлений Минюста России в субъектах Российской Федерации было поручено департаменту ресурсного обеспечения Минюста России. Вместе с тем, доказательства принятия органами, уполномоченными распоряжаться федеральным имуществом, решения о закреплении спорной недвижимости за Управлением Минюста РФ по РМ, в материалы дела не представлены.

Указание в акте приема-передачи №40 от 12.05.1999 на передачу в безвозмездное пользование Управления Минюста Республики Мордовия спорного здания гаража и некоторой площади в здании Верховного суда при отсутствии доказательств правопреемства между Минюстом РМ и ныне действующим Управлением Минюста РФ по РМ существенного значения для решения вопроса о праве истца по встречному иску на спорное имущество не имеет.

Поскольку Управление Минюста РФ по РМ не доказало наличия предусмотренных законом оснований для возникновения у него права оперативного управления на спорное имущество, требования о признании за ним этого права удовлетворению не подлежат.

Требования Управления Минюста о признании недействительными зарегистрированных прав оперативного управления Верховного Суда отклоняются, поскольку согласно разъяснению, данному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 №15148/08, иск о признании недействительным зарегистрированного права в любом случае не может быть удовлетворен как противоречащий статье 12 Гражданского кодекса, так как является недопустимым способом защиты, не предусмотренным действующим законодательством.

Исковые требования Верховного Суда РМ арбитражный суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Верховный Суд просит обязать Управление Минюста устранить препятствия в осуществлении права оперативного управления Верховного Суда в отношении здания гаража и отдельных помещений в здании Верховного суда путем освобождения помещений и здания, снятия замков с дверей и обеспечения свободного доступа в них работников Верховного Суда. При этом истец по первоначальному иску считает себя лицом, владеющим спорными объектами на праве оперативного управления; требования к ответчику обоснованы ссылкой на статью 304 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, требование к Управлению Минюста заявлено как негаторный иск.

Действующее гражданское законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, предусмотренных законом. Вместе с тем, если законодательно для конкретного правоотношения предусмотрен определенный способ защиты, обращаясь в суд, лицо вправе использовать только этот способ. Так, гражданское законодательство четко разграничивает способы защиты вещных прав в зависимости от характера их нарушения. Для защиты носителя вещного права в случае неправомерного лишения его владения вещью статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен виндикационный иск – истребование имущества из чужого незаконного владения. Для тех случаев, когда нарушения права не связаны с лишением правообладателя владения вещью, но выражаются лишь в затруднении ее использования, статьей 304 Кодекса предусмотрен негаторный иск – об устранении препятствий в реализации права, не связанных с лишением владения. Таким образом, основанием виндикационного и негаторного исков не могут быть одни и те же обстоятельства. В предмет доказывания по негаторному иску входят наличие у истца вещного права на спорное имущество, фактическое владение истцом вещью и неправомерное чинение ответчиком препятствий в извлечении истцом полезных свойств вещи.

Правовые механизмы защиты ответчика против негаторного и виндикационного исков существенно различаются.

Спорные здание гаража и помещения как пространственно определенные, обладающие собственными полезными свойствами недвижимые вещи являются самостоятельными объектами гражданского оборота.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, фактически спорные объекты в 1999 году не передавались Министерством юстиции Республики Мордовия Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в Республике Мордовия, и во владение Верховного Суда РМ до настоящего времени не поступали. Таким образом, требования об освобождении помещений и здания фактически направлены на изъятие недвижимых вещей из владения Управления Минюста, однако иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения по правилам статьи 301 Гражданского кодекса Верховным Судом не заявлялся. В рамках рассмотрения негаторного иска по правилам статьи 304 такие требования удовлетворению не подлежат.

По смыслу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неверное определение истцом норм права, подлежащих применению к отношениям между сторонами, не является препятствием для правовой квалификации спорного правоотношения судом и рассмотрения иска по существу с применением соответствующих норм права. Вместе с тем, учитывая закрепленный в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса принцип состязательности судопроизводства в арбитражном суде и различия в правовых механизмах защиты ответчика по виндикационному и негаторному искам, в рассматриваемом деле суд считает недопустимой самостоятельную переквалификацию арбитражным судом требований об устранении препятствий в реализации права на основании статьи 304 Гражданского кодекса на иск об истребовании имущества из незаконного владения.

Отказ в удовлетворении данного иска не препятствует обращению Верховного Суда с самостоятельным иском по правилам статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд считает, что критической оценке подлежит утверждение Верховного Суда о возникновении у него права оперативного управления на имущество, указанное в первоначальном иске. В соответствии с частью 1 статьи 299, частью 1 статьи 131, частью 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество, закрепляемое за учреждением собственником после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», возникает в результате совершения следующих действий: принятия собственником имущества решения о закреплении вещи на праве оперативного управления, фактической передачи имущества, государственной регистрации права оперативного управления. При этом по правилам части 1 статьи 299, статьи 224 Гражданского кодекса право оперативного управления не может возникнуть до момента передачи вещи, то есть до момента ее фактического поступления во владение принимающего имущество лица. Возникновение и прекращение права оперативного управления согласно статье 299 обусловлены не только принятием соответствующего решения собственником имущества учреждения, но и осуществлением им действий по фактическому изъятию (лишению владения) и передаче вещи на основании такого решения. Регистрация права согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениям в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2009 №6478/09 сама по себе основанием возникновения права не является. Вместе с тем, как следует из пояснений сторон, в том числе истца по первоначальному иску, несмотря на формальное подписание актов приема-передачи, спорные помещения и здание гаража фактически Верховному Суду не передавались.

От уплаты государственной пошлины по делу стороны освобождены пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. При подаче первоначального и встречного исков пошлина не уплачивалась.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 168–171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

в части искового требования Верховного Суда Республики Мордовия к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия об устранении препятствий в осуществлении прав пользования, владения и распоряжения помещением №19 на первом этаже здания Верховного суда по адресу: г. Саранск, Ленинский район, ул. Л.Толстого, д. 21, обязании освободить указанное помещение, снять замок с входной двери помещения и обеспечить свободный доступ в него работников Верховного Суда Республики Мордовия производство по делу прекратить.

В удовлетворении остальной части иска Верховному Суду Республики Мордовия (г. Саранск) отказать.

В удовлетворении встречного иска Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (г. Саранск) отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир), по окончании этого срока – в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).

Судья Л.А. Мясникова